Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практике оздоровительных взаимодействий.
Лечение с помощью цвета существовало еще в Древнем Египте, древние храмы которого строили таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра, и страдающий каким-либо недугом "купался" именно в том цвете, который мог ему помочь.
Храмами нашей цивилизации являются церкви, в которых знания о целебных свойствах цвета проявились в красочных витражах, и солнце, сияющее сквозь разноцветное стекло, освещает прихожан целительным цветом. Показано также использование цвета природных материалов, например, "радуги камня" для лечения различных заболеваний /Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. М., 1999, стр. 161-165/.
Известно, что свет через зрение воздействует на биоэнергетические, регуляторные, деструктивные функции организма, обеспечивая процесс фотосинтеза. С помощью света запускаются внутриклеточные реакции, триггерные механизмы, однако накопления энергии не происходит; при световом голодании происходит нарушение жизнедеятельности организма. /БСЭ, М., издательство "Советская энциклопедия ", 1984, том 23, издание 3, стр. 17.32 - "Свет", том 23, стр. 18.36 - "Световое голодание" /.
Определение цветовосприятия широко используется в медицинской практике для психодиагностических исследований, например известный тест Люшера, который является эффективным в качестве проективной методики для исследования личности ("Тест Люшера" - в кн.: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999, стр. 165-166).
Известно также, что цвет обладает энергией, влияющей на физическое, умственное и эмоциональное состояние организма. При этом доказано, что применение хромотерапии должно быть строго индивидуальным. Для этого определяют и делят цвета на явно предпочитаемые, предпочитаемые, нейтральные и вызывающие антипатию, негативное отношение. Неприятие того или иного цвета является настолько же информативным, как и его предпочитание. Отвергаемый цвет указывает на какую-то внутреннюю проблему и раскрывает причину, вынуждающую человека совершать ошибки и чувствовать дискомфорт. Показаны различные техники воздействия цветом для коррекции психофункционального состояния и оздоровления человека. (Лилиан Бондс. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день. С. Пб. , 1997, стр. 123 - 128). Этот способ является наиболее близким аналогом. Однако отсутствие в нем единого символа гармонии цвета, по нашему мнению, не позволяет достаточно сконцентрировать внимание пациента на целостном восприятии всей цветовой гаммы и соответственно получить стойкий эффект коррекции.
Для решения поставленной задачи выбрана модель цветовой гармонии "Радужка" в виде фигуры правильной овальной формы, на которую нанесены девять цветов в следующей последовательности от центра к периферии: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, золотой.
Модель "Радужка" представляет собой цветовое изображение на белой бумаге, формат А-4, выполненной в оригинале акварельными красками (см. чертеж).
Модель "Радужка" производит физически мягкое воздействие, которое обеспечивают семь цветов радуги, установленные по порядку за счет плавного нарастания волновых характеристик цвета, завершаемые белым цветом, имеющим суммарную составляющую частот излучения цветов радуги, и золотым цветом, обладающим наибольшей степенью отражения.
Набор цветов в модели "Радужка" соответствует полному спектру цветовой гаммы в сочетании с белым и золотым цветом, наблюдаемыми и в природе.
Способ осуществляется следующим образом.
Консультация 1.
Регистрируют жалобы пациента. Выявляют цветопредпочтение, то есть спрашивают, какие цвета нравятся; какие больше, какие меньше; предлагают сделать количественную оценку, исходя из того, что самый предпочтительный цвет оценивают в 100%, остальные цвета по сравнению с ним.
Регистрируют полученные оценки по цветопредпочтению в таблице 1. Начинают лечение с того, что показывают цветовую модель "Радужка" и обращают внимание на гармонию в цвете, расположение цветов по известному с давних времен порядку от центра к периферии: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наличие белого цвета объясняют тем, что все цвета радуги происходят из белого цвета, а наличие золотого цвета тем, что за счет излучения он отражает все негативное. Усиление визуального контакта обеспечивают акцентированием внимания на объектах природы, ассоциируя цвета радуги в модели "Радужка" с цветами радуги в небе, проявленной после дождя; явление белого цвета (света) - ежедневным наблюдением с рассвета до заката, а цвет золота - с золотыми лучами солнца. Кроме того, обращают внимание на само название цветовой модели "Радужка", ласковое, приятное, исходящее от слов "радуга", "радость", "радуйся".
Используют элемент внушения в виде отождествления себя с моделью "Радужка", объясняя наличие теплых цветов в ней в середине тем, что температура внутри тела выше, чем снаружи.
Беседу проводят в течение 10-15 мин, акцентируя внимание на модели "Радужка" от 5 до 10 раз.
Дают рекомендации для домашнего лечения:
Во-первых, передают пациенту модель "Радужка" и рекомендуют смотреть на нее 2 - 3 раза в день в течение 1 мин утром и мысленно представлять ее образ перед засыпанием и сразу после пробуждения; рекомендуют усиливать контакт с наименее предпочтительным цветом или цветами, акцентируя внимание на окружающих предметах, окрашенных выбранным цветом разными способами; употребляют в пищу продукты выбранного цвета; используют эти цвета в одежде и в изобразительном творчестве; рисуют или берут лист бумаги этого цвета и концентрируют на нем внимание по 1 мин 2 - 3 раза в день; в течение дня останавливают взгляд на окружающих предметах этого цвета; дают рекомендации на концентрацию внимания на модели "Радужка" и на цвете, указанном в таблице 2, в соответствии с индивидуальным восприятием цвета на каждую неделю во время лечения.
Рекомендуют прийти на консультацию через неделю.
Консультация 2
У пациента выясняют, как он выполнил предписания врача, какие он ощутил изменения в своем состоянии. Регистрируют изложенное и записывают жалобы. Предлагают ему вновь выразить свое отношение к цветам и вносят показатели в таблицу. Если оценки по цветам не выравнялись условно по 100%, то предлагают следующее. Сконцентрировать свое внимание на модели "Радужка" и теперь уже самому рассказывать о том, что он знает о ней и что думает; продолжительность процедуры (ограничивается 5 мин); усилить визуальный контакт с цветом (цветами), акцентируя внимание на объектах природы и окружающих предметах, например небо, земля, зелень, цветы, солнце, звезды, облака. Предлагают совершать целенаправленные прогулки в течение 1 - 2 часов в день. Рекомендуют в домашних условиях продолжать контакт с моделью "Радужка" по 1 мин 2 - 3 раза в день, и акцентировать внимание на наименее предпочтительных цветах (таблица 1).
Консультация 3
Осуществляют очередной контроль психофизиологического состояния и цветопредпочтения (таблица 1), при этом фиксируются любые положительные изменения в состоянии пациента и логически связывают их с воздействием цвета.
Если отношение к цветопредпочтению изменилось и показатели выравнялись, т. е. стали по 100%, то рекомендуют продолжать смотреть на модель "Радужка" по 1 мин 2 - 3 раза в день и дополнительно усилить контакт с белым цветом на следующей неделе (таблица 2).
В домашних условиях предлагают навести чистоту и порядок и отдать предпочтение белому цвету в оформлении жилья, например белая скатерть, белое покрывало, белая ваза; носить одежду предпочтительно белого цвета; больше бывать на природе, выбирая открытые места, залитые белым светом и наблюдать за белыми облаками; посещать заведения, где много белого цвета, например храмы, выставки, дворцы.
Консультация 4
Фиксируют положительные изменения по внешним и внутренним признакам: появлению хорошего цвета лица, здорового блеска глаз, улучшению настроения и состоянию здоровья, а также изменениям в одежде, опрятности и собранности. Связывают это с положительным влиянием цвета.
Спрашивают пациента, как он воспринимает наличие белого цвета в модели "Радужка" и что думает по этому поводу. Регистрируют отношение пациента, записывая контрольные замеры по всем цветам, включая белый цвет. Если показатели удовлетворительные, переходят к завершительному этапу, т.е. тогда, когда пациент достиг гармоничного восприятия всех цветов, включая белый; в этом случае пациенту предлагают в течение следующей недели дополнительно усилить контакт с золотым цветом (таблица 2): акцентировать свое внимание на всем, что имеет золотой цвет, например золотые лучи солнца, золотые купола храмов, золотые украшения, убранства.
Предлагают нарисовать дома цветовую модель "Радужка" и принести через неделю.
Консультация 5
Спрашивают пациента, как выполнял последние рекомендации врача. Регистрируют последние изменения психофизического состояния и цветопредпочтения. Внимательно рассматривают самостоятельно выполненное изображение модели "Радужка", сравнивая с оригинальной моделью. Убеждают пациента, что чем ближе его изображение к оригиналу, тем лучше результаты лечения. Если изображение модели выполнено небрежно, предлагают повторить его несколько раз для достижения лучших результатов. Фиксируют положительные изменения в состоянии пациента и логически связывают его с воздействием цвета. Рекомендуют обращаться к этому виду лечения в дальнейшем с профилактической целью 2 - 3 раза в год. Примеры проведения психофизиологической коррекции с помощью модели цветовой гармонии "Радужка".
Пример 1
На консультации мать с больным ребенком 8 лет. Жалобы: утомляемость, бледность, раздражительность, частые головные боли, воспаления горла. Результаты опроса: гуляет мало, на природе бывает редко, рисовать не любит.
Выясняют отношение к восприятию каждого цвета в отдельности и регистрируют показатели в условных единицах (процентах) в таблице 1 на каждой консультации.
Рекомендации по лечению с помощью модели "Радужка" регистрируют в таблице 2.
Пример 2
На консультации женщина в возрасте 30 лет. Из истории болезни известно, что она за год перенесла трижды воспаление легких, лечилась три раза в стационаре и дома. На данный момент состояние ремиссии. Жалобы пациентки: слабость, плаксивость, уныние, затрудненность дыхания. Получила семь консультаций по лечению с помощью модели "Радужка". Продолжительность лечения - 1,5 месяца.
Результаты лечения: исчезла плаксивость, появилось чувство уверенности, уменьшилась слабость, дыхание стало свободнее.
В целом результаты лечения положительные. Пациентка получила рекомендации по дальнейшей работе с цветом в домашних условиях с целью продолжения лечения и профилактических мер.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в практике оздоровительных воздействий. Пациенту предъявляют модель цветовой гармонии в виде фигуры правильной овальной формы, на которую нанесены девять цветов в следующей последовательности от центра к периферии: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, золотой. Обращают внимание пациента на гармонию цвета в модели и убеждают его, что она содержит все необходимые цвета, способствующие при визуальном контакте обеспечить гармонию в жизнедеятельности организма; выявляют наиболее предпочитаемый цвет и обеспечивают усиление контакта с ним, а также предлагают 2-3 раза в день в течение 1 мин смотреть на указанную модель цветовой гармонии и мысленно представлять ее образ перед засыпанием и сразу после пробуждения, в последующем еженедельно осуществляют контроль психофизиологического состояния и цветопредпочтения, при этом фиксируют любые положительные изменения в состоянии пациента и логически связывают их с воздействием цвета. Способ позволяет получить стойкий эффект коррекции. 2 з.п.ф-лы, 1 ил., 2 табл.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ЛИЛИАН БОНДС | |||
Магия цвета | |||
Цветотерапия на каждый день | |||
- С.Пб, 1997, с.123 - 128. |
Авторы
Даты
2001-01-27—Публикация
2000-06-02—Подача