ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Российский патент 1999 года по МПК C10L1/18 C10L1/28 

Описание патента на изобретение RU2143460C1

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ.

Известна топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением алифатического или циклоалифатического нитрата и алкоксиалканола, однако эта топливная композиция имеет невысокую эффективность по снижению количества отложений на деталях цилиндра дизеля /США N 4623362, C 10 L 1/18, 18.11.86/.

Известна также топливная композиция, включающая низкосортное дизельное топливо с цетановым числом 37 единиц, с добавлением смеси, содержащей алифатический или циклоалифатический нитрат и алкоксисилан. При применении на дизелях стандартных дизельных топлив по ГОСТ 305-82 с добавлением алифатического или циклоалифатического нитрата и алкоксисилана, эффективность полученной топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оказывается низкой /США 4541838, C 10 L 1/28, 17.09.85/.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Под высокотемпературными отложениями понимаются отложения лака и нагара, образующиеся при сгорании топлива в условиях дизеля на впускных и выпускных клапанах, днище и боковой поверхности цилиндра, распылителе и игле форсунки.

Поставленная техническая задача достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением кремнийсодержащего поверхностно-активного вещества, отличающаяся тем, что в качестве кремнийсодержащего вещества она содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и дополнительно содержит этиловый эфир салициловой кислоты и диоктиловый эфир фталевой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,025....0,035
Этиловый эфир салициловой кислоты - 0,030....0,050
Диоктиловый эфир фталевой кислоты - 0,025....0,035
Дизельное топливо - До 100
Для приготовления топливной композиции олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с, этиловый эфир салициловой кислоты и диоктиловый эфир фталевой кислоты вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.

Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с температурным коэффициентом вязкости 0,62, температурой застывания минус 60oC, температурой кипения при 133...400 Па 300oC. Используется в качестве демпфирующей, амортизаторной, гидравлической жидкости в приборах и механизмах, а также дисперсионной среды для пластичных смазок. Техническое название ПМС-1000. Производится по ГОСТ 13032.

Этиловый эфир салициловой кислоты представляет собой светлую прозрачную жидкость. Вырабатывается по МРТУ 6-09-3020.

Диоктиловый эфир фталевой кислоты представляет собой светлую прозрачную жидкость с характерным запахом. Вырабатывается по МРТУ 6-09-2350.

Для составления топливных композиций использовалось топливо 3-0,2 минус 35 по ГОСТ 305.

Склонность топливных композиций к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оценивалась по нагарообразующей способности по методу ПЗИ /Гуреев А.А. и др. Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов, 1984, с. 112 / на одноцилиндровой установке ИДТ-69 и по лако-нагарообразующей способности в соответствии с методом "Способ оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию". /А.С. СССР N 1467509, 1989/.

За показатель нагарных свойств по методу ПЗИ выбрано среднее значение массы отложений на металлических нагарниках по результатам четырех параллельных испытаний
Режим испытаний:
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 - 90±10
Степень сжатия с учетом нагарника - 16
Продолжительность испытаний, мин - 5
С целью оценки склонности топливных композиций не только к нагаро-, но и к лакообразованию, дополнительно использован способ оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию. За показатель склонности топливных композиций к лако-нагарообразованию выбрано среднее значение массы отложений на пластинах из стали по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний:
Температура воздуха в кварцевой трубке, oC - 500
Температура пластины из стали, oC - 300
Температура подаваемого воздуха, oC - 70
Скорость подачи воздуха, л/мин - 25
Для оценки эффективности композиции-прототипа приготовлены три образца топливных композиций на основе топлива 3-0,2 минус 35 по ГОСТ 305 с добавлением в качестве присадки комбинации органических нитратов с алкоксисиланом. Содержание компонентов в топливной композиции и их соотношение выбрано соответствующим оптимальному составу композиции-прототипа. Состав присадок: образец 1 - циклогексилнитрат (70 мас.%) и тетраэтоксисилан (30 мас.%); образец 2 - 2-этилгексилнитрат (80 мас.%) и тетраэтоксисилан (20 мас.%); образец 3 - изопропилнитрат (60 мас. %) и тетраэтоксисилан (40 мас.% ). Присадки вводились в топливо в количестве 0,1 мас.%.

Результаты оценки эффективности предлагаемой топливной композиции и композиции-прототипа представлены в табл. 1 и табл. 2.

Примеры 1, 2, 3 в табл. 1 и 2 отличаются процентным соотношением компонентов в предлагаемой топливной композиции.

При добавлении в топливо 3-0,2 минус 35 компонентов предлагаемой топливной композиции в количествах, указанных в табл. 3, другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний.

Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о более высокой эффективности предлагаемой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Экономическая эффективность от использования предлагаемой топливной композиции выразится за счет повышения надежности эксплуатации двигателя и увеличения межремонтных сроков его работы.

Похожие патенты RU2143460C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1998
  • Волгин С.Н.
  • Пименов Ю.М.
  • Усин В.В.
  • Улитько А.В.
  • Давидовский А.В.
RU2139913C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Волгин С.Н.
  • Пименов Ю.М.
  • Бурматнов Ю.А.
RU2147602C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Пименов Ю.М.
  • Волгин С.Н.
  • Усин В.В.
  • Улитько А.В.
RU2148073C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Пименов Ю.М.
  • Волгин С.Н.
  • Усин В.В.
  • Улитько А.В.
RU2155794C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Пименов Ю.М.
  • Волгин С.Н.
RU2148074C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Волгин С.Н.
  • Пименов Ю.М.
  • Бурматнов Ю.А.
RU2155795C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Пименов Ю.М.
  • Волгин С.Н.
  • Усин В.В.
  • Улитько А.В.
RU2148076C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2001
  • Волгин С.Н.
  • Улитько А.В.
  • Давидовский А.В.
RU2202598C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Волгин С.Н.
  • Пименов Ю.М.
  • Бурматнов Ю.А.
RU2147603C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2001
  • Волгин С.Н.
  • Пименов Ю.М.
  • Середа В.А.
RU2202599C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 143 460 C1

Реферат патента 1999 года ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Описывается топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением кремнийсодержащего поверхностно-активного вещества, отличающаяся тем, что в качестве кремнийсодержащего вещества она содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм/с и дополнительно содержит этиловый эфир салициловой кислоты и диоктиловый эфир фталевой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%: олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с 0,025-0,035; этиловый эфир салициловой кислоты 0,030-0,050; диоктиловый эфир фталевой кислоты 0,025-0,035; дизельное топливо до 100. Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 143 460 C1

Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением кремнийсодержащего поверхностно-активного вещества, отличающаяся тем, что в качестве кремнийсодержащего вещества она содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и дополнительно содержит этиловый эфир салициловой кислоты и диоктиловый эфир фталевой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,025 - 0,035
Этиловый эфир салициловой кислоты - 0,030 - 0,050
Диоктиловый эфир фталевой кислоты - 0,025 - 0,035
Дизельное топливо - До 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2143460C1

Пименов Ю.М
и др
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Челябинский филиал Гос.союз.НИИ, Челябинск, 1991, с.14.

RU 2 143 460 C1

Авторы

Волгин С.Н.

Улитько А.В.

Бурматнов Ю.А.

Даты

1999-12-27Публикация

1998-11-30Подача