ТРЕНАЖЕР ВОЖДЕНИЯ Российский патент 2000 года по МПК G09B9/02 

Описание патента на изобретение RU2150753C1

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством.

Практика обучения вождению гусеничных машин в сложных дорожных и погодных условиях показала, что механики-водители не имеют навыка пользования системой гидропневмоочистки (ГПО), что приводит к снижению средней скорости движения. Поэтому появилась необходимость в создании тренажера, который позволил бы вырабатывать соответствующий навык.

Известен унифицированный кинотренажер типа ТТВ для обучения вождению боевых машин (см. Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах. - М.: Воениздат, 1992, с. 28 - 32), состоящий из кабины, люльки и рамы, имеющий органы управления движением, кнопку, вмонтированную в правый рычаг управления поворотом, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора. Недостатком данного тренажера является то, что на нем не имитируются условия, затрудняющие видимость механику-водителю во время вождения, такие как загрязнение выходного окна смотрового прибора, дождь, туман, что не дает возможности обучаемому получать навыки вождения в сложных дорожных и погодных условиях и навыки пользования системой ГПО во время тренировок.

Задачей изобретения является - повышение эффективности существующих тренажеров для обучения вождению механиков-водителей гусеничных транспортных средств за счет имитации условий плохой видимости для достижения адекватности тренажера реальному гусеничному транспортному средству, а также для формирования у обучаемого навыка по управлению гусеничным транспортным средством в сложных условиях местности и при плохой видимости.

Данная задача решается за счет введения в известный тренажер вождения дополнительного устройства, состоящего из следующих элементов: преобразователя, электродвигателя, блока концевых выключателей, шкивов ведущего и ведомого, рамки со вставляющимся органическим стеклом, имеющим нанесенное специальное покрытие, рычага, соединяющего ведомый шкив и рамку. Все перечисленные элементы данного устройства закрепляются на плите, которая в свою очередь устанавливается и крепится снаружи кабины тренажера, перед прибором наблюдения механика-водителя.

Кроме этого, к устройству подключена через концевые выключатели кнопка для включения системы ГПО, которая вмонтирована в правом рычаге управления поворотом.

Изобретение поясняется фиг.1 и 2:
фиг.1. Тренажер вождения. Функциональная блок-схема тренажера с устройством имитации плохой видимости;
фиг. 2. Тренажер вождения. Конструктивно-функциональная схема устройства имитации плохой видимости.

На фиг.1 и 2 представлены:
1. Кабина с люлькой и рамой.

2. Сиденье механика-водителя.

3. Прибор наблюдения механика-водителя.

4. Органы управления движением.

5. Кнопка ГПО.

6. Устройство имитации плохой видимости.

7. Преобразователь.

8. Пульт инструктора.

9. Кинопроектор.

10. Плита.

11. Электродвигатель.

12. Шкив ведущий.

13. Нить.

14. Шкив ведомый.

15. Рамка.

16. Рычаг.

17. Блок концевых выключателей.

Устройство имитации плохой видимости 6 входит в состав тренажера вождения, функциональная блок-схема представлена на фиг. 1, который включает в себя: кабину с люлькой и рамой 1, сиденье механика-водителя 2, прибор наблюдения механика-водителя 3, органы управления движением 4 с вмонтированной в правом рычаге поворота кнопкой ГПО 5, пульт инструктора 8, кинопроектор 9 и преобразователь 7, электрически связанный с пультом инструктора, кинопроектором и кнопкой ГПО.

В состав устройства имитации плохой видимости, конструктивно-функциональная схема которого представлена на фиг. 2, входит плита 10, устанавливающаяся на кабине тренажера перед прибором наблюдения механика-водителя, на которой крепятся: электродвигатель 11, шкив ведущий 12, шкив ведомый 14, рамка 15, изготовленная в виде каркаса со вставляющимся органическим стеклом, имеющим нанесенное специальное покрытие, рычаг 16, нить 13, соединяющая ведущий и ведомый шкивы, блок концевых выключателей 17.

Преобразователь типа ПТ-27, содержащий понижающий трансформатор, выпрямительный мост и реле времени; электродвигатель - любой, например МН-145 (27 В); блок концевых выключателей, например Д-703; шкивы ведущий и ведомый - стандартные; рамка - изготавливается в виде каркаса со вставляющимся органическим стеклом, имеющим нанесенное специальное покрытие, рычаг, соединяющий ведомый шкив и рамку - изготавливается.

Устройство имитации визуальной обстановки функционирует следующим образом:
через преобразователь 7 подается напряжение 27 В на пульт инструктора 8, который предназначен для управления тренажером и в частности устройством имитации 6. На пульте управления инструктора имеется блок регистрации ошибок и переключатель, обеспечивающий подачу и отключение напряжения 27 В на устройство имитации. Кроме этого, с пульта инструктора подается напряжение 27 В на кнопку ГПО 5 и кинопроектор 9.

При подаче напряжения 27 В от пульта инструктора на устройство имитации 6, происходит опускание рамки, которая опустившись перед прибором наблюдения 3 механика-водителя имитирует плохую видимость маршрута движения, что вынуждает механика-водителя определенным образом реагировать (останавливать тренажер вождения или включать систему ГПО). В том случае, когда со стороны механика-водителя никакой ответной реакции не произошло, в течение 10 секунд, срабатывает реле времени, входящее в общую схему преобразователя 7, отключая питание кинопроектора 9, а на пульте оператора 8 фиксируется ошибка.

В том случае, если механик-водитель правильно отреагировал и нажал кнопку ГПО, происходит замыкание цепи, напряжение 27 В подается на электродвигатель устройства имитации 10, рамка устройства поднимается, замыкает концевой выключатель 17 и электродвигатель останавливается. На пульт инструктора с помощью световой индикации подается сигнал о правильной отработке механиком-водителем данной задачи.

В процессе отработки упражнения по вождению на тренажере с установленным устройством имитации, инструктор может подавать команды на устройство имитации несколько раз, в зависимости от маршрута движения, демонстрируемого учебным фильмом. Это в свою очередь будет способствовать выработке определенных навыков по действию с системой ГПО при движении в условиях плохой видимости.

Похожие патенты RU2150753C1

название год авторы номер документа
ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ТАНКА 1990
  • Потапов Б.И.
  • Игольников М.Б.
  • Махин А.А.
RU2010341C1
ТАНКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ 1998
  • Герман В.К.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2138079C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУЛЕНИЮ НА МЕСТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2018
  • Сергеев Артём Юрьевич
  • Сидоров Борис Николаевич
  • Ковалев Владислав Петрович
  • Зубатыкин Дмитрий Борисович
  • Эйсмунт Виталий Владимирович
  • Стародубов Анатолий Викторович
  • Герасина Юлия Александровна
  • Ферин Андрей Владимирович
  • Тришин Николай Владимирович
RU2709339C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА ВОЖДЕНИЯ ОПЕРАТОРА БРОНИРОВАННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1997
  • Филиппов В.В.
  • Ситник В.И.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2123724C1
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ 2001
  • Филиппов В.В.
  • Алешечкин Н.Д.
  • Радин А.А.
RU2190256C1
Тренажер обучения вождению гусеничной машины 2019
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Чупов Максим Анатольевич
RU2723504C1
Тренажер обучения вождению гусеничной машины 2021
  • Пасичник Сергей Иванович
  • Старовойтов Сергей Николаевич
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Мазанов Денис Александрович
RU2765663C1
Тренажер для обучения вождению гусеничной машины 2020
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Чупов Максим Анатольевич
  • Мазанов Денис Александрович
RU2750122C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ БРОНИРОВАННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1999
  • Филиппов В.В.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2155991C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ БОЕВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2019
  • Сергеев Артём Юрьевич
  • Сидоров Борис Николаевич
  • Ковалев Владислав Петрович
  • Зубатыкин Дмитрий Борисович
  • Эйсмунт Виталий Владимирович
  • Бабакин Александр Николаевич
  • Тимофеев Юрий Владимирович
  • Петров Владислав Евгеньевич
  • Куимов Валентин Григорьевич
RU2709344C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 150 753 C1

Реферат патента 2000 года ТРЕНАЖЕР ВОЖДЕНИЯ

Изобретение используется для обучения вождению и управлению гусеничным транспортным средством. Технический результат - повышение эффективности процесса обучения вождению. Это достигается за счет того, что тренажер вождения содержит кабину, раму, органы управления движением, в правый рычаг которых вмонтирована кнопка гидропневмоочистки, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора. Кроме того, он снабжен устройством имитации плохой видимости, электрически связанным с кнопкой гидропневмоочистки и с пультом инструктора, при этом устройство имитации плохой видимости установлено на плите с возможностью размещения перед прибором наблюдения механика-водителя по команде с пульта инструктора. Устройство имитации плохой видимости включает электродвигатель, блок концевых выключателей, ведущий и ведомый шкивы, соединенные нитью, рамку, выполненную в виде каркаса с вставляющимся органическим стеклом, рычаг, преобразователь напряжения, содержащий понижающий трансформатор, выпрямительный мост и реле времени. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 150 753 C1

1. Тренажер вождения, содержащий кабину, раму, органы управления движением, в правый рычаг которых вмонтирована кнопка гидропневмоочистки, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора, отличающийся тем, что снабжен устройством имитации плохой видимости, электрически связанным с кнопкой гидропневмоочистки и с пультом инструктора, при этом устройство имитации плохой видимости установлено на плите с возможностью размещения перед прибором наблюдения механика-водителя по команде с пульта инструктора. 2. Тренажер вождения по п.1, отличающееся тем, что устройство имитации плохой видимости включает электродвигатель, блок концевых выключателей, ведущий и ведомый шкивы, соединенные нитью, рамку, выполненную в виде каркаса с вставляющимся органическим стеклом, рычаг, преобразователь напряжения, содержащий понижающий трансформатор, выпрямительный мост и реле времени.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2150753C1

Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах.-М.: Воениздат, 1992, с.28-32
Тренажер водителя транспортного средства 1986
  • Ястребов Гарри Гурьевич
  • Долгий Вера Александровна
  • Хвастунов Рюрик Михайлович
SU1387031A1
ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Дмитриев В.В.
RU2025784C1
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ГАЗООХЛАЖДАЕМЫМ РЕАКТОРОМ 1999
  • Кириллов Н.Г.
RU2174609C2

RU 2 150 753 C1

Авторы

Филиппов В.В.

Ситник В.И.

Алешечкин Н.Д.

Старостин М.М.

Даты

2000-06-10Публикация

1998-11-11Подача