ПОДШИПНИК СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ Российский патент 2000 года по МПК F16C23/06 

Описание патента на изобретение RU2159877C2

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению.

Оно может быть использовано в таких узлах машин и приборов, где подшипники работают в условиях перемещений и нагрузок в любых направлениях по трем осям координат.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является шарикоподшипник сферический двухрядный, содержащий наружное и внутреннее кольца, между которыми в сепараторе размещены ряды тел качения. На наружном кольце внутренняя поверхность, а на внутреннем кольце наружная поверхность качения выполнены сферической формы. Кольца установлены с возможностью поворота одно относительно другого вокруг центра сфер, расположенного на оси подшипника внутри него. (Справочник "Подшипники качения" под ред. В. И. Нарышкина и Р. В. Коросташевского. М.: Машиностроение, 1984, с. 139). Данный подшипник выбран за прототип.

К недостаткам прототипа относятся:
1. Расположение центра сферических опор внутри подшипника. Это осложняет компоновку приборов, использующих в опорах известный подшипник, из-за размещения полезного объема вокруг подшипника, находящегося в центре вращения прибора. При этом для совмещения массы полезной нагрузки с центром вращения прибора требуется установка балансировочных грузов.

2 В результате, уменьшение доли полезной нагрузки в приборе и увеличение его веса.

2. Небольшие осевые нагрузки в основном за счет ограниченного угла контакта шариков со сферической поверхностью качения наружного кольца.

3. Ограниченный угол перекоса одного кольца относительно другого, не превышающий практически пяти градусов, также за счет ограниченного угла контакта шариков со сферической поверхностью качения наружного кольца.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое устройство, является улучшение конструктивных, технологических и эксплуатационных возможностей приборов и механизмов, в которых используется заявляемый подшипник.

Решение поставленной задачи достигается тем, что подшипник сферический двухрядный содержит наружное и внутреннее кольца, между которыми в сепараторе размещены ряды тел качения. На наружном кольце - внутренняя, а на внутреннем кольце - наружная поверхность качения выполнены сферической формы. Кольца устанавливают с возможностью поворота одно относительно другого вокруг центра сфер, расположенного на оси подшипника. В отличие от прототипа внутреннее кольцо выполнено в виде двух жестко соединенных кольцевых частей и имеет дополнительную поверхность качения сферической формы. Наружное кольцо установлено между кольцевыми частями внутреннего кольца и дополнительно имеет наружную поверхность качения сферической формы. Центр всех сфер расположен вне подшипника, а ряды тел качения расположены между парными поверхностями качения внутреннего и наружного колец.

Установление колец с возможностью поворота одного относительно другого вокруг центра, расположенного на оси вне подшипника, позволяет выполнить компоновку прибора, машины более рациональной. В этом случае подшипник может располагаться в любом месте с возможностью совмещения центра вращения подшипника с центром масс прибора, машины. Конструкция прибора в этом случае получается более простой и легкой за счет исключения балансировочных грузов. Снабжение наружного и внутреннего кольца двумя поверхностями качения сферической формы и выполнение внутреннего кольца в виде двух жестко соединенных кольцевых частей, установка наружного кольца между кольцевыми частями внутреннего кольца и расположение рядов тел качения между парными поверхностями качения внутреннего и наружного колец позволит;
значительно увеличить значение допустимой осевой нагрузки на подшипник по всем трем осям координат за счет увеличения угла контакта шариков со сферическими поверхностями колец;
увеличить угол допустимого поворота одного кольца подшипника относительно другого.

На фиг. 1 представлен шарикоподшипник сферический двухрядный, установленный в опоре гиростабилизированной платформы; на фиг. 2 - разрез А-А по оси подшипника.

Подшипник содержит наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2, сепаратор 3 и два ряда шариков 4. Внутреннее кольцо 2 выполнено в виде двух жестко соединенных кольцевых частей с наружными 5 и 6 поверхностями качения сферической формы. Наружное кольцо 1 выполнено чашеобразным и снабжено двумя поверхностями качения, внутренней 7 и наружной 8, сферической формы. Между поверхностями качения 5,8 и 6,7 колец размещены в сепараторе 3 два ряда шариков 4 (фиг. 2). У подшипника внутреннее кольцо 2 закреплено на гиростабилизированной платформе 9, а наружное 1 на корпусе прибора 10 (фиг. 1). Центр вращения подшипника O1 является центром всех сфер колец и расположен на оси подшипника вне него по одну сторону от подшипника. Подшипник смонтирован в опоре прибора так, что центр масс платформы О2 совпадает с центром вращения подшипника O1 (фиг. 1). При изменении положения прибора в пространстве относительно заданного направления наружное кольцо 1 подшипника, закрепленное на корпусе прибора 10, вместе с прибором поворачивается вокруг центра O1(O2) относительно внутреннего кольца 2 подшипника. При этом внутреннее кольцо 2 подшипника вместе с гиростабилизированной платформой 9, на которой оно закреплено, остается неподвижным. При повороте наружного кольца 2 относительно внутреннего кольца 1 шарики 4, находящиеся в контакте со сферическими поверхностями качения, катятся по ним, увлекая за собой сепаратор 3. При достижении шариками края сферических поверхностей качения внутреннее кольцо 2 и наружное кольцо 1 ставится на упор.

Известны гиростабилизированные платформы (ГСП), установленные на карданном подвесе ("Гироскопические системы. Гироскопические приборы и системы" под ред. доктора тех. наук Д.С.Пельпора. М.: Высшая школа, 1988, с. 244-246). Использование заявляемого решения вместо карданного подвеса позволит уменьшить габариты и массу прибора, упростить и удешевить прибор в целом.

Похожие патенты RU2159877C2

название год авторы номер документа
ДВУХРЯДНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРИКОПОДШИПНИК И СНАБЖЕННЫЙ ИМ НАВЕСНОЙ ПРИБОРНЫЙ КОНТЕЙНЕР (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Звержховский Григорий Станиславович
RU2286485C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРИКОПОДШИПНИК И СНАБЖЕННЫЙ ИМ НАВЕСНОЙ ПРИБОРНЫЙ КОНТЕЙНЕР 2004
  • Звержховский Григорий Станиславович
RU2268410C1
ПОДШИПНИК СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ 2014
  • Музыкантов Александр Владимирович
  • Можаев Дмитрий Алексеевич
  • Королев Виктор Сергеевич
  • Ракович Николай Степанович
RU2563298C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2014
  • Музыкантов Александр Владимирович
  • Можаев Дмитрий Алексеевич
  • Королев Виктор Сергеевич
  • Рыбкин Андрей Анатольевич
  • Ракович Николай Степанович
RU2563295C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 1998
  • Вайткус Юлиус Мартынович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Кошель Владимир Митрофанович
RU2145007C1
ШАРИКОПОДШИПНИК И СЕПАРАТОРЫ ДЛЯ НЕГО 1998
  • Становской В.В.
RU2157928C2
ЛЮК СМОТРОВОГО КОЛОДЦА 2004
  • Звержховский Григорий Станиславович
RU2286425C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 1997
  • Матросов В.А.
RU2148738C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СМЕЩЕНИЯ ТОЧКИ КОНТАКТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОМИНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ДОРОЖКЕ КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ И ОДНОРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Матросов В.А.
  • Чистяков А.М.
  • Ворыпаев Н.И.
RU2187785C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 159 877 C2

Реферат патента 2000 года ПОДШИПНИК СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению. Подшипник содержит наружное и внутреннее кольца, между которыми в сепараторе размещены ряды тел качения. На наружном чашеобразном кольце выполнена наружная и внутренняя поверхности сферической формы. Внутреннее кольцо выполнено в виде двух жестко соединенных кольцевых частей с дополнительной поверхностью качения сферической формы. Между кольцевыми частями внутреннего кольца расположено наружное кольцо. Центр всех сфер расположен на оси подшипника вне него. В зависимости от конструкции прибора, машины наружное или внутреннее кольцо может быть подвижным и поворачиваться вокруг центра сфер, который при монтаже совмещают с центром масс прибора. Применение изобретения позволит увеличить осевую нагрузку и угол допустимого поворота одного кольца относительно другого по любой из трех осей координат, а использование данного подшипника в опорах машин и приборов позволит: уменьшить их габариты, массу, энергопотребление, упростить технологию сборки, сделать компоновку более рациональной и многовариантной. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 159 877 C2

Подшипник сферический двухрядный, содержащий наружное и внутреннее кольца, между которыми в сепараторе размещены ряды тел качения, на наружном кольце внутренняя, а на внутреннем кольце наружная поверхность качения выполнены сферической формы, кольца установлены с возможностью поворота одно относительно другого вокруг центра сфер, расположенного на оси подшипника, отличающийся тем, что внутреннее кольцо выполнено в виде двух жестко соединенных кольцевых частей и имеет дополнительную поверхность качения сферической формы, наружное кольцо установлено между кольцевыми частями внутреннего кольца и дополнительно имеет наружную поверхность качения сферической формы, центр всех сфер расположен вне подшипника, а ряды шариков расположены между парными поверхностями качения внутреннего и наружного колец.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2159877C2

Подшипники качения./Под ред.В.И.Нарышкина и др
Справочник
- М.: Машиностроение, 1984, с.139
DE 3013051 A1, 1981
Поворотная платформа, преимущественно для стреловых и башенных кранов 1960
  • Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Строительного И Дорожного Машиностроения
SU135199A1
ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ КРУГ для КРАНОВ и ДРУГИХ ПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ 0
SU206061A1

RU 2 159 877 C2

Авторы

Звержховский Г.С.

Королев В.С.

Даты

2000-11-27Публикация

1998-09-24Подача