Изобретение относится к технологии разделения твердых металлургических шлаков и может быть использовано для извлечения металла из шлаковой массы и, кроме того, в производстве строительных дорожных материалов из продуктов переработки шлака, в частности шлаковяжущей смеси для устройства основания и покрытия автомобильных дорог.
Известен способ переработки шлаков, включающий дробление и сухую магнитную сепарацию (см. Панфилов М. И. "Переработка шлаков и безотходная технология в металлургии", М., Металлургия, 1987 г., стр. 188-193).
Недостаток описанного способа переработки металлургических шлаков состоит в том, что он не обеспечивает высокой степени измельчения шлака и извлечения из него металла, что, в свою очередь, не позволяет получить дорожную смесь высокой активности, т.к. в результате коррозии металлических частиц, содержащихся в шлаке, на их поверхности образуются рыхлые пленки оксидов, что ослабляет механическую структуру основания из шлаковяжущей смеси и снижает эксплуатационные характеристики дорожного полотна.
Кроме того, из-за налипания шлака снижается производительность процесса переработки шлака.
Наиболее близким по технической сущности является способ переработки металлургических шлаков, включающий дробление и сухую магнитную сепарацию (см. "Шлаки черной металлургии" 1979 г. , стр. 85, статья А. И. Зимина "Переработка отвальных доменных шлаков завода "Запорожсталь" для дорожного строительства").
Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает достаточно мелкого измельчения шлаковой массы и высокой степени извлечения металла из нее, что не позволяет получить дорожную смесь высокой активности, т.к. в результате коррозии металлических частиц, содержащихся в шлаке, на их поверхности образуются рыхлые пленки оксидов, что ослабляет механическую структуру дорожного основания и снижает эксплуатационные характеристики дорожного полотна.
Кроме того, из-за налипания шлака снижается производительность процесса его переработки.
В основу изобретения поставлена задача - достижение высокой степени извлечения металла из твердого металлургического шлака при повышении производительности процессов и получения дорожной смеси с хорошими технологическими показателями, обеспечивающими высокие эксплуатационные характеристики дорожного полотна.
Поставленная задача решается тем, что в способе переработки твердых металлургических шлаков, включающем дробление и сухую магнитную сепарацию, перед дроблением в шлак добавляют материал, содержащий несвязанный оксид кальция в количестве, обеспечивающем введение в шлак от 0,2% до 5% CaOсв (например, негашеной извести, конвертерного шлака и т.д.).
Сопоставительный анализ заявляемого способа с прототипом (см. "Шлаки черной металлургии", 1979 г., стр. 85) позволяет сделать вывод, что заявляемый способ переработки твердых металлургических шлаков отличается от известного добавлением в шлак перед его дроблением от 0,2% до 5% несвязванного оксида кальция, что является достаточным для обеспечения высокой степени измельчения шлака (при повышении производительности его дробления) и извлечения из него металла (при увеличении производительности сухой магнитной сепарации), а значит и для повышения активности дорожной смеси и достижения ее высоких технологических показателей.
Анализ известных технических решений позволяет сделать вывод о том, что заявленный способ не известен из уровня техники, что свидетельствует о его соответствии критерию "НОВИЗНА".
Введение в шлак перед его дроблением от 0,2% до 5% оксида кальция повышает основность шлака, снижает его поверхностную энергию, попадая в щели шлаковых зерен он ослабляет их межмолекулярные связи, что и повышает степень измельчения шлака (увеличивая при этом производительность его дробления), кроме того, оксид кальция, адсорбируясь на поверхности силикатных составляющих шлака, способствует их лучшему отделению от магнитной составляющей, представленной окисным и металлическим железом, что позволяет повысить степень извлечения металла, увеличивая скорость магнитной сепарации, что, соответственно, снижает концентрацию железа в шлаковой массе, повышая ее активность и позволяя получить дорожные смеси с хорошими технологическими показателями, обеспечивающими высокие эксплуатационные характеристики дорожного полотна.
Кроме того, CaO, взаимодействуя со шлаковыми зернами, обволакивает их, повышая "текучесть" шлаковой массы, устраняя ее залипание и повышая производительность процесса переработки металлургических шлаков в целом.
Таким образом, добавление в шлак перед его дроблением 0,2% - 5% CaO позволяет получить шлаковую массу с высокой степенью измельчения и извлечения из нее металла, что дает возможность получить концентрат с высоким содержанием металла, а кроме того, высокоактивную дорожную смесь, то есть дорожную смесь с высокими технологическими показателями.
Сущность заявляемого изобретения для специалиста не следует явным образом из уровня техники, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ".
Возможность использования заявляемого способа переработки металлургических шлаков в отечественной промышленности позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ".
Способ переработки твердых металлургических шлаков осуществляется следующим образом.
При испытании заявленного способа перерабатывался мартеновский шлак. Перед поступлением шлаковой массы в бункер конусной дробилки в нее добавляют 1% негашеной извести. Шлаковые зерна обволакиваются известью, отдают свою влагу, вследствие чего повышается текучесть шлаковой массы, устраняется залипание. Кроме того, известь, попадая в трещины шлаковых зерен, снижает межмолекулярные связи, делая их более легко дробимыми. В результате производительность дробления повышается в 1,2 раза.
Далее, раздробленная до фракции 0 - 20 мм, шлаковая масса поступает на сухую магнитную сепарацию, где происходит процесс извлечения металла. Известь увеличивает "текучесть" шлаковой массы и способствует лучшему разделению немагнитной (силикатной) и магнитной составляющих, а, следовательно, возрастает скорость сепарация и увеличивается степень извлечения металла в 1,32 раза.
Предлагаемый предел добавления несвязанного оксида кальция объясняется следующим образом:
- процентное содержание CaO в шлаковой массе ниже чем 0,2% практически не оказывает заметного влияния на изменение физического состояния данной шлаковой массы,
- содержание CaO в шлаковой массе более чем 5% практически уже не вносит изменений в процесс переработки металлургического шлака и становится экономически не выгодным.
Проведенные испытания наглядно демонстрируют преимущества переработки металлургического шлака с добавлением в него от 0,2% до 5% CaO.
Результаты испытаний приведены в таблице.
Использование в заявляемом способе переработки металлургического шлака добавки CaO 0,2% - 5% позволяет:
- увеличить производительность дробления шлаковой массы в 1,04-1,24 раза;
- повысить степень дробления, т.е. уменьшить средний диаметр зерна в 1,21 -1,89 раза;
- повысить производительность магнитного сепаратора в 1,01-1,68 раза;
- повысить концентрацию железа в промпродукте в 1,01 -1,17 раз;
- снизить концентрацию железа в хвостах в 1,03-1,09 раза;
- повысить степень извлечения металла в 1,02-1,32 раза;
- получить дорожную смесь с высокими технологическими показателями, а дорожное полотно - с хорошими эксплуатационными свойствами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ШЛАКОВОГО РАСПЛАВА | 1996 |
|
RU2104977C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ | 1994 |
|
RU2056948C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1996 |
|
RU2094560C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2102354C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1995 |
|
RU2082849C1 |
СОСТАВ СМЕСИ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1998 |
|
RU2148120C1 |
МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ | 1997 |
|
RU2121467C1 |
Способ переработки отходов сталеплавильного производства с получением портландцементного клинкера и чугуна | 2016 |
|
RU2629424C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОТВАЛЬНОГО СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО ШЛАКА | 2014 |
|
RU2572438C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОТВАЛЬНЫХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ | 2016 |
|
RU2645629C1 |
Изобретение относится к технологии разделения твердых металлургических шлаков и может быть использовано для извлечения металла из шлаковой массы и, кроме того, в производстве строительных дорожных материалов из продуктов переработки шлаков, в частности шлаковяжущей смеси для устройства основания и покрытия автомобильных дорог. В способе переработки твердых металлургических шлаков, включающем дробление и сухую магнитную сепарацию, перед дроблением в шлак добавляют материал, содержащий несвязанный оксид кальция, в количестве, обеспечивающем введение в шлак 0,2 - 5% несвязанного оксида кальция. Достигаемый технический результат: повышение степени дробления, степени извлечения металла, производительности магнитного сепаратора, увеличение производительности дробления, получение дорожной смеси с высокими технологическими показателями. 1 табл.
Способ переработки твердых металлургических шлаков, включающий дробление и сухую сепарацию, отличающийся тем, что перед дроблением в шлак добавляют материал, содержащий несвязанный оксид кальция, в количестве, обеспечивающем введение в шлак от 0,2 до 5% CaOсв..
Зимин А.А | |||
Переработка отвальных доменных шлаков завода "Запорожсталь": В сб | |||
"Шлаки черной металлургии" | |||
- М.: Металлургия, 1979, с.85 | |||
SU 94042077 A1, 10.10.1996 | |||
Интенсификатор помола | 1988 |
|
SU1652312A1 |
Волженский А.В | |||
и др | |||
Бетоны и изделия на шлаковых и зольных цементах | |||
- M.: Гос | |||
изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963, с.295, 299, 291, 292, 164-166, 272 | |||
Автомобильные дороги | |||
Строительные нормы и правила | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
- М.: Госстрой СССП | |||
ЦТИП Госстроя СССР, 1986, с.33 | |||
Романенко А.Г | |||
Металлургические шлаки | |||
- М.: Металлургия, 1977, с.103. |
Авторы
Даты
2000-07-27—Публикация
1998-08-04—Подача