Изобретение относится к технике кондиционирования воздуха, а именно к кондиционерам, работающим с применением вихревых труб, и может быть использовано для охлаждения воздуха в салоне транспортного средства, в частности автомобиля.
Известен кондиционер, содержащий источник сжатого воздуха с патрубками входа и выхода основного и вспомогательного потоков воздуха, расширитель сжатого воздуха, установленный на подводящем воздуховоде, отводящий воздуховод и увлажнительное устройство, размещенное перед теплообменником во вспомогательном потоке. Кондиционер снабжен дополнительным теплообменником, размещенным в основном и вспомогательном потоке воздуха, причем в основном потоке воздуха он размещен перед основным теплообменником, а во вспомогательном потоке - после основного теплообменника (авторское свидетельство СССР N 1112189, кл. МКИ F 24 F 3/04, 1983).
Недостаточно низкая температура вспомогательного потока является основной причиной, ограничивающей область применения известных кондиционеров. Их большие габариты и масса являются следствием малых перепадов температур между потоками воздуха в теплообменнике.
Наиболее близким к заявляемому является кондиционер для транспортного средства, в частности, автомобиля, содержащий соединенные между собой нагнетатель, воздухо-воздушный теплообменник, влагоотделитель и вихревую трубу. Кондиционер снабжен увлажнительным устройством для подачи воды на разделительные стенки одной полости теплообменника, где происходит испарение и охлаждение поступающего в салон автомобиля основного потока воздуха путем продувки его через другую полость теплообменника с помощью нагнетателя (патент РФ 2065126, кл. F 24 F 3/04, 1996 г.).
Указанный кондиционер является экологически чистым и экономичным, однако не обладает достаточно широким диапазоном регулирования температуры.
Задачей изобретения является повышение комфортности автомобиля.
Техническим результатом является расширение диапазона регулирования температуры воздуха в его салоне и повышение эксплуатационной надежности.
Поставленная задача решена в кондиционере для транспортного средства с расположенным в салоне пультом управления, содержащем соединенные между собой нагнетатель, воздухо-воздушный теплообменник, влагоотделитель и вихревую трубу, причем нагнетатель выполнен в виде роторного компрессора сухого сжатия, вход его соединен с атмосферой, а выход разделен на две параллельные магистрали, одна из которых соединена с салоном, а другая через одну полость воздухо-воздушного теплообменника и влагоотделитель соединена с сопловым вводом вихревой трубы, горячий конец которой соединен с атмосферой, а холодный - с салоном. Вход компрессора дополнительно параллельно соединен с салоном.
Кондиционер снабжен регулятором расхода поступающего в компрессор атмосферного воздуха.
Холодный конец вихревой трубы соединен с салоном через другую полость воздухо- воздушного теплообменника.
Кондиционер снабжен клапаном переключения двух параллельных магистралей выхода из компрессора или запорным клапаном магистрали, соединяющей выход компрессора с салоном.
Горячий конец вихревой трубы снабжен регулируемым дросселем.
Компрессор снабжен регулятором оборотов.
Клапан переключения двух параллельных магистралей выхода компрессора, регулируемый дроссель, регулятор оборотов и регулятор расхода связаны с пультом управления.
Сущность изобретения поясняется чертежами фиг. 1-2, где показаны схемы выполнения кондиционера.
Кондиционер содержит соединенные роторный компрессор 1 сухого сжатия, воздухо-воздушный теплообменник 2, влагоотделитель 3 и вихревую трубу 4. Вход компрессора 1 соединен с атмосферой, а выход разделен на две параллельные магистрали, одна из которых соединена с салоном автомобиля, а другая через полость воздухо-воздушного теплообменника 2 и влагоотделитель 3 соединена с сопловым вводом вихревой трубы 4, горячий конец 5 которой соединен с атмосферой, а холодный 6 - с салоном. Вход компрессора 1 дополнительно соединен с салоном. Холодный конец 6 вихревой трубы 4 соединен с салоном через другую полость воздухо-воздушного теплообменника 2 (фиг. 2).
Кондиционер снабжен запорным клапаном 7 с электромагнитным приводом, установленным в магистрали, соединяющей выход компрессора 1 с салоном или клапаном переключения двух параллельных магистралей выхода из компрессора 1 (не показано).
Горячий конец 5 вихревой трубы 4 снабжен регулируемым дросселем (не показано). Компрессор 1 снабжен регулятором оборотов (не показано). Запорный клапан 7 или клапан переключения двух параллельных магистралей выхода компрессора 1, регулируемый дроссель, регулятор оборотов и регулятор расхода связаны с расположенным в салоне автомобиля пультом 8 управления. Компрессор 1 соединен с атмосферой через фильтр 9. Кондиционер снабжен регулятором 10 расхода поступающего в компрессор 1 атмосферного воздуха.
Кондиционер работает следующим образом. В зависимости от погодных условий воздух поступает в компрессор 1 из салона автомобиля и/или из атмосферы через фильтр 9. Роторный компрессор 1 сухого сжатия обеспечивает отсутствие примесей в подаваемом в салон воздухе. Из компрессора 1 воздух поступает или в салон автомобиля и/или в одну полость воздухо-воздушного теплообменника 2, где охлаждается. При охлаждении относительная влажность воздуха повышается. Если влажность воздуха в атмосфере превышает 70%, то в теплообменнике выпадает конденсат, который попадает в установленный за теплообменником 2 влагоотделитель 3 и удаляется. Очищенный от влаги воздух поступает на сопловой ввод вихревой трубы 4, где происходит его температурное разделение на холодный и горячий потоки. Горячий поток воздуха выбрасывается наружу, а холодный поступает в салон. Другая полость воздухо-воздушного теплообменника 2 может продуваться как набегающим потоком атмосферного воздуха, так и выходящим из вихревой трубы 4 холодным потоком перед его поступлением в салон.
В последнем случае усиливается охлаждение воздуха, поступающего от компрессора 1 на ввод вихревой трубы 2 (фиг. 2). При переходе на зимний режим работы по команде с пульта 8 управления переключаются клапаны 7 и нагретый в компрессоре 1 воздух поступает непосредственно в салон автомобиля.
Регулирование соотношения расходов и температуры воздуха производят с пульта управления с помощью регулятора оборотов компрессора 1 и с помощью регулируемого дросселя горячего конца 5 вихревой трубы 4, а также с помощью регулятора 10 расхода поступающего в компрессор 1 атмосферного воздуха.
Высокая эксплуатационная надежность кондиционера, а также широкий диапазон регулирования температуры, экологическая чистота и экономичность обеспечивают комфортные условия в салоне и предполагают применение кондиционера в различных типах автомобилей и других транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНДИЦИОНЕР | 1999 |
|
RU2163704C1 |
ВОЗДУШНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА, ТУРБОДЕТАНДЕР-ЭЛЕКТРОКОМПРЕССОР ВОЗДУШНОЙ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И ТУРБИННОЕ КОЛЕСО ТУРБОДЕТАНДЕРА | 1999 |
|
RU2156929C1 |
ВОЗДУШНЫЙ КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2280566C1 |
Воздушная турбохолодильная установка (варианты), турбодетандер и способ работы воздушной турбохолодильной установки (варианты) | 2017 |
|
RU2659696C1 |
КОНДИЦИОНЕР | 2011 |
|
RU2579722C2 |
КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2386549C1 |
КЛИМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2213016C2 |
ХОЛОДИЛЬНИК (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2113662C1 |
ВИХРЕВОЙ КОНДИЦИОНЕР | 1994 |
|
RU2095699C1 |
КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2065126C1 |
Изобретение относится к технике кондиционирования воздуха, а именно к кондиционерам, работающим с применением вихревых труб, и может быть использовано для охлаждения воздуха в салоне транспортного средства, в частности автомобиля. Кондиционер содержит роторный компрессор сухого сжатия, вход которого соединен с атмосферой и с салоном транспортного средства, а выход - с салоном и последовательно установленными воздухо-воздушным теплообменником, влагоотделителем и сопловым вводом, вихревую трубу, причем горячий конец вихревой трубы соединен с атмосферой, а холодный конец - с салоном транспортного средства непосредственно или через другую полость воздухо-воздушного теплообменника. Техническим результатом является повышение комфортности транспортного средства путем расширения диапазона регулирования температуры воздуха в его салоне, а также повышение эксплуатационной надежности. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.
КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2065126C1 |
Система кондиционирования воздуха | 1990 |
|
SU1781513A1 |
Установка для кондиционирования воздуха | 1990 |
|
SU1803680A1 |
DE 3012686 A1, 16.10.1980 | |||
СПОСОБ ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ СТРИКТУРАХ ПИЩЕВОДА | 2004 |
|
RU2267338C1 |
Авторы
Даты
2001-08-10—Публикация
1999-12-28—Подача