ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2000 года по МПК B63B35/54 B60F3/00 

Описание патента на изобретение RU2159722C1

Изобретение относится к транспортным средствам многофункционального использования и, в частности, касается конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения по воде, снегу, льду.

Известен паром для перевозки автомобиля, содержащий корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля, и рулевое устройство, кинематически связанное с поворотными ложементами для управляемых колес автомобиля (см. а.с. СССР N521180, кл. B 63 35/34, 1971 г.).

Недостатками известного парома являются громоздкость конструкции и ограничения по типу перевозимого автомобиля.

За прототип принят паром для перевозки автомобиля, содержащий корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля, и рулевое устройство, кинематически связанное с управляемыми колесами автомобиля. Корпус парома выполнен в виде катамарана. Кинематическая связь движителя со спаренными ведомыми роликами включает в себя зубчатый механизм, а кинематическая связь рулевого устройства с управляемыми колесами автомобиля включает в себя рычажную систему (см. патент РФ N2048376, кл. B 63 b 35/54, 1991 г.).

Недостатком данного парома является то, что он предназначен для транспортировки заданного типа автомобиля, имеющего фиксированные размеры базы и колеи, а также использующего определенный вид привода - передний или задний. Паром непригоден для транспортировки полноприводных автомобилей с постоянным приводом. Передвижение парома невозможно по снегу и льду.

Задачей изобретения является расширение технических возможностей транспортного средства: повышение проходимости, достижение универсальности использования в различных средах (воде, снеге, льду).

Техническим результатом от использования изобретения является не только приобретение транспортным средством качеств амфибии, но и возможность транспортировки автомобилей с различными базой и колеей, а также всеми видами привода на колеса - передним, задним, полным.

Технический результат достигается тем, что в транспортном средстве для перевозки автомобиля, содержащем корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля и элементы рулевого устройства, кинематически связанного с управляемыми передними колесами автомобиля, корпус транспортного средства выполнен в виде лодки-лыжи, на палубе которой установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов, причем первая группа расположена под передним ведущим мостом автомобиля и закреплена на подвижной раме, которая через первый угловой редуктор с коническими шестернями, первый, раздвижной вал и первую муфту сцепления кинематически связана со вторым угловым редуктором с коническими шестернями, второй муфтой сцепления и второй группой спаренных ведомых опорных роликов, расположенных под задним ведущим мостом автомобиля, при этом к ободу управляемого переднего колеса автомобиля с упором в его ось прикреплен захват, который через качалку, шарнир и раздвижную тягу соединен с элементами рулевого устройства транспортного средства. Подвижная рама установлена на направляющих со стопором для фиксации положения рамы. В качестве движителя может быть использован водомет или гребной винт, кинематически связанный со спаренными опорными роликами через второй угловой редуктор с коническими шестернями и карданный вал. В качестве движителя также может быть использован воздушный винт, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами через второй вал и третий угловой редуктор с коническими шестернями, третий вал и четвертый угловой редуктор с коническими шестернями и четвертый вал для посадки винта.

На фиг. 1 показано транспортное средство-амфибия с воздушным винтом в качестве движителя, вид сбоку;
на фиг 2 - то же, вид сверху;
на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2;
на фиг. 4 - транспортное средство-амфибия с водометом или гребным винтом в качестве движителя.

Транспортное средство-амфибия имеет водоизмещающий корпус 1 глиссирующего типа, выполненный в виде лодки-лыжи, на палубе которой расположены направляющие грузовые дорожки 2, утопленные относительно палубы и поэтому ограниченные продольными стенками. Грузовые дорожки 2 в носовой части корпуса 1 снабжены откидывающимися аппарельными сходами 3. Ширина грузовых дорожек 2 позволяет двигаться по ним автомобилям с различной величиной колеи колес.

В створе грузовых дорожек установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов. При этом в носовой части палубы на подвижной раме 4 установлена первая группа из четырех опорных ведомых роликов 5 для опоры на них колес переднего моста автомобиля, а в кормовой части палубы установлена вторая группа из четырех опорных ведомых роликов 6 для опоры на них колес заднего моста автомобиля.

Опорные ролики под каждым мостом автомобиля спарены между собой посредством цепных передач 7. Подвижная рама 4 с первой группой опорных ведомых роликов 5 установлена на направляющих 8 со стопором 33 для фиксации положения рамы. Перемещение подвижной рамы 4 вдоль грузовых дорожек 2 дает возможность устанавливать оба моста автомобиля на ролики в соответствии с заданной величиной его колесной базы. Автомобиль после установки на ролики крепится с помощью четырех расчалок с тендерами 9 к палубе. Первая группа роликов 5, установленная на подвижной раме, через угловой редуктор 11 с коническими шестернями, раздвижной вал 15 и установленную на нем муфту сцепления 29 кинематически связана с угловым редуктором 12 с коническими шестернями, муфтой сцепления 30 и второй группой спаренных ведомых опорных роликов 6.

В качестве движителя может быть использован воздушный винт 10, а также водомет 19 (или гребной винт), расположенные в кормовой части транспортного средства-амфибии.

В первом случае воздушный винт кинематически связан со спаренными ведомыми роликами 5 и 6 через угловой редуктор 11 с коническими шестернями, раздвижной вал 15, угловой редуктор 12 с коническими шестернями, вал 16, угловой редуктор 13 с коническими шестернями, вал 17, угловой конический редуктор 14 с коническими шестернями и вал 18.

В случае использования в качестве движителя водомета или гребного винта кинематическая связь со спаренными ведомыми роликами 5 и 6 осуществляется через карданный вал 20, угловой редуктор 12 с коническими шестернями, раздвижной вал 15 и угловой редуктор 11 с коническими шестернями.

За воздушным винтом 10 расположен воздушный руль 21, являющийся элементом рулевого устройства транспортного средства-амфибии, кинематически связанный через качалку 22, тягу 23, качалку 24, раздвижную тягу 25 и качалку 26 с рулевым управлением автомобиля. Качалка 26 с помощью захвата 27 крепится к ободу переднего управляемого колеса автомобиля, упираясь в его ось. Захват 27 с качалкой 26 фиксируется и вращается вместе с колесом, а связь с раздвижной тягой 25 осуществляется через шарнир 28.

Муфта сцепления 29 на раздвижном валу 15 отсоединяет движитель от первой группы спаренных ведомых роликов 5 под передним мостом автомобиля, а муфта 30 отсоединяет движитель от второй группы роликов 6 под задним мостом автомобиля. Муфты управляются вручную с помощью рычага (на фигуре на показан), установленного на самих муфтах.

По бортам корпуса 1 установлено убирающееся шасси с колесами 31, а в носовой части корпуса - водило 32 для транспортировки транспортного средства-амфибии за автомобилем при движении по земле.

Лодка-лыжа транспортируется к месту переправы (реке, водоему, заснеженному полю и т.д.) на колесах 31 как автоприцеп, присоединенный с помощью водила 32 к автомобилю. Затем автоприцеп отсоединяется от автомобиля и лодка-лыжа сталкивается в воду (на снег). Колеса 31 убираются, а на берег откидываются аппарельные сходы 3. Автомобиль своим ходом накатывают по аппарельным сходам и направляющим дорожкам 2 на палубу лодки-лыжи. Колеса автомобиля устанавливаются на спаренные опорные ведомые ролики 5 и 6 под обоими мостами автомобиля. Стопором 33 фиксируется определяемое базой автомобиля положение подвижной рамы 4 с первой группой опорных ведомых роликов 5. Автомобиль после установки на ролики крепится с помощью четырех расчалок с тендерами 9 к палубе лодки-лыжи. К ободу переднего управляемого колеса автомобиля с помощью захвата 27 крепится качалка 26.

Аппарельные сходы 3 устанавливаются в походное положение. Лодку-лыжу отталкивают от берега, запускается двигатель автомобиля, включается скорость и транспортное средство, управляемое водителем автомобиля, приобретает движение. Управление движением осуществляется рулем 21, установленным на транце корпуса транспортного средства-амфибии. Повороты руля осуществляются вращением рулевого колеса автомобиля.

Похожие патенты RU2159722C1

название год авторы номер документа
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ 1991
  • Ткаченко Юрий Сергеевич
RU2048376C1
ПАРОМ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ЕГО ВОДИТЕЛЕМ 2003
  • Напарьин А.В.
RU2233229C1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2010
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2442715C1
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2407668C2
ВЕЗДЕХОД 2014
  • Лумельский Вячеслав Александрович
RU2549300C1
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Малкин Валентин Алексеевич
RU2350505C1
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Соловьёв Анатолий Иванович
  • Соловьёв Сергей Анатольевич
  • Соловьёва Елена Анатольевна
RU2390458C1
КОМБИХОД 2007
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2347709C2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340473C2
ОПОРНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛЫЖА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИВОДНЫМ КОЛЕСОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Новиков Владимир Григорьевич
RU2048357C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 159 722 C1

Реферат патента 2000 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к транспортной технике многофункционального использования и касается, в частности, конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения по воде, снегу, льду. Транспортное средство амфибийного типа для перевозки автомобиля имеет корпус, выполненный в виде лодки-лыжи с возможностью установки автомобиля на ее палубе. В корпусе транспортного средства под обоими ведущими мостами автомобиля установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов. Первая группа опорных роликов закреплена на подвижной раме. Движитель кинематически связан со всеми опорными спаренными ведомыми роликами через угловые редукторы с коническими шестернями и валы, один из которых является раздвижным. Захват имеет возможность закрепления к ободу управляемого переднего колеса автомобиля с упором в его ось. Захват через качалку, шарнир и раздвижную тягу соединен с элементами рулевого устройства транспортного средства. Подвижная рама может быть установлена на направляющих со стопором для фиксации ее положения. На двух валах установлены муфты сцепления для отключения спаренных ведомых роликов под передним и задним мостами автомобиля. В качестве движителя могут использоваться воздушный винт, водомет или гребной винт. Руль транспортного средства выполнен с кинематической связью с рулевым управлением автомобиля посредством системы тяг и качалок. Одна из тяг является раздвижной. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении возможности транспортировки автомобилей с различными базой и колеей при переднем, заднем или полном приводе. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 159 722 C1

1. Транспортное средство для перевозки автомобиля, содержащее корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля и элементы рулевого устройства, кинематически связанного с управляемыми передними колесами автомобиля, отличающееся тем, что корпус транспортного средства выполнен в виде лодки-лыжи, на палубе которой установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов, причем первая группа расположена под передним ведущим мостом автомобиля и закреплена на подвижной раме, которая через первый угловой редуктор с коническими шестернями, первый раздвижной вал и первую муфту сцепления кинематически связана со вторым угловым редуктором с коническими шестернями, второй муфтой сцепления и второй группой спаренных ведомых опорных роликов, расположенных под задним ведущим мостом автомобиля, при этом к ободу управляемого переднего колеса автомобиля с упором в его ось закреплен захват, который через качалку, шарнир и раздвижную тягу соединен с элементами рулевого устройства транспортного средства. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что подвижная рама установлена на направляющих со стопором для фиксации положения рамы. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в качестве движителя использован воздушный винт, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами через второй вал и третий угловой редуктор с коническими шестернями, третий вал и четвертый угловой редуктор с коническими шестернями и четвертый вал для посадки винта. 4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в качестве движителя использован водомет или гребной винт, кинематически связанный со спаренными опорными роликами через второй угловой редуктор с коническими шестернями и карданный вал.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2159722C1

ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ 1991
  • Ткаченко Юрий Сергеевич
RU2048376C1
Понтон для транспортировки автомобилей 1971
  • Штапов Александр Петрович
SU521180A1
ГАЗОВЫЙ ЛАЗЕР 1990
  • Карнюшин В.Н.
  • Широков Е.И.
  • Шушков С.В.
  • Цылько В.А.
SU1804262A1
Способ изготовления юртового покрытия 1990
  • Жаркинов Есмухамбет Жаркинович
SU1715905A1
US 1484109 A, 19.02.1924.

RU 2 159 722 C1

Авторы

Есаулков А.А.

Даты

2000-11-27Публикация

2000-03-23Подача