Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.
В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении, для защиты сельскохозяйственной техники от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.
Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /В.И. Лазаренко, Е.А. Тишина, Ф. Н. Ермолов и др. "Защитные свойства отработанных моторных масел". Ж. "Нефтепереработка и нефтехимия", М., 1982, 2, с. 16-18/.
Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения сельскохозяйственной техники на открытых площадках.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду /патент РФ 2141509, 1999, Бюл. 32/.
Недостатком этой смазки является слабая липкость с покрываемой поверхностью при смывании атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.
Задача изобретения - расширение возможностей повышения коррозийной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках; увеличение технических возможностей смазки по долговечности использования; снижения коррозионного износа; повышение стабильности смазки за счет использования новой добавки. Использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.
Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, содержащая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки - известковое тесто, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
отработанное моторное масло - 20-40
омыленный таловый пек - 1,5-4,5
известоковое тесто - 0,2-0,6
вода - остальное
Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфитно-целлюлозного производства Селенгинского ЦКК, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и известкового теста образуются кальциевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масло в воде".
Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 20-30 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.
Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках при следующем соотношении компонентов, мас.%:
отработанное моторное масло - 20-30-40
омыленный талловый пек - 1,5-3,0-4,5
известковое тесто - 0,2-0,4-0,6
вода - остальное
Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.
При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, известковое тесто плотностью 1,2 г/см3, вода. Известковое тесто вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oС.
После длительного хранения смазку желательно перемещать в течение 1 минуты.
Перед производственными испытаниями смазки, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:
1) отработанное моторное масло;
2) смазка К-17;
3) смазка НГ-204;
4) смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода;
5) отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + известковое тесто + вода.
На поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл.1.
Из таблицы 1 видно, что сравнительный коррозионный износ в камере везерометра составил за 720 часов испытания с известковым тестом - 0,25 г/дм2. При нанесении на металлические детали смазки с известковым тестом имеют высокую плотность и адгезию к поверхности металлических деталей. Технические возможности защитной смазки с известковым тестом значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в везерометре составил 930 часов смазки с известковым тестом, а смазки с серной кислотой - 560 часов.
При проведении производственных испытаний смазок на открытых площадках в учебном хозяйстве "Окское" в период 2001-2002 г. детали сельскохозяйственной техники были покрыты опытными образцами смазок и одновременно на площадках были установлены контрольные образцы из стали 10/ размером 100х150 мм/, на поверхность которых нанесены те же смазки.
Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок контрольных образцов в условиях хранения на открытых площадках приведены в таблице 2.
Результаты производственных испытаний /см. табл. 2/ подтверждают, что коррозионный износ контрольных образцов смазки с известковым тестом - 0,019 г/дм2, значительно ниже чем с серной кислотой - 0,036 г/дм2.
Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основание считать, что замена серной кислоты на известковое тесто дает технический результат. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности К - 0,92-0,95 (см. табл. 1), может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.
Процессом торможения электродного механизма является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества использовали омыленный талловый пек.
Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей; увеличение технических возможностей смазки по долговечности использования; снижение коррозионного износа; повышение стабильности смазки за счет использования новой добавки. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2204587C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2200186C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1998 |
|
RU2141509C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2186836C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2167922C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2170757C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2003 |
|
RU2249030C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 1999 |
|
RU2165353C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 2001 |
|
RU2193483C2 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 2000 |
|
RU2190526C2 |
Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Задача изобретения - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках. Использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей. Состав смазки содержит, мас. %: отработанное моторное масло 20,0-40,0, омыленный талловый пек 1,5-4,5, известковое тесто 0,2-0,6, вода - остальное. Технический результат - использование данной смазки позволяет исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, а использование отработанных масел автотракторных двигателей позволяет отказаться от применения для смазок дорогостоящих масел на основе нефти. 2 табл.
Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек и воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит известковое тесто при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Отработанное моторное масло - 20-40
Омыленный талловый пек - 1,5-4,5
Известковое тесто - 0,2-0,6
Вода - Остальное
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1998 |
|
RU2141509C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИКОРРОЗИОННОГО И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1993 |
|
RU2094530C1 |
US 4388199 A, 14.06.1983. |
Авторы
Даты
2003-03-20—Публикация
2000-12-18—Подача