МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2001 года по МПК B60K20/02 B60K17/08 F16H59/02 

Описание патента на изобретение RU2170679C1

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач транспортных средств и может быть использовано в механизме управления передач тракторов и строительных дорожных машин.

Известен механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении (а.с. СССР N 1164087, B 60 K 17/06, 1985 г. - прототип). Указанная коробка передач используется, в частности на тракторах ДТ-75 и "Волгарь" (чертеж N 4700019163 100.37.209-1 ГСКБ Волгоградского тракторного завода - прилагается).

Недостатком известного механизма управления коробкой передач является то, что он обладает низким ресурсом, (например на тракторах ДТ-75 и "Волгарь" около 50000 включений), т.к. в процессе работы при взаимодействии фиксатора 27 с планкой передач 14 гнезда 28 планки подвергаются износу, сглаживаются их участки, сопряженные с прямолинейной поверхностью планки, что вызывает выскальзывание фиксатора из гнезда при их взаимодействии, не обеспечивается фиксация этой пары в заданном положении.

Задачей заявляемого изобретения является повышение надежности и срока службы механизма управления коробкой передач за счет повышения эффекта удерживания фиксатора в гнездах планки.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в механизме управления коробкой передач транспортного средства, содержащем размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении, рабочая поверхность планки выполнена в виде прерывистых дорожек лазерной закалки, расположенных на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезда, а поверхность фиксатора выполнена с выступом в виде кольцевой дорожки лазерной закалки, расположенном со смещением относительно выступов на гнезде.

Рабочая поверхность планки выполнена в виде прерывистых дорожек лазерной закалки, расположенных на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд для образования концами каждой прерывистой дорожки на поверхности гнезд выступов из материала самой детали, что обеспечивает заклинивание фиксатора в гнезде. Кроме того, лазерная закалка повышает износостойкость контактирующих поверхностей пары фиксатор-планка, что способствует сохранению формы гнезда за счет предотвращения их износа и разрушения. Т.е. указанный признак выполняет две функции.

Поверхность фиксатора выполнена с кольцевым выступом в виде дорожки лазерной закалки для заклинивания фиксатора в гнезде за счет взаимодействия выступа на фиксаторе с выступами на поверхности гнезда при кинематическом замыкании пары фиксатор- планка.

Выступ на фиксаторе расположен со смещением относительно выступов на гнезде для создания заклинивающего эффекта при их разъединении.

Таким образом, предлагаемые отличия сообщают заявляемому устройству новый технический эффект - создание эффекта заклинивания за счет образования выступов на контактирующих поверхностях пары фиксатор-планка из материала самих деталей при одновременном повышении устойчивости формы гнезда за счет повышения износостойкости его рабочей поверхности.

На фиг. 1 представлена рабочая поверхность планки с прерывистыми дорожками лазерной закалки; на фиг. 2 - узел контакта фиксатора с гнездом планки переключения передач; на фиг. 3 - показана линия взаимодействия контактирующих поверхностей пары фиксатор - планка.

Механизм управления коробкой передач содержит размещенные в корпусе (на чертеже не показан) планку передачи 1, смонтированную с возможностью перемещения под действием рычага переключения (не показан), и жестко закрепленный подпружиненный фиксатор 2. Планка передачи 1 выполнена с гнездами 3, взаимодействующими с фиксатором 2 при ее перемещении. На рабочей поверхности планки 1 выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки 4. Каждая дорожка 4 расположена на прямолинейной поверхности планки 1 и сопряженных с ней верхних участках гнезд 3 с образованием выступов 5. На поверхности фиксатора 2 выполнена кольцевая дорожка лазерной закалки 6 с образованием выступа 7. Противолежащие выступы 5 и 7 расположены со смещением друг относительно друга при кинематическом замыкании пары фиксатор - планка.

При выполнении на планке передачи 1 и фиксаторе 2 дорожек лазерной закалки в зонах лазерного влияния образуется мелкодисперсный мартенсит, обладающий большим удельным объемом по сравнению с исходной структурой и высокой микротвердостью 7000 - 8500 МПа (HRC ≥65). В результате на контактирующих поверхностях гнезд 3 и фиксатора 2 образуются выступы 5 и 7, которые при соединении фиксатора 2 с гнездом 3 планки 1 при ее перемещении в процессе работы образуют эффект заклинивания, препятствующий их разъединению. Заклинивание пары фиксатор - планка при кинематическом замыкании имеет форму волны (фиг. 3) с полупериодом равным а. Кроме того, повышение твердости поверхности планки повышает устойчивость ее участков, наиболее подверженных износу и разрушению от взаимодействия с фиксатором, и обеспечивает сохранение формы гнезд и заклинивающей способности выступов.

Таким образом, упрочнение гнезд планки передач и высокая твердость выступов повышают надежность работы и срок службы механизма управления коробкой передач в среднем на 30-35%.

Источники информации:
1. А. с. СССР N 1164087, B 60 K 17/08, 1985 г. - прототип
2. А. с. СССР N 1491744, B 60 K 17/08, 1989 г.

3. А. с. СССР N 1486366, B 60 K 17/08, 1989 г.

Похожие патенты RU2170679C1

название год авторы номер документа
БОЛТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ 1999
  • Бурлаченко О.В.
  • Заболотный Р.В.
RU2185531C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТИ МАТЕРИАЛОВ 2001
  • Перфилов В.А.
  • Митяев С.П.
RU2200943C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ 2000
  • Бурлаченко О.В.
  • Заболотный Р.В.
RU2170919C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ УПЛОТНЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Агаянц И.М.
  • Романов С.И.
  • Усов В.Н.
RU2165078C2
СУППОРТ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА 2001
  • Сердобинцев Ю.П.
  • Трунин А.В.
RU2209708C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ХРУПКИХ МАТЕРИАЛОВ 1999
  • Пиунов Е.М.
  • Жога Л.В.
  • Попов П.В.
RU2162216C1
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ХРОМОВЫХ ПОКРЫТИЙ 2000
  • Фомичев В.Т.
  • Москвичева Е.В.
  • Савченко А.В.
  • Петров С.И.
  • Воробьев Е.В.
RU2187586C1
ФИЛЬТРУЮЩИЙ НЕТКАНЫЙ МАТЕРИАЛ 2000
  • Мензелинцева Н.В.
  • Желтобрюхов В.Ф.
  • Круподерова Е.С.
  • Ковалева Л.В.
RU2161217C1
ФИЛЬТРУЮЩИЙ НЕТКАНЫЙ МАТЕРИАЛ 2000
  • Мензелинцева Н.В.
  • Желтобрюхов В.Ф.
  • Круподерова Е.С.
  • Ковалева Л.В.
RU2166016C1
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ХРОМОВЫХ ПОКРЫТИЙ 1999
  • Фомичев В.Т.
  • Москвичева Е.В.
  • Савченко А.В.
  • Караваев А.В.
  • Караваева М.Б.
RU2151826C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 170 679 C1

Реферат патента 2001 года МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства. Механизм содержит размещенные в корпусе управляемую рычагом планку передач с гнездами на ее рабочей поверхности и подпружиненный фиксатор. На рабочей поверхности планки выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки, расположенные на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезд, а поверхность фиксатора выполнена с кольцевой дорожкой лазерной закалки, образующей выступ, расположенный со смещением относительно выступов на каждом гнезде при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка. Изобретение обеспечивает повышение надежности срока службы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 170 679 C1

Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку передач с гнездами на ее рабочей поверхности и подпружиненный фиксатор, отличающийся тем, что на рабочей поверхности планки выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки, расположенные на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезд, а поверхность фиксатора выполнена с кольцевой дорожкой лазерной закалки, образующей выступ, расположенный со смещением относительно выступов на каждом гнезде при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170679C1

Механизм управления коробкой передач транспортного средства 1983
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1164087A1
SU 1159809 A, 07.06.1985
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ 1991
  • Беганский Станислав Александрович
  • Парфентьев Александр Сергеевич
RU2075675C1
US 5140866 A, 25.08.1992.

RU 2 170 679 C1

Авторы

Сердобинцев Ю.П.

Трунин А.В.

Даты

2001-07-20Публикация

1999-11-10Подача