Изобретение относится к инструментальному оборудованию и применимо при техническом обслуживании тормозных систем барабанного типа легкового автомобиля, а также для снятия деталей типа тонких дисков малой жесткости с неразвитой ступицей, но имеющих отверстия вблизи ступицы.
Наиболее близким аналогом предлагаемого способа является приведенный в (1) на стр. 196, рис. 155 в, г, при котором к полуоси и торцу расположенного на ней барабана прикладывают усилия, направленные в противоположные стороны, с помощью захватного устройства с резьбовым силовым элементом.
При применении такого способа захватами к торцу обечайки барабана и резьбовым силовым элементом к центру полуоси прикладывается уравновешенная и симметричная в первый момент, но неустойчивая система направленных параллельно оси вала сил. Усилия от захватов съемника, собираясь в свою равнодействующую на поверхности ступицы, вследствие малой жесткости стенки барабана и большой удаленности захватов от ступицы производят значительную деформацию стенки барабана в виде сложного пространственного изгиба, что приводит к зажиму ступицы на валу полуоси.
Неустойчивость системы сил подталкивает к лавинообразному развитию даже небольшой случайный перекос и асимметрию сил, что приводит к заклиниванию. Процесс заклинивания и зажима усугубляется при наличии дополнительных сил "прилипания" ступицы к валу от накопившихся продуктов коррозии на посадочных поверхностях.
В этих условиях дальнейшее увеличение осевых усилий ведет к еще большим деформациям и даже разрушению барабана. Это является причиной того, что при техническом обслуживании тормозных систем легковых автомобилей захватные устройства с резьбовым силовым элементом не применяются.
Предлагаемый способ направлен на максимальное уменьшение сил трения между посадочными поверхностями барабана и полуоси механическими способами и создание условий, не допускающих развития деформации стенки барабана, зажима и заклинивания при приложении осевых сил к барабану и полуоси.
Для уменьшения сил трения к стенке барабана в ее плоскости прикладывают радиально направленные и взаимно уравновешенные усилия, упруго расширяющие посадочное отверстие барабана. Эти усилия передаются с корпуса устройства на поверхности отверстий, предназначенных для прохода болтов крепления колесных дисков, через цилиндрические пальцы, шарнирно закрепленные на устройстве. Силы трения между поверхностями отверстий и пальцев, возникающие при приложении радиальных сил, действуют в одном направлении с силами от захватов, прикладываемых к торцу барабана, и уменьшают их сумму на величину своей суммы. Уменьшение это в зависимости от условий трения может быть значительным, сводящим силы от захватов к нулю, чем предотвращается деформация стенки барабана, зажим ступицы барабана на полуоси и возрастание сил трения между ними, зависящее от величины сил, приложенных к торцу барабана.
Таким образом, приложение радиальных сил не только предотвращает рост сил сопротивления снятию барабана, но и обеспечивает некоторое их уменьшение в результате упругого расширения посадочного отверстия.
Далее следует второй этап уменьшения сил трения путем замены сил трения покоя на силы трения движения вращением барабана вокруг полуоси. Преодолеть иногда очень значительные силы трения покоя и "прилипания" удается приложением достаточного момента вращения, прилагаемого через корпус устройства к зафиксированному на его прижимных площадках барабану. Реактивный момент полуоси при этом передается через стопор и далее через опору на пол гаража в виде пары сил реакции опоры. Этот стопор и опора обеспечивают также соосность устройства с полуосью в процессе снятия барабана, чем предотвращается заклинивание. Проворачивание барабана, производимое одновременно с приложением осевых и радиальных сил, обеспечивает энергетической подпиткой условия трения движения ступицы на полуоси, что значительно уменьшает необходимую для снятия барабана осевую силу.
На чертеже представлено предлагаемое устройство.
Устройство состоит из корпуса 1 с резьбовым отверстием, в котором расположен резьбовой силовой элемент 2, соосно с которым расположен стопор полуоси 3, имеющий буртик для упора силового элемента и наконечник 11 для фиксации его в фасонном торце полуоси. На корпусе смонтированы пальцы 4 с натяжителями 5, он имеет площадки 6 для прижима к ним барабана захватами 7 по числу захватов, но не менее двух, а также приемник вращательного момента 8 от средств оператора. Захваты имеют резьбовые силовые элементы для прижима барабана к корпусу устройства. Стопор подвижно соединен с опорой 9, имеющей резьбовые компенсаторы для передачи реактивного момента на пол гаража через резьбовой фиксатор 10, расположенный на опоре.
При установке устройства на барабан наконечник стопора вводят в центр полуоси, пальцы вводят в отверстия, барабан прижимают к прижимным площадкам корпуса захватами, опору компенсаторами устанавливают на полу гаража и фиксируют стопор. При снятии барабана при помощи натяжителей передают на стенку барабана радиальные усилия и фиксируют на пальцах стенку барабана возникшими силами трения, силовым элементом создают осевое усилие, и одновременно монтажными ломиками через трубчатый приемник создают момент вращения и проворачивают барабан.
Опыт показывает, что съем даже очень "прилипшего" барабана не вызывет трудностей и требует нескольких минут. Упругая деформация посадочного отверстия при не очень сильной затяжке резьбовых натяжителей "от ключа" для барабана ВАЗ-2101 составляет 0,01+0,012 мм без видимого снятия поверхностей отверстий.
Гидравлический привод натяжителей позволит применять устройство с очень высокой производительностью труда.
Источники информации:
1. Семенов В.М. Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ. -М.: Агропромиздат, 1985, с. 196.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винт | 1990 |
|
SU1754939A1 |
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОТ ПРИВОДА К КОРПУСУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА | 2001 |
|
RU2193271C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА СЖАТИЕ С КРУЧЕНИЕМ ДЛИННОМЕРНЫХ ОБРАЗЦОВ | 2004 |
|
RU2255322C1 |
Способ закрытия отсека клапан-дросселя | 2023 |
|
RU2799268C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
СПОСОБ ДЕМОНТАЖА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА | 2013 |
|
RU2635741C2 |
БЕСШУМНОЕ СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ | 2005 |
|
RU2297585C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМЕНЫ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2392138C2 |
СИСТЕМА ДЛЯ СНЯТИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2816379C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2566178C1 |
Изобретение относится к инструментальному оборудованию и может быть использовано при техническом обслуживании тормозных систем барабанного типа легковых автомобилей. Для снятия тормозного барабана с полуоси используют устройство, содержащее корпус с резьбовым отверстием, в котором установлен резьбовой силовой элемент. На корпусе смонтированы захваты, а соосно с резьбовым элементом размещен стопор полуоси. Со стопором связана опора с компенсаторами, которая обеспечивает соосность устройства с полуосью. Корпус имеет прижимные площадки для зажима барабана и снабжен пальцами с натяжителями для приложения радиальных усилий к отверстиям барабана. Корпус вращается вместе с резьбовым силовым элементом относительно стопора. Последний имеет наконечник для фиксации его в фасонной выемке на торце полуоси и буртиком. К поверхностям отверстий в стенке барабана пальцами устройства прикладывают радиальные уравновешивающиеся усилия из условия обеспечения упругого расширения посадочного отверстия. К полуоси и торцу барабана прикладывают действующие вдоль полуоси усилия. В процессе приложения усилий барабан проворачивают относительно полуоси, обеспечивая их соосность. В результате обеспечивается повышение производительности и качества демонтажа. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Семенов В.М | |||
Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ | |||
- М.: Агропромиздат, 1985, с.255, рис.204 | |||
Механический съемник | 1978 |
|
SU697312A1 |
Съемник шарикоподшипников | 1981 |
|
SU973340A2 |
Устройство для демонтажа элементов машин | 1981 |
|
SU1014700A1 |
DE 1288524 A, 30.01.69 | |||
DE 3127426 A1, 03.02.83 | |||
US 3909916 A, 07.10.75. |
Авторы
Даты
2000-01-20—Публикация
1997-04-14—Подача