Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к расположению газового оборудования на тендере для локомотивов (газотепловозов, газотурбовозов), использующих горючий газ в качестве моторного топлива.
Известна конструкция тендера на железнодорожном ходу, оборудованного криогенными цистернами с вакуумной изоляцией для хранения, транспортирования сжиженного газа, его регазификации и подачи в газодизели тепловоза (Повышение топливной экономичности тепловозов. Сборник научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта под ред. А.С. Нестрахова, П.М. Егунова. М., "Транспорт", 1991, с. 21-22, 28-29).
Недостатком такого тендера является сложность, недостаточный срок службы криогенных цистерн с вакуумной изоляцией в условиях динамических воздействий, характерных для подвижного состава железных дорог, а также неэкономичность, связанная с энергозатратами на сжижение и регазификацию газа и его потерями на испарение.
Применение горючего газа в сжиженном состоянии увеличивает взрывоопасность и пожароопасность тендера.
Известна конструкция тендера, принятая за прототип, в которой применены баллоны сжатого (компримированного) газа, объединенные в блоки, которые закреплены на раме железнодорожной платформы, опирающейся на тележки. Баллоны расположены горизонтально, сгруппированы по 9 единиц (пять баллонов в нижнем и четыре - в верхнем ряду) и закрыты капотами. В средней части тендера размещены устройства газоподготовки и газорегулирования (редукторы газовые, подогреватели, фильтры и др.), соединенные газовой магистралью (коллектором) с баллонами. Тендер оборудован средствами взрыво-пожаропредупреждения и защиты, а также устройствами соединения с газовой системой локомотива (Статья "Газотепловозы. Опыт и перспективы развития". Сборник "Труды ВНИТИ", 79-й выпуск под ред. Л.К. Добрынина, г. Коломна, 1999 г. ГУП ВНИТИ МПС России, стр. 422, 423, 424).
Недостатком известного тендера является ограниченное размещение количества баллонов, обусловленное способом их укладки и закрепления в горизонтальном положении. Увеличение количества баллонов путем увеличения высоты укладки исключает доступ к нижним баллонам и возможность их демонтажа. Кроме того, неизбежна несимметричная нагруженность главной рамы экипажа либо отсутствие продольного прохода для обслуживающего персонала. Положение баллонов в тендере предопределяет необходимость поперечных проходов для доступа к горловинам и арматуре баллонов каждого из рядов. Конструкция затрудняет надежную фиксацию баллонов при увеличении высоты их укладки, повышает опасность их смещений от ударных воздействий.
Техническим результатом изобретения является:
- максимальное использование габарита экипажа для увеличения объемов транспортируемого газа;
- снижение затрат на обслуживание;
- уменьшение трудоемкости монтажа и демонтажа;
- гарантированное обеспечение прочности закрепления баллонов при максимальном заполнении ими поперечного сечения экипажа;
- обеспечение доступности арматуры баллонов;
- улучшение условий работы обслуживающего персонала.
Указанный технический результат достигается тем, что в тендере газовом локомотива, содержащем опирающуюся на тележки раму, на которой закреплены объединенные в блоки баллоны сжатого газа, соединенные газовыми коллекторами между собой и с устройствами газоподготовки и газорегулирования, средства взрыво-пожаропредупреждения и защиты, устройства соединения с газовой системой локомотива, газовые баллоны установлены в содержащих не менее трех установочных мест блоках, состоящих из оснований и верхних поясов, имеющих в поперечном сечении форму равносторонних треугольников, которые расположены вдоль рамы тендера так, что их вершины обращены в противоположные стороны, при этом основания закреплены на раме тендера, верхние пояса связаны с ней посредством установленных наклонно к продольной и поперечной осям тендера стоек и регулируемых растяжек, а также скреплены между собой попарно смежными сторонами вдоль продольной оси тендера, горловины газовых баллонов установлены вверх и соединены газопроводами между собой и с газовыми коллекторами с возможностью отключения и выемки каждого баллона и блока баллонов в целом, устройства газоподготовки, газорегулирования и соединения тендера с газовой системой локомотива размещены по обеим его концевым частям. Кроме того, хотя бы одна из осей тележек тендера выполнена приводной от тяговой передачи локомотива, а блоки газовых баллонов, устройства газоподготовки и газорегулирования, газовые коллекторы, средства взрыво-пожаропредупреждения и защиты размещены в экипажной части секции локомотива, аналогично с ним сцепляемой.
На фиг.1 изображен схематично общий вид тендера, блоки баллонов средней части которого условно не показаны; на фиг.2 - вид на тендер сверху (крыша, а также баллоны и связывающие их газопроводы средних блоков условно не показаны); на фиг.3 - разрез по А-А фиг.1 (тележки условно не показаны, блоки баллонов установлены в кузове секции локомотива).
Тендер (фиг.1 - 3) представляет собой железнодорожный экипаж, включающий опирающуюся на тележки 1 раму 2, на которой закреплены объединенные в блоки 3 газовые баллоны 4 со сжатым газом, устройства 5 газоподготовки и газорегулирования, средства 6 взрыво-пожаропредупреждения и защиты, газопроводы 7, газовые коллекторы 8, устройства 9 соединения тендера с газовой системой локомотива.
Газовые баллоны 4 установлены в содержащих не менее 3-х установочных мест блоках 3, состоящих из оснований 10 и верхних поясов 11, жестко соединенных между собой и имеющих в поперечном сечении форму равносторонних треугольников. Баллоны 4 установлены горловинами вверх, входят в отверстия верхних поясов 11 и фиксируются в них специальными прижимными устройствами 12.
Основания 10 блоков 3 расположены вдоль оси рамы 2 так, что вершины треугольников смежных блоков 3 обращены в противоположные стороны и к ней крепятся. Верхние пояса 11 посредством разъемных соединений (на чертежах не показаны), например болтовых, скреплены попарно, смежными сторонами между собой вдоль продольной оси тендера и дополнительно соединены с рамой 2 посредством установленных с обеих сторон блоков 3 наклонно к продольной и поперечной осям тендера регулируемых растяжек 13 и стоек 14 между блоками 3.
Размеры блоков 3 определяются шириной экипажа тендера и размерами устанавливаемых в них газовых баллонов 4. Количество блоков 3, устанавливаемых на тендере, определяется длиной его экипажа.
Баллоны 4 каждого блока 3 снабжены запорно-клапанными устройствами 15 подвода и отвода газа, соединенными посредством газопроводов 7 между собой и с газовыми коллекторами 8, с возможностью отключения и выемки каждого баллона 4 и блока 3 баллонов в целом, посредством вентилей 16 и трубопроводов 17.
В обоих концевых частях тендера размещены устройства 5 газоподготовки и газорегулирования, вход которых соединен с газовыми коллекторами 8, а выход - с устройствами 9 соединения тендера с газовой системой локомотива.
Блоки 3 установлены на раме 2 с обеспечением хотя бы одного бокового прохода 18 по тендеру. С торцов тендера выполнены переходные устройства 19 для перехода в локомотив.
Верхнее закрытие 20 (крыша) снабжено по всей длине открытыми люками 21, что исключает скопление газа в объеме тендера. Экипаж тендера снабжен тележками 1 двух- или трехосной конструкции, причем хотя бы одна из осей может быть выполнена приводной, и снабжена тяговым приводом 22, например, с тяговым электродвигателем, подсоединенным к тяговой передаче локомотива. Целесообразно устанавливать привод 22, унифицированный с приводом локомотива.
Целостность тягового сцепа локомотива (локомотивов) с тендером обеспечивает размещение оборудования тендера: блоков 3 газовых баллонов, устройств 5 газоподготовки и газорегулирования, газовых коллекторов 8, средств 6 взрыво-пожаропредупреждения и защиты в экипаж однотипного локомотива, с его ходовой частью.
Тендер работает следующим образом.
Тендер соединяется с газовой магистралью одной или двух тяговых секций локомотива (на чертеже не показано). При переходе на работу с использованием газового топлива газ из баллонов 4 поступает по газопроводу 7 в газовые коллекторы 8 и далее в устройства 5 газоподготовки и газорегулирования, откуда с заданной температурой и давлением с помощью устройств соединения 9 направляется в газовую систему локомотива.
При движении с локомотивом тендер испытывает различные динамические нагрузки.
Продольные нагрузки воспринимают основания 10 блоков 3, передающие усилия на раму 2, а также верхние пояса 11, которые передают усилия на раму 2 тендера через растяжки 13 и стойки 14. Конструкция растяжек 13 позволяет отрегулировать их длину для равномерного распределения усилий.
Стойки 14 передают на раму 2 локомотива как продольные, так и поперечные усилия благодаря тому, что расположены по смежным сторонам треугольных оснований 10 из верхних поясов 11 блоков 3 наклонно продольной плоскости симметрии рамы 2.
Вертикальные усилия воспринимаются основаниями 10 блоков 3 и передаются на раму 2 тендера симметрично его продольной и поперечной осей.
Конструкция всех указанных выше элементов тендера обеспечивает компактность, стабильность и долговечность установки баллонов сжатого газа на тендере в условиях эксплуатации.
Наиболее целесообразным решением представляется использование в качестве экипажа газобаллонного тендера доработанных экипажных частей секций локомотивов, оборудованных газовым двигателем, так как образуется единый тяговый сцеп, максимально унифицированный по кузову и тележкам, с переходными устройствами, с элементами соединения цепей управления.
Применение на тендере тягового привода одной или нескольких осей с питанием электродвигателя привода этой оси (осей) от тяговой электропередачи локомотива обеспечивает увеличение тягового усилия за счет использования части массы тендера как дополнительной сцепной массы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛОКОМОТИВ | 1999 |
|
RU2168426C2 |
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА С РАДИАЛЬНО УСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ КОЛЕСНЫМИ ПАРАМИ | 2001 |
|
RU2193986C1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2168431C2 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2094273C1 |
ЧЕТЫРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА С РАДИАЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ КРАЙНИХ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2002 |
|
RU2220064C1 |
ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА | 1996 |
|
RU2096217C1 |
ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ БАНДАЖНЫЙ | 1999 |
|
RU2160426C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ | 2002 |
|
RU2224931C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТОЧКИ РОСЫ ВЛАЖНОГО ГАЗА | 2000 |
|
RU2186374C2 |
СИСТЕМА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ОТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2191953C1 |
Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к расположению газового оборудования на тендере для локомотивов, использующих горючий газ в качестве моторного топлива. Технический результат - максимальное использование габаритов экипажа для увеличения объемов транспортируемого газа при гарантированной прочности закрепления баллонов; снижение затрат на обслуживание; уменьшение трудоемкости монтажа и демонтажа, улучшение работы персонала. В тендере локомотива газовые баллоны установлены в блоках, которые состоят из оснований и верхних поясов, имеющих в поперечном сечении форму равносторонних треугольников. Блоки расположены вдоль рамы тендера, и вершины смежных блоков обращены в противоположные стороны. Основания закреплены на раме, а верхние пояса связаны с рамой посредством стоек и регулируемых растяжек. Причем верхние пояса между собой скреплены попарно смежными сторонами вдоль продольной оси тендера. Газовые баллоны расположены горловиной вверх и соединены между собой и с газовыми коллекторами газопроводами с возможностью выемки каждого баллона и блока в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Труды ВНИТИ, 79 выпуск/Под ред | |||
Л.К | |||
Добрынина | |||
- Коломна: ГУП ВНИТИ МПС России, 1999, с.422-424. |
Авторы
Даты
2002-09-27—Публикация
2001-02-07—Подача