ТЕКСТИЛЬНЫЙ СИНТЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Российский патент 2000 года по МПК D06N7/02 D06N7/04 B32B5/26 B32B27/02 B32B27/12 

Описание патента на изобретение RU2144589C1

Предлагаемое изобретение относится к конструкции обивочного материала, в частности для обивки сидений и вставок дверей транспортного средства.

К классу отделочных материалов автомобильного назначения относятся материалы поливинилхлоридной природы - искусственная кожа, которые состоят из двух слоев: лицевого - поливинилхлоридная пленка и изнаночного - трикотажное полотно. Слои скреплены между собой комбинированным методом в сочетании клеевого с механическим.

Недостатки отделочных материалов типа ПВХ состоят в неудовлетворительной способности к влаго- и воздухообмену, наличии специфического запаха при повышенной температуре и ограничении возможности в отношении свободы формирования декора. (Искусственная кожа ТО 8714-374-05790484-94).

В качестве обивочного материала на АО "АВТОВАЗ" используется капровелюр-текстильный многослойный дублированный материал, состоящий из 3-х слоев: лицевой слой - ворсованный основовязанный трикотаж, получаемый из комплексной полиамидной нити, промежуточный слой - пенополиуретан, подкладочный слой - основовязанное трикотажное полотно из полиамидной нити. Дублирование слоев производится огневым методом. (ТУ 8726-035-05790484-94).

Недостатками капровелюра, как обивочного материала для автомобилей, являются: способность быстрого старения (выгорания) под воздействием солнечной радиации, низкая устойчивость окраски к УФ-свету, при огневом методе дублирования (горение пенополиуретана) выделяются вредные для человека вещества, деструкция пенополиуретана, ограничена возможность формирования различных рисунков.

Также в автомобилестроении применяется текстильный синтетический обивочный материал - бархат. Он представляет собой 3-слойный дублированный материал: лицевой слой - трикотажное основовязанное полотно с разрезным ворсом из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, промежуточный слой - пенополиуретан, подкладочный слой - трикотажное основовязанное полотно из полиамидных нитей. Метод дублирования - огневой. (ТУ 8726-100-05790484-96).

Недостатки этого материала: пониженная устойчивость к истиранию, залипы ворса при эксплуатации в местах, испытывающих контактные нагрузки, направленность ворса, которая требует дополнительную разработку и использование специально ориентированных по направлению ворса шаблонов при раскрое материала, увеличение расхода материала при раскрое, увеличение трудоемкости переработки из-за специального ориентирования деталей кроя при пошиве обивок сидений, ухудшение условий труда работающих на всех технологических операциях изготовления обивок сидений из-за повышенного осыпания ворса с кромок деталей, ограничение возможности получения разнообразных ненаправленных рисунков. При огневом методе дублирования выделяются вредные для человека вещества, повышенная способность к деструкции (разрушению) пенополиуретана под воздействием климатических условий. Дорогостоящий материал,
В качестве обивочного материала для автомобилей применяется также текстильный синтетический материал типа "Твид", который представляет собой 3-слойный материал: лицевой слой - тканое полотно мелкоузорчатого переплетения из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, промежуточный слой - пенополиуретан, подкладочный слой - трикотажное основовязанное полотно из полиамидных нитей. Метод дублирования - огневой. (ТУ 6 - 13 -05763352-118-95). Данный текстильный синтетический материал наиболее близок к заявляемому и принят за прототип.

Недостатками этого материала являются ограниченная возможность получения более сложных переплетений из-за небольшого раппорта мелкоузорчатых переплетений, рисунки, как правило, направленные, геометрические, что повышает трудоемкость переработки. При огневом методе дублирования выделяются вредные для человека вещества, деструкция пенополиуретана, высокая поверхностная плотность материала.

Целью изобретения является создание нового типа обивочного материала, обладающего следующими преимуществами:
- расширение возможности получения более сложных ткацких рисунков, что приведет к увеличению ассортимента обивочных материалов, улучшит дизайн автомобиля, а следовательно, его конкурентоспособность,
- уменьшение поверхностной плотности материала (веса 1 кв.м), что положительно повлияет на эксплуатационные характеристики автомобиля,
- получение экологически чистого материала в период изготовления, эксплуатации и утилизации,
- улучшение технологических свойств при переработке текстильного материала в обивки сидений,
- снижение стоимости обивочного материала.

Поставленная цель достигается за счет того, что материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей легковых автомобилей, представляет собой текстильный синтетический 2-слойный материал. В качестве лицевого слоя предлагается использовать тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения из полиэфирных нитей, выпускаемое на АО "Иштекс" (п. Ишеевка, Ульяновской обл.). Подкладочный слой - полотно нетканое холстопрошивное безниточное типа "Малифлис", содержащее вискозное волокно линейной плотности 0.33 текс, которое изготавливается на АО "Комитекс" (г.Сыктывкар, ТУ 17-28-ОП-78-96).

Дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, полиэфирных, полиэтиленовых или поливинилхлоридных паст клеевым методом.

Предлагается несколько вариантов материала, которые отличаются лицевым слоем.

Вариант 1
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс.

Вариант 2
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоят из полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36,6-40,0 текс.

Вариант 3
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа которого состоит из комбинации полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 85-110 текс, взятых в количестве 80-95/ и полиэфирных нитей текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в массе, линейной плотностью 36,6-40.0 текс, взятых в количестве 20-5/.

Например, лицевой слой, содержащий полиэфирные пневмотекстурированные нити в количестве 92,5 / и полиэфирные нити, текстурированные способом ложной крутки в количестве 7,5 /.

Уток состоит из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс.

Вариант 4
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоят из комбинации полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс, взятых в количестве 50-85/ и полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36.6-40.0 текс, взятых в количестве 50-15/.

Например, лицевой слой, содержащий основу и уток из полиэфирных пневмотекстурированных нитей в количестве 62 /и полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки в количестве 38/.

Текстильный синтетический обивочный материал типа "Твид" жаккардового переплетения получают следующим образом.

Изготавливают лицевой слой, представляющий собой тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, на ткацком станке СТБ, и подкладочный слой - нетканое холстопрошивное безниточное полотно типа "Малифлис", содержащее вискозное волокно и волокно полиэфирное. Дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом на установке типа "Декатир" ф."Textima" (ФРГ).

Текстильный синтетический материал типа "Твид" жаккардового переплетения (ТУ ИТК 8737850-01-96) готовится к внедрению в производство на АО "АВТОВАЗ" на перспективные модели автомобилей марки ВАЗ в качестве обивочного материала сидений и вставок дверей. В 1997 году переработана опытная партия материала более 600 тыс.кв.м.

Похожие патенты RU2144589C1

название год авторы номер документа
ТРИКОТАЖНОЕ ПОЛОТНО 2002
  • Хусаинов И.Х.
  • Ильясов А.З.
RU2202664C1
ТЕРМОПЛАСТИЧНАЯ ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1994
  • Яковлев Константин Викторович[Ua]
RU2089569C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДУБЛИРОВАННОГО ВОЛОКНИСТОГО НЕТКАНОГО МАТЕРИАЛА "МОНФОРМ" 2009
  • Верестюк Елена Валерьевна
  • Каргина Александра Владимировна
  • Ковалёва Ольга Николаевна
RU2418115C1
Текстильное полотно 1983
  • Хензел Вернер
  • Ветцер Юрген
  • Реим Ингеборг
SU1458455A1
Многослойный нетканый материал 1982
  • Калашников Виктор Григорьевич
  • Вайншенкер Владимир Анатольевич
  • Тарасова Алла Викторовна
  • Яковлев Константин Петрович
  • Штерн Иосиф Абрамович
  • Белокопытова Валентина Сергеевна
  • Вагин Николай Яковлевич
  • Горячева Галина Борисовна
  • Беляева Галина Николаевна
  • Соловьев Сергей Степанович
  • Козионова Наталья Сергеевна
  • Левинская Елена Константиновна
  • Макаревич Лидия Наркисовна
  • Пузанова Нина Васильевна
SU1112073A1
Вандалостойкий огнеблокирующий материал 2018
  • Алексеенко Геннадий Анатольевич
  • Сурнин Евгений Георгиевич
  • Филиппов Дмитрий Иванович
RU2729093C2
МНОГОСЛОЙНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕНТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2022
  • Ястребов Артём Александрович
  • Дмитриев Михаил Сергеевич
RU2812519C1
МАТЕРИАЛ ПОЛИМЕРНО-ТКАНЕВЫЙ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ОГНЕСТОЙКИЙ (В МОРОЗОСТОЙКОМ ИСПОЛНЕНИИ) 2016
  • Сударкина Нина Александровна
  • Лазарева Надежда Владимировна
  • Перепечай Дмитрий Алексеевич
  • Архангельская Наталья Петровна
RU2638512C1
Бинт перевязочный перфорированный (варианты) 2019
  • Резвов Андрей Владимирович
RU2714074C1
НЕТКАНЫЙ МАТЕРИАЛ 2001
  • Гареев Р.К.
RU2208672C2

Реферат патента 2000 года ТЕКСТИЛЬНЫЙ СИНТЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к обивочным материалам, в частности для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств. Описывается текстильный синтетический материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств, включающий лицевой слой, выполненный в виде тканого полотна, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, изнаночный слой в виде нетканого полотна, отличающийся тем, что лицевой слой выполнен в виде тканого полотна крупноузорчатого (жаккардового) переплетения из нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс, а изнаночный слой образован нетканым холстопрошивным безниточным полотном, содержащим вискозное и полиэфирное волокна, дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом. Технический результат - получение материала с более сложными ткацкими рисунками, улучшение эксплуатационных и технологических свойств. 4 с.п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 144 589 C1

1. Текстильный синтетический материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств, включающий лицевой слой, выполненный в виде тканого полотна, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, и изнаночный слой в виде нетканого полотна, отличающийся тем, что лицевой слой выполнен в виде тканого полотна крупноузорчатого (жаккардового) переплетения из нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85 - 110 текс, а изнаночный слой образован нетканым холстопрошивным безниточным полотном, содержащим вискозное и полиэфирное волокна, и дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом. 2. Текстильный синтетический материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств, включающий лицевой слой, выполненный в виде тканого полотна, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, и изнаночный слой в виде нетканого полотна, отличающийся тем, что лицевой слой выполнен в виде тканого полотна крупноузорчатого (жаккардового) переплетения из нитей ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36,6 - 40,0 текс, а изнаночный слой образован нетканым холстопрошивным безниточным полотном, содержащим вискозное и полиэфирное волокна, и дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом. 3. Текстильный синтетический материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств, включающий лицевой слой, выполненный в виде тканого полотна, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, и изнаночный слой в виде нетканого полотна, отличающийся тем, что лицевой слой выполнен в виде тканого полотна крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа лицевого слоя состоит из комбинации полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85 - 110 текс, взятых в количестве 80 - 95 мас.%, и полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36,6 - 40,0 текс, взятых в количестве 5 - 20 мас. %, а уток состоит из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85 - 110 текс, а изнаночный слой образован нетканым холстопрошивным безниточным полотном, содержащим вискозное и полиэфирное волокна, и дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом. 4. Текстильный синтетический материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств, включающий лицевой слой, выполненный в виде тканого полотна, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, и изнаночный слой в виде нетканого полотна, отличающийся тем, что лицевой слой выполнен в виде тканого полотна крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоит из комбинации полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85 - 110 текс, взятых в количестве 50 - 85 мас.%, и полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36,6 - 40,0 текс, взятых в количестве 15 - 50 мас. %, изнаночный слой образован нетканым холстопрошивным безниточным полотном, содержащим вискозное и полиэфирное волокна, дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2144589C1

Материал обивочный типа "Твид"
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
МНОГОСЛОЙНОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНЫХ ЕМКОСТЕЙ, ПАЛАТОК, БРЕЗЕНТОВ, СПЕЦОДЕЖДЫ 1993
  • Фолькер Хаагер
RU2113354C1
ДУБЛИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЕРХА ОДЕЖДЫ 0
SU297499A1

RU 2 144 589 C1

Авторы

Капустина Л.А.

Юдахина И.А.

Сулиман Н.Н.

Древинская Л.А.

Юдина Е.И.

Федосеева О.Ю.

Даты

2000-01-20Публикация

1998-01-19Подача