Изобретение относится к холодильной технике, в частности к технике вентиляции и кондиционирования воздуха в замкнутых помещениях транспортных средств различного назначения.
Известно устройство для кондиционирования воздуха, содержащее последовательно установленный в поток обрабатываемого воздуха испаритель и конденсатор холодильной машины, компрессор, дроссель, воздухо-воздушный теплообменник, включенный одной полостью в поток воздуха перед испарителем, а другой полостью между испарителем и конденсатором.
Недостатком данного устройства является то, что оно не обеспечивает требуемых температурных и влажностных характеристик кондиционируемого воздуха при переменных значениях температуры и
влажности исходного воздуха, отсутствует возможность регулирования режимов работы. Это приводит, в частности, к влажному ходу компрессора, снижению термодинамической эффективности устройства из-за недоиспользования холодопроизводитель- ности холодильного контура. Этот недостаток частично устранен в системе кондиционирования воздуха, содержащей холодильный контур, в котором последовательно установлены компрессор, конденсатор, регенеративный теплообменник, дроссель, двухсекционный испаритель и воздушный контур с линиями прямого и обратного потоков, в который включены вентилятор, холодильная камера и упомянутый испаритель, в котором первая секция снабжена на входе вентилем, а две другие секции включены перед второй секцией испарителя в воздушный контур, соответстVJ00
ел со
венно, в линии прямого и обратного потоков, при этом в линиях прямого и обратного потоков воздушного контура размещены влагопоглощающие фитили, а на дне испарителя размещен капиллярно-пористый влагосборник, гидравлически соединенный с фитилями. Конденсирующаяся на поверхностях испарителя влага поглощается фитилями и отводится к капиллярно-пористому влагосборнику, соединенному с линией отбора конденсата.
Недв6т1т к§м и этой системы являются большие габариты и вес, определяемые наличием длинных фитилей большого сечения, размещенных в линиях прямого и обратного потоков воздушного контура испарителя, что непригмлемо, особенно для транспортных средств, а также неустойчивая работа и уменьшенное влагопоглоще- ние при изменении пространственного положения и пониженной гравитации. Это объясняется тем, что отделение и сбор влаги из воздуха фитилями осуществляется только за счет естественных процессов - сил поверхностного натяжения, гравитации и др., которые составляют очень малую величину.
Цель изобретения -уменьшение массо- габаритных параметров и повышение эф- фективностТ осушки воздуха в условиях изменения пространственного положения системы и отсутствия гравитации.
Поставленная цель достигается тем, что в известной системе кондиционирования, содержащей холодильный контур, включающий компрессор, конденсатор, регенеративный теплообменник, дроссель м испаритель, и воздушный контур с линиями прямого и обратного потоков воздуха, центробежным воздушным нагнетателем в кожухе, испарителем холодильного контура, влагопоглотителем и устройством отвода конденсата, центробежный воздушный нагнетатель расположен в испарителе и сообщен входом с прямым, а выходом - с обратным потоками воздуха, при этом кожухиагнетателя выполнен с внутренними и наружными стенками с образованием между ними полости, заполненной влагопоглощающим материалом, причем на внутренней стенке расположена перфорация, а полость кожуха подключена к устройству отвода конденсата. Перфорация выполнена в виде щелей, направленных под углом к плоскости установки нагнетателя, при этом форма, размеры и размещение перфорации могут быть различными, а ширина щели равна или больше диаметра капли воды. Зазор между стенками и перфорация заполнены влагопоглощающим материалом, например, пенополивинилформалем, подключенным к устройству отвода конденсата.
Размещение воздушного нагнетателя на выходе прямого потока воздуха, в наиболее холодной зоне воздушного тракта внутри испарителя позволяет повысить эффективность поглощения влаги из воздуха, т. к. эта зона является самой холодной в системе и, следовательно, содержание вла0 гм в капельном состоянии будет неиболь- шим, при этом для отделения капельной влаги используются центробежные силы, благодаря чему капли с большой скоростью отбрасываются к внутренней стенке воз5 душного нагнетателя, где поглощаются влагопоглощающим материалом. Высокоэффективное отделение влаги осуществляется без дополнительных затрат энергии на прокачку потока и покрытие гидропотерь, при
0 минимальной поверхности и объеме влаго- поглощающего материала, что уменьшает объем и массу испарителя и системы в целом.
На фиг. 1 приведена схема устройства;
5 на фиг. 2 - конструктивная схема испарителя; на фиг. 3 - конструкция кожуха воздушного нагнетателя.
Система кондиционирования воздуха содержит холодильный 1 и воздушный 2
0 контуры. Холодильный контур 1 состоит из компрессора 3, конденсатора 4, регенеративного теплообменника 5. дросселя 6. Воздушный контур 2 содержит центробежный воздушный нагнетатель 11, размещенный
5 на выходе прямого потока воздуха, теплообменник секции 7, теплообменник секции 10 испарителя 8. По воздушному контуру испаритель 8 включает воздушный коллектор входа 20, промежуточный коллектор 21, со0 единенный с нагнетателем 11, кожух 22 которого выполнен двухстенным с внутренней 23 и наружной 24 стенками с образованием зазора между ними, внутренняя стенка 23 имеет перфорацию 25, а зазор между стен5 ками 23 и 24 и перфорация 25 заполнены влагопоглощающим материалом 26, например, пенополивинилформалем и соединен с линией отвода конденсата 27 (поглощенной влаги). Испаритель 8 представляет собой
0 двухсекционный трехпоточный аппарат, который выполнен в виде теплообменного блока, включающего пластины 12 с перфорацией 13, разделенного коллекторами 14 и 15 на секции 16 и 17. Количество секций
5 можно изменять соответствующим коллек- тированием.
Хладагент в секциях движется по трубкам 18, которые выполнены в виде змеевиков (на рис. не показано) и соединены с пластинами 12 лайкой или сваркой.
Обратный поток хладагента из секций 16 и 17 испарителя 8 собирается в коллектор 19 обратного потока.
Система работает следующим образом.
Сжатый в компрессоре 3 хладагент на- правляется в конденсатор 4, где конденсируется за счет охлаждающей жидкости. Далее хладагент поступает в регенеративный теплообменник 5, где охлаждается обратным потоком из испарителя 8 и дросселируется в дросселе 6. После дросселя б поток хладагента разделяется на 2 потока и направляется в секции 7 и 10 испарителя- 8 холодильного контура 1 и в секцию 10 - через вентиль 9.
Система работает в двух основных режимах.
Первый - режим осушения воздуха осуществляется при закрытом вентиле 9. Второй - режим охлаждения и осушения воздуха осуществляется при открытом вентиле 9. В первом режиме (осушения) хладагент в процессе кипения в трубках 18 секции 7 охлаждает пластины 12 только этой секции, а пластины 12 секции 10 не охлаждают- ся. Воздух от потребителя (камеры, отсека) отбирается воздушным нагнетателем 11, при этом воздух от потребителя движется по коллектору входа 20, проходит через перфорацию пластин 12 секций 10 и 7, при этом в секции 7 он охлаждается, капельная влага отбрасывается на стенки 23 кожуха 22, где поглощается гидрофильным материалом 26 и отводится устройством отвода конденсата 27. Осушенный и частично охлажденный воздух нагнетателем 11 подается в секцию 17, при этом в нижней части он не охлаждается из-за отсутствия теплообменной поверхности, а в верхней части секции 17 он нагревается за счет теплообмена через пер- форацию пластин 12 секции 10с воздухом прямого потока. Такой осушенный и теплый воздух по воздуховоду (на рис. не показан) поступает к потребителю.
Во втором режиме осушения и охлажде- ния процесс идет аналогично. При этом, поскольку вентиль 9 открыт, идет дополнительное охлаждение воздуха в верхней части секции 17r n результате воздух осушенный и охлажденный подается к потребителю.
Промежуточные режимы, осушение с частичным охлаждением, обеспечиваются соответствующим положением вентиля 9.
Предлагаемая система позволяет уменьшить массогабаритные параметры, т. к. уменьшается масса и габариты устройства, обеспечивающего отвод конденсата, и повысить эффективность поглощения и отвода конденсата на 30-40% за счет увеличения скоростей движения и площади контакта воздуха и капельной влаги с влаго- поглощающим материалом.
Формула изобретения
1.Система кондиционирования воздуха, содержащая холодильный контур, включающий компрессор, конденсатор, регенеративный теплообменник, дроссель и испаритель, и воздушный контур с линиями прямых и обратных потоков воздуха, центробежным воздушным нагнетателем в кожухе, испарителем холодильного контура, влагопоглотителем и устройством отвода конденсата, отличающаяся тем,что, с целью уменьшения массогабаритных параметров, а также повышения эффективности осушки воздуха в условиях отсутствия гравитации и изменения пространственного положения системы, центробежный воздушный нагнетатель расположеь в испарителе и сообщен входом с прямым, а выходом - с обратным потоками воздуха, при этом кожух нагнетателя выполнен с внутренними и наружными стенками с образованием между ними полости, заполненной влагопоглотителем из влагопоглощающего материала, причем на внутренней стенке расположена перфорация, а полость кожуха подключена к устройству отвода конденсата.
2.Система поп. 1, отличающая- с я тем, что перфорация выполнена в виде щелей, направленных под углом к плоскости установки нагнетателя.
v
J
ar 1I
26 25 24 23 22
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ | 1987 |
|
SU1839913A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В ОБИТАЕМОМ ОТСЕКЕ ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2361789C2 |
ХОЛОДИЛЬНО-СУШИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ | 1999 |
|
RU2165380C1 |
Устройство для осушки воздуха герметичных отсеков космических аппаратов | 2023 |
|
RU2821278C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУШКИ ВОЗДУХА ГЕРМЕТИЧНЫХ ОТСЕКОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ | 1998 |
|
RU2134857C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2239131C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ВОЗДУШНОЙ ХОЛОДИЛЬНОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2119132C1 |
Установка кондиционирования воздуха | 1983 |
|
SU1079960A1 |
ВИХРЕВОЙ РЕГЕНЕРАТИВНЫЙ ОСУШИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2182289C1 |
Низкотемпературная абсорбционная холодильная машина на основе раствора соли в спиртах | 2018 |
|
RU2690896C1 |
Использование: в замкнутых помещениях транспортных средств. Сущность изобре- тения: холодильный контур содержит компрессор, конденсатор, регенеративный теплообменник, дроссель и испаритель. Воздушный контур содержит линии прямых и обратных потоков воздуха, центробежный воздушный нагнетатель в кожухе, испаритель холодильного контура, влаго- поглотит ель и устр-во отвода конденсата. Нагнетатель расположен в испарителе и сообщен входом с прямым, а выходом - с обратными потоками воздуха. Кожух нагнетателя выполнен с внутренними и наружными стенками с образованием между ними полости. Полость заполнена влаго- поглотителем из влагопоглощающего материала. На внутренней стенке расположена перфорация. Полость подключена к устр-ву отвода конденсата. Перфорация выполнена в виде щелей, направленных под углом к плоскости установки нагнетателя. 1 з. п ф- лы, 3 ил.
Фиг.З
Авторское свидетельство СССР Мг 1405404, кл | |||
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Авторы
Даты
1992-12-15—Публикация
1990-10-09—Подача