ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ Российский патент 2005 года по МПК C10M173/00 C10M173/00 C10M159/02 C10M145/40 C10M101/02 C10N30/12 

Описание патента на изобретение RU2249030C1

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении.

Для защиты с.-х. техники от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. (В.И.Лазаренко, Е.А.Тишина, Ф.Н.Ермолов и др. Защитные свойства отработанных моторных масел. Нефтепереработка и нефтехимия, 1982, №2, с.16-18).

Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали (адгезией) и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения с.-х. техники на открытых площадках.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду (Патент РФ №2141509,1999, Бюл. №32).

Недостатком этой смазки является слабая липкость с покрываемой поверхностью при смывании атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках. Задача изобретения - расширение возможностей повышения коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках; увеличение технических возможностей смазки по долговечности использования; повышение стабильности смазки за счет использования новой добавки и использования нового эмульгатора. Использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.

Указанная задача достигается тем, что защитная смазка для металических деталей, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное моторное масло 40-60

омыленный талловый пек 4,0-6,0

карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006

вода остальное

Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек (ОТП) - отход сульфитно-целлюлозного производства Селенгинского ЦКК, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и карбоксилметилцеллюлозой и водой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа “масла в воде”. Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 15-25 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту темно-коричневого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное моторное масло 40-50-60

омыленный талловый пек 4,0-5,0-6,0

карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,004-0,006

вода остальное

Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, карбоксиметилцеллюлоза, вода. Карбоксиметилцеллюлоза вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40°С.

После длительного хранения смазку желательно перемещать в течение 1 минуты.

Перед производственными испытаниями смазки, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:

1. отработанное моторное масло;

2. смазка К-17;

3. смазка НГ-204;

4. смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода;

5. отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + карбоксиметилцеллюлоза + вода.

На поверхность образцов (сталь 10) смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл.

Из таблицы видно, что сравнительный коррозионный износ в камере везерометра составил за 720 часов испытания с карбоксиметилцеллюлозой 0,18 г/дм2, а с серной - 0,23 г/дм2 Это говорит о том, что при нанесении на металлические детали смазки с карбоксиметилцеллюлозой имеют высокую плотность и адгезию к поверхности металлических деталей. Технические возможности защитной смазки с карбоксиметилцеллюлозой значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в везерометре составил 1170 часов смазки с карбоксиметилцеллюлозой, а смазки с серной кислотой - 560 часов.

Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена серной кислоты карбоксиметилцеллюлозой дает технический результат. Состав смазки данного состава может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.

Процессом торможения электродного механизма является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества использовали омыленный талловый пек.

Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.

Похожие патенты RU2249030C1

название год авторы номер документа
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2001
  • Илькова В.Ф.
  • Степанов Н.В.
  • Шишкин Г.М.
  • Дорофеев Н.В.
  • Влащенко В.М.
  • Дмитриев П.Н.
RU2204587C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2001
  • Илькова В.Ф.
  • Степанов Н.В.
  • Шишкин Г.М.
  • Влащенко В.М.
  • Швецова Н.Р.
  • Чипизубова Н.В.
RU2200186C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Илькова В.Ф.
  • Дорофеев В.Н.
  • Туторайшис Е.В.
  • Шишкин Г.М.
  • Тугарин А.В.
  • Старцев Б.И.
RU2200755C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Илькова В.Ф.
  • Дорофеев В.Н.
  • Швецова Н.Р.
  • Чипизубова Н.В.
  • Епифанов А.Д.
  • Дорофеев Н.В.
RU2186836C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1998
  • Илькова В.Ф.
  • Терских И.П.
  • Шишкин Г.М.
  • Дорофеев В.Н.
  • Степанов Н.В.
RU2141509C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1999
  • Илькова В.Ф.
  • Зобнин В.И.
  • Терских И.П.
  • Шишкин Г.М.
  • Старцева С.Б.
RU2170757C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1999
  • Илькова В.Ф.
  • Зобнин В.И.
  • Шишкин Г.М.
  • Тугарина О.Ф.
  • Старцева Л.Ф.
RU2167922C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СТЫКОВЫХ И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ 2013
  • Латышёнок Михаил Борисович
  • Шемякин Александр Владимирович
  • Терентьев Вячеслав Викторович
  • Подъяблонский Алексей Валерьевич
RU2534985C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2014
  • Князева Лариса Геннадьевна
  • Вигдорович Владимир Ильич
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Петрашев Александр Иванович
  • Прохоренков Вячеслав Дмитриевич
  • Цыганкова Людмила Евгеньевна
  • Шель Наталья Владимировна
RU2554007C1
СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФОРМ 1999
  • Илькова В.Ф.
  • Зобнин В.И.
  • Старцева С.Б.
  • Тугарин О.А.
  • Тугарин Д.А.
RU2165353C1

Реферат патента 2005 года ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ

Использование: в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас.%: отработанное моторное масло 40-60, омыленный талловый пек 4–6, карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006, вода остальное. Технический результат - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, увеличение долговечности использования. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 249 030 C1

Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек и воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Отработанное моторное масло 40,0-60,0

Омыленный талловый пек 4,0-6,0

Карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006

Вода Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2249030C1

ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1998
  • Илькова В.Ф.
  • Терских И.П.
  • Шишкин Г.М.
  • Дорофеев В.Н.
  • Степанов Н.В.
RU2141509C1

RU 2 249 030 C1

Авторы

Илькова В.Ф.

Шишкин Г.М.

Латышев Б.В.

Латышева Л.Н.

Третьякова В.Б.

Третьяков С.Ю.

Третьякова П.С.

Даты

2005-03-27Публикация

2003-06-25Подача