Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к области плавающих бронированных машин, предназначенных для использования в боевых действиях и различных видах обеспечения в качестве боевых машин (танки, БМП, БТР и др.), транспортных машин (бронетранспортеры, бронеавтомобили и др.), специальных машин (тягачи, бронированные эвакуационные машины и др.), а также бронированных медицинских машин.
Известные бронированные машины содержат корпус, силовую установку, силовую передачу и движитель, благодаря чему обладают хорошей подвижностью и защитой экипажа как от воздействия огневых средств противника, так и от поражающих факторов оружия массового поражения (прежде всего благодаря бронированному корпусу). Описание этих машин можно найти в книгах: А.Н. Латухин "Противотанковое вооружение". М., Воениздат, 1974, с. 8-26; Мостовенко В.Д. "Танки". М., Воениздат, 1958. Серьезным недостатком этих машин является трудность переправы через водные преграды, усугубляемой избыточным весом из-за бронированного корпуса.
Для переправы бронированных машин через водные преграды используются различные средства:
1. Средства для переправы своим ходом по дну.
2. Десантные переправочные средства.
3. Средства для переправы своим ходом вплавь.
Известна бронированная машина, оборудованная для переправы через водные преграды своим ходом по дну (см., например, книгу "Танк Т-72А". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая (часть вторая), М., Воениздат, 1989, с. 170-199). Данная машина имеет следующие недостатки:
глубина преодолеваемых водных преград с твердым дном не более 5 м,
крутизна берегов не более 20o,
скорость течения воды не более 2 м/с,
ширина водной преграды не более 1 км,
время на подготовку танка к переправе достигает 1-1,5 ч.
Кроме того участок переправы должен быть предварительно разведан водолазами, разминирован и провешен; должны быть организованы береговая и водные спасательные службы. Следует также отметить достоинства такой переправы боевых машин: в процессе переправы танк надежно защищен от противотанковых средств (за исключением донных и береговых мин) и проникающей радиации ядерных взрывов, а также хорошо замаскирован от действия различных видов разведки противника. Тем не менее, весь участок переправы машин по дну имеет ряд характерных демаскирующих признаков, связанных с отсутствием автономности переправляемых по дну танков. Совокупность перечисленных недостатков переправы боевых машин по дну своим ходом обуславливает практически редкую ее применимость.
Известны гусеничные самоходные паромы, представляющие собой две плавающие гусеничные машины, общей грузоподъемностью на плаву до 50 т (см., например, Пляскин В.Я. и др. "Инженерное обеспечение общевойскового боя", М., Воениздат, 1972, 31 с.). Для обеспечения указанной грузоподъемности гусеничный самоходный паром, состоящий из правого и левого полупаромов, содержит понтоны большого объема. На плаву вместе с переправляемым танком гусеничный самоходный паром представляет крупную мишень для огневых средств противника, особенно для его авиации.
Известна также плавающая машина (см., например, описание изобретения к патенту РФ RU 2123432, 20.12.98), содержащая корпус, связанные с ним силовую установку с выхлопным трактом и газопроводами, силовую передачу и движитель, а также кожухи, установленные снаружи машины и соединенные с ее корпусом с возможностью образования открытых снизу полостей. Эта машина по сути технического решения является наиболее близкой к заявляемой и принимается за прототип. Ее конструктивное исполнение и оборудование позволяют частично устранить перечисленные недостатки. Она способна преодолевать водные преграды, ее надводная часть существенно меньше гусеничного самоходного парома. Кроме водоходных качеств, наличие кожухов обеспечивает ее хорошей защищенностью от кумулятивных снарядов и ракет. Однако запас плавучести и остойчивость этой машины ограничивают ее возможности в ведении огня на плаву из-за возникновения качки, которая может вызвать опрокидывание машины или повлечь за собой местные разрушения корпуса вследствие динамических перегрузок его элементов от ударов волн, а также повреждения и потерю оборудования машины, расположенного снаружи корпуса. Длительная по времени качка часто вызывает у членов экипажа и десанта болезненное физиологическое состояние, а возможности по созданию стабилизирующих моментов ограничены. Кроме того, возможность управления этими стабилизирующими моментами не предусмотрена.
Целью изобретения является улучшение живучести машины за счет улучшения ее остойчивости и обслуживаемости.
Для достижения этой цели газопроводы снабжены выхлопными клапанами и связаны с упомянутыми полостями, а кожухи выполнены в виде съемных каркасов, закрепленных на корпусе и шарнирно связанных с ними съемных листов, причем последние соединены между собой через герметизирующие прокладки.
На фиг. 1 представлен вид бронированной машины сзади; на фиг. 2 - вид со стороны левого борта. На чертежах приняты следующие обозначения: 1 - кожух, 2 - газопровод, 3 - выхлопные клапаны, 4 - корпус плавающей машины, 5 - движитель, 6 - силовая передача, 7 - силовая установка.
Кожухи 1 выполняются из съемных каркасов, прикрепляемых к корпусу, и съемных листов (могут быть выполнены как из малоуглеродистой стали, так и из другого прочного материала), прикрепляемых к каркасу. Верхние листы при этом могут быть использованы для выполнения функций надгусеничных полок, передние и задние листы - соответственно функций передних и задних подкрылков, а боковые листы при ведении боевых действий на суше могут быть использованы в качестве бортовых экранов для защиты машины от кумулятивных средств поражения. Как боковые листы, так и остальные шарнирно закреплены на планках, крепящихся к каркасу, а между собой скреплены внахлест петлями с пальцами, с установкой между ними герметизирующих прокладок, как правило приклеиваемых к одному из них. Для доступа к движителю (ходовой части) части машины боковые листы поворачиваются на шарнирах и закрепляются на скобах, установленных на верхних листах. Они могут подниматься как скрепленные между собой, так и каждая секция в отдельности, что существенно повышает обслуживаемость движителя.
Газопроводы 2 с выхлопными клапанами 3, предотвращающими попадание воды в двигатель силовой установки, выполняются аналогично известным, используемым как на плавающих машинах, так и на машинах с оборудованием для подводного вождения (см. , например, "Боевая машина пехоты БМП-1". ТО и ИЭ, М., Воениздат, 1979, с. 259-262, 334-336, 576-580; "Танк Т-72 А". ТО и МЭ, кн. 2, ч.1, Воениздат, 1988, с. 314-318; "Танк Т-72 А". ТО и ИЭ. Кн. 2, ч. 2, М. , Воениздат. 1989, с . 170-199).
Остальные элементы предлагаемой плавающей машины выполнены аналогично известным (см., например, "Боевая машина пехоты БМП-1", ТО и ИЭ, М., Воениздат, 1979, с. 246-388).
Корпус 4 служит для размещения и защиты экипажа (перевозимых личного состава, раненых и больных и др.), агрегатов, механизмов и систем машины. Движитель 5 предназначен для обеспечения поступательного движения машины.
В данном случае в качестве прототипа выбрана плавающая машина с гусеничным движителем, обеспечивающим движение машины как на суше, так и на воде. Предлагаемая же машина может быть и гусеничной, и колесной, и чисто плавающей, у которой движитель обеспечивает движение только на воде.
Работа предлагаемой машины происходит следующим образом. При движении на воде кожухи 1 обеспечивают отсечку их внутренних полостей от атмосферы. Вместе с этим, благодаря связи этих полостей через выхлопные клапаны 3 с выхлопным трактом двигателя силовой установки, в них повышается давление выхлопных газов, в результате чего в каждом кожухе возникают силы, направленные вверх и повышающие плавучесть машины. Эти же силы обеспечивают создание моментов, действующих относительно корпуса машины встречно. При отсутствии креновых колебаний эти моменты уравновешивают друг друга, а при возникновении крена - обеспечивают появление стабилизирующего разностного момента. По мере увеличения крена величина стабилизирующего (восстанавливающего) момента увеличивается. Благодаря этому остойчивость машины также повышается. Кроме того, направление выхлопных газов в кожухи 1, а не в атмосферу, как в прототипе, снижает шум машины и обеспечивает повышение ее скрытности. При неработающем двигателе кожухи выполняют функции поплавков, а выхлопные клапаны обеспечивают защиту двигателя силовой установки от попадания в него воды.
Наличие кожухов 1 не ограничивает движение машины на суше, они в этом случае выполняют функции экранов, повышая живучесть машины при обстреле ее кумулятивными средствами с одновременным снижением шума от работающих двигателя и движителя.
Таким образом, выполнение кожухов в виде съемных каркасов и листов облегчает доступ к движителю машины и повышает ее обслуживаемость, а соединение газопроводов посредством выхлопных клапанов с полостями кожухов создает возможность управления стабилизирующими моментами и предотвращает попадание воды в двигатель. В результате этого повышаются эффективность огня при стрельбе из положения "на плаву" и живучесть машины при ее применении как на суше, так и на воде.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2168419C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2270103C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНОЙ | 2007 |
|
RU2335413C1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170676C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР | 2013 |
|
RU2555579C1 |
МАШИНА | 2008 |
|
RU2360205C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАЮЩИМ СРЕДСТВОМ | 2013 |
|
RU2553612C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОГРУЗКЕ БОЕВЫХ МАШИН НА СРЕДСТВА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ВОДНУЮ ПРЕГРАДУ | 2001 |
|
RU2204169C2 |
БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2162200C1 |
БРОНИРОВАННАЯ ЭВАКУАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2152887C1 |
Изобретение относится к военной технике, в частности к плавающим бронированным машинам. Оно позволяет повысить живучесть машины за счет улучшения ее остойчивости и обслуживаемости. Сущность изобретения заключается в том, что газопроводы машины снабжены выхлопными клапанами и связаны с открытыми снизу полостями, которые образуют кожухи, соединенные с корпусом машины. Кожухи выполнены в виде съемных каркасов, закрепленных на корпусе, и шарнирно связанных с ними съемных листов. Листы соединены между собой через герметизирующие прокладки. 2 ил.
Плавающая машина, содержащая корпус, связанные с ним силовую установку с выхлопным трактом и газопроводами, силовую передачу и движитель, а также кожухи, установленные снаружи машины и соединенные с ее корпусом с возможностью образования открытых снизу полостей, отличающаяся тем, что газопроводы снабжены выхлопными клапанами и связаны с упомянутыми полостями, а кожухи выполнены в виде съемных каркасов, закрепленных на корпусе, и шарнирно связанных с ними съемных листов, причем последние соединены между собой через герметизирующие прокладки.
ВЫСОКОУНИВЕРСАЛИЗИРОВАННАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1996 |
|
RU2123432C1 |
US 3308783, 20.10.65 | |||
Плавающий гусеничный транспортер | 1990 |
|
SU1770203A1 |
Амфибия | 1977 |
|
SU740537A1 |
Двухсекционный понтонно-гусеничный транспортер | 1977 |
|
SU680939A1 |
Самодвижущаяся повозка для перемещения по воде и суше | 1925 |
|
SU9491A1 |
Адаптивная антенная решетка | 1983 |
|
SU1107207A1 |
US 5228528 A, 20.06.93 | |||
СПЛОШНАЯ ШИНА С ОСОБЫМИ АМОРТИЗИРУЮЩИМИ ОТВЕРСТИЯМИ, РАЗРАБОТАННАЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ | 2018 |
|
RU2758560C1 |
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТА, ВЫПОЛНЕННАЯ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ, ПРОИСХОДЯЩЕЙ ИЗ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ, И КОМАНДЫ, ПРОИСХОДЯЩЕЙ ИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ, И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ | 2008 |
|
RU2487397C2 |
Литьевой малочувствительный взрывчатый состав | 2021 |
|
RU2770805C1 |
DE 3126992 A, 27.01.83. |
Авторы
Даты
2001-08-10—Публикация
2000-02-08—Подача