ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2000 года по МПК F02C7/04 

Описание патента на изобретение RU2157904C2

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям с вентилятором или винтовентилятором, размещенным в гондоле.

Известен воздухозаборник газотурбинного двигателя (ГТД) с профильным внутренним трактом (см. патент Великобритании N 2164706, F 02 K 3/02, 1986).

Однако в известном устройстве нет мероприятий по борьбе с срывными явлениями на входной кромке воздухозаборника.

Известен воздухозаборник ГТД с механизмом открытия (закрытия) щелей перепуска воздуха, которыми оснащена входная кромка воздухозаборника (см. патент США N 4132240, В 64 D 33/02, 1979).

Недостатком известного устройства является конструктивная сложность, низкая надежность в работе. Для каждой щели перепуска в нем установлена створка со своим механизмом перемещения, к которому должен быть подведен воздух для перемещения поршней, или механизм электрического перемещения, либо просто подпружиненные створки. Наличие большого количества деталей и узлов приводит к повышению вероятности отказов в работе, удорожанию конструкции и увеличению веса.

Известен воздухозаборник ГТД, включающий центральную часть с входной и выходной кромками, охватывающую винтовентилятор двигателя (см. патент США N 4154256, В 64 D 33/02, 1979).

Недостатками известного устройства являются низкая надежность в работе, низкий коэффициент полезного действия, уменьшающийся с увеличением ресурса работы. Для уменьшения отрывных явлений (особенно при эволюциях, боковых ветрах) в нем входная кромка снабжена кольцевой камерой, соединенной отверстиями с наружной и внутренней (трактовой) поверхностями гондолы для обеспечения перепуска воздуха в зоны отрыва потока. Для размещения кольцевой камеры входную кромку приходится утолщать, что нарушает аэродинамику потока на входе, увеличивает потери давления, снижает КПД устройства. В процессе эксплуатации отверстия перепуска будут загрязняться, уменьшаться и даже забиваться полностью, что снижает эффективность работы устройства по мере увеличения наработки. Во время профилактических работ приходится чистить большое количество отверстий и замкнутую камеру, что удорожает эксплуатацию.

Целями изобретения являются:
1. Повышение КПД воздухозаборника.

2. Повышение КПД воздухозаборника при боковом обдуве.

3. Повышение надежности в работе.

4. Обеспечение постоянства эффективности работы.

5. Уменьшение массы устройства.

6. Снижение эксплуатационных затрат.

Эти цели достигаются тем, что входная кромка воздухозаборника на внутренней поверхности имеет расположенные по окружности волнообразные углубления, расширяющиеся по мере удаления от входной кромки, при этом величина углублений сначала плавно увеличивается, затем после достижения максимального значения плавно уменьшается до нуля, а также выступы, расположенные на носке входной кромки.

На фиг. 1 представлен воздухозаборник газотурбинного двигателя. На элементе I вариант воздухозаборника с выступами.

На фиг. 2 - вид "А".

На фиг. 3 - вид "Б". На элементе II вариант воздухозаборника с выступами.

Предлагается воздухозаборник 1 газотурбинного двигателя, входная кромка 2 которого по внутренней поверхности снабжена расположенными по окружности волнообразными углублениями 3, а по передней кромке - профилированными выступами 4.

Во время работы воздухозаборника 1 в составе газотурбинного двигателя набегающий поток воздуха при подходе к входной кромке 2 под воздействием углублений 3 и (или) выступов 4, кроме продольного направления перемещения, получает поперечное перемещение струй, что обеспечивает поджатие зон отрыва к профилю входной кромки. При эволюциях самолета с таким устройством и при наличии бокового ветра впадины и выступы на входной кромке будут значительно уменьшать зоны срыва, завихрений в потоке внутри тракта воздухозаборника. Уменьшения зон срыва, завихрений в тракте двигателя снижает вибрации конструкции, повышает устойчивость режима работы двигателя.

Такая конструкция воздухозаборника обеспечивает повышение надежности в работе за счет отсутствия в ней большого количества узлов и деталей перемещения, как в известном устройстве. Конструкция обеспечивает повышение КПД вследствие уменьшения зон срыва потока, отсутствия загромождения входа.

Устройство обеспечивает постоянство эффективности работы в течение всего ресурса работы за счет отсутствия в нем элементов, подверженных регулированию проходных сечений и их закрытию (как отверстия в известном устройстве). Снижение эксплуатационных затрат в устройстве обеспечивается за счет отсутствия в нем элементов (например, отверстий, камеры), подверженных быстрому загрязнению и труднодоступным для очистки.

Похожие патенты RU2157904C2

название год авторы номер документа
СТУПЕНЬ ТУРБОМАШИНЫ 1998
  • Гасилин С.С.
  • Гриценко Е.А.
  • Климнюк Ю.И.
  • Лазоренко Т.М.
  • Федорченко Д.Г.
RU2148732C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Постников А.М.
  • Ярославцев В.Г.
RU2162953C2
ЩЕТОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1999
  • Гриценко Е.А.
  • Игначков С.М.
  • Климнюк Ю.И.
  • Лазоренко Т.М.
  • Федорченко Д.Г.
RU2206807C2
ПЛОСКОЕ СОПЛО С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ 1995
  • Горелов Г.М.
  • Чикалов В.Г.
  • Чистяков В.А.
  • Резник В.Е.
  • Михайлов С.В.
RU2153591C2
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА 1995
  • Епейкин Л.Ф.
  • Цыбизов Ю.И.
  • Постников А.М.
  • Лавров В.Н.
  • Денисов И.С.
  • Савченко В.П.
RU2157954C2
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 1997
  • Фишбейн Б.Д.
RU2168040C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Пирский М.М.
  • Косицин И.П.
  • Горелов Г.М.
  • Маришин А.Г.
RU2132956C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ 1996
  • Маркушин Н.А.
  • Маркушин А.Н.
RU2161756C2
ОХЛАЖДАЕМАЯ СОПЛОВАЯ ЛОПАТКА С ВИХРЕВОЙ МАТРИЦЕЙ 1994
  • Михайлов Н.И.
  • Маркин М.И.
  • Копылов И.С.
  • Иванов В.С.
  • Чуйкин В.Н.
RU2122123C1
ЛОПАТОЧНЫЙ ВЕНЕЦ СТАТОРА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Фомин Е.А.
  • Фомченко В.А.
  • Копылов Ю.М.
RU2123614C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 157 904 C2

Реферат патента 2000 года ВОЗДУХОЗАБОРНИК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Воздухозаборник предназначен для использования в газотурбинных двигателях с вентилятором или винтовентилятором, размещенным в гондоле. Воздухозаборник содержит входные кромки с антисрывным устройством. Причем входная кромка воздухозаборника снабжена по внутренней поверхности расположенными по окружности волнообразными углублениями, расширяющимися по мере удаления от входной кромки, и профилированными выступами, расположенными на носке входной кромки. При этом величина углублений сначала плавно увеличивается, затем после достижения максимального значения плавно уменьшается до нуля. Устройство обеспечивает постоянство эффективности работы в течение всего ресурса работы за счет отсутствия в нем элементов, подверженных регулированию проходных сечений и их закрытию. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 157 904 C2

1. Воздухозаборник газотурбинного двигателя, входная кромка которого оснащена антисрывным устройством, отличающийся тем, что на внутренней поверхности входной кромки выполнены расположенные по окружности волнообразные углубления, расширяющиеся по мере удаления от входной кромки, при этом величина углублений сначала плавно увеличивается, затем после достижения максимального значения плавно уменьшается до нуля. 2. Воздухозаборник газотурбинного двигателя по п.1, отличающийся тем, что на носке входной кромки выполнены расположенные по окружности профилированные выступы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2157904C2

US 4154256 A, 15.05.1979
US 4121606 A, 24.10.1978
US 4132240 A, 02.01.1979
ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Варсегов В.Л.
  • Гилязов М.Ш.
  • Мингалеев Г.Ф.
RU2018467C1
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Гунько Ю.П.
  • Маркелов Г.Н.
RU2017657C1
Воздухоподготовительное устройство 1989
  • Михайлов Евгений Иванович
  • Проскуряков Георгий Викторович
  • Тихомиров Михаил Константинович
  • Фишер Александр Вольфович
  • Фомичев Александр Владимирович
SU1746011A1

RU 2 157 904 C2

Авторы

Коротов М.В.

Кустов Д.И.

Савченко В.П.

Соколов А.А.

Тихонов В.И.

Даты

2000-10-20Публикация

1995-10-03Подача