Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов.
Аналогом изобретения выбрано техническое решение RU 2068252 C1, A 61 G 5/02, 27.10.96, коляска для инвалидов, содержащая две боковые рамы с передними и задними колесами, ось поворота одного из передних управляемых колес снабжена блоком, охваченным тросом привода поворота, рычаг привода заднего колеса коляски, связанный тягой с кривошипным механизмом привода колеса.
Недостатками описанного аналога является то, что стационарная установка рычага привода колеса позволяет использовать его только для данной коляски, а также то, что управление при помощи одного рычага не обеспечивает достаточной мобильности и маневренности.
Целью изобретения является создание рычажного механизма, который можно было бы быстро устанавливать и снимать без применения инструмента на механические инвалидные кресла-коляски различных моделей, с колесами различного диаметра, позволяющего снизить и регулировать мышечные нагрузки, повысить простоту и комфортность управления, а также повысить мобильность и маневренность механического инвалидного кресла-коляски.
Поставленная цель достигается следующими конструктивными особенностями.
Устройство крепления к раме состоит из двух разъемных частей. Каждая часть имеет полукруглые проточки для охвата труб рамы инвалидного кресла-коляски. При установке на раму инвалидного кресла-коляски, две разъемные части устройства крепления к раме стягиваются болтами - "барашками", что позволяет быстро устанавливать и снимать данное устройство на рамы инвалидных кресел-колясок различных моделей без применения инструмента.
Устройство крепления к ободу колеса снабжено резьбовыми выдвижными упорами, двигающимися по направляющим данного устройства, что обеспечивает возможность быстро устанавливать и снимать данное устройство на обода колес различного диаметра без применения инструмента.
Передача усилия от рук пользователя инвалидного кресла-коляски на колеса посредством рычага, шатуна и устройства крепления к ободу колеса снижает нагрузку на мышцы рук, плечей и спины.
Возможность перемещать вдоль рычага зажимной кронштейн, снабженный стягивающим болтом - "барашком", позволяет регулировать мышечную нагрузку. Причем данная регулировка осуществляется также без применения инструмента.
Два быстросъемных рычажных механизма правого и левого исполнения независимо установленных на правое и левое колеса механического инвалидного кресла-коляски позволяют вращать эти колеса как с разной скоростью, так и в разном направлении, что обеспечивает повышенную маневренность и мобильность кресла-коляски.
На фиг. 1 и 2 показаны эскизы механического инвалидного кресла-коляски, снабженного двумя независимо установленными быстросъемными рычажными механизмами правого и левого исполнения, которые содержат:
поз. 1 - устройства крепления к раме,
поз. 2 - рычаги,
поз. 3 - шатуны,
поз. 4 - зажимные кронштейны,
поз. 5 - устройства крепления к ободу,
поз. 6 - выдвижные упоры,
поз. 7 - оси рычагов,
поз. 8 - болты - "барашки",
поз. 9 - гайки - "барашки",
поз. 10 - полукруглые проточки устройства крепления к раме.
Правое исполнение быстросъемного рычажного механизма является зеркальным отражением левого исполнения быстросъемного рычажного механизма. Они содержат одинаковые позиции (см. выше) и отличаются только поз. 1 (устройствами крепления к раме), каждое из которых является зеркальным отображением другого.
Заявленное устройство работает следующим образом:
На механическое инвалидное кресло-коляску устанавливается два независимых быстросъемных рычажных механизма правого и левого исполнения. Данные рычажные механизмы приводятся в движение руками пользователя инвалидного кресла-коляски.
1. Установка на коляску
Крепление к раме инвалидной коляски осуществляется посредством устройства крепления к раме 1, состоящего из двух разъемных частей, которые имеют полукруглые проточки, охватывающие трубы рамы инвалидной коляски в определенном месте. Болты - "барашки" 8 стягивают разъемные части устройства крепления к раме, обеспечивая надежную фиксацию его на раме механического инвалидного кресла-коляски.
Крепление к ободу колеса инвалидного кресла-коляски осуществляется посредством устройства крепления к ободу 5. Данное устройство имеет направляющие, по которым двигаются выдвижные упоры 6, имеющие резьбовую часть. Причем две направляющие имеют внутреннюю резьбу того же размера, что и наружная резьба выдвижных упоров, и движение данных упоров осуществляется выворачиванием или заворачиванием их по резьбе. Третья направляющая имеет диаметр, больший наружного диаметра резьбовой части выдвижного упора. Движение третьего упора по этой направляющей обеспечивается вращением гайки - "барашка" 9, наворачивающейся на резьбовую часть выдвижного упора. Выдвижные упоры имеют проточки для ободов колес инвалидного кресла-коляски и, выдвигаясь по направляющим устройств крепления к ободу, обеспечивают надежное крепление этих устройств к ободам колес различного диаметра механических инвалидных кресел-колясок различных модификаций.
Таким образом, описанная конструкция обеспечивает надежное крепление рычажных механизмов на механическом инвалидном кресле-коляске, причем возможна установка (и снятие) рычажного механизма на различные модели инвалидных колясок, которое осуществляется без применения инструмента с минимальными затратами времени.
2. Движение механического инвалидного кресла-коляски, снабженного двумя быстросъемными рычажными механизмами правого и левого исполнения, независимо установленных соответственно на правое и левое колеса
Рычаги 2 приводятся в движение руками пользователя инвалидной коляски, при этом они совершают маятниковые движения вокруг осей рычага 7, закрепленных на устройствах крепления к раме 1. Поступательное движение рычагов 2 через зажимные кронштейны 4, шатуны 3 и устройства крепления к ободу 3 преобразуется во вращательное движение колес инвалидной коляски. Использование рычажных механизмов позволяет снизить нагрузку на мышцы рук, плечей и спины по сравнению с мышечным усилием, возникающим при способе передвижения, требующем вращения ободов колес непосредственно руками.
3. Осуществление поворотов
Каждый рычажный механизм (правого и левого исполнения) осуществляет вращение соответствующих (правого и левого) колес механического инвалидного кресла-коляски. Вращение колес с одинаковой скоростью обеспечивает прямолинейное движение, а вращение этих колес с разной скоростью или даже в различном направлении обеспечивает повороты коляски. Причем радиусы поворотов могут быть минимальными, а движение рычагов, обеспечивающих вращение колес в разные стороны, позволяет коляске разворачиваться на месте.
Преимуществом изобретения является:
1. Социально-экономический эффект, который проявляется в том, что согласно нормам органов социальной защиты населения инвалиды-колясочники должны иметь два инвалидных кресла-коляски: одно - для передвижения в помещении, другое - для передвижения на улице. Если использовать быстросъемные рычажные механизмы в сочетании с одним креслом-коляской, то его можно будет использовать для передвижения как в помещении (без быстросъемных рычажных механизмов), так и на улице (с установленными быстросъемными рычажными механизмами). Таким образом, обеспечиваются требования нормативов органов социальной защиты и экономятся средства на приобретение, приемку, хранение и выдачу дополнительного кресла-коляски для инвалида. Т.е. данное изобретение заменяет два кресла-коляски одним.
2. Простота установки и снятия данных быстросъемных рычажных механизмов на механические инвалидные кресла-коляски без применения инструмента с минимальными затратами времени.
3. Возможность применять данные быстросъемные рычажные механизмы для установки на различные модели механических инвалидных кресел-колясок с колесами различного диаметра.
4. Конструкция быстросъемных рычажных механизмов и применение в их составе неметаллоемких комплектующих незначительно увеличивают вес инвалидного кресла-коляски, снаряженного данными рычажными механизмами.
5. Использование рычажных механизмов позволяет снизить нагрузку на мышцы рук, плечей и спины по сравнению с мышечным усилием, возникающим при способе передвижения, требующем вращения ободов колес непосредственно руками.
6. Повышение мобильности и маневренности механического инвалидного кресла-коляски, снабженного двумя независимо установленными быстросъемными рычажными механизмами правого и левого исполнения.
7. Простота и комфортность управления механическим инвалидным креслом-коляской.
Механизм относится к составным частям транспортных средств для инвалидов. Механизм содержит устройство крепления к раме с рычагом. Рычаг соединен через зажимной кронштейн и шатун с устройством крепления к ободу. Разъемное устройство крепления к раме выполнено в виде двух частей. Части имеют проточки для охвата труб рамы механического инвалидного кресла-коляски и стягиваются болтами-"барашками". Устройство крепления к ободу снабжено резьбовыми выдвижными упорами с проточками для обода колеса. Две направляющие устройства крепления к ободу имеют внутреннюю резьбу того же размера, что и наружная резьба выдвижных упоров. Третья направляющая устройства крепления к ободу имеет диаметр, больший наружного диаметра резьбовой части выдвижного упора. Зажимной кронштейн снабжен стягивающим болтом-"барашком" и выполнен с возможностью перемещения вдоль рычага и позволяет регулировать мышечную нагрузку. В результате рычажный механизм быстро устанавливают и снимают без применения инструмента на механические инвалидные кресла-коляски различных моделей с колесами различного диаметра. Механизм позволяет снизить и регулировать мышечные нагрузки, повысить простоту и комфортность управления, повысить мобильность и маневренность механического инвалидного кресла-коляски. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 1991 |
|
RU2068252C1 |
Дорожная коляска для инвалидов | 1981 |
|
SU1012905A1 |
Кресло-коляска для инвалидов | 1987 |
|
SU1512601A1 |
Кресло-коляска для механотерапии | 1987 |
|
SU1524897A1 |
Способ реабилитации работников с хроническими производственно обусловленными заболеваниями органов дыхания: ринофарингитом, трахеобронхитом, обусловленными воздействием вредных факторов титано-магниевого производства | 2019 |
|
RU2716962C1 |
Авторы
Даты
2000-07-20—Публикация
1999-11-10—Подача