Изобретение относится к дорожностроительным материалам, а именно, к составам для устройства дорожного основания.
Известен состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий феррохромовый шлак, неорганическую добавку, воду и заполнитель, в качестве неорганической добавки содержащий ванадиевый ангидрид, а в качестве заполнителя грунт при следующем отношении компонентов, мас. феррохромовый шлак 15-25; ванадиевый ангидрид 1,0-1,5; вода 6-16; грунт остальное [1]
Входящий в состав феррохромовый шлак длительно твердеющий гидравлический материал, проявляет свою активность в более поздние сроки твердения, что обуславливает продолжительный рост прочности во времени. Описываемый состав отвечает требованиям, предъявляемым к укрепленным грунтам 2-3 класса прочности по СН-25-74, и рекомендуется для устройства оснований на дорогах 3-5 технических категорий, а также для повышения прочности и устойчивости верхних слоев земляного полотна на дорогах 1 и 2 категорий.
Недостатком состава является недостаточный рост прочности во времени для дорог 1-2 категорий.
Наиболее близким к изобретению по химическому составу и достигаемому результату является состав для устройства основания автомобильных дорог, содержащий феррохромовый шлак, гранулированный доменный шлак, неорганическую добавку, воду и заполнитель, в качестве неорганической добавки содержащий безводный сульфат кальция, а в качестве заполнителя грунт, при следующем соотношении компонентов, мас. феррохромовый шлак 15-25; гранулированный доменный шлак 10-15; безводный сульфат кальция 1,0-1,5; вода 6-16; грунт остальное [2]
Входящий в состав феррохромовый шлак медленно, но длительно твердеющий гидравлический материал, проявляет свою активность в более поздние сроки твердения, что обуславливает продолжительный рост прочности во времени.
Предлагаемый состав для устройства дорожных оснований отвечает требованиям, предъявляемым к укрепленным грунтам 1-2 класса прочности по СН 25-74, и рекомендуется для устройства оснований на дорогах 3-5 технических категорий, а также для повышения прочности и устойчивости верхних слоев земляного полотна на дорогах 1 и 2 категорий.
Недостатком указанного состава для устройства основания автомобильных дорог является недостаточный рост прочности во времени для оснований дорог 1 категории. Максимальная прочность состава за 90 сут 58 кгс/см2.
В основу изобретения поставлена задача получения состава для устройства основания автомобильных дорог с высокими эксплуатационными свойствами, а именно с повышенной и равномерной устойчивостью дорожного полотна в процессе эксплуатации, в результате решения которой обеспечивается повышение скорости набора прочности состава в течение первого месяца твердения и продолжительный рост прочности состава во времени.
Поставленная задача решается тем, что состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий феррохромовый шлак, гранулированный доменный шлак, неорганическую добавку, воду и грунт, в качестве заполнителя, дополнительно содержит мартеновскую пыль, а в качестве неорганической добавки хлориды магния, или алюминия, или железа, или калия, или натрия, или кальция, или аммония, или их смесей, природных или техногенных, при следующем соотношении, мас. феррохромовый шлак 5-15; гранулированный доменный шлак 0,5-10; мартеновская пыль 10-20; хлорид 0,5-2; вода 4-8, грунт остальное.
Сопоставительный анализ заявляемого состава с прототипом (авт.свид. СССР N 739171) позволяет сделать вывод, что заявляемый состав для устройства основания автомобильных дорог отличается от известного дополнительным содержанием мартеновской пыли и использованием в качестве неорганической добавки хлоридов Mg, или Al, или Fe, или К, или Na, или Са, или NH4, или их смесей, природных или техногенных, в том числе и промышленных отходов, и новым соотношением компонентов, что является достаточным для достижения повышенной скорости набора прочности в течение первого месяца твердения и обеспечения продолжительности роста прочности состава во времени.
Использование хлоридов К или Na, или Са, или Mg, или Al, или Fe, или аммония, или их смесей, природных или техногенных, в том числе и промышленных отходов, в качестве неорганической добавки обеспечивает продолжительный рост прочности состава во времени. Твердение состава обусловлено наличием в феррохромовом шлаке двухкальциевого силиката, образующего при взаимодействии с водой коллоидные растворы гидросиликатов кальция, коагуляция которых с течением времени приводит к образованию прочного камнеподобного тела.
Введение в состав электролитов способствует ускорению этого процесса, причем чем выше заряд и больше радиус катиона электролита, тем быстрее идет процесс коагуляции. Наличие в составе электролита Cl-, обладающего способностью к комплексообразованию, приводит при взаимодействии с металлами, входящими в структуру шлаков и мартеновской пыли, к образованию сложных ионов типа MgCl
Введение в состав мартеновской пыли обеспечивает повышение скорости набора прочности состава в ранние сроки твердения. Это обусловлено тем, что тонкодисперсные частички мартеновской пыли, обладающие повышенной реакционной способностью, содержащие в основном окислы железа, при взаимодействии с водой образуют гидрогели, которые обволакивают частички, обеспечивая их агрегирование в устойчивый конгломерат достаточной прочности. Присутствие в воде соединений хлора, образующих с железом комплексные соединения типа FeCl
Предел прочности составов на сжатие определяли по существующей методике испытаний согласно ГОСТ 10180-90. Для этого из указанных смесей, полученных простым смешением всех компонентов в обычных условиях, прессованием под давлением 200 кгс/см2 с выдерживанием в течение 3 мин готовили образцыцилиндры диаметром и высотой 70±1 мм. Заявляемый состав приведен в табл.1.
Испытание образцов проводили через 7, 28 и 90 сут нормального твердения (t 20± 2oС и относительной влажности воздуха не менее 90%). Перед испытанием на прочность образцы заливали на одну треть высоты, через 8 ч заливали полностью и выдерживали еще 16 ч. Результаты испытаний прочности составов для основания автомобильных дорог приведены в табл.2.
Из табл.2 видно, что образцы заявляемого состава для устройства основания автомобильных дорог обладают достаточно высокой прочностью в ранние сроки твердения и повышенной прочностью через три месяца твердения.
Применение заявляемого состава для устройства основания автомобильных дорог позволит увеличить равномерную устойчивость дорожного полотна, а значит и увеличить срок службы автомобильных дорог.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1996 |
|
RU2094560C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2102354C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ | 1998 |
|
RU2153398C2 |
СОСТАВ СМЕСИ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1998 |
|
RU2148120C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ШЛАКОВОГО РАСПЛАВА | 1996 |
|
RU2104977C1 |
Состав для устройства дорожного основания | 1978 |
|
SU739171A1 |
Состав для устройства основания автомобильных дорог | 1976 |
|
SU604894A1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ | 1994 |
|
RU2056948C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ | 2005 |
|
RU2281356C1 |
МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ | 1997 |
|
RU2121467C1 |
Изобретение относится к дорожным строительным материалам, а именно к составам для устройства дорожного основания. Задача - получение состава для устройства основания автомобильных дорог с высокими эксплуатационными свойствами, а именно, с повышенной и равномерной устойчивостью дорожного полотна в процессе эксплуатации, в результате решения которой обеспечивается повышение скорости набора прочности состава в течение первого месяца твердения и продолжительный рост прочности состава во времени. В составе для устройства основания автомобильных дорог в качестве заполнителя используют мартеновскую пыль, а в качестве неорганической добавки - хлорид магния, или алюминия, или железа, или калия, или натрия, или кальция, или аммония, или их смесей, включая природные или техногенные, в том числе и промышленные отходы, при следующем соотношении компонентов, мас.%: феррохромовый шлак 5-15, гранулированный доменный шлак 0.5-10, мартеновская пыль 10-20, хлорид 0.5-2, вода 4-5, грунт - остальное. Применение заявляемого состава для устройства основания автомобильных дорог позволит увеличить равномерную устойчивость дорожного полотна, а значит и увеличить срок службы автомобильных дорог. 2 табл.
Состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий феррохромовый шлак, гранулированный доменный шлак, неорганическую добавку, воду и грунт в качестве заполнителя, отличающийся тем, что состав дополнительно содержит мартеновскую пыль, а в качестве неорганической добавки хлориды магния, или алюминия, или железа, или калия, или натрия, или кальция, или аммония, или их смеси при следующем соотношении компонентов, мас.
Феррохромовый шлак 5 15
Гранулированный доменный шлак 0,5 10
Мартеновская пыль 10 20
Хлорид 0,5 2
Вода 4 8
Грунт Остальноеж
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Состав для устройство основания автомобильных дорог | 1976 |
|
SU589324A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Состав для устройства дорожного основания | 1978 |
|
SU739171A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1997-06-27—Публикация
1995-12-01—Подача