Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в конструкциях турбин ГТУ наземного применения.
Наряду с обычными требованиями, предъявляемыми к корпусам всех турбомашин (прочность, жесткость, сохранение формы) для обеспечения высоких КПД, корпуса газовых турбин должны обеспечивать минимальные радиальные зазоры в работе над вершинами рабочих лопаток.
Известна конструкция газовой турбины, которая имеет специфический режим работы, связанный с резким повышением температуры при пуске и внезапным охлаждением при срыве факела в камерах сгорания [1].
Недостатком известной конструкции является то, что сопловые лопатки крепятся непосредственно к корпусу, рабочие лопатки работают также непосредственно по корпусу. Вследствие этого корпус получается достаточно горячим и монтажные радиальные зазоры с учетом обеспечения неприхватывания лопаток ротора за статор при внезапном останове двигателя приходится делать достаточно большими. КПД такой турбины низкий. Кроме того, такой корпус излучает большое количество тепла в окружающую среду и повышает температуру в помещении.
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция турбины, корпус которой имеет более сложную конструкцию. Сопловые лопатки и вставки разрезных колец крепятся к корпусу высокими ребрами, а между корпусом и последними размещена теплоизоляция, что уменьшает приток тепла в корпус. Над корпусом размещен кожух, а между ним и корпусом продувается охлаждающий воздух [2].
Преимуществом известной конструкции является то, что при включении охлаждения на установившемся режиме температура корпуса снижается, радиальные зазоры уменьшаются и КПД турбины растет, однако, если ребра корпуса, на которых крепятся сопловые лопатки и сектора разрезных колец, достаточно высоки, данная система охлаждения может быть недостаточно эффективной, охлаждающий воздух охлаждает только внешнюю оболочку наружного корпуса, а ребра, которые определяют его жесткость, остаются горячими, а следовательно, и радиальные зазоры остаются достаточно большими. Недостатком конструкции является и то, что отработанный охлаждающий воздух сбрасывается в помещение, в котором расположена установка, и повышает температуру окружающей среды, что в ряде случаев недопустимо.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении КПД за счет уменьшения радиальных зазоров путем улучшения эффективности охлаждения внутренних элементов статора, а также в уменьшении подогрева воздуха в помещении, в котором расположена установка.
Сущность технического решения заключается в том, что в статоре многоступенчатой газовой турбины, содержащем наружный корпус - цельный или имеющий горизонтальные или вертикальные разъемы и снабженный радиальными ребрами, направленными к центру, на последних размещены наружные полки венцов ступеней сопловых лопаток и сектора разрезных колец, а в полостях, образованных наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами и наружными поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец над каждой ступенью сопловых лопаток и разрезных колец размещена теплоизоляция, согласно изобретению, между наружными полками венцов ступеней сопловых лопаток, секторами разрезных колец и посадочными поверхностями радиальных ребер корпуса установлены дополнительные детали в виде кольцевых оболочек или свернутых в кольцо лент, которыми разделены полости, образованные наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами и наружными поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец на внутренние (расположенные ближе к оси) и наружные (примыкающие к наружной обечайке статора) полости, при этом внутренние полости, образованные поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец и расположенными над ними дополнительными деталями в виде кольцевых оболочек, заполнены теплоизоляцией, а в наружных полостях, образованных наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами над каждой ступенью сопловых лопаток и секторов разрезных колец и поверхностями деталей в виде кольцевых оболочек теплоизоляция отсутствует, при этом наружные полости всех ступеней сопловых лопаток и разрезных колец соединены между собой осенаправленными каналами, выполненными в радиальных ребрах наружного корпуса, в единую систему, или разбиты на несколько систем.
Наличие теплоизоляции во внутренних (расположенных ближе к оси) полостях уменьшает тепловой поток из проточной части турбины к корпусу, что улучшает эффективность охлаждения.
Отсутствие теплоизоляции в наружных (примыкающих к наружной обечайке статора) полостях, а также соединение последних между собой осевыми каналами позволяет улучшить эффективность охлаждения внутренних элементов статора и корпуса в целом за счет продувки воздухом и охлаждения не только наружной обечайки корпуса, но и наиболее жестких элементов конструкции - ребер корпуса, определяющих радиальные зазоры, за счет чего уменьшаются радиальные зазоры и повышается КПД турбины в целом.
На чертеже изображен статор трехступенчатой турбины в разрезе.
Статор трехступенчатой турбины состоит из наружного корпуса 1 I-й ступени и наружного корпуса 2 II-й и III-й ступеней, сопловых лопаток 3, 4, 5 I-й, II-й и III-й ступеней 5 соответственно, секторов разрезных колец 6, 7, 8 I-й, II-й и III-й ступеней соответственно. Наружные корпуса 1 и 2 состоят из силовых обечаек 9 и радиальных ребер 10. В силовой обечайке 9 корпуса 1 выполнены отверстия 11. В радиальных ребрах корпусов 1 и 2 выполнены осевые каналы 12. Сопловые лопатки 3, 4, 5, сектора разрезных колец 6, 7, 8 на радиальные ребра 10 корпусов 1 и 2 установлены через кольцевые оболочки 13. Между оболочками 13 и поверхностями полок сопловых лопаток 3, 4, 5 и секторов разрезных колец 6, 7, 8 образованы полости 14, заполненные теплоизоляцией. Между оболочками 13, ребрами 10 и обечайками 9 корпусов 1 и 2 образованы кольцевые полости 15.
Работает устройство следующим образом.
После выхода турбины на установившийся режим включается система охлаждения статора. При этом охлаждающий воздух по трубам через отверстия 11 в обечайке 9 корпуса 1 подается в первую кольцевую полость 15. Через осевые каналы 12 в ребрах 10 корпусов 1, 2 воздух растекается в остальные кольцевые полости 15, эффективно охлаждая не только наружную обечайку корпуса, но и наиболее жесткие элементы конструкции, определяющие радиальные зазоры. Пройдя все кольцевые полости 15, из последней охлаждающий воздух сбрасывается в проточную часть турбины и не подогревает воздух помещения, в котором расположена установка.
При охлаждении статора температура корпуса уменьшается, за счет чего уменьшаются радиальные зазоры, а КПД турбины и установки в целом увеличивается. Использование предлагаемой конструкции статора позволяет использовать менее жаропрочные и более дешевые материалы корпуса, например сталь ЭП 609, вместо жаропрочного сплава ЭП 718.
Источники информации
1. В. А. Шварц "Конструкции газотурбинных установок", -М.: Машиностроение, 1970 г., стр. 216, рис. 137.
2. В. А. Шварц "Конструкции газотурбинных установок", стр. 225, рис. 150a.- прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2007 |
|
RU2352788C1 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2001 |
|
RU2211926C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2086792C1 |
СТАТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2007 |
|
RU2352790C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2480590C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СТЫКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ И СТАТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2493388C1 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2465466C1 |
СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ | 2013 |
|
RU2519677C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2151884C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СТЫКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ И СОПЛОВОГО АППАРАТА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2496017C1 |
Статор многоступенчатой газовой турбины содержит наружный корпус, снабженный радиальными ребрами, направленными к центру. На ребрах размещены наружные полки венцов ступеней сопловых лопаток и сектора разрезных колец. Между наружными полками венцов ступеней сопловых лопаток, секторами разрезных колец и посадочными поверхностями радиальных ребер корпуса установлены дополнительные детали в виде кольцевых оболочек или свернутых в кольцо лент, которыми разделены полости, образованные наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами и наружными поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец на внутренние (расположенные ближе к оси) и наружные (примыкающие к наружной обечайке статора) полости. Внутренние полости заполнены теплоизоляцией, при этом наружные полости всех ступеней сопловых лопаток и разрезных колец соединены между собой осенаправленными каналами, выполненными в радиальных ребрах наружного корпуса, в единую систему или разбиты на несколько систем. Изобретение позволяет повысить КПД турбины за счет уменьшения радиальных зазоров путем улучшения эффективности охлаждения внутренних элементов статора. 1 ил.
Статор многоступенчатой газовой турбины, содержащий наружный корпус - цельный или имеющий горизонтальные или вертикальные разъемы и снабженный радиальными ребрами, направленными к центру, на последних размещены наружные полки венцов ступеней сопловых лопаток и сектора разрезных колец, а в полостях, образованных наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами и наружными поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец, над каждой ступенью сопловых лопаток и разрезных колец размещена теплоизоляция, отличающийся тем, что между наружными полками венцов ступеней сопловых лопаток, секторами разрезных колец и посадочными поверхностями радиальных ребер корпуса установлены дополнительные детали в виде кольцевых оболочек или свернутых в кольцо лент, которыми разделены полости, образованные наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами и наружными поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец на внутренние (расположенные ближе к оси) и наружные (примыкающие к наружной обечайке статора) полости, при этом внутренние полости, образованные поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец и расположенными над ними дополнительными деталями в виде кольцевых оболочек, заполнены теплоизоляцией, а в наружных полостях, образованных наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами, над каждой ступенью сопловых лопаток и секторов разрезных колец и поверхностями деталей в виде кольцевых оболочек теплоизоляция отсутствует, при этом наружные полости всех ступеней сопловых лопаток и разрезных колец соединены между собой осенаправленными каналами, выполненными а радиальных ребрах наружного корпуса, в единую систему или разбиты на несколько систем.
ОХЛАЖДАЕМАЯ ДИАФРАГМА | 0 |
|
SU222060A1 |
Способ лечения обширных дефектов переднего отдела твердого неба | 1985 |
|
SU1287857A1 |
Стержень обмотки электрической машины большой мощности | 1973 |
|
SU522834A3 |
US 5152666 A, 06.10.1992 | |||
GB 1425879 A, 18.02.1976 | |||
ТУРБОМАШИНА | 1986 |
|
SU1459334A1 |
Авторы
Даты
2000-06-27—Публикация
1998-08-04—Подача