УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТАНКА ПРИ ХРАНЕНИИ Российский патент 2001 года по МПК F02N11/12 

Описание патента на изобретение RU2164620C1

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к устройству, обеспечивающему пуск двигателя при хранении танка.

В настоящее время известен способ пуска двигателя танка электрическим стартером (см. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации, книга вторая, часть вторая, Москва, Воениздат, 1989. - 368 с., см. с. 12).

Также известен основной способ пуска двигателя танка сжатым воздухом, включающий в себя воздушные баллоны, трубопроводы, воздухораспределитель, электрические провода (см. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации, книга вторая, часть первая, Москва, Воениздат, 1989. - 512 с., см. с. 372).

Однако данная система не является полностью автономной. Она требует использование системы электрооборудования танка для обеспечения следующих операций: включение маслозакачивающего насоса двигателя, топливоподкачивающего насоса, контроль давления масла двигателя в системе смазки, контроль за температурой охлаждающей жидкости и масла в системах охлаждения и смазки, а при температуре окружающего воздуха +5oC и ниже и запуск подогревателя.

Следовательно, основные подготовительные мероприятия для пуска двигателя обеспечивает система электрооборудования.

Опыт эксплуатации показал, что во время хранения машины длительное время (10-15 лет) в системе электрооборудования, в частности, в щитке контрольно-измерительных приборов механика-водителя, в изоляции электропроводов под воздействием тепла, кислорода и вследствие термоокислительной деструкции утрачивается механическая прочность, эластичность, влагостойкость, а главное снижаются электроизоляционные свойства и происходит короткое замыкание в системе электрооборудования. Одновременно, из-за длительности хранения машины аккумуляторные батареи разряжены больше нормы. При вождении машины, в случае ее частичного или полного затопления, в дальнейшем использование системы электрооборудования также невозможно.

Таким образом, при выходе из строя любого элемента системы электрооборудования танка создаются предпосылки невозможности пуска двигателя штатными средствами. Поэтому возникла необходимость разработать устройство, обеспечивающее пуск двигателя, которое отличается относительной простотой, надежностью и универсальностью для всех неисправностей системы электрооборудования.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение надежного пуска двигателя танка, находящегося длительное время на хранении и сокращение времени на приведение танка в готовность.

Указанная задача достигается путем запитывания от источника переменного тока напряжением 220 В (таким является генератор переменного тока танкоремонтной мастерской) через понижающий трансформатор, панель управления (кнопки управления свечой и электродвигателем подогревателя, кнопки управления маслозакачивающим и топливоподкачивающим насосами) и контроля (контрольно-измерительные приборы) с помощью комплекта электрических проводов потребителей танка, обеспечивающих пуск двигателя.

Устройство для обеспечения пуска двигателя танка поясняется на фиг. 1 и 2.

На фиг. 1 изображен внешний вид предлагаемого устройства; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема данного устройства.

На фиг. 1 обозначены корпус устройства (1), указатели давления масла систем смазки двигателя (2) и гидромеханической трансмиссии (3), температуры масла (4) и охлаждающей жидкости (5), кнопки управления маслозакачивающим насосом двигателя (6) и топливоподкачивающим насосом (7), выключатели управления свечей подогревателя (8) и электродвигателем подогревателя (9), выключатель питания понижающего трансформатора (10). Все перечисленные элементы имеют электрическую связь с разъемами (11-19).

На фиг. 2 показаны датчики давления масла в системах смазки двигателя (1) и гидромеханической трансмиссии (2), температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения (3) и масла в системе смазки (4), указатели давления масла в системах смазки (5) и гидромеханической трансмиссии (6), температуры масла (7) и охлаждающей жидкости (8) в системах, плавкие предохранители (9, 14, 15), свеча подогревателя (10) и выключатель свечи (11), электродвигатель подогревателя (12) и его выключатель (13), диодный мост (16), понижающий трансформатор (17) мощностью 3 кВт, общий выключатель питания устройства (18), источник переменного тока напряжением 220 В (19), электрический топливоподкачивающий насос (20) и его выключатель (21), маслозакачивающий насос (22).

Пример конкретного выполнения: устройство для обеспечения пуска двигателя представляет собой (фиг. 1) металлический корпус (1). Внутри устройства установлен понижающий трансформатор (фиг. 2) мощностью 3 кВт, диодный мост (16), плавкие предохранители (9, 14, 15). На внешней панели устройства размещены манометры систем смазки двигателя (2) и гидромеханической трансмиссии (3), указатели температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения (4) и масла в системе смазки (5), кнопки управления маслозакачивающим насосом двигателя (6) и топливоподкачивающим насосом (7), выключатели управления свечей подогревателя (8) и электродвигателем подогревателя (9), выключатель питания понижающего трансформатора (10). Все перечисленные составные части устройства имеют электрическую связь через соответствующие разъемы (11-19) и комплект электропроводов с датчиками (фиг. 2) давления масла в системах смазки двигателя (1) и гидромеханической трансмиссии (2), датчиками температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения (3) и масла в системе смазки (4), со свечей подогревателя (10) и электродвигателем подогревателя (12), с маслозакачивающим (22) и топливоподкачивающим (20) насосами, а также с генератором переменного тока (19) танкоремонтной мастерской.

Работа предлагаемого устройства для обеспечения пуска двигателя осуществляется следующим образом.

С помощью комплекта электрических проводов (фиг. 1) устройство соединяется через выводные разъемы (11-19) с источником переменного тока напряжением 220 В (фиг. 2) и непосредственно с танком к датчикам давления масла в системах смазки двигателя (1) и гидромеханической трансмиссии (2), датчикам температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения (3) и масла в системе смазки (4), электродвигателям маслозакачивающего (22) и топливоподкачивающего (20) насосов, свече подогревателя (10), электродвигателю подогревателя (12).

Выключателем (18) запитывается понижающий трансформатор от источника переменного тока (19), в результате, проходя через диодный мост (16), напряжение преобразуется в 26 В постоянного тока.

Для подготовки машины к запуску необходимо при температуре +5oC и ниже запустить подогреватель, включив выключатель свечи (10) и через 1-2 мин выключатель электродвигателя подогревателя (13), предварительно открыв кран топливной системы, прокачав выключателем (21) топливо и открыв лючок подогревателя.

Разогрев подогревателем двигатель машины до соответствующей температуры, контролируя по контрольно-измерительным приборам данного устройства температуру воды (8) и масла (7), кнопкой маслозакачивающего насоса двигателя (22) создать давление в системе смазки двигателя не менее 2 кг/см и запустить двигатель, используя воздушную систему танка.

После пуска двигателя необходимо выключить устройство и отсоединить соединительные провода, танк готов к движению. В случае выхода из строя щитка механика-водителя танка, можно использовать предлагаемый прибор в движении машины, для чего необходимо его закрепить слева от механика-водителя, а в качестве источника энергии использовать штатные аккумуляторные батареи танка, которые будут подзаряжаться от генератора работающего двигателя.

Использование предлагаемого устройства позволит осуществить запуск подогревателя, контролировать температуру воды и масла во время работы подогревателя, создать давление масла в системе смазки, т.е. обеспечить пуск двигателя с более высокой надежностью, а также осуществлять контроль за температурным режимом работы двигателя без использования штатной системы электрооборудования танка.

Ожидается положительный эффект, выражающийся в сокращении времени на пуск двигателя машины, находящейся на хранении, и подготовку ее к движению, в сокращении времени на эвакуацию танка, в случае частичного или полного затопления его, а также сокращении сроков ремонта машины за счет проведения работ, связанных с пуском двигателя, при отсутствии в танке аккумуляторных батарей и элементов системы электрооборудования.

Похожие патенты RU2164620C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ И ТРАНСМИССИИ ТАНКА 2000
  • Москалев В.С.
RU2176960C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКАЧКИ МАСЛА ИЗ БОРТОВЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ТАНКА 2000
  • Москалев В.С.
RU2185555C2
МЕХАНИЗМ АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Москалев В.С.
  • Сидоренко Р.В.
  • Пуголовкин В.С.
RU2185519C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИЕМИСТОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА 2000
  • Москалев В.С.
RU2176742C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Сидоров Б.Н.
RU2166663C1
БОЕВАЯ МАШИНА 2000
  • Коротков В.С.
  • Павлов Ю.П.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
  • Ткаченко Н.В.
  • Шульга С.В.
RU2186326C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЫЛЕВОГО ИЗНОСА 2000
  • Москалев В.С.
RU2177072C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ ПЕХОТЫ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Лукьянов В.С.
RU2164619C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ ПОЛОМОК СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Герман В.К.
  • Ситник В.И.
RU2187008C1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В СИСТЕМЕ ГИДРОУПРАВЛЕНИЯ И КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ БЕЗ РАЗБИТИЯ ГУСЕНИЦ 2006
  • Сидоренко Григорий Георгиевич
  • Сидоренко Олег Георгиевич
  • Наказной Олег Алексеевич
RU2325608C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 164 620 C1

Реферат патента 2001 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТАНКА ПРИ ХРАНЕНИИ

Устройство для обеспечения пуска двигателя танка при хранении, относящееся к области бронетанкового вооружения и техники , содержит маслозакачивающий насос двигателя, электрические провода, понижающий трансформатор в металлическом корпусе, на внешней панели которого укреплены контрольно-измерительные приборы, кнопки управления свечой и электродвигателем подогревателя, кнопки управления маслозакачивающим и топливоподкачивающим насосами систем двигателя, которые имеют электрическую связь через соответствующие разъемы, соединяющиеся с помощью комплекта электрических проводов с танком. Контрольно-измерительные приборы соединены с датчиками температуры воды и масла, давления масла в системах смазки двигателя и гидромеханической трансмиссии, пультом управления подогревателя, маслозакачивающим и топливоподкачивающим насосами. Использование предлагаемого устройства позволит подготовить машину к пуску, обеспечить пуск двигателя с более высокой надежностью и осуществить контроль за температурным режимом двигателя без использования штатной системы электрооборудования. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 164 620 C1

Устройство для обеспечения пуска двигателя танка, находящегося на хранении, содержащее маслозакачивающий насос двигателя, электрические провода танка, отличающееся тем, что установлен понижающий трансформатор в металлический корпус, на внешней панели которого укреплены контрольно-измерительные приборы, кнопки управления свечой и электродвигателем подогревателя, кнопки управления маслозакачивающим и топливоподкачивающим насосами систем двигателя, которые имеют электрическую связь через соответствующие разъемы, соединяющиеся с помощью комплекта электрических проводов с танком, и соединены с датчиками температуры воды и масла, давления масла в системах смазки двигателя и гидромеханической трансмиссии, пультом управления подогревателя, маслозакачивающим и топливоподкачивающим насосами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2164620C1

RU 2064076 C1, 10.05.1996
Устройство для запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств 1984
  • Колмогоров Григорий Гаврилович
  • Москаленко Михаил Николаевич
SU1281731A1
Пускосварочно-зарядное устройство 1991
  • Гужавин Александр Александрович
  • Юркевич Анатолий Михайлович
  • Юхин Николай Александрович
  • Татарников Игорь Андреевич
  • Леонов Павел Глебович
  • Мушта Виктор Михайлович
SU1738098A3
ТРЕХОСНЫЙ ЛАЗЕРНЫЙ ПРЕЦЕССИОННЫЙ ГИРОСКОП, СИММЕТРИЧНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ПРИВОДНОЙ ОСИ 1998
  • Эмери Эрик
  • Боннодет Этьенн
RU2210737C2
GB 1399948 A, 02.07.1975.

RU 2 164 620 C1

Авторы

Москалев В.С.

Даты

2001-03-27Публикация

1999-11-03Подача