ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ БАНДАЖНЫЙ Российский патент 2000 года по МПК G01B3/20 

Описание патента на изобретение RU2160426C1

Изобретение относится к измерительным приборам, а именно к устройствам для измерения диаметров по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметров цельнокатаных колес железнодорожного подвижного состава.

Известен измеритель индикаторный диаметра колеса ИИДК-935-1260, состоящий из скобы, опирающейся при измерении в двух точках по кругу катания на колесо, и установленного на нее посередине между двумя опорными точками циферблатного индикатора. Данная скоба измеряет расстояние между хордой, условно проходящей через две опорные точки и точкой опирания циферблатного индикатора, лежащими на круге катания, при этом шкала индикатора проградуирована с учетом поправочного коэффициента на показания диаметра окружности, проходящей через три точки. ("Каталог нестандартного оборудования измерительного и поверочного инструмента для предприятий вагонного хозяйства", Центр "Транспорт" МПС РФ, Омск, 1999 г., стр. 41.)
Недостатком известного измерителя является большая погрешность измерения. Любые микронеровности на поверхности катания сильно влияют на точность показаний измерителя. Он используется в основном для сравнительных замеров.

Известна скоба ДК, предназначенная для измерения по кругу катания диаметров колесных пар локомотивов, принятая за прототип, состоящая из скобы, к концам которой присоединены две штанги, продольные оси которых соосны. На штангах, в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, укреплены подвижная и неподвижная бабки (головки) с наконечниками. На подвижной бабке имеется окно с нониусом и стопорный винт (стопорный механизм). На штанге, по которой перемещается подвижная бабка, имеется продольная направляющая, а также нанесена шкала с делениями и цифрами. (Скоба ДК. Паспорт Т 447.01.000 ПС., МПС, 1985 г.)
Известная скоба позволяет замерять с требуемой точностью диаметр бандажей колесных пар по кругу катания при выкатке колесно-моторных блоков или колесных пар.

Недостатком известной скобы является невозможность с ее помощью измерять диаметр колес непосредственно под локомотивом. Габарит скобы в плоскости, проходящей через подвижную и неподвижную бабки не позволяет провести скобу между колесной парой (с наружной стороны) и рамой тележки или между колесной парой (с внутренней стороны) и корпусом тягового двигателя.

Техническим результатом настоящего изобретения является получение возможности измерять с требуемой точностью диаметр по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметр цельнокатаных колес непосредственно под локомотивом в процессе планового технического осмотра. Это позволит уменьшить деповские затраты на обслуживание и ремонт колесных пар, преждевременно выявлять наличие разности диаметров колес колесной пары, из-за которой происходит интенсивный односторонний износ гребней бандажей.

Указанный технический результат достигается тем, что в штангенциркуле бандажном, содержащем скобу, соединяющую между собой соосно две штанги, на которых в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены подвижная и неподвижная в продольном по отношению к штангам направлении измерительные головки с опорными поверхностями и наконечниками, причем подвижная измерительная головка снабжена нониусом и стопорным механизмом, а штанга, на которой она установлена, - продольной направляющей и линейной шкалой с делениями и цифрами, одна из измерительных головок выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси штанги на угол 80-100o .

На фиг. 1 изображен штангенциркуль бандажный; на фиг. 2 - вид A на фиг. 1; на фиг. 3 - штангенциркуль бандажный, одна из головок которого повернута на угол 90o; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3.

Штангенциркуль бандажный состоит из скобы 1, соединяющей между собой соосно две штанги 2 и 3, на которых в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены подвижная 4 и неподвижная 5 в продольном по отношению к штангам 2 и 3 направлении измерительные головки с опорными поверхностями 6 и наконечниками 7, причем подвижная измерительная головка 4 снабжена нониусом 8 и стопорным механизмом 9, а штанга 2, на которой она установлена, - продольной направляющей 10 и линейной шкалой с делениями и цифрами (на фиг. не показаны), а одна из измерительных головок 4 или 5 выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси o-o штанг, соответственно 2 или 3 на угол 80-100o.

Измерения штангенциркулем диаметров бандажей колесных пар под локомотивом или вагоном производят следующим образом.

Измерительную головку 4 или 5, имеющую возможность поворота вокруг продольной оси o-o одной из штанг 2 или 3 поворачивают относительно этой продольной оси штанги на угол 80-100o (фиг. 3, 4). В таком положении габарит штангенциркуля в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы 1, позволяет ввести его между колесной парой и рамой тележки локомотива. Затем измерительную головку 4 или 5 поворачивают в обратную сторону в рабочее положение (фиг. 1, 2), штангенциркуль прижимают к внутренней поверхности бандажа либо обода цельнокатаного колеса опорными поверхностями 6 и перемещают подвижную измерительную головку 4 вдоль штанги 2 по направляющей 10, фиксируя размер наконечниками 7 в точках по кругу катания. В этом положении подвижную измерительную головку 4 стопорят от продольных перемещений вдоль штанги 2 при помощи стопорного механизма 9 и считывают с линейной шкалы штанги 2 размер диаметра колеса. Далее штангенциркуль вынимают в обратном порядке.

Предложенный штангенциркуль прошел испытания и обеспечивает замеры диаметров по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметров цельнокатаных колес непосредственно под локомотивом или вагоном.

Похожие патенты RU2160426C1

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Беляев А.И.
  • Мещерин Ю.В.
  • Цыганков П.Ю.
RU2168431C2
БАНДАЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 1999
  • Грек В.И.
  • Никольская Э.Н.
  • Оганьян Э.С.
RU2172681C1
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА С РАДИАЛЬНО УСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ КОЛЕСНЫМИ ПАРАМИ 2001
  • Мещерин Ю.В.
  • Добрынин Л.К.
  • Березин В.В.
  • Коссов В.С.
  • Потехин В.В.
RU2193986C1
ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА 1996
  • Беляев А.И.
  • Емельянов Ю.В.
  • Шишакин В.Л.
RU2096217C1
ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Дмитриев А.С.
  • Севанькаев Г.В.
  • Асташкевич Б.М.
  • Вуколов Л.А.
  • Дмитриева Л.И.
RU2090408C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СИЛ ТЯГИ И ТОРМОЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА 1997
  • Березин В.В.
  • Кокорев А.И.
  • Чаркин В.А.
  • Потехин В.В.
RU2126338C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1995
  • Бондаренко Л.М.
  • Редькин Ю.Г.
RU2080232C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Беляев А.И.
  • Чистов Н.М.
  • Троицкий А.П.
RU2209325C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ БОКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ПУТЬ 2000
  • Коссов В.С.
  • Кокорев А.И.
  • Березин В.В.
  • Потехин В.В.
RU2174477C1
ТЕНДЕР ГАЗОВЫЙ ЛОКОМОТИВА 2001
  • Бондаренко Л.М.
  • Никольский Н.К.
  • Шерстнев Д.Я.
RU2189915C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 160 426 C1

Реферат патента 2000 года ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ БАНДАЖНЫЙ

Изобретение относится к измерительным приборам. Преимущественная область применения - устройства для измерения диаметров по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметров цельнокатаных колес железнодорожного подвижного состава. Штангенциркуль бандажный содержит скобу, соединяющую между собой соосно две штанги. На штангах в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены измерительные головки. Одна измерительная головка неподвижная, другая выполнена с возможностью перемещения в продольном направлении по отношению к штанге. Измерительные головки содержат опорные поверхности и наконечники. Подвижная измерительная головка также снабжена нониусом и стопорным механизмом, а штанга, на которой она установлена, - продольной направляющей и линейной шкалой с делениями и цифрами. Подвижная измерительная головка выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси штанги на угол 80 - 100o. Техническим результатом изобретения является возможность измерения с требуемой точностью диаметра по кругу катания бандажа колесных пар либо диаметра цельнокатаных колес непосредственно под локомотивом в процессе планового технического осмотра. Это позволяет сократить затраты на обслуживание и ремонт колесных пар, преждевременно выявлять наличие разности диаметров колес колесной пары, из-за которой происходит интенсивный односторонний износ гребней бандажей. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 160 426 C1

Штангенциркуль бандажный, содержащий скобу, соединяющую между собой соосно две штанги, на которых в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены подвижная и неподвижная в продольном по отношению к штангам направлении измерительные головки с опорными поверхностями и наконечниками, причем подвижная измерительная головка снабжена нониусом и стопорным механизмом, а штанга, на которой она установлена, - продольной направляющей и линейной шкалой с делениями и цифрами, отличающийся тем, что одна из измерительных головок выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси штанги на угол 80 - 100o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2160426C1

ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Таран Александр Сергеевич
  • Доброрез Виктор Александрович
RU2051328C1
МИКРОМЕТР 1991
  • Ожгибицев Борис Севостьянович
RU2011150C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ КАЛИБР-СКОБА 1998
  • Бурочкин Ю.П.
  • Лукьянов В.К.
  • Андреев А.В.
  • Чудина Н.В.
RU2134863C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СРЕДНЕГО ДИАМЕТРА РЕЗЬБЫ 1993
  • Доброхотов Ю.Н.
  • Доброхотова И.Ю.
RU2065568C1
Штангенциркуль 1988
  • Солопко Иван Степанович
  • Толстолес Петр Григорьевич
  • Ищуков Олег Иванович
SU1631248A1

RU 2 160 426 C1

Авторы

Березин В.В.

Коссов В.С.

Кокорев А.И.

Потехин В.В.

Кочкин Н.А.

Тараканов В.Ю.

Даты

2000-12-10Публикация

1999-12-09Подача