Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.
Для защиты деталей от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, являются консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /"Нефтепереработка и нефтехимия", М., 1982, N 2, с. 16-18/.
Недостатком таких смазок является то, что отработанные моторные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.
Задача изобретения - повышение коррозийной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.
Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки - кальцинированную соду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20-30
Омыленный талловый пек - 2,0-3,0
Кальцинированная сода - 0,3-0,9
Вода - Остальное
Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК /ОСТ-130-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение /ОТП/ в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакций компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и кальцинированной содой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде".
Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 10-20 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серовато-желтого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным тонким слоем, как в холодном, так и в горячем состояниях.
Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной технике при хранении на открытых площадках, при следующем соотношении компонентов:
Отработанное моторное масло 20,0; 25,0; 30,0 мас.%
Омыленный талловый пек 2,0; 2,5; 3,0 мас.%
Кальцинированная сода 0,3; 0,6; 0,9 мас.%
Вода Остальное.
Все компоненты, кроме отработанного масла, используются в виде водных растворов.
При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + кальцинированная сода вводятся с расчетным количеством воды.
Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oC.
После длительного хранения смазки желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.
Перед проведением производственных испытаний смазки были проведены лабораторные испытания. Исследование защитных свойств смазок проводилось в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств были приняты следующие смазки: 1. отработанное моторное масло; 2. смазка К-17; смазка НГ-204; отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + кальцинированная сода + вода, на поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в таблице.
Для оценки защитной способности различных консервационных масел в условиях хранения сельскохозяйственной техники были проведены испытания. Проведенные испытания по выявлению защитной способности отработанных моторных масел, которые очень широко используют хозяйства как средство защиты от коррозии при постановке сельскохозяйственной техники на хранение, показали невысокие результаты. Коэффициент защитной способности отработанного моторного масла K = 0,12 - 0,35 /см. таблицу/. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности K = 0,92-0,96 /см. таблицу/, может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.
Процессом торможения электродного механизма коррозии является введение в отработанное масло пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества используется омыленный талловый пек.
Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1998 |
|
RU2141509C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2167922C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2200186C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2204587C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2200755C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2186836C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2003 |
|
RU2249030C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 1999 |
|
RU2165353C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 1998 |
|
RU2147512C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 2001 |
|
RU2193483C2 |
Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас.%: отработанное моторное масло 20-30; омыленный талловый пек - 2,0-3,0; кальцинированная сода 0,3-0,9; вода - остальное. Технический результат - исключение коррозии металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках. Использование отработанных масел автотракторных двигателей позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных фракций. 1 табл.
Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит омыленный талловый пек, кальцинированную соду и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20 - 30
Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0
Кальцинированная сода - 0,3 - 0,9
Вода - Остальноеи
ЛАЗАРЕНКО В.П | |||
и др | |||
Защитные свойства отработанных моторных масел | |||
Нефтепереработка и нефтехимия | |||
- М., 1982, № 2, с.16 - 18 | |||
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИКОРРОЗИОННОГО И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1993 |
|
RU2094530C1 |
US 4388199 А, 14.06.1983. |
Авторы
Даты
2001-07-20—Публикация
1999-08-20—Подача