СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02B3/12 

Описание патента на изобретение RU2164300C2

Использование: двигателестроение, в частности способы организации рабочего процесса двигателей с воспламенением от сжатия и объемным смесеобразованием.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (патент Российской Федерации N 2113604 C1 кл. F 02 B 3/12 (БИ N 17 за 1998 г.), в котором повышение коэффициента полезного действия (КПД) двигателя с объемным смесеобразованием и воспламенением от сжатия достигается применением впрыскивания топлива в цилиндр за две фазы, причем вторая фаза (порция) топлива подается в цилиндр во время рабочего хода поршня, когда угол между шатуном и кривошипом коленчатого вала составляет 150-190o. Такое решение позволяет повысить КПД ДВС за счет улучшения преобразования тепловой энергии в механическую, поскольку рост давления газов над поршнем, обусловленный тепловыделением от сгорания второй порции топлива, формирует крутящий момент при наиболее благоприятных сочетаниях угловых положений шатуна и кривошипа коленчатого вала, что приводит к росту крутящего момента, а следовательно, и мощности при постоянных частоте вращения и массе впрыснутого топлива.

Указанный способ организации рабочего процесса не рассматривает эффективность рабочего процесса с точки зрения токсичности отработавших газов (ОГ). Очевидно, что в связи с ростом требований, ограничивающих предельно допустимую величину концентрации токсичности компонентов (NOx, CO, CH) и дымности ОГ, эффективность рабочего процесса нельзя оценивать без учета указанных показателей, количественное значение которых, так же как и экономичности, определяется способом организации рабочего процесса,
Как известно, выход NOx связан с максимальной температурой газов в цилиндре (Tmax) как средней по объему, так и ее локальными значениями, а также с концентрацией кислорода в зонах окисления.

При этом наибольшее влияние в зоне рабочих коэффициентов избытка воздуха (α) для двигателей оказывает температура газов.

Выход CO и сажи (r) связан и с качеством смесеобразования, его полнотой и со своевременностью сгорания.

Экономичность двигателя связана с термодинамическим КПД, являющимся функцией Tmax, ε, α и качеством сгорания.

Таким образом, стремление уменьшить NOx за счет снижения Tmax и α неминуемо должно приводить к росту удельного расхода топлива (b), CO и r. В этом случае для исключения вредного воздействия процесса снижения NOx на указанные показатели требуется интенсифицировать процесс сгорания за ВМТ.

Проведенные расчетные и экспериментальные исследования показали целесообразность ведения рабочего процесса ДВС следующим образом:
1. Необходимо снизить температуру воздуха в цилиндре в начале сжатия;
2. Ограничить поступление топлива по ВМТ;
3. Впрыснутое до ВМТ топливо (условно - первая фаза впрыска) должно подготовить основную порцию топлива, впрыскиваемую за ВМТ, к интенсивному сгоранию, в связи с чем количество топлива в первой фазе должно быть достаточным для воспламенения последующих порций топлива без гашения пламени;
4. Основная порция топлива должна подаваться за ВМТ с большой интенсивностью, высокой дисперсностью и заканчиваться в зависимости от величины цикловой подачи в диапазоне 20-30o поворота коленчатого вала за ВМТ;
5. Начало периода максимальной скорости сгорания топлива должно совпадать с началом интенсивного движения поршня к НМТ, т.е. после (10-15)o поворота коленчатого вала за ВМТ, когда работа расширения газа максимально возможно будет компенсировать прирост энергии от сгорания топлива и тем самым снижать рост максимальной температуры газов в цилиндре двигателя;
6. Процесс сгорания должен заканчиваться не позднее 40-60o поворота коленчатого вала за ВМТ в зависимости от цикловой подачи.

Указанные положения могут быть реализованы различными мерами.

По пункту 1: повышением эффективности охлаждения наддувочного воздуха за счет поверхности или коэффициентов теплопередачи охладителя, за счет цикла Миллера и др.

По пункту 2, 3, 4: применение ступенчатого или двухфазного впрыска топлива, в общем случае применением законов с изменяющейся объемной скоростью подачи топлива, например, электрогидравлической системой впрыска топлива и др.

Интенсивность и высокая дисперсность впрыска во второй фазе могут достигаться одновременно с первой фазой за счет общего увеличения объемной скорости подачи и изменения эффективного проходного сечения сопловых наконечников или другими методами.

По пункту 5: применение более позднего опережения подачи топлива в сочетании с более высокой степенью сжатия (расширения).

Чем выше степень сжатия (расширения) тем более интенсивно растет энергия, затрачиваемая на расширение газов в цилиндре, и, следовательно, более интенсивно сдерживается скорость роста температуры газов.

По пункту 6: быстрому завершению процесса сгорания способствуют кроме указанных выше мероприятий также повышение давления конца впрыска, уменьшение объема топлива под иглой форсунки и др. Задачей настоящего изобретения является достижение качественно новой организации рабочего процесса, при которой удается снизить количество вредных составляющих эмиссий выхлопных газов без ухудшения расхода топлива.

Решение поставленной задачи достигается за счет того, что рабочий процесс двигателя с объемным смесеобразованием и воспламенением от сжатия осуществляется с помощью двухфазной подачи топлива с подачей второй фазы при рабочем ходе поршня, причем количество топлива первой фазы выбирается минимально необходимым для воспламенения топлива второй фазы без гашения пламени в цилиндре, при этом ввод второй порции топлива обеспечивает максимальную скорость горения с момента, соответствующего (10-15)o поворота коленчатого вала за верхнюю мертвую точку в зависимости от цикловой подачи топлива. Эффективность предлагаемого способа может быть повышена снижением интенсивности роста температуры газов в цилиндре совместно с повышением термодинамического коэффициента полезного действия двигателя путем одновременного повышения степени сжатия и уменьшения опережения подачи топлива.

Кроме того, для достижения дополнительного эффекта с помощью указанного способа на долевых режимах предлагается применять однофазную подачу, а на режимах с мощностью более 70% - двухфазную подачу.

Реализация предлагаемого способа организации рабочего процесса на двух модификациях дизелей Д49 (16 ЧН 26/16 и 12 ЧН 26/26) производства ОАО "Коломенский завод" и мощностью 2230 кВт и 2940 кВт позволила обеспечить выбросы вредных составляющих эмиссий в пределах требований международного союза железных дорог практически без снижения среднеэксплуатационного расхода топлива.

В настоящее время серия таких двигателей успешно работает на железных дорогах Германии.

Похожие патенты RU2164300C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Рыжов Валерий Александрович
  • Миляев Сергей Борисович
RU2634343C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Рыжов Валерий Александрович
  • Кулаев Павел Владимирович
RU2377423C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1996
  • Олейников Владимир Иванович
  • Ершков Александр Васильевич
RU2119067C1
БЫСТРОХОДНЫЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА 1999
  • Миронычев М.А.
  • Косолапов А.С.
RU2177553C2
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, КОНВЕРТИРОВАННЫЙ ИЗ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1994
  • Рубин Э.М.
  • Куличков С.И.
RU2095584C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Русинов Ростислав Викторович
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семёнов Александр Георгиевич
RU2445476C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАЗЫ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВС 1999
  • Миронов Ю.В.
  • Федоренко Ю.М.
  • Малышев А.В.
RU2170915C1
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания и способ его работы 2022
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2776088C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВПРЫСКИВАНИЕМ ТОПЛИВА В ЦИЛИНДР 2005
  • Лаврик Александр Николаевич
  • Теребов Антон Сергеевич
  • Лаврик Алексей Александрович
  • Дряхлов Сергей Васильевич
  • Баканов Евгений Николаевич
RU2296877C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Гальговский Владимир Рудольфович
  • Гальговская Ольга Владимировна
  • Голосов Анатолий Александрович
RU2359136C2

Реферат патента 2001 года СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам организации рабочего процесса двигателей с воспламенением от сжатия и объемным смесеобразованием. Способ включает двухфазную подачу топлива, количество топлива первой фазы достаточно для воспламенения топлива второй фазы, при этом ввод второй порции топлива обеспечивает максимальную скорость горения с момента соответствующего 10-15° поворота коленчатого вала за верхнюю мертвую точку, а завершается процесс сгорания не позднее 40-60o поворота коленчатого вала за верхнюю мертвую точку в зависимости от цикловой подачи топлива. Изобретение обеспечивает организацию рабочего процесса, при котором снижается количество вредных составляющих выхлопных газов. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 164 300 C2

1. Способ работы двигателя внутреннего сгорания с объемным смесеобразованием и воспламенением от сжатия, включающий двухфазную подачу топлива, воспламенение его, при этом подачу второй фазы топлива осуществляют при рабочем ходе поршня, отличающийся тем, что количество топлива первой фазы достаточно для воспламенения топлива второй фазы без гашения пламени в цилиндре, при этом ввод второй порции топлива обеспечивает максимальную скорость горения с момента, соответствующего 10 - 15o поворота коленчатого вала за верхнюю мертвую точку, а завершается процесс сгорания не позднее 40 - 50o поворота коленчатого вала за верхнюю мертвую точку в зависимости от цикловой подачи топлива. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для снижения интенсивности роста температуры газов в цилиндре и повышения термодинамического коэффициента полезного действия двигателя одновременно повышают степень сжатия и уменьшают опережение подачи топлива. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что на долевых режимах реализуется однофазная подача топлива, а двухфазная подача топлива реализуется только на режимах с мощностью более 70%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2164300C2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Таланов Борис Петрович
RU2113604C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания 1979
  • Берман Александр Анатольевич
SU861677A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
СПОСОБ ИНИЦИИРОВАНИЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНЫХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БЕДНЫХ, СМЕСЕЙ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Костерин В.А.
  • Арбузов П.П.
  • Валиуллин Р.А.
  • Вафин Э.М.
  • Дурандин Д.В.
  • Ивашкевич М.Е.
  • Костерин А.В.
  • Мальчиков Д.Н.
  • Мухаметзянов Д.Ф.
  • Тепляков Д.В.
  • Шахмаев А.М.
  • Максимов С.Н.
RU2099550C1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Устройство для формирования временных интервалов 1986
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Пехтерев Юрий Гаврилович
  • Тихомиров Борис Иванович
SU1451639A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
DE 3723599 A1, 26.01.1989
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 3814066 A, 04.06.1974
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Роботизированный технологический комплекс для электрохимической струйной обработки 1987
  • Соболев Игорь Анатольевич
  • Ерофеев Павел Георгиевич
  • Глазунов Георгий Михайлович
SU1442341A1

RU 2 164 300 C2

Авторы

Никитин Е.А.

Улановский Э.А.

Рыжов В.А.

Даты

2001-03-20Публикация

1999-02-23Подача