Изобретение относится к средствам коррекции траектории полета управляемого снаряда за счет создания управляющих сил, действующих в поперечном направлении относительно продольной оси снаряда, на участках склонения и наведения на цель.
Известно средство, способное создавать корректирующие усилия в поперечном направлении радиального сечения летательного аппарата (патент США N 4003531, НКИ 244.3.22, 1975 г.), снабженное группой боковых сопел, радиально расположенных в наружной области сопла маршевого двигателя, вскрываемых по мере необходимости создания боковых корректирующих усилий.
К недостатку устройства следует отнести невозможность его использования в течение всего полета снаряда. Создание боковых корректирующих усилий в данном случае возможно лишь при работе маршевого двигателя.
Наиболее близким к изобретению по совокупности существенных признаков является средство для создания управляющих сил, действующих в поперечном направлении, снабженное группой радиально, в несколько рядов расположенных единичных импульсных двигателей (малогабаритных РДТТ), создающих боковые корректирующие усилия в течение всего полета управляемого снаряда, независимо от работы маршевого двигателя (патент Франции N 2469345, МКИ B 64 C 15/00, 1979 г.).
К недостатку прототипа следует отнести увеличение габаритов соплового пояса, так как монтаж единичных импульсных двигателей производится автономно для каждого двигателя на поверхности корпуса снаряда.
Настоящее изобретение направлено на существенное уменьшение габаритов соплового блока при сохранении необходимого числа единичных импульсных двигателей, а также на создание простой и технологичной конструкции, обеспечивающей удобство монтажа в любых отсеках снаряда.
Технический результат достигается тем, что реактивный силовой блок для управляемого снаряда содержит корпус, единичные импульсные двигатели на твердом топливе, группу сообщенных с ними и радиально расположенных в несколько рядов на боковой поверхности снаряда сопел, причем единичные импульсные двигатели расположены перпендикулярно радиальному сечению снаряда ярусами, один над другим, с одной или двух сторон корпуса блока, закреплены на нем резьбовыми соединениями с термостойким клеевым уплотнением и сообщены с соплами, выполненными в корпусе блока каналами в виде двух сопряженных, взаимно перпендикулярных цилиндрических отверстий.
Вследствие технологичности конструкции и простоты монтажа в любом отсеке управляемого снаряда он может быть снабжен несколькими реактивными силовыми блоками, подключенными к единой системе управления и создающими боковые корректирующие усилия на различных участках траектории полета снаряда, например на участке склонения (начальный участок полета снаряда) и на участке наведения на цель (конечный участок полета снаряда).
На чертеже изображен фрагмент реактивного силового блока.
Реактивный силовой блок для управляемого снаряда имеет корпус 1, в котором выполнено необходимое количество радиально расположенных сопел 2, каждое из которых каналами 3 связано с источником одноразового выделения управляющего газа 4. Источником выделения управляющего газа является единичный импульсный двигатель (малогабаритный РДТТ), резьбовым соединением 5 скрепленный с корпусом 1 термостойким клеевым уплотнением.
Единичные импульсные двигатели из условий компоновки расположены ярусно (один под другим) с одной или двух сторон корпуса 1 перпендикулярно радиальному сечению снаряда. Каналы 3 выполнены в виде сопряженных взаимно перпендикулярных цилиндрических отверстий.
Реактивный силовой блок для управляемого снаряда работает следующим образом: в соответствии с программой полета снаряда производится включение необходимого числа единичных импульсных двигателей в требуемом направлении создания корректирующего усилия. Управляющий газ, вырабатываемый источниками 4, проходя через каналы 3 и сопла 2, создает управляющее усилие.
Предложенный реактивный силовой блок для управляемого снаряда обеспечивает:
- создание требуемых боковых сил в нужном направлении, срабатыванием любого единичного импульсного двигателя или группы двигателей в течение всего полета снаряда;
- простоту монтажа установки в любом отсеке снаряда и технологичность конструкции;
- возможность многократного увеличения числа радиально расположенных сопел за счет рациональной компоновки;
- конструктивную простоту и возможность изменения суммарного управляющего импульса, тяги, времени работы каждого двигателя в широком диапазоне за счет изменения длины, диаметра корпусов двигателей и зарядов твердого топлива.
К преимуществам предлагаемого изобретения также следует отнести и простоту наземной отработки единичных импульсных двигателей автономно, в составе фрагментов реактивного силового блока и в целом, что ведет к экономии средств и времени, затрачиваемых на экспериментальную отработку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ РАКЕТОЙ | 1998 |
|
RU2146353C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СНАРЯДОМ | 1992 |
|
RU2021577C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАРТА И ОРИЕНТАЦИИ РАКЕТЫ | 1995 |
|
RU2082946C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2045741C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА АКТИВНО-РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 1992 |
|
RU2037065C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2547964C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2535958C1 |
СПОСОБ СТАРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2547963C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2013 |
|
RU2532954C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2534476C1 |
Изобретение относится к средствам коррекции траектории полета управляемого снаряда. Реактивный силовой блок содержит корпус, единичные импульсные твердотопливные двигатели с соплами, расположенными в несколько рядов на боковой поверхности снаряда. Двигатели расположены перпендикулярно радиальному сечению снаряда ярусами, один над другим, с одной или двух сторон корпуса блока. Двигатели закреплены на корпусе резьбовыми соединениями с термостойким клеевым уплотнением и сообщены с соплами каналами, выполненными в корпусе блока в виде двух сопряженных, взаимно перпендикулярных цилиндрических отверстий. Изобретение позволяет уменьшить габариты силового блока и упростить его конструкцию. 1 ил.
Реактивный силовой блок для управляемого снаряда, содержащий корпус, единичные импульсные двигатели на твердом топливе, группу сообщенных с ними и радиально расположенных в несколько рядов на боковой поверхности снаряда сопел, отличающийся тем, что единичные импульсные двигатели расположены перпендикулярно радиальному сечению снаряда ярусами, один над другим, с одной или двух сторон корпуса блока, закреплены на нем резьбовыми соединениями с термостойким клеевым уплотнением и сообщены с соплами, выполненными в корпусе блока каналами в виде двух сопряженных, взаимно перпендикулярных цилиндрических отверстий.
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВТОРИЧНОЙ ЦЕПИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ТРАНСФОРМАТОРА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ | 2008 |
|
RU2469342C1 |
US 5054712, 08.10.1991 | |||
US 4003531, 18.01.1977 | |||
Линия экспандирования кормов | 2023 |
|
RU2809281C1 |
СОПЛО С КЛАПАНОМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ПОПЕРЕЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2087382C1 |
RU 2055780 C1, 10.03.1996. |
Авторы
Даты
2000-04-27—Публикация
1999-02-10—Подача