Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.
В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении.
Для защиты деталей машин от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, являются консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /Нефтепереработка и нефтехимия. М. , 1982, N 2, с. 16-18/.
Недостатком таких смазок является то, что отработанные моторные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.
Задача изобретения - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.
Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора - омыленный талловый пек, в качестве добавки - серную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20 - 30
Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0
Серная кислота - 0,2 - 0,3
Вода - Остальное
Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК /ОСТ-13-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение /ОТП/ в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека - смоляных и жирных кислот. В результате реакций компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и серной кислотой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масла в воде".
Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном моторном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 10-20 минут.
Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серовато-желтого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.
Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20,0; 25,0; 30,0;
Омыленный талловый пек - 2,0; 2,5; 3,0;
Серная кислота - 0,2; 0,25; 0,30;
Вода - Остальное
Все компоненты, кроме отработанного моторного масла используются в виде водных растворов.
При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: омыленный талловый пек + отработанное моторное масло + серная кислота вводится вместе с расчетным количеством воды.
Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреватель до 30-40oC.
После длительного хранения смазки желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.
Перед проведением производственных испытаний смазки были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках.
Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки: 1. отработанное моторное масло; 2. смазка К-17; 3. смазка - НГ-204; 4. отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода, на поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в таблице и на чертеже.
Для оценки защитной способности различных консервационных масел в условиях хранения сельскохозяйственной техники были проведены испытания. Проведенные испытания по выявлению защитной способности отработанных моторных масел, которые очень широко используют хозяйства как средство защиты от коррозии при постановке с/х техники на хранение показали невысокие результаты. Коэффициент защитной способности отработанного моторного масла К=0,12-0,35 /см. таблицу/. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности К=0,92-0,97 /см. таблицу/, может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей с/х техники при хранении на открытых площадках.
Процессом торможения электродного механизма коррозии является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассирующего вещества используется омыленный талловый пек.
Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей с/х техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволяет отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2200186C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2204587C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2200755C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2170757C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2186836C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2167922C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2003 |
|
RU2249030C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 1998 |
|
RU2137601C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 2001 |
|
RU2193483C2 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 1999 |
|
RU2165353C1 |
Использование: для защиты от коррозии металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас. %: отработанное моторное масло 20-30, омыленный талловый пек 2,0-3,0, серная кислота 0,2-0,3, вода остальное. Использование изобретения позволит исключить коррозию металлических деталей с/х техники при хранении на открытых площадках. Использование отработанных масел автотракторных двигателей позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных продуктов. 1 ил., 1 табл.
Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит омыленный талловый пек, серную кислоту и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20 - 30
Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0
Серная кислота - 0,2 - 0,3
Вода - Остальное
Нефтепереработка и нефтехимия | |||
- М., 1982, N 2, с.16-18 | |||
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИКОРРОЗИОННОГО И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1993 |
|
RU2094530C1 |
Смазка для металлических форм | 1990 |
|
SU1768394A1 |
US 4388199 A, 14.06.83 | |||
US 4631082 A, 23.12.86. |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1998-04-29—Подача