МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА Российский патент 2000 года по МПК F16H37/08 

Описание патента на изобретение RU2160857C1

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в трансмиссиях автомобилей и других подвижных средств, а также в приводах станков и другого технологического оборудования.

Известны механические бесступенчатые передачи, выполняемые в виде различных фрикционных передач: многодисковых, клиноременных, тороидных и других.

Наиболее близкой к заявленной передаче является фрикционная многодисковая передача, приведенная в книге Гольда Б.В. "Конструирование и расчет автомобиля" - М.: Машгиз, 1962 г. Издание 2-е, стр. 163. Эта передача содержит два трансформатора крутящего момента с ведущими и ведомыми дисками, с пружинно-нажимными механизмами сжатия дисков и механизмом изменения эксцентриситета между осями дисков.

Изменением эксцентриситета обеспечивается бесступенчатое изменение передаточного числа передачи, а отсюда частоты вращения ее выходного вала и возможного крутящего момента на нем.

Недостатками данной передачи являются: узкий диапазон бесступенчатого изменения передаточного числа, даже несмотря на применение в передаче двух последовательно работающих трансформаторов крутящего момента, отсутствие бесступенчатого перехода к нулевой частоте вращения выходного вала и отсутствие возможности реверсирования его вращения.

Этих недостатков нет в механической бесступенчатой передаче, содержащей фрикционный многодисковый трансформатор крутящего момента и шестеренчатый дифференциал. При этом коробка трансформатора и коробка дифференциала имеют через пары шестерен привод от входного вала передачи, вал трансформатора соединен с одной из боковых шестерен дифференциала, а его другая боковая шестерня соединена с выходным валом передачи. Кроме того, коробка трансформатора консольно подвешена к опорам, расположенным вокруг входного вала передачи, и связана, например, через гидропривод с системой автоматического управления передачей.

Схема механической бесступенчатой передачи приведена на чертеже.

В корпусе 1 передачи расположены фрикционный трансформатор и шестеренчатый дифференциал. Трансформатор имеет цилиндрическую коробку 2 с ведущими дисками 3, установленными на шлицах коробки, и вал 4 с ведомыми дисками 5, установленными на шлицах вала. Диски сжимаются пружиной 6 и нажимным механизмом 7. Дифференциал имеет коробку 8 с шестернями 9. Коробка трансформатора и коробка дифференциала имеют привод от входного вала 10 передачи через пары шестерен 11. Вал трансформатора соединен с одной из боковых шестерен дифференциала, а другая боковая шестерня дифференциала соединена с выходным валом 12 передачи. Коробка трансформатора на консолях 13 подвешена к опорам 14, расположенным вокруг входного вала, и связана с гидроцилиндром 15 гидропривода, соединяющим коробку трансформатора с системой автоматического управления передачей.

Механическая бесступенчатая передача, установленная, например, в трансмиссии автомобиля, вместо коробки передач, работает следующим образом.

При передаточном числе трансформатора i= 2 частота вращения его вала будет в 2 раза больше частоты вращения коробки дифференциала. При этом за счет вращения шестерен дифференциала частота вращения выходного вала передачи будет равна нулю. В этом случае автомобиль будет заторможен, а его двигатель можно заводить стартером и иметь любую частоту вращения двигателя без передачи от него мощности к колесам.

При уменьшении передаточного числа трансформатора с i=2 до i=l или увеличении его с i=2 до i=2,5 обеспечивается трогание автомобиля с места и его движение соответственно вперед или назад. Изменение скорости движения автомобиля производится принудительно водителем за счет изменения подачи топлива в двигатель и одновременно автоматически за счет изменения системой автоматического управления передаточного числа трансформатора в указанных пределах в зависимости от величины подачи топлива и сопротивления движения автомобиля. При этом бесступенчатая передача может своей работой перекрывать весь скоростной диапазон движения автомобиля или работать до скорости при максимальном крутящем моменте двигателя, а затем, при нулевом эксцентриситете, блокироваться, как показано на чертеже, и выполнять роль прямой механической передачи. Для движения автомобиля накатом или при буксировке автомобиля передачу следует отключать от двигателя имеющимся у него сцеплением.

Вариантами заявленной передачи, обладающими расширенными диапазонами регулирования, могут быть передачи с неравными передаточными числами пар шестерен у трансформатора и дифференциала, передачи с двумя парами шестерен у трансформатора или дифференциала, подключаемыми к входному валу муфтами, передача с двумя многодисковыми трансформаторами, второй из которых установлен в приводе дифференциала, вместо пары шестерен.

Заявленная механическая передача и ее варианты имеют по сравнению с известными гидромеханическими передачами подвижных средств ряд преимуществ: меньшую стоимость изготовления, большую простоту конструкции, меньшие габариты и массу, реверсивность, более высокий КПД.

Похожие патенты RU2160857C1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2000
  • Добромиров В.Н.
  • Иванов Е.П.
RU2172439C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ 2021
  • Хатагов Александр Черменович
  • Хатагов Заурбек Александрович
  • Аджиманбетов Султанхан Багатович
RU2756733C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ (ВАРИАНТЫ) И БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Рэней Ричард С.
RU2267042C2
РЕВЕРСИВНЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР 2000
  • Шаньгин Е.С.
RU2188351C2
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ 2011
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2478045C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ 2006
  • Лебедьков Константин Владимирович
  • Лебедьков Владимир Михайлович
RU2300032C1
АКТИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ, КОРОБКА ПРЯМОГО ВКЛЮЧЕНИЯ (МЕХАНИЧЕСКАЯ), КОРОБКА СКОРОСТЕЙ С ПЛАНЕТАРНЫМ ФРИКЦИОНОМ И НЕЗАВИСИМОЙ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С МЕХАНИЗМОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОСЯМИ (КОЛЕСАМИ) 2004
RU2292270C2
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1999
  • Качкин В.А.
  • Нестерова Л.В.
RU2151936C1
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Круташов Александр Васильевич
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2606652C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1

Реферат патента 2000 года МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению. Механическая бесступенчатая передача содержит многодисковый трансформатор крутящего момента и шестеренчатый дифференциал. Трансформатор и дифференциал через пару шестерен связаны с входным валом. Вал трансформатора соединен с одной из шестерен диффренциала. Другая шестерня дифференциала соединена с выходным валом. Трансформатор на консолях подвешен к опорам входного вала и через гидропривод связан с системой автоматического управления передачей. Расширен диапазон бесступенчатого изменения передаточного числа с возможностью перехода через нулевую частоту, имеется возможность реверсирования. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 160 857 C1

Механическая бесступенчатая передача, содержащая фрикционный многодисковый трансформатор крутящего момент, отличающаяся тем, что для расширения диапазона бесступенчатого изменения передаточного числа, для бесступенчатого перехода к нулевой частоте вращения выходного вала и для возможности реверсирования его вращения в передаче также содержится шестеренчатый дифференциал, при этом коробка трансформатора и коробка дифференциала имеют через пары шестерен привод от входного вала передачи, вал трансформатора соединен с одной из боковых шестерен дифференциала, а его другая боковая шестерня соединена с выходным валом передачи, кроме того, коробка трансформатора на консолях подвешена к опорам, расположенным вокруг входного вала передачи, и, например, через гидропривод связана с системой автоматического управления передачей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2160857C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗКИ ДЛЯ ГОРЯЧЕЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ 0
  • Изобретени М. М. Горенштейн, А. И. Вовк, К. А. Малокуцко, М. Шмаков, В. Л. Казаков, С. И. Смиренска В. И. Мелешко Ф. Ф. Кудр Вцев
SU405937A1
0
SU402177A1
Бесступенчатая трансмиссия 1991
  • Солдатов Игорь Владимирович
  • Юферов Андрей Васильевич
  • Яржемский Михаил Константинович
SU1772006A1

RU 2 160 857 C1

Авторы

Иванов Е.П.

Даты

2000-12-20Публикация

1999-05-28Подача