Изобретение относится к транспортным средствам многофункционального использования и, в частности, касается конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения по воде, снегу, льду.
Известен паром для перевозки автомобиля, содержащий корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля, и рулевое устройство, кинематически связанное с поворотными ложементами для управляемых колес автомобиля (см. а.с. СССР N521180, кл. B 63 35/34, 1971 г.).
Недостатками известного парома являются громоздкость конструкции и ограничения по типу перевозимого автомобиля.
За прототип принят паром для перевозки автомобиля, содержащий корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля, и рулевое устройство, кинематически связанное с управляемыми колесами автомобиля. Корпус парома выполнен в виде катамарана. Кинематическая связь движителя со спаренными ведомыми роликами включает в себя зубчатый механизм, а кинематическая связь рулевого устройства с управляемыми колесами автомобиля включает в себя рычажную систему (см. патент РФ N2048376, кл. B 63 b 35/54, 1991 г.).
Недостатком данного парома является то, что он предназначен для транспортировки заданного типа автомобиля, имеющего фиксированные размеры базы и колеи, а также использующего определенный вид привода - передний или задний. Паром непригоден для транспортировки полноприводных автомобилей с постоянным приводом. Передвижение парома невозможно по снегу и льду.
Задачей изобретения является расширение технических возможностей транспортного средства: повышение проходимости, достижение универсальности использования в различных средах (воде, снеге, льду).
Техническим результатом от использования изобретения является не только приобретение транспортным средством качеств амфибии, но и возможность транспортировки автомобилей с различными базой и колеей, а также всеми видами привода на колеса - передним, задним, полным.
Технический результат достигается тем, что в транспортном средстве для перевозки автомобиля, содержащем корпус, движитель, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами для колес ведущего моста автомобиля и элементы рулевого устройства, кинематически связанного с управляемыми передними колесами автомобиля, корпус транспортного средства выполнен в виде лодки-лыжи, на палубе которой установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов, причем первая группа расположена под передним ведущим мостом автомобиля и закреплена на подвижной раме, которая через первый угловой редуктор с коническими шестернями, первый, раздвижной вал и первую муфту сцепления кинематически связана со вторым угловым редуктором с коническими шестернями, второй муфтой сцепления и второй группой спаренных ведомых опорных роликов, расположенных под задним ведущим мостом автомобиля, при этом к ободу управляемого переднего колеса автомобиля с упором в его ось прикреплен захват, который через качалку, шарнир и раздвижную тягу соединен с элементами рулевого устройства транспортного средства. Подвижная рама установлена на направляющих со стопором для фиксации положения рамы. В качестве движителя может быть использован водомет или гребной винт, кинематически связанный со спаренными опорными роликами через второй угловой редуктор с коническими шестернями и карданный вал. В качестве движителя также может быть использован воздушный винт, кинематически связанный со спаренными ведомыми опорными роликами через второй вал и третий угловой редуктор с коническими шестернями, третий вал и четвертый угловой редуктор с коническими шестернями и четвертый вал для посадки винта.
На фиг. 1 показано транспортное средство-амфибия с воздушным винтом в качестве движителя, вид сбоку;
на фиг 2 - то же, вид сверху;
на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2;
на фиг. 4 - транспортное средство-амфибия с водометом или гребным винтом в качестве движителя.
Транспортное средство-амфибия имеет водоизмещающий корпус 1 глиссирующего типа, выполненный в виде лодки-лыжи, на палубе которой расположены направляющие грузовые дорожки 2, утопленные относительно палубы и поэтому ограниченные продольными стенками. Грузовые дорожки 2 в носовой части корпуса 1 снабжены откидывающимися аппарельными сходами 3. Ширина грузовых дорожек 2 позволяет двигаться по ним автомобилям с различной величиной колеи колес.
В створе грузовых дорожек установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов. При этом в носовой части палубы на подвижной раме 4 установлена первая группа из четырех опорных ведомых роликов 5 для опоры на них колес переднего моста автомобиля, а в кормовой части палубы установлена вторая группа из четырех опорных ведомых роликов 6 для опоры на них колес заднего моста автомобиля.
Опорные ролики под каждым мостом автомобиля спарены между собой посредством цепных передач 7. Подвижная рама 4 с первой группой опорных ведомых роликов 5 установлена на направляющих 8 со стопором 33 для фиксации положения рамы. Перемещение подвижной рамы 4 вдоль грузовых дорожек 2 дает возможность устанавливать оба моста автомобиля на ролики в соответствии с заданной величиной его колесной базы. Автомобиль после установки на ролики крепится с помощью четырех расчалок с тендерами 9 к палубе. Первая группа роликов 5, установленная на подвижной раме, через угловой редуктор 11 с коническими шестернями, раздвижной вал 15 и установленную на нем муфту сцепления 29 кинематически связана с угловым редуктором 12 с коническими шестернями, муфтой сцепления 30 и второй группой спаренных ведомых опорных роликов 6.
В качестве движителя может быть использован воздушный винт 10, а также водомет 19 (или гребной винт), расположенные в кормовой части транспортного средства-амфибии.
В первом случае воздушный винт кинематически связан со спаренными ведомыми роликами 5 и 6 через угловой редуктор 11 с коническими шестернями, раздвижной вал 15, угловой редуктор 12 с коническими шестернями, вал 16, угловой редуктор 13 с коническими шестернями, вал 17, угловой конический редуктор 14 с коническими шестернями и вал 18.
В случае использования в качестве движителя водомета или гребного винта кинематическая связь со спаренными ведомыми роликами 5 и 6 осуществляется через карданный вал 20, угловой редуктор 12 с коническими шестернями, раздвижной вал 15 и угловой редуктор 11 с коническими шестернями.
За воздушным винтом 10 расположен воздушный руль 21, являющийся элементом рулевого устройства транспортного средства-амфибии, кинематически связанный через качалку 22, тягу 23, качалку 24, раздвижную тягу 25 и качалку 26 с рулевым управлением автомобиля. Качалка 26 с помощью захвата 27 крепится к ободу переднего управляемого колеса автомобиля, упираясь в его ось. Захват 27 с качалкой 26 фиксируется и вращается вместе с колесом, а связь с раздвижной тягой 25 осуществляется через шарнир 28.
Муфта сцепления 29 на раздвижном валу 15 отсоединяет движитель от первой группы спаренных ведомых роликов 5 под передним мостом автомобиля, а муфта 30 отсоединяет движитель от второй группы роликов 6 под задним мостом автомобиля. Муфты управляются вручную с помощью рычага (на фигуре на показан), установленного на самих муфтах.
По бортам корпуса 1 установлено убирающееся шасси с колесами 31, а в носовой части корпуса - водило 32 для транспортировки транспортного средства-амфибии за автомобилем при движении по земле.
Лодка-лыжа транспортируется к месту переправы (реке, водоему, заснеженному полю и т.д.) на колесах 31 как автоприцеп, присоединенный с помощью водила 32 к автомобилю. Затем автоприцеп отсоединяется от автомобиля и лодка-лыжа сталкивается в воду (на снег). Колеса 31 убираются, а на берег откидываются аппарельные сходы 3. Автомобиль своим ходом накатывают по аппарельным сходам и направляющим дорожкам 2 на палубу лодки-лыжи. Колеса автомобиля устанавливаются на спаренные опорные ведомые ролики 5 и 6 под обоими мостами автомобиля. Стопором 33 фиксируется определяемое базой автомобиля положение подвижной рамы 4 с первой группой опорных ведомых роликов 5. Автомобиль после установки на ролики крепится с помощью четырех расчалок с тендерами 9 к палубе лодки-лыжи. К ободу переднего управляемого колеса автомобиля с помощью захвата 27 крепится качалка 26.
Аппарельные сходы 3 устанавливаются в походное положение. Лодку-лыжу отталкивают от берега, запускается двигатель автомобиля, включается скорость и транспортное средство, управляемое водителем автомобиля, приобретает движение. Управление движением осуществляется рулем 21, установленным на транце корпуса транспортного средства-амфибии. Повороты руля осуществляются вращением рулевого колеса автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ | 1991 |
|
RU2048376C1 |
ПАРОМ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ЕГО ВОДИТЕЛЕМ | 2003 |
|
RU2233229C1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2442715C1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
ВЕЗДЕХОД | 2014 |
|
RU2549300C1 |
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2350505C1 |
ПЛАВАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2390458C1 |
КОМБИХОД | 2007 |
|
RU2347709C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2340473C2 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
Изобретение относится к транспортной технике многофункционального использования и касается, в частности, конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения по воде, снегу, льду. Транспортное средство амфибийного типа для перевозки автомобиля имеет корпус, выполненный в виде лодки-лыжи с возможностью установки автомобиля на ее палубе. В корпусе транспортного средства под обоими ведущими мостами автомобиля установлены две группы спаренных ведомых опорных роликов. Первая группа опорных роликов закреплена на подвижной раме. Движитель кинематически связан со всеми опорными спаренными ведомыми роликами через угловые редукторы с коническими шестернями и валы, один из которых является раздвижным. Захват имеет возможность закрепления к ободу управляемого переднего колеса автомобиля с упором в его ось. Захват через качалку, шарнир и раздвижную тягу соединен с элементами рулевого устройства транспортного средства. Подвижная рама может быть установлена на направляющих со стопором для фиксации ее положения. На двух валах установлены муфты сцепления для отключения спаренных ведомых роликов под передним и задним мостами автомобиля. В качестве движителя могут использоваться воздушный винт, водомет или гребной винт. Руль транспортного средства выполнен с кинематической связью с рулевым управлением автомобиля посредством системы тяг и качалок. Одна из тяг является раздвижной. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении возможности транспортировки автомобилей с различными базой и колеей при переднем, заднем или полном приводе. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ | 1991 |
|
RU2048376C1 |
Понтон для транспортировки автомобилей | 1971 |
|
SU521180A1 |
ГАЗОВЫЙ ЛАЗЕР | 1990 |
|
SU1804262A1 |
Способ изготовления юртового покрытия | 1990 |
|
SU1715905A1 |
US 1484109 A, 19.02.1924. |
Авторы
Даты
2000-11-27—Публикация
2000-03-23—Подача