СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02B1/06 F02B3/06 

Описание патента на изобретение RU2165533C1

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к двигателям со сжиганием горючей смеси, а также к двигателям со сжатием воздуха и последующей подачи топлива с самовоспламенением, в частности к рабочим процессам данных двигателей.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания путем осуществления цикловой подачи топлива, сжатия рабочей смеси (воздуха) и установки угла опережения зажигания (начала подачи топлива), который можно проследить на примере теплового расчета двигателей (карбюраторного и дизеля), (см. И.М. Ленин "Теория автомобильных и тракторных двигателей". Машиностроение., М., 1969 г., с. 330 - 363).

В известном способе работы двигателя внутреннего сгорания прежде всего задаются составом горючей смеси, характеризуемой коэффициентом избытка воздуха α, являющимся основой выбора цикловой подачи топлива. Значение коэффициента α = 0,9 - 1,5 (где для карбюраторных двигателей α = 0,9 - 1, а для дизельных α = 1,2 - 1,5). Полученные значения цикловой подачи топлива вводят в двигатель. Затем выбирают степень сжатия рабочего тела (термодинамическая степень сжатия есть отношение удельного объема рабочего тела в начале сжатия Va к удельному объему в конце сжатия Vc) и подбирают угол опережения зажигания (начала подачи топлива).

Известно, что с повышением степени сжатия растет КПД и теоретический и эффективный. Но на протяжении десятков лет (1969 - 1999 гг.) значения степеней сжатия остались практически неизменными. Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания имеют степень сжатия ε = 10, а дизельные ε = 15-17 в массовом производстве. Это объясняется тем, что реализовать повышение КПД за счет повышения степени сжатия в настоящее время не представляется возможным из-за того, что повышение степени сжатия при постоянстве цикловой подачи приводит к дальнейшему повышению температуры продуктов сгорания выше 2000oC, что соответственно вызывает повышение степени диссоциации продуктов сгорания, уменьшает теплоту сгорания, а следовательно, не приводит к повышению КПД (см. И. М. Ленин "Теория автомобильных и тракторных двигателей". Машиностроение, М., 1969 г., с 122 - 124).

Кроме того, в двигателях внутреннего сгорания состав горючей смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха α = 0,9 - 1,5. Из-за малого количества молекул кислорода для окисления и недостаточности времени (~ 0,01 с) для нахождения молекулами кислорода молекул углерода и водорода отсутствуют условия для качественного сгорания топлива, что приводит к токсичности выхлопных газов. Следует отметить, что все попытки повышения степени сжатия в двигателях внутреннего сгорания наталкивались на детонационное сгорание в карбюраторных двигателях и на жесткую работу в дизельных двигателях, приводящие к преждевременному износу и разрушению двигателя. Детонационное сгорание и жесткая работа двигателей связана с явлением диссоциации, а значит, с высокими температурами.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение КПД двигателей внутреннего сгорания, уменьшение токсичности выхлопных газов, повышение надежности двигателей за счет исключения явления диссоциации продуктов сгорания.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что в способе работы двигателя внутреннего сгорания путем осуществления цикловой подачи топлива, сжатия рабочей смеси (воздуха) и установки угла опережения зажигания (начала подачи топлива), величину цикловой подачи топлива устанавливают до получения теоретической температуры его горения. Вводим ограничение максимальной температуры продуктов сгорания в рабочем цикле двигателя до теоретической температуры горения сжигаемого топлива, которая для всех видов топлива находится в пределах 2000oC (см. М.Б. Равич, "Эффективность использования топлива". Наука, М., 1977 г., с. 101 и с. 315). При такой температуре не происходит явление диссоциации, а следовательно, связанные с ним негативные процессы (детонационное сгорание и жесткая работа соответственно для карбюраторного двигателя и дизеля), уменьшающие КПД.

Ограничение температуры до 2000oC вызывает изменение состава горючей смеси в сторону обеднения, когда воздуха подается больше, что приводит к более качественному и полному сгоранию, а следовательно, к уменьшению токсичности выхлопных газов.

Соответственно данной теоретической температуре определяем необходимую цикловую подачу топлива, величина которой по сравнению с существующим способом будет меньше из-за ограничения температуры сгорания топлива.

Далее подбираем угол опережения зажигания (начала подачи топлива) до получения максимального давления в цилиндре данного двигателя.

Способ работы двигателя внутреннего сгорания рассмотрим на примере карбюраторного двигателя при Vconst.

Прежде всего определим теоретическую температуру горения сжигаемого топлива
tтeop = tmax·0,94
tmax(бензин) = 2110oC (табл. 153, М.Б. Равич "Эффективность использования топлива", М., Наука, 1977 г., с. 315)
tтeop= 1983,4oC~2000oC
Задаемся различными значениями степеней сжатия, например ε = 10; ε = 15; ε = 20, и определим значения температуры конца сжатия рабочего тела Tс
Tc = Ta·εn-1,
где Ta - температура начала процесса сжатия (температура окружающей среды, равная + 27oC)
Ta = 300K
n - показатель политропы сжатия, принимаем 1,37
при ε = 10 Tc = 300·100,37 = 640K
ε = 15 Tc = 300 · 150,37 = 763K
ε = 20 Tc = 300 · 200,37 = 865K
Определяем количество подводимой удельной теплоты для каждого значения степени сжатия
q = Cv(2273K - Tc),
где
Cv - средняя удельная теплоемкость рабочего тела при Vconst в интервале температур от Tc до 2273K.

Для расчета принимаем Cv = 0,23 ккал/кгoС
q(10) = 0,23(2273o-640o)=375 ккал/кг
q(15) = 0,23(2273o-763o)=346 ккал/кг
q(20) = 0,23(2273o-865o)=326 ккал/кг
Соответственно каждому значению q определяем цикловую подачу топлива
10000 ккал - 1000 г
375 ккал - X
X = 37,5 г/кг (для ε = 10)
X = 34,6 г/кг (для ε = 15)
X = 32,6 г/кг (для ε = 20)
Исходя из удельного объема воздуха 1 кг/м3 на 1 л объема, описываемого поршнем, необходимо подать 37,5 мг/л; 34,6 мг/л; 32,6 мг/л.

Определяем состав горючей смеси для каждой степени сжатия

где hu - теплотворная способность топлива;
L0 - теоретически необходимое количество воздуха (15 кг) для сгорания 1 кг топлива;
q - количество подведенной удельной теплоты к 1 кг рабочего тела



Определим степень повышения давления




Определим давление конца сжатия
Pc = Pa · 0,9 · εn ,
где n = 1,37 (показатель политропы сжатия)
Pa = 1 кг/см3 - давление начала сжатия
Pc(10) = 1·0,9·100,37 = 16 кг/см2
Pc(15) = 1·0,9·150,37 = 31 кг/см2
Pc(20) = 1·0,9·200,37 = 50 кг/см2
Определяем максимальное давление цикла
Pz = Pc· λ
Pz(10) = 16·3,5 = 56 кг/см2
Pz(15) = 31·2,95 = 91 кг/см2
Pz(20) = 50·2,63 = 130 кг/см2
Определим термический КПД цикла




Удельная работа 1 кг рабочего тела определяется уравнением
Al0 = ηt ·q
где A - тепловой эквивалент работы, равный
lo - работа, выраженная в кгм.

Alo(10) = 0,575·375 = 215 ккал/кг
Al0(15) = 0,63·346 = 218 ккал/кг
Al0(20) = 0,67·326 = 218 ккал/кг
На основании изложенного видно, что при постоянной максимальной температуре рабочего тела Tz = 2273oK, которая исключает явление диссоциации, а вместе с тем негативные процессы (детонационное сгорание и жесткую работу) с повышением степеней сжатия, цикловые подачи уменьшаются, а максимальные давления в цикле повышаются. Термический КПД растет, а удельная работа остается на постоянном уровне при степени сжатия до ε = 20.

При степени сжатия ε > 20 удельная работа начинает уменьшаться, например Al0(30) = 200 ккал/кг.

Значения максимальных давлений будут находиться в пределах выше достигнутого уровня в существующих двигателях. Высокие давления могут быть снижены путем подбора угла опережения зажигания (начала подачи топлива) до необходимых значений.

Углом опережения зажигания (начала подачи топлива) можно управлять процессом изменения максимальных давлений в цикле.

Pz = 130 кг/см2 при ε = 20 в условиях Vconst
Pz = Pc = 50 кг/см2 при ε = 20 в условиях Pconst
При смешанном цикле Pz будут находиться в интервале значений от 50 до 130 кг/см2 при ε = 20.

При уменьшении удельной работы рабочего тела при высоких степенях сжатия необходимо повысить мощность двигателя путем увеличения расхода рабочего тела, применяя наддув или увеличивая число оборотов двигателя.

Итак, предложенный способ работы двигателя внутреннего сгорания позволяет повысить КПД двигателя за счет возможности применения повышенных значений степеней сжатия, уменьшить токсичность выхлопных газов за счет полного качественного сгорания при увеличенных значениях коэффициента избытка воздуха, повысить надежность двигателя за счет исключения явления диссоциации и с ним связанных явлений.

Похожие патенты RU2165533C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Русинов Ростислав Викторович
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семёнов Александр Георгиевич
RU2445476C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2118467C1
СПОСОБ РАБОТЫ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДВУХФАЗНЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ НА БАЗЕ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Акчурин Харас Исхакович
  • Миронычев Михаил Андреевич
  • Зорин Аркадий Данилович
  • Каратаев Евгений Николаевич
RU2472023C2
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ЦИКЛА И УСТРОЙСТВО ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Равич Александр Фроимович
  • Опрышко Вячеслав Николаевич
RU2455507C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ 1996
  • Григорьянц Роберт Аветисович
RU2119072C1
ДЕТОНАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Ткачев Павел Александрович
RU2298106C2
СПОСОБ РАБОТЫ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Григорьев Владимир Петрович
RU2008456C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Говоров Евгений Владимирович
RU2179644C2
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО ЦИКЛА, ПРИБЛИЖЕННОГО К ИЗОТЕРМИЧЕСКОМУ 2000
  • Пушкин Р.М.
RU2168031C1
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ДВС С СООБЩАЮЩИМИСЯ ЦИЛИНДРАМИ 1998
  • Зуев А.А.
RU2135788C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям со сжиганием горючей смеси, а также к двигателям со сжатием воздуха и последующей подачей топлива с самовоспламенением, в частности к рабочим процессам данных двигателей. Способ работы двигателя внутреннего сгорания включает цикловую подачу топлива до получения теоретической температуры его горения, увеличивая при этом степень сжатия рабочей смеси (воздуха) и подбирая угол опережения зажигания (начала подачи топлива) до получения максимального давления в цилиндре данного двигателя. Изобретение обеспечивает повышение КПД, понижение токсичности выхлопных газов, повышение надежности двигателя за счет исключения явления диссоциации продуктов сгорания.

Формула изобретения RU 2 165 533 C1

Способ работы двигателей внутреннего сгорания путем осуществления цикловой подачи топлива, сжатия рабочей смеси (воздуха) и установки угла опережения зажигания (начала подачи топлива), отличающийся тем, что величину цикловой подачи топлива устанавливают до получения теоретической температуры его горения, увеличивая при этом степень сжатия рабочей смеси (воздуха) и подбирая угол опережения зажигания (начала подачи топлива) до получения максимального давления в цилиндре данного двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2165533C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Ленин И.М
Теория автомобильных и тракторных двигателей
- М.: Машиностроение, 1969
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ работы многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания 1973
  • Андрусенко Петр Иванович
  • Гутаревич Юрий Федосиевич
  • Спиваков Феликс Петрович
  • Солонков Владимир Васильевич
SU510584A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ переналадки дизеля в двигатель постоянной мощности 1984
  • Кузнецов Николай Григорьевич
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Кривов Владимир Григорьевич
  • Филатов Анатолий Иванович
  • Кульченко Николай Иванович
  • Новокщенов Станислав Васильевич
SU1285171A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОНИЖЕННОЙ МОЛОЧНОЙПРОДУКТИВНОСТИ у КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 0
SU402353A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US 3890946 A, 24.06.1975
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4048964 A, 20.09.1977
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Червячно-реечная передача с гидростатической смазкой 1984
  • Артюхов Евгений Сергеевич
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Лимаренко Герольд Николаевич
SU1237835A1

RU 2 165 533 C1

Авторы

Григорьев А.Н.

Григорьянц Р.А.

Даты

2001-04-20Публикация

1999-10-05Подача