9)
Х Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач для тракторов. Известен механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом ползуиы с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом имеющее первую планку, неподвижно связанную с ползуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую план ку, установленную с возможностью пов рота вокруг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения хюворота второй планки Cl Использование этого механизма на транспортном средстве снижает производительность работ и ухудшает условия эксплуатации транспортного средства ввиду того, что при переходе на нижнюю передачу требуется как отсоединение входного вала от выходного и соединение его с промежуточным,так и последовательно выполняемое соединение промежуточного вала с выходным Это удлиняет время переключения и приводит к снижению скорости транспорт ного средства или к его остановке при переключении, что требует последующего разгона, часто с использованием более пониженных передач, в результате чего ухудшается качество вы полняемого техпроцесса и уменьшается выработка, а также увеличивается чис ло операций оператора при переключении, что повышает его утомляемость и снижает безопасность работ. Цель изобретения - повышение эффективности путем обеспечения автома тического соединения выходного вала с промежуточным при выключении прямой передачи. Поставленная цель достигается тем что механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляе мые рычагом ползуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечения возможности установки муфты пр межуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с ползуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота во руг оси, расположенной между ползуами, и упоры для ограничения повоота второй планки, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной осредством шарнира на первой плане, для взаимодействия с одним концом оворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом для взаимодействия со скосом, выполненным на корусе, вторая планка выполнена заодно с упорами, размещенны и на ее концах ля взаимодействия с первой планкой, а связь другого конца второй планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй гшанки для взаимодействия с пазом, выполненным на ползуне. На фиг.1 изображен механизм управения коробкой передач, общий вид; на фиг.2 - узел Г на фиг.I; на фиг.З - то же, вид сверху. Коробка передач транспортного средст ва содержит входной 1 , соосный ему выходной 2 и параллельный им промежуточный 3 валы. На входном валу 1 установлена выполненная в виде шестерни муфта 4, связывающая его через шестерню 5 с промежуточным валом 3 или .с шестерней 6 выходного вала 2, На промежуточном валу 3 установлена муфта 7, связывающая его через шестерни 8, 6 или шестерни 9, 10 с выходным валОм 2, Механизм управления содержит рычаг 11, ползун 12 с вилкой 13 муфты 4, ползун 14 с вилкой 15 муфты 7. Блокирукицее устройство выполнено в виде первой планки 16, неподвижно связанной с ползуном 12 муфты 4, и второй планки 17, установленной на оси 18 в корпусе 19 ползунов. На планке 16 на оси 20 установлен один конец собачки 21, подпружиненный относительно планки 16 пружиной 22. Другой конец собачки 21 снабжен захватом 23, а в средней части выполнен выступ 24. Планка 17 выполнена с упорами 25, 26, размещенными на её концах, и поводком 27, входящим в паз 28 ползуна 14, На корпусе 19 выполнен скос 29.. Механизм управления коробкой передач работает следующим образом. При нахождении муфты 4 входного вала в нейтральном положении или в положении, при котором ва-т 1 через шестерни 4, 5 связан с промежуточным валом 3 (на фиг.2, 3 положение оси планки 16 обозначено О и I), ползун 12 отходит влево и планка 16 не препятствует планке 17 с ползуном 14 устанавливаться в положение, при котором муфта 7 связывает промежуточный вал 3 с выходным валом 2 через шестерни 8, 6 или 9, 10 (на фиг.2, 3 положение оси планки 17 обозначено I и II), при этом собачка 21, находя выступом 24 на скос 29 корпуса 19, поднимает захват 23, который не взаимодействует с концом планки 17 (на фиг,2 Положение собачки 21 показано штриховой линией),
I
При включении муфты 4 в положение,
при котором входной вал 1 связан с выходным валом 2 (на фиг.2, 3 положение оси планки 16 обозначено II), планка 16, находя на один из упоров 25, 26, устанавливает планку 17 в нейтральное положение (на фиг,2, 3 положение оси планки 17 обозначено 0) и она через поводок 27, взаимодействующий с пазом 28, перемещает ползун 14 и муфту 7 в нейтральное положение, |что разъединяет связь промежуточно го вала 3 с выходным валом 2. Одновременно собачка 21, спускаясь со скоса 29 корпуса 19 своим выступом 24, за
счет пружины 22 заходит захватом 23 за конец планки 17,
При выключении муфты 4 из положения, при ко.тором входной вал I связан с выходным валом 2, планка 16 с собачкой 21 смещается влево и захватом 23 воздействует на конец план ки 17, которая устанавливается в пот ложение II и, передавая движение через поводок 27, ползун 14 и вилку 15 на муфту .7, связывает промежуточный вал 3 с выходным валом 2 через шестерни 9, 10, Углы наклона выступа 24 собачки 21 и скоса 29 корпуса 19 подбираются таким образом, что за период вывода муфты. 4 в нейтральное положение собачка 21 вначале поворачивает планку 17 на величину включения муфты 7, после чего поднимает захват 23 выше планки 17 для исключения их взаимодействия.
Таким образом, в данном механизме обеспечивается автоматическое соединение промежуточного вала с выходным при разъединении входного вала с выходным, что, снижая время переключения и уменьшая количество операций, способствует повышению производительности и улучшению условий эксплуата-. ции транспортного средства.
19
/4
/2
Фиг. 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм управления коробкой передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1355507A1 |
Механизм управления коробкой передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1289706A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1087374A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1156933A1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1350416A2 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1204412A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2094678C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1712200A2 |
Механизм переключения передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1421555A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий размещенные в корпусе управляемые рычагом ползуны с вилками муфт и блокирующее устройство для обеспечеиия возможности установки муфты промежуточного вала в положение связи этого вала с выходным валом, имеющее первую планку, неподвижно связанную с ползуном муфты соосного с выходным входного вала, вторую планку, установленную с возможностью поворота вокруг оси, расположенной между ползунами, и упоры для ограничения поворота второй планки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического соединения выходного вала с промежуточным при выключении прямой передачи, он снабжен подпружиненной собачкой, установленной посредством шарнира на первой планке, для взаимодействия с одним концом поворотной планки, при этом собачка выполнена с выступом для взаимодеГютвия со скосом, выполненным на Корпусе, вторая планка выполнена заодно с упорами, размещенными на ее концах для взаимодействия с пер- вой планкой, а связь другого конца (Л второй планки с ползуном муфты промежуточного вала выполнена посредством поводка, закрепленного на нижней части второй планки для взаимодействия с пазом, выполненным на ползуне.
Авторы
Даты
1985-06-30—Публикация
1983-10-11—Подача