ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА Российский патент 2001 года по МПК B60F3/00 F41H7/00 

Описание патента на изобретение RU2171749C1

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к области плавающих бронированных машин, предназначенных для использования в боевых действиях и различных видах обеспечения в качестве боевых машин (танки, БМП, БТР и др.), транспортных машин (бронетранспортеры, бронеавтомобили и др.), специальных машин (тягачи, бронированные эвакуационные машины и др.), а также бронированных медицинских машин.

Известные бронированные машины содержат корпус, силовую установку, силовую передачу и движитель, благодаря чему обладают хорошей подвижностью и защитой экипажа как от воздействия огневых средств противника, так и от поражающих факторов оружия массового поражения (прежде всего благодаря бронированному корпусу). Описание этих машин можно найти в книгах: А.Н. Латухин "Противотанковое вооружение". М., Воениздат, 1974, с. 8-26; Мостовенко В.Д. "Танки". М., Воениздат, 1958. Серьезным недостатком этих машин является трудность переправы через водные преграды, усугубляемой избыточным весом из-за бронированного корпуса.

Для переправы бронированных машин через водные преграды используются различные средства:
1. Средства для переправы своим ходом по дну.

2. Десантные переправочные средства.

3. Средства для переправы своим ходом вплавь.

Известна бронированная машина, оборудованная для переправы через водные преграды своим ходом по дну (см., например, книгу "Танк Т-72А". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая (часть вторая), М., Воениздат, 1989, с. 170-199). Данная машина имеет следующие недостатки:
глубина преодолеваемых водных преград с твердым дном не более 5 м,
крутизна берегов не более 20o,
скорость течения воды не более 2 м/с,
ширина водной преграды не более 1 км,
время на подготовку танка к переправе достигает 1-1,5 ч.

Кроме того участок переправы должен быть предварительно разведан водолазами, разминирован и провешен; должны быть организованы береговая и водные спасательные службы. Следует также отметить достоинства такой переправы боевых машин: в процессе переправы танк надежно защищен от противотанковых средств (за исключением донных и береговых мин) и проникающей радиации ядерных взрывов, а также хорошо замаскирован от действия различных видов разведки противника. Тем не менее, весь участок переправы машин по дну имеет ряд характерных демаскирующих признаков, связанных с отсутствием автономности переправляемых по дну танков. Совокупность перечисленных недостатков переправы боевых машин по дну своим ходом обуславливает практически редкую ее применимость.

Известны гусеничные самоходные паромы, представляющие собой две плавающие гусеничные машины, общей грузоподъемностью на плаву до 50 т (см., например, Пляскин В.Я. и др. "Инженерное обеспечение общевойскового боя", М., Воениздат, 1972, 31 с.). Для обеспечения указанной грузоподъемности гусеничный самоходный паром, состоящий из правого и левого полупаромов, содержит понтоны большого объема. На плаву вместе с переправляемым танком гусеничный самоходный паром представляет крупную мишень для огневых средств противника, особенно для его авиации.

Известна также плавающая машина (см., например, описание изобретения к патенту РФ RU 2123432, 20.12.98), содержащая корпус, связанные с ним силовую установку с выхлопным трактом и газопроводами, силовую передачу и движитель, а также кожухи, установленные снаружи машины и соединенные с ее корпусом с возможностью образования открытых снизу полостей. Эта машина по сути технического решения является наиболее близкой к заявляемой и принимается за прототип. Ее конструктивное исполнение и оборудование позволяют частично устранить перечисленные недостатки. Она способна преодолевать водные преграды, ее надводная часть существенно меньше гусеничного самоходного парома. Кроме водоходных качеств, наличие кожухов обеспечивает ее хорошей защищенностью от кумулятивных снарядов и ракет. Однако запас плавучести и остойчивость этой машины ограничивают ее возможности в ведении огня на плаву из-за возникновения качки, которая может вызвать опрокидывание машины или повлечь за собой местные разрушения корпуса вследствие динамических перегрузок его элементов от ударов волн, а также повреждения и потерю оборудования машины, расположенного снаружи корпуса. Длительная по времени качка часто вызывает у членов экипажа и десанта болезненное физиологическое состояние, а возможности по созданию стабилизирующих моментов ограничены. Кроме того, возможность управления этими стабилизирующими моментами не предусмотрена.

Целью изобретения является улучшение живучести машины за счет улучшения ее остойчивости и обслуживаемости.

Для достижения этой цели газопроводы снабжены выхлопными клапанами и связаны с упомянутыми полостями, а кожухи выполнены в виде съемных каркасов, закрепленных на корпусе и шарнирно связанных с ними съемных листов, причем последние соединены между собой через герметизирующие прокладки.

На фиг. 1 представлен вид бронированной машины сзади; на фиг. 2 - вид со стороны левого борта. На чертежах приняты следующие обозначения: 1 - кожух, 2 - газопровод, 3 - выхлопные клапаны, 4 - корпус плавающей машины, 5 - движитель, 6 - силовая передача, 7 - силовая установка.

Кожухи 1 выполняются из съемных каркасов, прикрепляемых к корпусу, и съемных листов (могут быть выполнены как из малоуглеродистой стали, так и из другого прочного материала), прикрепляемых к каркасу. Верхние листы при этом могут быть использованы для выполнения функций надгусеничных полок, передние и задние листы - соответственно функций передних и задних подкрылков, а боковые листы при ведении боевых действий на суше могут быть использованы в качестве бортовых экранов для защиты машины от кумулятивных средств поражения. Как боковые листы, так и остальные шарнирно закреплены на планках, крепящихся к каркасу, а между собой скреплены внахлест петлями с пальцами, с установкой между ними герметизирующих прокладок, как правило приклеиваемых к одному из них. Для доступа к движителю (ходовой части) части машины боковые листы поворачиваются на шарнирах и закрепляются на скобах, установленных на верхних листах. Они могут подниматься как скрепленные между собой, так и каждая секция в отдельности, что существенно повышает обслуживаемость движителя.

Газопроводы 2 с выхлопными клапанами 3, предотвращающими попадание воды в двигатель силовой установки, выполняются аналогично известным, используемым как на плавающих машинах, так и на машинах с оборудованием для подводного вождения (см. , например, "Боевая машина пехоты БМП-1". ТО и ИЭ, М., Воениздат, 1979, с. 259-262, 334-336, 576-580; "Танк Т-72 А". ТО и МЭ, кн. 2, ч.1, Воениздат, 1988, с. 314-318; "Танк Т-72 А". ТО и ИЭ. Кн. 2, ч. 2, М. , Воениздат. 1989, с . 170-199).

Остальные элементы предлагаемой плавающей машины выполнены аналогично известным (см., например, "Боевая машина пехоты БМП-1", ТО и ИЭ, М., Воениздат, 1979, с. 246-388).

Корпус 4 служит для размещения и защиты экипажа (перевозимых личного состава, раненых и больных и др.), агрегатов, механизмов и систем машины. Движитель 5 предназначен для обеспечения поступательного движения машины.

В данном случае в качестве прототипа выбрана плавающая машина с гусеничным движителем, обеспечивающим движение машины как на суше, так и на воде. Предлагаемая же машина может быть и гусеничной, и колесной, и чисто плавающей, у которой движитель обеспечивает движение только на воде.

Работа предлагаемой машины происходит следующим образом. При движении на воде кожухи 1 обеспечивают отсечку их внутренних полостей от атмосферы. Вместе с этим, благодаря связи этих полостей через выхлопные клапаны 3 с выхлопным трактом двигателя силовой установки, в них повышается давление выхлопных газов, в результате чего в каждом кожухе возникают силы, направленные вверх и повышающие плавучесть машины. Эти же силы обеспечивают создание моментов, действующих относительно корпуса машины встречно. При отсутствии креновых колебаний эти моменты уравновешивают друг друга, а при возникновении крена - обеспечивают появление стабилизирующего разностного момента. По мере увеличения крена величина стабилизирующего (восстанавливающего) момента увеличивается. Благодаря этому остойчивость машины также повышается. Кроме того, направление выхлопных газов в кожухи 1, а не в атмосферу, как в прототипе, снижает шум машины и обеспечивает повышение ее скрытности. При неработающем двигателе кожухи выполняют функции поплавков, а выхлопные клапаны обеспечивают защиту двигателя силовой установки от попадания в него воды.

Наличие кожухов 1 не ограничивает движение машины на суше, они в этом случае выполняют функции экранов, повышая живучесть машины при обстреле ее кумулятивными средствами с одновременным снижением шума от работающих двигателя и движителя.

Таким образом, выполнение кожухов в виде съемных каркасов и листов облегчает доступ к движителю машины и повышает ее обслуживаемость, а соединение газопроводов посредством выхлопных клапанов с полостями кожухов создает возможность управления стабилизирующими моментами и предотвращает попадание воды в двигатель. В результате этого повышаются эффективность огня при стрельбе из положения "на плаву" и живучесть машины при ее применении как на суше, так и на воде.

Похожие патенты RU2171749C1

название год авторы номер документа
ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА 2000
  • Василевич О.В.
  • Демьяненко А.В.
  • Коротков В.С.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
  • Ткаченко Н.В.
  • Шульга С.В.
RU2168419C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ 2004
  • Демьяненко Александр Васильевич
  • Матлин Роман Вадимович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Смоляков Виктор Анатольевич
  • Радин Александр Алексеевич
RU2270103C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНОЙ 2007
  • Аниконов Андрей Николаевич
  • Белоконь Сергей Петрович
  • Манько Валерий Леонидович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Шульга Сергей Владимирович
RU2335413C1
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА 2000
  • Василевич О.В.
  • Демьяненко А.В.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
RU2170676C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПЛАВАЮЩЕЙ МАШИНЫ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР 2013
  • Андрианов Вячеслав Борисович
  • Бытьев Алексей Вячеславович
  • Елистратов Василий Васильевич
  • Климаков Виталий Сергеевич
  • Макарчук Игорь Леонидович
  • Малецкий Олег Михайлович
  • Степшин Михаил Петрович
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Чекинов Сергей Геннадьевич
  • Стенин Пётр Геннадьевич
RU2555579C1
МАШИНА 2008
  • Белоконь Сергей Петрович
  • Дикушин Федор Андреевич
  • Каширский Алексей Алексеевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Шульга Сергей Владимирович
RU2360205C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАЮЩИМ СРЕДСТВОМ 2013
  • Андрианов Вячеслав Борисович
  • Бытьев Алексей Вячеславович
  • Елистратов Василий Васильевич
  • Климаков Виталий Сергеевич
  • Макарова Юлия Олеговна
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Чекинов Сергей Геннадьевич
  • Шевцов Александр Николаевич
RU2553612C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОГРУЗКЕ БОЕВЫХ МАШИН НА СРЕДСТВА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ВОДНУЮ ПРЕГРАДУ 2001
  • Москалев В.С.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2204169C2
БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 1999
  • Блинов В.В.
  • Куликов Н.Н.
  • Карюкин С.П.
  • Старостин М.М.
RU2162200C1
БРОНИРОВАННАЯ ЭВАКУАЦИОННО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 1999
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Ковалев В.Г.
  • Окунев И.Г.
  • Старостин М.М.
RU2152887C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 171 749 C1

Реферат патента 2001 года ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА

Изобретение относится к военной технике, в частности к плавающим бронированным машинам. Оно позволяет повысить живучесть машины за счет улучшения ее остойчивости и обслуживаемости. Сущность изобретения заключается в том, что газопроводы машины снабжены выхлопными клапанами и связаны с открытыми снизу полостями, которые образуют кожухи, соединенные с корпусом машины. Кожухи выполнены в виде съемных каркасов, закрепленных на корпусе, и шарнирно связанных с ними съемных листов. Листы соединены между собой через герметизирующие прокладки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 171 749 C1

Плавающая машина, содержащая корпус, связанные с ним силовую установку с выхлопным трактом и газопроводами, силовую передачу и движитель, а также кожухи, установленные снаружи машины и соединенные с ее корпусом с возможностью образования открытых снизу полостей, отличающаяся тем, что газопроводы снабжены выхлопными клапанами и связаны с упомянутыми полостями, а кожухи выполнены в виде съемных каркасов, закрепленных на корпусе, и шарнирно связанных с ними съемных листов, причем последние соединены между собой через герметизирующие прокладки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2171749C1

ВЫСОКОУНИВЕРСАЛИЗИРОВАННАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1996
  • Пугин М.К.
RU2123432C1
US 3308783, 20.10.65
Плавающий гусеничный транспортер 1990
  • Малышев Александр Алексеевич
  • Осипович Ростислав Михайлович
  • Хмелюк Петр Сергеевич
SU1770203A1
Амфибия 1977
  • Вержбицкий Александр Николаевич
  • Крестовников Георгий Александрович
  • Неруш Анатолий Романович
  • Овчинников Виктор Михайлович
  • Ридер Валентин Александрович
SU740537A1
Двухсекционный понтонно-гусеничный транспортер 1977
  • Белоглазов Виктор Данилович
  • Шарапов Вячеслав Сергеевич
  • Осипов Владимир Николаевич
  • Шеломенцев Гаврил Гаврилович
  • Курбатов Николай Иванович
  • Чирсков Владимир Григорьевич
  • Трофимов Анатолий Степанович
SU680939A1
Самодвижущаяся повозка для перемещения по воде и суше 1925
  • Бехтерев П.В.
SU9491A1
Адаптивная антенная решетка 1983
  • Никитченко Валентин Васильевич
  • Белобров Геннадий Александрович
  • Забродин Александр Николаевич
SU1107207A1
US 5228528 A, 20.06.93
СПЛОШНАЯ ШИНА С ОСОБЫМИ АМОРТИЗИРУЮЩИМИ ОТВЕРСТИЯМИ, РАЗРАБОТАННАЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ 2018
  • Сгречча, Марио
  • Лобене, Стефано
  • Мелоро, Джанлука
  • Агаметти, Джанни
  • Аббати, Джанлука
RU2758560C1
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТА, ВЫПОЛНЕННАЯ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ, ПРОИСХОДЯЩЕЙ ИЗ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ, И КОМАНДЫ, ПРОИСХОДЯЩЕЙ ИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ, И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ 2008
  • Селлье Грегори
  • Абиган Тьерри
  • Дессертенн Франк
RU2487397C2
Литьевой малочувствительный взрывчатый состав 2021
  • Ахметзянов Айнур Ильдусович
  • Беленовский Юрий Анатольевич
  • Гагаркин Дмитрий Михайлович
  • Гармашев Александр Юрьевич
  • Дикий Александр Евгеньевич
  • Зеленов Александр Николаевич
  • Мирошкин Константин Михайлович
  • Соколов Михаил Львович
  • Тайбинов Николай Петрович
  • Шакиров Ильхам Рахимович
RU2770805C1
DE 3126992 A, 27.01.83.

RU 2 171 749 C1

Авторы

Василевич О.В.

Демьяненко А.В.

Коротков В.С.

Старостин М.М.

Ткаченко В.И.

Шульга С.В.

Коробко А.И.

Даты

2001-08-10Публикация

2000-02-08Подача