СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК F02C7/26 

Описание патента на изобретение RU2211934C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности авиационного двигателестроения. Для правильного функционирования автоматики авиационного ТРДФ необходимо иметь информацию, объективно регистрирующую воспламенение топлива, поданного в форсажную камеру.

Известно несколько способов регистрации воспламенения топлива в форсажной камере путем измерения параметров газового пламени, например температуры, светимости и ионизации газа (см., например, патент США 3586468, кл. 431-1, а. с. 373490, кл. F-23N5/24). Каждый известный способ имеет недостатки, ограничивающие возможности его применения.

Наиболее близким техническим решением является способ регистрации воспламенения топлива в форсажной камере, реализованный на авиационном двигателе (Руководство по технической эксплуатации. Двигатели 447 М и 55 всех серий. Кн. 2, М.: Воениздат, 1979, с.132).

Принцип его реализации состоит в том, что при воспламенении топлива в форсажной камере возрастает давление газа в ней, при этом нарушается условие регулирования двигателя πт = const и регулятор форсажного режима вырабатывает сигнал на раскрытие реактивного сопла, пропорциональное изменению температуры выхлопных газов, которое регистрируется датчиком перемещения штока гидроцилиндра управления соплом. Выработанный датчиком электрический сигнал принимается в качестве сигнала воспламенения топлива.

Недостаток упомянутого способа состоит в том, что раскрытие реактивного сопла и связанное с ним перемещение штока гидроцилиндра управления соплом может происходить не только вследствие воспламенения топлива, а также из-за изменений условий полета при возрастании числа М полета (см., например, Теория воздушно-реактивных двигателей / Под ред. С.М. Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1975, с.269-273). Это обстоятельство приводит к возникновению ложного сигнала воспламенения топлива, особенно в случае низкого расхода топлива на площадке розжига.

Задачей данного изобретения является повышение надежности регистрации воспламенения топлива в форсажной камере, благодаря чему можно снизить расход топлива на площадке розжига и тем самым уменьшить отрицательное воздействие на лопатки турбины газотурбинного двигателя и газодинамическую устойчивость компрессора ТРДФ (ТРДДФ) при включении форсажного режима.

Поставленная задача достигается тем, что в способе регистрации воспламенения топлива в форсажной камере газотурбинного двигателя, включающем измерение давления газа в камере, определяют производную по времени логарифма измеренного параметра и в случае превышения этой величины над отрегулированным порогом срабатывания вырабатывают сигнал воспламенения топлива. Кроме того, операции определения производной по времени логарифма измеренного параметра и сравнения его с отрегулированным порогом срабатывания реализуют в управляющей ЭВМ.

Как известно, производная логарифма величины давления может быть выражена как и, таким образом, характеризует относительную скорость изменения давления газа в форсажной камере при воспламенении топлива. Эта величина не зависит от абсолютного значения давления газа, т.е. от условий полета самолета (числа М полета).

Предлагаемый способ регистрации воспламенения топлива в форсажной камере может быть реализован в системе автоматического управления форсажным режимом ТРДФ (ТРДДФ) (см. чертеж). При воспламенении поданного в форсажную камеру 1 топлива резко увеличивается давление газа, которое регистрируется электрическим датчиком давления 2. Выработанный сигнал подается в управляющую ЭВМ 3, где обрабатывается в соответствии с предложенным способом. Определяется численное значение входящего сигнала (Р), направляется в блок логарифмирования 4 (ln P), затем последовательно в блок дифференцирования и сравнения с установленным порогом срабатывания 6. Либо, что по существу то же самое, определяется производная величины давления, делится на величину самого давления и результат сравнивается с заданным порогом срабатывания. В случае превышения первого над вторым вырабатывается релейный сигнал воспламенения, который поступает в систему автоматического управления форсажным режимом 7. Появление этого сигнала позволяет перейти с площадки розжига на требуемый режим тяги двигателя, например на режим полного форсажа.

Упомянутая выше пороговая ведичина определяется экспериментально для каждого типа двигателя, ориентировочно она составляет 5-10 с-1.

Похожие патенты RU2211934C1

название год авторы номер документа
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Лобурев А.В.
  • Титов Л.М.
  • Эзрохи А.Б.
RU2209992C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДЕТАЛЕЙ РОТОРОВ ГТД НА ЗАДАННЫЙ РЕСУРС В СИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Лобурев А.В.
  • Хорошилов В.Н.
  • Саатчан Г.С.
  • Зимин Л.А.
RU2210067C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2002
  • Эзрохи А.Б.
RU2220305C1
АКУСТИЧЕСКАЯ ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА 2001
  • Эзрохи А.Б.
  • Гаврилин В.В.
  • Горячев В.В.
  • Чистотин В.П.
RU2210026C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Нусберг Р.Ю.
  • Лобурев А.В.
  • Репина Г.В.
  • Страшелюк В.А.
  • Хрульков В.А.
  • Чистотин В.П.
  • Эзрохи А.Б.
RU2210034C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С УЧЁТОМ СЕЗОНА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ 2001
  • Лобурев А.В.
  • Хорошилов В.Н.
  • Саатчан Г.С.
  • Зимин Л.А.
RU2210066C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ТРАНСПОРТИРУЕМАЯ МОДУЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Нусберг Р.Ю.
  • Скибин В.А.
  • Иванов Ю.А.
  • Паюла В.В.
  • Страшелюк В.А.
  • Хорошилов В.Н.
RU2189477C1
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА 2001
  • Нусберг Р.Ю.
  • Горячев В.В.
  • Страшелюк В.А.
  • Чистотин В.П.
  • Эзрохи А.Б.
RU2189454C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ 2002
  • Эзрохи А.Б.
RU2232349C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Бодров Е.Н.
  • Винокуров В.И.
  • Горелиц В.А.
  • Грачев Л.Н.
  • Нусберг Р.Ю.
  • Рыкунов В.И.
  • Чистотин В.П.
  • Эзрохи А.Б.
RU2233989C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ относится к авиационной технике, в частности авиационному двигателестроению. Способ регистрации воспламенения топлива в форсажной камере газотурбинного двигателя включает измерение давления газа в форсажной камере. В данном способе определяют производную по времени логарифма измеренного параметра и в случае превышения этой величины над отрегулированным порогом срабатывания вырабатывают сигнал воспламенения топлива. Операции определения производной по времени логарифма измеренного параметра и сравнения его с отрегулированным порогом срабатывания реализуют в управляющей ЭВМ. Применение способа позволяет повысить надежность регистрации воспламенения топлива в форсажной камере, уменьшить подачу топлива на площадке розжига, благодаря этому снизить отрицательное воздействие на лопатки турбины и газодинамическую устойчивость компрессора ТРДФ (ТРДДФ) при включении форсажного режима. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 211 934 C1

1. Способ регистрации воспламенения топлива в форсажной камере газотурбинного двигателя, включающий измерение давления газа в камере, отличающийся тем, что определяют производную по времени логарифма измеренного параметра и в случае превышения этой величины над отрегулированным порогом срабатывания вырабатывают сигнал воспламенения топлива. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что операции определения производной по времени логарифма измеренного параметра и сравнения его с отрегулированным порогом срабатывания реализуют в управляющей ЭВМ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2211934C1

Руководство по технической эксплуатации
Способ очищения сернокислого глинозема от железа 1920
  • Збарский Б.И.
SU47A1
- М.: Воениздат, 1979, с.132
УСТРОЙСТВО для КОНТРОЛЯ ПОГАСАНИЯ ФАКЕЛА ГАЗОВЫХ ГОРЕЛОК 0
  • Авторы Изобретени
SU373490A1
Устройство для контроля воспламенения топлива 1974
  • Берзиньш Альберт Язепович
  • Буслович Соломон Лейбович
  • Витолс Карл Карлович
  • Силдедзе Дзинтра Арновна
  • Соколов Георгий Кондратьевич
SU611083A2
0
  • А. Я. Берзиньш, С. Л. Буслович Г. К. Соколов
SU366319A1
US 4147494 A, 03.04.1979
US 4451225 A, 29.05.1984
DE 1254806 A, 23.11.1967.

RU 2 211 934 C1

Авторы

Эзрохи А.Б.

Саркисов Г.А.

Титов Л.М.

Даты

2003-09-10Публикация

2002-03-06Подача