Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к узлу качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с дожиганием, и может быть использовано в системах трубопроводов, работающих в условиях высоких температур и высоких давлениях.
Известны как газодинамические, так и механические способы и средства воздействия на струю газа, истекающую из сопла ракетного двигателя, с целью создания управляющих моментов для поворота ракеты в 3-х плоскостях - тангажу, рысканию и крену.
Настоящее изобретение относится к механическим средствам, обеспечивающим создание управляющих моментов на ракету в полете.
К известным механическим средствам и способам управления полетом ракеты путем воздействия на струю газа относятся, в частности, следующие.
Установка двигателя с возможностью его качания в двух взаимно перпендикулярных плоскостях ("Конструкция и проектирование ЖРД" под ред. проф. Г. Г. Гахуна, М.: Машиностроение, 1989 г., стр. 355, рис. 14.3.).
К ограничениям данного технического решения относится прежде всего размещение шарнира между силовой рамой и двигателем и соответственно необходимость обеспечения при воздействии на газовую струю поворота всего двигателя, что увеличивает массу рулевых приводов и затрудняет управление полетом в режиме стабилизации ракеты. Кроме того, невозможно разгрузить шарнир силой тяги, поскольку шарнир установлен между рамой и двигателем.
Установка камеры с возможностью ее качания в карданном подвесе ("Конструкция и проектирование ЖРД" под ред. проф. Г.Г. Гахуна, М.: Машиностроение, 1989 г., стр.374, рис. 14.10.).
К недостаткам известного технического решения относятся значительная масса карданного узла и подшипникового узла, т.к. они воспринимают полную тягу камеры двигателя и невозможность разгрузки этих узлов.
Установка камеры с возможностью ее качания в одной плоскости на подшипниковом узле относительно неподвижно закрепленного патрубка, подводящего один из компонентов топлива (GB, A, 1008156).
К ограничениям третьего технического решения относятся необходимость точной сборки и регулировки положения опор подшипниковых узлов для получения требуемой соосности и равномерности передачи тяги на силовую раму, а также возможность поворота камеры только в одной плоскости, что ограничивает ее применение в однокамерных двигателях.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является узел качания камеры жидкостного ракетного двигателя с дожиганием, включающий камеру, установленную на карданном подвесе, и сильфонный узел ("Конструкция и проектирование ЖРД" под ред. проф. Г.Г. Гахуна, М.: Машиностроение, 1989 г., стр.375, рис. 14.11.).
Известное техническое решение обеспечивает качание камеры в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Вместе с тем, данное техническое решение в том виде, в каком оно представлено в указанном выше источнике информации не имеет средств, обеспечивающих работоспособность сильфонного узла в среде окислительного высокотемпературного газа высокого давления, средств, обеспечивающих разгрузку подшипниковых опор кардана, а также средств, обеспечивающих устойчивость оболочки сильфона при изгибе его на значительный угол, например в пределах 10 - 12o.
Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является разработка узла качания камеры ЖРД с дожиганием, позволяющего обеспечить работоспособность сильфонного узла в среде окислительного высокотемпературного газа (t = 400 - 800oC) высокого давления (P до 600 кгс/см2), повысить устойчивость сильфона при повороте противоположных частей узла качания на угол до 12o, разгрузить подшипниковые узлы кардана и таким образом повысить технико-эксплуатационные характеристики узла качания.
Сущность изобретения заключается в том, что в узел качания камеры жидкостного ракетного двигателя с дожиганием, включающий камеру, установленную на карданном навесе, и сильфонный узел, дополнительно введены опорные кольца, одно из которых предназначено для герметичного соединения сильфонного узла с газоводом, а другое - для герметичного соединения сильфонного узла с камерой, сильфонный узел содержит сильфон в виде гофрированной оболочки, установленный соосно между опорными кольцами, защитные силовые кольца, установленные во впадинах наружных гофр сильфона, карданное кольцо, внутри которого расположен сильфон и которое через шарниры соединено силовыми кронштейнами с опорными кольцами.
Дополнительно введен также экран, установленный внутри сильфона и выполненный из двух оболочек, каждая из которых представляет собой тело вращения и консольно прикреплена соответственно к одному из упомянутых опорных колец, а свободные концы упомянутых оболочек телескопически установлены одна в другую с зазором между ними;
- камера охлаждения сильфона выполнена между упомянутыми экраном и сильфоном и сообщена через упомянутый зазор с внутренней полостью экрана;
- расходные элементы выполнены в упомянутых опорных кольцах и предназначены для их сообщения с одной стороны с магистралью подвода охлажденного рабочего тела, а с другой - с упомянутой камерой охлаждения сильфона;
- кожух установлен с натягом снаружи упомянутых защитных колец и выполнен в виде металлической цилиндрической спирали, концы которой соединены с упомянутыми опорными кольцами.
Возможны дополнительные варианты выполнения узла, в которых целесообразно, чтобы:
- средний диаметр DC сильфона был выбран из соотношения
где R - сила тяги камеры двигателя;
P - давление турбинного газа.
- свободный конец одной из упомянутых оболочек экрана выполнен в виде ниппеля со сферическим концом, а другой - в виде цилиндрической поверхности;
- центр сферы ниппеля расположен на оси качания камеры жидкостного ракетного двигателя;
- зазор между оболочками внутреннего экрана имеет величину, определяемую необходимым расходом охлаждающего рабочего тела;
- кожух выполнен многослойным, а каждый слой - в виде металлической цилиндрической спирали;
- смежные витки металлической цилиндрической спирали многослойного кожуха навиты в противоположных направлениях;
- в качестве охлаждающего рабочего тела применяют один из компонентов топлива.
Средства, обеспечивающие решение поставленной задачи, состоят в том, что в известном устройстве, включающем сильфонный узел и карданный подвес, обеспечивающий качание камеры в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, сильфон выполнен из двух конструктивных деталей, наружной из которых является непосредственно сильфон, в виде гофрированной оболочки, а внутренняя представляет собой две входящие друг в друга с кольцевым зазором оболочки, причем полость между указанными деталями соединена с магистралью подвода охлаждающего рабочего тела, а через зазор между оболочками - с внутренней полостью сильфонного узла.
При этом средний диаметр Dс сильфона может быть выбран исходя из следующего соотношения:
,
где R - сила тяги камеры сгорания;
P - давление компонента топлива в сильфоне.
Другой отличительной особенностью данного устройства является выполнение сильфона многослойным и применение силовых защитных колец, вставленных между гофрами сильфона. Кроме того, снаружи указанных защитных колец размещен плотно прилегающий к ним кожух, выполненный из одного или нескольких слоев металлических цилиндрических спиралей, соединенных с опорными кольцами, причем смежные слои кожуха плотно прилегают друг к другу, а их витки могут быть навиты в противоположных направлениях.
Следующим отличием данного устройства является выполнение свободного конца одной из оболочек, образующих экран, в виде сферического ниппеля, центр сферы которого расположен на оси качания камеры. Причем величина зазора между сферическим участком одной из оболочек и цилиндрическим участком другой оболочки имеет значение, определяемое необходимым расходом охлаждающего рабочего тела. В качестве охлаждающего рабочего тела применяют жидкий компонент топлива, в частности окислитель.
Указанные преимущества, а также особенности настоящего изобретения поясняются лучшим вариантом его выполнения со ссылками на чертежи.
На фиг.1 изображен узел качания, установленный в газоводе между выходом из турбины и входом в смесительную головку камеры сгорания;
на фиг. 2 - конструкция узла качания.
Вид А на фиг. 2 поясняет расположение расходных элементов.
Турбонасосный агрегат 1 (фиг. 1) неподвижно установлен на раме 2, на которой с помощью карданного подвеса 3 установлена камера сгорания двигателя 4.
Газовод 5 одним концом соединен с сильфонным узлом 6, соосно связанным с камерой сгорания 4, а другим концом соединен с выходом из турбины 7.
Между силовой рамой 2 и камерой сгорания 4 в 2-х взаимно перпендикулярных плоскостях установлены рулевые приводы 8.
Установка соосно соединенного с камерой сгорания сильфонного узла 6 в магистрали турбинного газа высокого давления позволяет разгрузить карданную подвеску 3 камеры сгорания 4 на основном режиме работы двигателя путем подбора среднего диаметра сильфона таким образом, чтобы растягивающие силы внутреннего давления турбинного газа соответствовали сжимающей силе тяги камеры сгорания в соответствии с соотношением , где Dc - средний диаметр сильфона; P - давление турбинного газа; R - сила тяги камеры двигателя.
Узел качания (фиг. 2) состоит из опорных колец 9 и 10, которые соответственно герметично соединены с газоводом 5 (выход из турбины) и камерой сгорания 4 (фиг. 1), в которых находятся расходные элементы 11 и 12, показанные на виде А, фиг. 2. Сильфон 13 расположен внутри карданного кольца 14. Карданное кольцо 14 через шарниры 15, образующие две поворотные оси, соединено силовыми кронштейнами 16 и 17 с опорными кольцами 9 и 10. Внутри сильфона 13 имеются две оболочки 18 и 19, каждая из которых представляет собой тело вращения и консольно прикреплена соответственно к одному из упомянутых опорных колец, причем свободный конец оболочки 18 выполнен в виде ниппеля со сферическим концом 20 и установлен с зазором α в оболочке 19.
Центр сферы ниппеля со сферическим концом 20 расположен на оси качания камеры. Величина указанного зазора выбрана такой, чтобы обеспечить расход охлаждающего рабочего тела, в качестве которого используется один из компонентов топлива (например, окислитель), необходимый для надежного охлаждения сильфона 13.
Сильфон 13 выполнен многослойным и снабжен защитными кольцами 21, вставленными между гофрами 22 сильфона 13. Снаружи защитных колец 21 установлен плотно прилегающий к ним кожух 23, выполненный из одного или нескольких слоев цилиндрических спиралей 24, соединенных концами с опорными кольцами 9 и 10 сильфонного узла.
В конструкции сильфонного узла с кожухом, состоящим из нескольких слоев спиралей, смежные слои прилегают друг к другу, а их витки навиты в противоположных направлениях.
Устройство работает следующим образом.
Как и в известном устройстве, при работе двигателя турбинный газ через трубопровод 5 и сильфонный узел 6 подается в камеру сгорания 4, где дожигается и истекает через сопло (не показано), создавая силу тяги. Однако при выбранном согласно сказанному в тексте среднем диаметре сильфона сила тяги уравновешивает внутренние силы давления газа внутри сильфона и камера оказывается свободно подвешенной в пространстве.
В заявленном устройстве охлаждающее рабочее тело (в частности окислитель) до поступления турбинного газа в полость В сильфона через расходные элементы 11 и 12 поступает в кольцевую полость C, образованную сильфоном 13 и оболочками 18 и 19 защитного экрана. Это охлаждающее рабочее тело, охлаждая сильфон 13 через зазор α, поступает во внутреннюю полость B сильфонного узла. Зазор между оболочками внутреннего экрана выбирают из условия обеспечения необходимого расхода охлаждающего тела.
Применение в данной конструкции узла качания системы охлаждения сильфона, позволяет сохранить его прочностные свойства и тем самым повысить надежность работы этого узла.
Установка металлического силового кожуха в виде металлической цилиндрической спирали снаружи защитных колец 21 сильфона 13 повышает его прочностные свойства и в то же время ограничивает самопроизвольный изгиб сильфона 13 при повороте камеры двигателя на сравнительно большие углы (10 - 12o), тем самым повышая его устойчивость.
Применение предлагаемого узла качания позволяет облегчить и упростить систему рулевых приводов и их питания, обеспечить управление вектором тяги ракеты в большом диапазоне управляющих усилий при поворотах камеры на требуемые (с точки зрения системы управления) углы.
Наиболее успешно предложенный узел качания камеры жидкостного ракетного двигателя с дожиганием может быть использован в двигателях средних и больших тяг, работающих в условиях высоких температур и при высоких давлениях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел качания камеры жидкостного ракетного двигателя с дожиганием генераторного газа | 2018 |
|
RU2703883C1 |
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) | 1998 |
|
RU2160376C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2158838C2 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2014 |
|
RU2563596C1 |
ГАЗОВОД ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ | 2005 |
|
RU2339831C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ ТУРБОГАЗА | 1999 |
|
RU2158839C2 |
Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа | 2017 |
|
RU2674828C1 |
КОРПУС КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2158840C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЯГИ И ПРОТОКА ДВУХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2555065C2 |
ЗАГЛУШКА КАМЕРЫ ЖРД | 1999 |
|
RU2159350C1 |
Узел качания предназначен для камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя с дожиганием. Узел содержит сильфон с защитными кольцами, вставленными между гофрами сильфона. Опорные кольца герметично соединены с газоводом и камерой сгорания. Карданное кольцо расположено снаружи сильфона и через шарниры соединено силовыми кронштейнами с опорными кольцами. Внутри сильфона установлен экран, состоящий из двух телескопически вставленных с зазором одна в другую цилиндрических оболочек. Цилиндрические оболочки консольно крепятся к опорным кольцам, образуя камеру, которая через расходные элементы, выполненные в опорных кольцах, соединена с магистралью подвода охлаждающего рабочего тела, а через зазор между оболочками - с полостью сильфонного узла. Снаружи защитных колец установлен прилегающий к ним кожух, выполненный в виде металлической цилиндрической спирали, концы которой соединены с опорными кольцами. Такое выполнение узла качания позволит облегчить и упростить систему рулевых приводов и их питания, обеспечить управление вектором тяги ракеты в большом диапазоне управляющих усилий при поворотах камеры на требуемые углы. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.
где R - сила тяги камеры двигателя;
Р - давление турбинного газа.
Конструкция и проектирование ЖРД/ Под общей редакцией проф | |||
Г.Г.ГАХУНА | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с.375, рис.14.11 | |||
Там же, с.374, рис.14, 10 | |||
Там же, с.355, рис.14.3 | |||
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2089743C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1986 |
|
RU2083859C1 |
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 1996 |
|
RU2100536C1 |
Устройство для управления телескопическим захватом стеллажного крана-штабелера | 1982 |
|
SU1008156A1 |
Авторы
Даты
2000-11-20—Публикация
1999-01-21—Подача