Предлагаемое изобретение относится к конструкции обивочного материала, в частности для обивки сидений и вставок дверей транспортного средства.
К классу отделочных материалов автомобильного назначения относятся материалы поливинилхлоридной природы - искусственная кожа, которые состоят из двух слоев: лицевого - поливинилхлоридная пленка и изнаночного - трикотажное полотно. Слои скреплены между собой комбинированным методом в сочетании клеевого с механическим.
Недостатки отделочных материалов типа ПВХ состоят в неудовлетворительной способности к влаго- и воздухообмену, наличии специфического запаха при повышенной температуре и ограничении возможности в отношении свободы формирования декора. (Искусственная кожа ТО 8714-374-05790484-94).
В качестве обивочного материала на АО "АВТОВАЗ" используется капровелюр-текстильный многослойный дублированный материал, состоящий из 3-х слоев: лицевой слой - ворсованный основовязанный трикотаж, получаемый из комплексной полиамидной нити, промежуточный слой - пенополиуретан, подкладочный слой - основовязанное трикотажное полотно из полиамидной нити. Дублирование слоев производится огневым методом. (ТУ 8726-035-05790484-94).
Недостатками капровелюра, как обивочного материала для автомобилей, являются: способность быстрого старения (выгорания) под воздействием солнечной радиации, низкая устойчивость окраски к УФ-свету, при огневом методе дублирования (горение пенополиуретана) выделяются вредные для человека вещества, деструкция пенополиуретана, ограничена возможность формирования различных рисунков.
Также в автомобилестроении применяется текстильный синтетический обивочный материал - бархат. Он представляет собой 3-слойный дублированный материал: лицевой слой - трикотажное основовязанное полотно с разрезным ворсом из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, промежуточный слой - пенополиуретан, подкладочный слой - трикотажное основовязанное полотно из полиамидных нитей. Метод дублирования - огневой. (ТУ 8726-100-05790484-96).
Недостатки этого материала: пониженная устойчивость к истиранию, залипы ворса при эксплуатации в местах, испытывающих контактные нагрузки, направленность ворса, которая требует дополнительную разработку и использование специально ориентированных по направлению ворса шаблонов при раскрое материала, увеличение расхода материала при раскрое, увеличение трудоемкости переработки из-за специального ориентирования деталей кроя при пошиве обивок сидений, ухудшение условий труда работающих на всех технологических операциях изготовления обивок сидений из-за повышенного осыпания ворса с кромок деталей, ограничение возможности получения разнообразных ненаправленных рисунков. При огневом методе дублирования выделяются вредные для человека вещества, повышенная способность к деструкции (разрушению) пенополиуретана под воздействием климатических условий. Дорогостоящий материал,
В качестве обивочного материала для автомобилей применяется также текстильный синтетический материал типа "Твид", который представляет собой 3-слойный материал: лицевой слой - тканое полотно мелкоузорчатого переплетения из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, промежуточный слой - пенополиуретан, подкладочный слой - трикотажное основовязанное полотно из полиамидных нитей. Метод дублирования - огневой. (ТУ 6 - 13 -05763352-118-95). Данный текстильный синтетический материал наиболее близок к заявляемому и принят за прототип.
Недостатками этого материала являются ограниченная возможность получения более сложных переплетений из-за небольшого раппорта мелкоузорчатых переплетений, рисунки, как правило, направленные, геометрические, что повышает трудоемкость переработки. При огневом методе дублирования выделяются вредные для человека вещества, деструкция пенополиуретана, высокая поверхностная плотность материала.
Целью изобретения является создание нового типа обивочного материала, обладающего следующими преимуществами:
- расширение возможности получения более сложных ткацких рисунков, что приведет к увеличению ассортимента обивочных материалов, улучшит дизайн автомобиля, а следовательно, его конкурентоспособность,
- уменьшение поверхностной плотности материала (веса 1 кв.м), что положительно повлияет на эксплуатационные характеристики автомобиля,
- получение экологически чистого материала в период изготовления, эксплуатации и утилизации,
- улучшение технологических свойств при переработке текстильного материала в обивки сидений,
- снижение стоимости обивочного материала.
Поставленная цель достигается за счет того, что материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей легковых автомобилей, представляет собой текстильный синтетический 2-слойный материал. В качестве лицевого слоя предлагается использовать тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения из полиэфирных нитей, выпускаемое на АО "Иштекс" (п. Ишеевка, Ульяновской обл.). Подкладочный слой - полотно нетканое холстопрошивное безниточное типа "Малифлис", содержащее вискозное волокно линейной плотности 0.33 текс, которое изготавливается на АО "Комитекс" (г.Сыктывкар, ТУ 17-28-ОП-78-96).
Дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, полиэфирных, полиэтиленовых или поливинилхлоридных паст клеевым методом.
Предлагается несколько вариантов материала, которые отличаются лицевым слоем.
Вариант 1
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс.
Вариант 2
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоят из полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36,6-40,0 текс.
Вариант 3
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа которого состоит из комбинации полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 85-110 текс, взятых в количестве 80-95/ и полиэфирных нитей текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в массе, линейной плотностью 36,6-40.0 текс, взятых в количестве 20-5/.
Например, лицевой слой, содержащий полиэфирные пневмотекстурированные нити в количестве 92,5 / и полиэфирные нити, текстурированные способом ложной крутки в количестве 7,5 /.
Уток состоит из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс.
Вариант 4
Лицевой слой - тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, основа и уток которого состоят из комбинации полиэфирных пневмотекстурированных нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс, взятых в количестве 50-85/ и полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки, окрашенных в нитях или массе, линейной плотностью 36.6-40.0 текс, взятых в количестве 50-15/.
Например, лицевой слой, содержащий основу и уток из полиэфирных пневмотекстурированных нитей в количестве 62 /и полиэфирных нитей, текстурированных способом ложной крутки в количестве 38/.
Текстильный синтетический обивочный материал типа "Твид" жаккардового переплетения получают следующим образом.
Изготавливают лицевой слой, представляющий собой тканое полотно крупноузорчатого (жаккардового) переплетения, на ткацком станке СТБ, и подкладочный слой - нетканое холстопрошивное безниточное полотно типа "Малифлис", содержащее вискозное волокно и волокно полиэфирное. Дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом на установке типа "Декатир" ф."Textima" (ФРГ).
Текстильный синтетический материал типа "Твид" жаккардового переплетения (ТУ ИТК 8737850-01-96) готовится к внедрению в производство на АО "АВТОВАЗ" на перспективные модели автомобилей марки ВАЗ в качестве обивочного материала сидений и вставок дверей. В 1997 году переработана опытная партия материала более 600 тыс.кв.м.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРИКОТАЖНОЕ ПОЛОТНО | 2002 |
|
RU2202664C1 |
ТЕРМОПЛАСТИЧНАЯ ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1994 |
|
RU2089569C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДУБЛИРОВАННОГО ВОЛОКНИСТОГО НЕТКАНОГО МАТЕРИАЛА "МОНФОРМ" | 2009 |
|
RU2418115C1 |
Текстильное полотно | 1983 |
|
SU1458455A1 |
Многослойный нетканый материал | 1982 |
|
SU1112073A1 |
Вандалостойкий огнеблокирующий материал | 2018 |
|
RU2729093C2 |
МНОГОСЛОЙНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕНТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2022 |
|
RU2812519C1 |
МАТЕРИАЛ ПОЛИМЕРНО-ТКАНЕВЫЙ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ОГНЕСТОЙКИЙ (В МОРОЗОСТОЙКОМ ИСПОЛНЕНИИ) | 2016 |
|
RU2638512C1 |
Бинт перевязочный перфорированный (варианты) | 2019 |
|
RU2714074C1 |
НЕТКАНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2001 |
|
RU2208672C2 |
Изобретение относится к обивочным материалам, в частности для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств. Описывается текстильный синтетический материал, предназначенный для обивки сидений и вставок дверей транспортных средств, включающий лицевой слой, выполненный в виде тканого полотна, основа и уток которого состоят из полиэфирных пневмотекстурированных нитей, изнаночный слой в виде нетканого полотна, отличающийся тем, что лицевой слой выполнен в виде тканого полотна крупноузорчатого (жаккардового) переплетения из нитей, окрашенных в массе, линейной плотностью 85-110 текс, а изнаночный слой образован нетканым холстопрошивным безниточным полотном, содержащим вискозное и полиэфирное волокна, дублирование слоев происходит через термоадгезив на основе полиамидных, или полиэфирных, или полиэтиленовых, или поливинилхлоридных паст клеевым методом. Технический результат - получение материала с более сложными ткацкими рисунками, улучшение эксплуатационных и технологических свойств. 4 с.п.ф-лы.
Материал обивочный типа "Твид" | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
МНОГОСЛОЙНОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ ПОЛОТНО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНЫХ ЕМКОСТЕЙ, ПАЛАТОК, БРЕЗЕНТОВ, СПЕЦОДЕЖДЫ | 1993 |
|
RU2113354C1 |
ДУБЛИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЕРХА ОДЕЖДЫ | 0 |
|
SU297499A1 |
Авторы
Даты
2000-01-20—Публикация
1998-01-19—Подача