СОСТАВ СМЕСИ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Российский патент 2000 года по МПК E01C3/04 E01C7/36 C04B11/26 

Описание патента на изобретение RU2148120C1

Изобретение относится к дорожно-строитетельным материалам, а именно к составам для устройства основания автомобильных дорог.

Известна смесь для устройства дорожных оснований и покрытий (авт. св. N 1571122, кл. МКИ Е 01 С 7/36, опубл. 15.06.90 г., БИ N 22), содержащая вяжущее, воду или жидкость затворения и заполнитель, в качестве вяжущего используется тонкодисперсный продукт совместного помола отхода от вельцевания свинцовых шлаков с фосфогипсом - дигидратом, в качестве жидкости затворения используется либо вода, либо отход титаномагниевого производства - хлорная пульпа на основе 15 - 20%-ного водного раствора хлорида кальция, в качестве заполнителя используется минеральный материал (щебень или гравий, или песчано-гравийная смесь, или дресва, или их смесь), при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Указанный продукт совместного помола - 23,3 - 33,0
Вода или отход титаномагниевого производства - хлоридная пульпа на основе 15-20%-ного водного раствора хлорида кальция - 5,7 - 6,9
Минеральный материал - остальное,
Недостатком указанной смеси является то, что ее высокодисперсная тонкомолотая часть, являющаяся по сути гипсошлаковым вяжущим, при хранении активно адсорбирует влагу из окружающего воздуха, снижая при этом свои вяжущие свойства. Во избежание этого, вяжущее до приготовления смеси необходимо хранить в особых условиях: либо во влагонепроницаемой таре, либо в сухом крытом складском помещении.

Более того, по своей природе гипсошлаковые вяжущие являются быстросхватывающимися, поэтому транспортирование, распределение и уплотнение готовой смеси при строительстве дорожного полотна должно осуществляться в течение 2-3 часов с момента приготовления смеси, что существенно усложняет технологию строительства.

Кроме того, совместный помол отхода от вельцевания свинцовых шлаков с фосфогипсом - дигидратом требует больших энергозатрат.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по химическому составу и достигаемому результату является состав, используемый для дорожного основания (пат. РФ N 2046097, кл. МКИ С 01 В 11/46, С 04 В 11/26, "Способ утилизации гипса из отходов производства плавиковой кислоты или безводного фтористого водорода", з. 27.01.92 г., oпубл. 20.10.95 г., БИ N 29) содержащий вяжущее, жидкость затворения и заполнитель, в качестве вяжущего используется смесь фторангидрита (сухого отхода производства плавиковой кислоты или безводного фтористого водорода) с сухим самораспадающимся ферросплавным шлаком, в качестве жидкости затворения используется вода, а в качестве заполнителя - песчано-гравийная смесь, или гравий, или шлак и т.д. при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Фторангидрит - 34,8
Ферросплавный шлак - 8,7
Заполнитель - 43,5
Вода - 13,0
Недостаток описанного состава смеси для устройства основания автомобильных дорог заключается в том, что содержащееся в нем в количестве более 40% вяжущее, являющееся по сути ангидритошлаковым вяжущим и содержащее в своем составе не менее 20% высокодисперсной фракции, требует особых условий хранения, так как склонно адсорбировать влагу из окружающего воздуха, снижая при этом вяжущие свойства.

Кроме того, ангидритошлаковые вяжущие по своей природе являются быстросхватывающимися, поэтому транспортирование, распределение и уплотнение готовой смеси при строительстве дорожного основания должно осуществляться в течение 2-3 часов с момента приготовления смеси, что существенно усложняет технологию строительства.

В основу изобретения поставлена задача нахождения состава смеси, пригодной для устройства основания автомобильных дорог, способной сохранять свои технологические свойства в течение достаточно длительного промежутка времени и не требующей больших энергозатрат на изготовление. Решение этой задачи позволит упростить технологию укладки дорожного основания и снизить затраты.

Поставленная задача решается тем, что в составе смеси для устройства основания автомобильных дорог, содержащей вяжущее, жидкость затворения и заполнитель, вяжущее, в качестве которого используется смесь отсева дробления отвального основного металлургического шлака (степень основности больше 1) и фторангидрита, взятые в соотношении 1:1, дополнительно содержит активатор - фторангидрит, предварительно нейтрализованный известью, а в качестве жидкости затворения используют водный раствор хлоридов щелочных и/или щелочно-земельных металлов при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отсев дробления металлургического шлака - 11,00 - 20,00
Фторангидрит - 11,00 - 20,00
Фторангидрит, нейтрализованный известью - 1,20 - 1,60
Хлориды - 0,25 - 0,35
Вода - 7,00 - 8,00
Заполнитель - Остальное
Сопоставительный анализ заявляемого состава смеси с прототипом (пат. РФ N 2046097) позволяет сделать вывод, что заявляемый состав смеси для устройства основания автомобильных дорог отличается от известного тем, что в качестве вяжущего используется смесь отсева дробления отвального основного металлургического шлака с фторангидритом и дополнительно содержит активатор - фторангидрит предварительно нейтрализованный известью, а в качестве жидкости затворения - раствор хлоридов щелочных и/или щелочно-земельных металлов, что является достаточным для решения поставленной задачи.

Анализ известных технических решений позволяет сделать вывод о том, что заявляемое изобретение не известно из уровня техники, что свидетельствует о его соответствии критерию "новизна".

Использование в качестве вяжущего смеси отсева дробления отвального основного металлургического шлака, в котором содержится не более 10% мелкодисперсных частиц, с фторангидритом позволяет обеспечить существенное замедление и даже практически полное прекращение адсорбции влаги из окружающего воздуха, что позволяет хранить его на открытом воздухе в течение длительного времени без применения каких-либо специальных мер.

Пониженная, по сравнению с прототипом, дисперсность вяжущего и самой смеси, приводит к понижению реакционной способности смеси в неуплотненном состоянии, что обеспечивает сохранность ее технологических свойств ("живучести") в течение достаточно длительного промежутка времени (не менее 4-6 часов).

Использование активатора - нейтрализованного известью фторангидрита, позволяет увеличить прочность дорожного основания, повышая интенсивность процессов гидратации в уплотненной смеси. Активатор готовится отдельно, являясь результатом совместного помола фторангидрита с известью в соотношении 9 : 1, энергозатраты при этом незначительны, т.к. активатор составляет не более 1,6% от общей массы смеси.

Использование водного раствора хлоридов щелочных и/или щелочно- земельных металлов в качестве жидкости затворения обеспечивает продолжительный рост прочности уплотненной смеси во времени. Наличие в составе жидкости затворения ионов С1-, обладающих способностью к комплексообразованию, приводит при взаимодействии с металлами, входящими в структуру шлаков, к образованию сложных ионов типа MgCl6-2 или CaCl6-2, что вызывает ускорение образования гидросиликатов кальция.

Сущность заявляемого изобретения для специалиста не следует явным образом из уровня техники, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "изобретательский уровень".

Возможность использования заявляемого состава для устройства основания автомобильных дорог в отечественной промышленности позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "промышленная применимость".

Заявляемый состав приведен в таблице.

Описанные составы получают следующим образом: отсев дробления основного металлургического шлака смешивается с фторангидритом в соотношении 1: 1, в полученную смесь вводят заранее приготовленный активатор (полученный в результате совместного помола до удельной поверхности 300 м2/кг фторангидрита и извести взятых в соотношении 9 : 1), затем в смесь вводятся заполнитель и водный раствор хлорида.

Прочность дорожного основания, изготовленного из предлагаемой смеси, достигает через 7 суток твердения 2,0 - 2,5 МПа, а через 90 суток 8,0 - 9,0 МПа.

Применение заявляемого состава смеси для устройства основания автомобильных дорог позволит увеличить ее "живучесть" (способность увлажненной смеси сохранять свои технологические свойства) за счет увеличения сроков схватывания, упростить технологию укладки дорожного основания и транспортировку смеси; снизить энергозатраты на приготовление смеси.

Похожие патенты RU2148120C1

название год авторы номер документа
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Аржанов Виктор Николаевич
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Козлов Юрий Сергеевич
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
RU2102354C1
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 2005
  • Буваев Антон Юрьевич
  • Проворнов Сергей Юрьевич
  • Тараненко Сергей Иванович
RU2281356C1
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 1996
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
  • Расковалов Александр Михайлович
RU2094560C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ 1998
  • Бабушкин В.Н.
  • Кузнецов А.Ю.
  • Петухов О.И.
RU2153398C2
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 1995
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
RU2082849C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ШЛАКОВОГО РАСПЛАВА 1996
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
  • Расковалов Александр Михайлович
RU2104977C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ 1994
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Гельбинг Роман Анатольевич
  • Костин Константин Николаевич
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
  • Рахимгулов Рафик Фаилович
RU2056948C1
Гипсовое вяжущее 1988
  • Гашкова Валентина Ивановна
  • Десятник Василий Никифорович
  • Толкачева Лидия Евгеньевна
  • Тарабукина Эльвира Кутдусовна
SU1567542A1
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШЛАКОМИНЕРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 1992
  • Соломенцев Александр Борисович
  • Головенко Алексей Петрович
RU2040625C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2013
  • Василовская Галина Васильевна
  • Шевченко Валентина Аркадьевна
  • Назиров Рашит Анварович
  • Нагибин Геннадий Ефимович
RU2534861C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 120 C1

Реферат патента 2000 года СОСТАВ СМЕСИ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно к составам для устройства основания автомобильных дорог. Состав смеси для устройства основания автомобильных дорог включает в качестве вяжущего смесь отсева дробления отвального основного металлургического шлака с фторангидритом в соотношении 1 : 1, активатором является фторангидрит, предварительно нейтрализованный известью, а в качестве жидкости затворения используется водный раствор хлоридов щелочных и/или щелочно-земельных металлов при следующем соотношении компонентов, мас.%: отсев дробления основного металлургического шлака 11,0 - 20,00, фторангидрит 11,00 - 20,00, фторангидрит, нейтрализованный известью 1,20 - 1,60, хлориды 0,25 - 0,35, вода 7,00 - 8,00, заполнитель - остальное. Технический результат: применение заявляемого состава смеси для устройства основания автомобильных дорог позволит увеличить ее "живучесть" (способность увлажненной смеси сохранять свои технологические свойства), упростить технологию укладки дорожного основания и транспортировку смеси, снизить энергозатраты на приготовление смеси. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 148 120 C1

Состав смеси для устройства основания автомобильных дорог, включающий вяжущее, жидкость затворения и заполнитель, отличающийся тем, что вяжущее, в качестве которого используется смесь отсева дробления отвального основного металлургического шлака и фторангидрита, взятые в соотношении 1 : 1, дополнительно содержит активатор-фторангидрит, предварительно нейтрализованный известью, а в качестве жидкости затворения используется водный раствор хлоридов щелочных и/или щелочно-земельных металлов при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отсев дробления отвального основного металлургического шлака - 11,00 - 20,00
Фторангидрит - 11,00 - 20,00
Фторангидрит, нейтрализованный известью - 1,20 - 1,60
Хлориды - 0,25 - 0,35
Вода - 7,00 - 8,00
Заполнитель - Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148120C1

СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ГИПСА ИЗ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА ПЛАВИКОВОЙ КИСЛОТЫ ИЛИ БЕЗВОДНОГО ФТОРИСТОГО ВОДОРОДА 1992
  • Левченко Анатолий Васильевич
  • Овчинникова Валентина Филипповна
RU2046097C1
Способ устройства дорожной одежды 1984
  • Кучма Михаил Иванович
  • Мариуца Виктор Дмитриевич
  • Плахотниченко Владимир Александрович
  • Дегтярев Борис Иванович
SU1250605A1
Композиция для устройства оснований автомобильных дорог 1986
  • Бурминский Николай Иванович
  • Поповян Минас Габриелович
  • Тихонов Сергей Петрович
  • Гордеева Ирина Николаевна
SU1368326A1
Состав для устройства дорожного основания 1978
  • Гаркавенко Ирина Петровна
  • Сасько Николай Федорович
  • Крамаренко Зинаида Васильевна
SU775213A1
Композиция для устройства оснований и покрытий дорожных одежд 1980
  • Сардаров Гаджимагомед
  • Сильченко Леонид Андреевич
SU885392A1
Щебеночная смесь для устройства оснований автомобильных дорог 1986
  • Бураев Михаил Иванович
  • Чагай Вера Петровна
SU1451199A1
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 1996
  • Бабушкин Валерий Неофитович
  • Кузнецов Александр Юрьевич
  • Петухов Олег Иванович
  • Расковалов Александр Михайлович
RU2094560C1
Устройство для упаковки бобин в бумагу 1984
  • Закутевский Игорь Александрович
  • Музыченко Иван Михайлович
  • Бондарчук Юрий Дмитриевич
SU1293072A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ БУРОВОЙ КОРОНКИ СО ШТАНГИ 2006
  • Чувилин Анатолий Михайлович
  • Чувилин Михаил Анатольевич
RU2337230C2

RU 2 148 120 C1

Авторы

Бабушкин В.Н.

Гашкова В.И.

Десятник В.Н.

Кузнецов А.Ю.

Петухов О.И.

Толкачева Л.Е.

Даты

2000-04-27Публикация

1998-08-04Подача