МНОГОЦИЛИНДРОВАЯ ТУРБИНА СО ВСТРЕЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ВЫХЛОПНЫМИ ЧАСТЯМИ ЦИЛИНДРОВ ВЫСОКОГО И СРЕДНЕГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F01D3/02 

Описание патента на изобретение RU2150008C1

Изобретение относится к области турбоустановок и может быть использовано в мощных многоцилиндровых паровых турбинах, содержащих однопоточные цилиндр высокого давления (ЦВД) и цилиндр среднего давления (ЦСД).

При эксплуатации многоцилиндровых паровых турбин возникает ряд проблем, связанных с недостаточной уравновешенностью осевых усилий, приводящей, в частности, к частой поломке стяжных болтов в соединительной муфте между ротором высокого давления и ротором среднего давления турбины, нестабильности ее вибрационного состояния, ненадежной работе подшипников узла, воспринимающего осевые усилия.

Известны паровые турбины, в которых уменьшение неуровновешенности осевых усилий достигается с помощью перепада давления на противоположных концах соединенного с валом турбины разгрузочного поршня [1]. Недостатком такого решения является увеличение металлоемкости и усложнение конструкции вала, а также необходимость введения с тыльной стороны поршня разгрузочной камеры, соединенной с промежуточной ступенью или выходным патрубком турбины.

Известны паровые турбины, в которых уменьшение неуравновешенности осевых усилий достигается выполнением ЦВД в виде противоточного цилиндра, в котором пар после прохождения через несколько ступеней поворачивается на 180o и движется в обратном направлении в кольцевом зазоре между внутренней и внешней стенками цилиндра [2] . При этом, однако, возникают потери с выходной скоростью пара в первой группе ступеней, а также потери энергии из-за поворота пара и его протекания в кольцевом зазоре между стенками цилиндра.

Известны многоцилиндровые турбины, в которых уравновешивание осевых усилий достигается тем, что по меньшей мере один из первых по ходу пара цилиндров (ЦВД или ЦСД) выполнен двухпоточным, причем ЦВД и ЦСД ориентированы в разные стороны по ходу расширения их проточных частей [3]. Однако двухпоточные схемы применительно к цилиндрам с малыми объемными пропусками пара (ЦВД и ЦСД) обуславливают уменьшение высот лопаток с увеличением аэродинамических потерь и потерь в концевых уплотнениях.

Известна также выбираемая в качестве прототипа многоцилиндровая турбина, содержащая однопоточные цилиндр высокого давления (ЦВД) и цилиндр среднего давления (ЦСД), имеющие по меньшей мере один комбинированный опорно-упорный подшипник и общий составной вал с опорно-упорным рабочими элементами под подшипники и соединительной муфтой из двух цилиндрических полумуфт, причем ЦВД и ЦСД ориентированы в разные стороны по ходу расширения проточной части [4]. Разность осевых усилий ЦВД и ЦСД воспринимает комбинированный опорно-упорный подшипник. Вместе с тем, в такой конструкции стяжные болты соединительной муфты нагружены крутящим моментом и растягивающими усилиями, что может приводить к поломке болтов. Кроме того, при таком расположении цилиндров они оказываются обращенными своими горячими сторонами к помещенному между ними опорно-упорному подшипнику, что вызывает нагрев подшипника и его фундамента, приводящий к расцентровке опор валопровода.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности многоцилиндровой турбины.

Эта задача решается за счет того, что в многоцилиндровой турбине, содержащей однопоточные цилиндр высокого давления (ЦВД) и цилиндр среднего давления (ЦСД), имеющие по меньшей мере один комбинированный опорно-упорный подшипник и общий составной вал с опорно-упорными рабочими элементами под подшипники и соединительной муфтой из двух цилиндрических полумуфт, причем ЦВД и ЦСД ориентированы в разные стороны по ходу расширения проточной части, согласно изобретению ориентирование ЦВД и ЦСД выполнено со встречным расположением выхлопных частей цилиндров, и в одном из комбинированных опорно-упорных подшипников опорно-упорными элементами вала служат внешние соответственно цилиндрическая и плоские торцевые поверхности полумуфт.

На чертеже схематически изображен один из возможных вариантов выполнения многоцилиндровой турбины в соответствии с изобретением. Многоцилиндровая паровая турбина содержит цилиндр высокого давления (ЦВД) 1 и цилиндр среднего давления (ЦСД) 2, ориентированные встречно выхлопными частями соответственно 3, 4. Турбина имеет общий составной вал 5 с соединительной муфтой из двух цилиндрических полумуфт 6, 7, внешние торцевые части которых 8, 9 взаимодействуют с ответными упорными элементами 10, 11, а цилиндрические части полумуфт 6, 7 - с опорным вкладышем 12 комбинированного опорно-упорного подшипника 13. Вход ЦВД 1 соединен паропроводом 14 с пароперегревателем 15 котла 16, а выхлоп ЦВД 1 - паропроводом 17 через первый промежуточный пароперегреватель 18 котла 16 со входом ЦСД 2. Выход ЦСД 2 соединен паропроводом 19 через второй промежуточный пароперегреватель 20 котла 16 с не показанным на чертеже цилиндром низкого давления (ЦНД).

Многоцилиндровая турбина работает следующим образом. Пар, проходя через проточную часть ЦВД 1 и ЦСД 2, помимо передачи на вал 5 турбины крутящего момента, создает направленные осевые усилия, благодаря чему большая часть крутящего момента на валу 5 передается за счет трения прижатых друг к другу торцов полумуфт 6, 7 соединительной муфты, а не стяжными болтами, как в объекте-прототипе. При этом полумуфты 6, 7 соединительной муфты одновременно выполняют функцию опорно-упорных элементов вала 5, взаимодействующих с опорно-упорными элементами 10, 11, 12 комбинированного подшипника 13.

Выполнение многоцилиндровой турбины согласно изобретению позволяет повысить ее надежность в результате существенного снижения нагрузки на стяжные болты соединительной муфты и уменьшения расцентровки опор валопровода, поскольку при расположении ЦВД и ЦСД встречно выхлопными частями помещенный между ними опорно-упорный подшипник и его фундамент оказывается менее нагретыми, чем в турбине по прототипу. Кроме того, совмещение соединительной муфты с опорно-упорным подшипником упрощает конструкцию составного вала и позволяет сократить его длину, что дополнительно повышает надежность турбины.

Источники информации:
1. Трухний А.Д. Стационарные паровые турбины. Москва. Энергоиздат, 1990, с. 61, рис. 2.42.

2. Трухний А.Д. Стационарные паровые турбины. Москва. Энергоиздат, 1990, с. 62, рис. 2.43.

3. Трухний А.Д. Стационарные паровые турбины. Москва. Энергоиздат, 1990, с. 60, рис. 2.40е).

4. Трухний А.Д. Стационарные паровые турбины. Москва. Энергоиздат, 1990, с. 312, рис. 6.37.

Похожие патенты RU2150008C1

название год авторы номер документа
ВАЛОПРОВОД ТУРБОАГРЕГАТА С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ, СОВМЕЩЕННЫМИ С ПОДШИПНИКОВЫМИ ОПОРАМИ СКОЛЬЖЕНИЯ, И ОПОРНЫЙ ИЛИ ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТАКОГО ВАЛОПРОВОДА 2014
  • Авруцкий Георг Давидович
  • Лазарев Михаил Васильевич
  • Соболев Александр Сергеевич
  • Петраков Алексей Сергеевич
RU2597182C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ ПО ЛИНИИ ВЕСОВОГО ПРОГИБА МНОГООПОРНОГО ВАЛОПРОВОДА ТУРБИНЫ 2001
  • Дон Э.А.
  • Гаев В.Д.
  • Адамчук А.А.
  • Складчиков В.П.
RU2204725C1
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ ТУРБИН И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ 1996
  • Ларин В.И.
RU2117195C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ЦИЛИНДРА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1999
  • Сачков Ю.С.
  • Хазенюк И.В.
  • Шустова И.А.
  • Александров Г.Г.
  • Яновский Г.С.
RU2154170C1
Способ эксплуатации паровой турбины с противоточными направлениями осевого движения пара в цилиндрах высокого и среднего давления 2016
  • Воронов Евгений Олегович
  • Радин Юрий Анатольевич
  • Чертков Анатолий Иванович
  • Гришин Илья Алексеевич
RU2615875C1
СПОСОБ СБОРКИ РОТОРОВ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРИРОВАНИЕМ ПОЛУМУФТ 2011
  • Тарадай Дмитрий Вадимович
  • Дон Эдуард Абрамович
RU2484256C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ФЛАНЦЕВЫМИ ПОЛУМУФТАМИ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ПРИЗОННЫМИ БОЛТАМИ 1995
  • Дунаев Л.Л.
RU2087290C1
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Юрьев Ю.Н.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Сачков Ю.С.
RU2207439C2
КОРПУС ВЫХЛОПНОЙ ЧАСТИ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБИНЫ 2000
  • Игнатьев С.Н.
  • Орда А.В.
  • Кошелев С.А.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Тихомиров С.А.
  • Александров Г.Г.
RU2182978C2
ВЫСОКОЭКОНОМИЧНАЯ ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА МАЛОЙ МОЩНОСТИ 1999
  • Балашов Ю.А.
  • Березинец П.А.
  • Радин Ю.А.
RU2160370C2

Реферат патента 2000 года МНОГОЦИЛИНДРОВАЯ ТУРБИНА СО ВСТРЕЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ВЫХЛОПНЫМИ ЧАСТЯМИ ЦИЛИНДРОВ ВЫСОКОГО И СРЕДНЕГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение предназначено для мощных многоцилиндровых паровых турбин. Турбина содержит однопоточные цилиндр высокого давления (ЦВД) и цилиндр среднего давления (ЦСД) с общим составным валом, имеющим соединительную муфту и комбинированный опорно-упорный подшипник (КОУП). Для разгрузки ротора от осевого усилия ЦВД и ЦСД ориентированы в разные стороны со встречным расположением выхлопных частей цилиндров. При этом цилиндрические и плоские поверхности полумуфт соединительной муфты служат опорно-упорными элементами вала, взаимодействующими с соответствующими элементами КОУП. Такое выполнение многоцилиндровой турбины позволяет повысить ее надежность в результате существенного снижения нагрузки на стяжные болты соединительной муфты и уменьшения расцентровки опор валопровода, поскольку помещенный между выхлопными частями цилиндров КОУП и его фундамент оказываются в относительно холодной зоне. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 150 008 C1

Многоцилиндровая турбина, содержащая однопоточные цилиндр высокого давления (ЦВД) и цилиндр среднего давления (ЦСД), имеющие по меньшей мере один комбинированный опорно-упорный подшипник и общий составной вал с опорно-упорными рабочими элементами под подшипники и соединительной муфтой из двух цилиндрических полумуфт, причем ЦВД и ЦСД ориентированы в разные стороны по ходу расширения проточной части, отличающаяся тем, что ориентирование ЦВД и ЦСД выполнено со встречным расположением выхлопных частей цилиндров, и в одном из комбинированных опорно-упорных подшипников опорно-упорными элементами вала служат внешние соответственно цилиндрическая и плоские торцевые поверхности полумуфт.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2150008C1

Трухний А.Д
Стационарные паровые турбины
- М.: Энергоиздат, 1990, с.312, рис.6.37
Трухний А.Д
Стационарные паровые турбины
- М.: Энергоиздат, 1990, с.60, рис.2.40е
Трухний А.Д
Стационарные паровые турбины
- М.: Энергоиздат, 1990, с.62, рис.2.43
Трухний А.Д
Стационарные паровые турбины
- М.: Энергоиздат, 1990, с.61, рис.2.42
Турбомашина 1982
  • Муратов Ханафи Ибрагимович
  • Саранцев Кир Борисович
  • Филаретов Владимир Павлович
SU1151690A1
0
SU173247A1
US 3778182 A, 11.12.73
US 3614255 A, 19.10.71
Подвеска для гальванической и химической обработки деталей 1986
  • Корюшин Александр Порфирьевич
  • Васюков Евгений Александрович
  • Аристокесян Михаил Михайлович
SU1514834A1

RU 2 150 008 C1

Авторы

Авруцкий Г.Д.

Даты

2000-05-27Публикация

1998-10-08Подача