Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.
В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении.
Для защиты с.-х. техники от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.
Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. (В.И.Лазаренко, Е.А.Тишина, Ф.Н.Ермолов и др. Защитные свойства отработанных моторных масел. Нефтепереработка и нефтехимия, 1982, №2, с.16-18).
Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали (адгезией) и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения с.-х. техники на открытых площадках.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду (Патент РФ №2141509,1999, Бюл. №32).
Недостатком этой смазки является слабая липкость с покрываемой поверхностью при смывании атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках. Задача изобретения - расширение возможностей повышения коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках; увеличение технических возможностей смазки по долговечности использования; повышение стабильности смазки за счет использования новой добавки и использования нового эмульгатора. Использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.
Указанная задача достигается тем, что защитная смазка для металических деталей, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
отработанное моторное масло 40-60
омыленный талловый пек 4,0-6,0
карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006
вода остальное
Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек (ОТП) - отход сульфитно-целлюлозного производства Селенгинского ЦКК, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и карбоксилметилцеллюлозой и водой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа “масла в воде”. Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 15-25 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту темно-коричневого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.
Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках при следующем соотношении компонентов, мас.%:
отработанное моторное масло 40-50-60
омыленный талловый пек 4,0-5,0-6,0
карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,004-0,006
вода остальное
Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.
При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, карбоксиметилцеллюлоза, вода. Карбоксиметилцеллюлоза вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40°С.
После длительного хранения смазку желательно перемещать в течение 1 минуты.
Перед производственными испытаниями смазки, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:
1. отработанное моторное масло;
2. смазка К-17;
3. смазка НГ-204;
4. смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода;
5. отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + карбоксиметилцеллюлоза + вода.
На поверхность образцов (сталь 10) смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл.
Из таблицы видно, что сравнительный коррозионный износ в камере везерометра составил за 720 часов испытания с карбоксиметилцеллюлозой 0,18 г/дм2, а с серной - 0,23 г/дм2 Это говорит о том, что при нанесении на металлические детали смазки с карбоксиметилцеллюлозой имеют высокую плотность и адгезию к поверхности металлических деталей. Технические возможности защитной смазки с карбоксиметилцеллюлозой значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в везерометре составил 1170 часов смазки с карбоксиметилцеллюлозой, а смазки с серной кислотой - 560 часов.
Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена серной кислоты карбоксиметилцеллюлозой дает технический результат. Состав смазки данного состава может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.
Процессом торможения электродного механизма является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества использовали омыленный талловый пек.
Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2204587C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2001 |
|
RU2200186C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2200755C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2186836C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1998 |
|
RU2141509C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2170757C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2167922C2 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СТЫКОВЫХ И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ | 2013 |
|
RU2534985C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 2014 |
|
RU2554007C1 |
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ | 1999 |
|
RU2165353C1 |
Использование: в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас.%: отработанное моторное масло 40-60, омыленный талловый пек 4–6, карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006, вода остальное. Технический результат - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, увеличение долговечности использования. 1 табл.
Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек и воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло 40,0-60,0
Омыленный талловый пек 4,0-6,0
Карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006
Вода Остальное
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ | 1998 |
|
RU2141509C1 |
Авторы
Даты
2005-03-27—Публикация
2003-06-25—Подача