Изобретение относится к строительству магистральных трубопроводов из стальных труб с заводским антикоррозионным покрытием.
При соединении труб кольцевым сварным швом тепловое воздействие на покрытие приводит к временному размягчению покрытия и клеевого слоя, снижающему предварительное обжатие и адгезию покрытия, что в конечном итоге на прикромочной области приводит к сдвигу покрытия с возможностью дальнейшего отслоения.
Известно применение металлических хомутов с затяжными болтами, которые устанавливают для устранения неисправностей. Использование таких одиночных несвязанных между собой хомутов [Клюк Б.А., Столяров В.М., Тимербулатов Г.М. Применение хомутов для устранения утечек газа на газопроводах / Экспресс-информация. Газовая промышленность: Серия транспорт и подземное хранение газа. - М.: ВНИИЭГазпром, 1988. Вып. 12. С. 5-7] для временного подкрепления покрытия на период сварочных работ не позволяет в полной мере устранить отрицательные последствия теплового воздействия.
Недостатком способа на основе спаренных хомутов, реализованного в приспособлении для сборки и стяжки [Глухенький Т.Е. Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж. - М.: Энергия, 1977. - 414 с.] и взятого нами в качестве прототипа, является следующее:
взаимное перемещение хомутов исключается только в одном направлении, что снижает подкрепляющий эффект хомутов;
отсутствие возможности контроля степени и равномерности обжатия покрытия;
состоит из двух половин, что при затяжке не обеспечивает равномерное прилегание хомута к покрытию и, соответственно, создает неравномерное сцепление покрытия с телом трубы;
отсутствие эластичной прокладки при затяжке приводит к появлению механических дефектов в покрытии.
Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности трубопровода, построенного из труб с заводской изоляцией, на стадии строительно-монтажных работ.
Поставленная задача решается тем, что в способе предохранения антикоррозионного покрытия при строительстве трубопроводов путем установки на трубопроводе парных хомутов, отличающихся тем, что один из хомутов устанавливают на краю покрытия вблизи сварного шва, а другой хомут устанавливают на расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубопровода, закрепляют на покрытии трубы с усилием, не приводящим к разрушению покрытия, после чего осуществляют оценку степени и равномерности обжатия покрытия.
Существенными отличительными признаками заявленного изобретения являются:
один из хомутов устанавливают на краю покрытия вблизи сварного шва;
другой хомут устанавливают на расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубопровода;
хомуты закрепляют на покрытии трубы с усилием, не приводящим к разрушению покрытия;
после затяжки хомутов и их фиксации от взаимного перемещения осуществляют оценку степени равномерности обжатия покрытия.
Сущность способа представлена на фиг. 1, 2. Здесь изображен край покрытия трубы 1 с установленным на нем парным хомутом. Способ осуществляют в следующем порядке. Перед сваркой кольцевого шва на краю покрытия устанавливают правый (ближний) хомут 2, состоящий из трех частей. Сборку начинают сверху, где болтовыми соединениями 3 две части 4 и 5 крепят друг к другу, затем присоединяют третью (нижнюю) часть 6 хомута. После сборки затяжку производят ключом до обеспечения нужного обжатия антикоррозионного покрытия. Степень и равномерность обжатия покрытия оценивают по изменению толщины эластичной прокладки 7 между хомутом и покрытием трубы. На расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубы аналогично устанавливают левый (дальний) хомут 8. После установки хомутов вставляют шпильки 9 в прорези бобышек 10 и затягивают внутренними 11 и внешними 12 гайками.
После сборки, затяжки и фиксации хомутов относительно друг друга обжатие покрытия на краю трубы 1 хомутом 2 исключает отрыв покрытия от трубы, а хомут 8 препятствует сдвигу покрытия вдоль образующей трубы в процессе проведения сварочных работ.
Эффект изобретения проявляется в том, что при обжатии покрытия парным хомутом не нарушается монолитность соединения покрытия с трубой, то есть остается в сохранности клеевой слой, который не восстанавливается, если нарушена монолитность, что позволяет исключить отслоение и усадку покрытия при проведении сварочных работ; это в конечном итоге повышает эксплуатационную надежность трубопровода.
Пример. Временное усиление заводского антикоррозионного покрытия в процессе сварки труб диаметром 1420 мм. После подготовки труб для соединения кольцевым сварным швом вначале устанавливают хомут 2, ближний к краю покрытия одной из труб 1. Хомут 2 состоит из трех частей 4, 5 и 6, каждая из которых представляет собой стальную криволинейную пластину с радиусом внутренней поверхности, равным 730 мм, шириной 80 мм, толщиной 5 мм с отогнутыми концами. Внутренняя поверхность пластины имеет мягкую резиновую прокладку 7 толщиной 8 мм. Сборку хомута начинают у верхней образующей трубы 1, где болтовыми соединениями 3 две части хомута 4 и 5 присоединяют друг к другу, а затем к этим двум частям болтовыми соединениями крепят третью часть 6. Заканчивают сборку хомута 2 затяжкой, обеспечивающей необходимое обжатие покрытия трубы. Для более равномерного обжатия сначала осуществляют предварительную затяжку всех болтовых соединений 3, затем промежуточную и, наконец, окончательную с увеличением момента на ключе на каждом этапе. Степень и равномерность обжатия контролируют по уменьшению толщины резиновой прокладки в процессе затяжки частей хомута. На расстоянии 400 мм в такой же последовательности устанавливают дальний хомут 8. Для взаимной фиксации ближнего 2 и дальнего 8 хомутов используют шпильки 9 диаметром 24 мм и длиной 550 мм. Шпильки вставляют в прорези бобышек 10 и крепят внутренними 11 и внешними 12 гайками к бобышкам, которые, в свою очередь, сваркой прикреплены к пластинам хомутов. Затягивают гайки попеременно: сначала внешние, затем внутренние с постепенным увеличением момента на ключе до окончательной затяжки. Аналогично осуществляют сборку системы хомутов на второй трубе. После проведения сварочных работ и выдержки в течение нескольких часов демонтаж хомутов 2 и 8 производят в обратной последовательности.
Заявленное изобретение в сравнении с прототипом позволяет повысить эксплуатационную надежность трубопровода, построенного из труб с заводской изоляцией, на стадии строительно-монтажных работ.
Источники информации
1. Клюк Б. А., Столяров В.М., Тимербулатов Г.М. Применение хомутов для устранения утечек газа на газопроводах / Экспресс-информация. Газовая промышленность: Серия транспорт и подземное хранение газа. - М.: ВНИИЭГазпром, 1988. Вып.12. С. 5-7 (аналог).
2. Глухенький Т.Е. Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж. - М.: Энергия, 1977. - 414 с. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА | 1999 |
|
RU2180718C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛИЭТИЛЕНОВОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ ЗАВОДСКОГО НАНЕСЕНИЯ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ТРУБАМИ | 1999 |
|
RU2188414C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УМЕНЬШЕННЫМ ТЕПЛООТВОДОМ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2168039C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ПОКРЫТИЯ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ТРУБАМИ | 2008 |
|
RU2380699C1 |
Лифтовая теплоизолированная труба | 2002 |
|
RU2222685C2 |
УСТРОЙСТВО СВЯЗИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ПО ТРУБОПРОВОДНОМУ КАНАЛУ | 1997 |
|
RU2170952C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЗАГЛУБЛЕННОГО ИЗОЛИРОВАННОГО СООРУЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2151820C1 |
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА | 1997 |
|
RU2150138C1 |
СИСТЕМА КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 1999 |
|
RU2202001C2 |
АНОДНЫЙ ЗАЗЕМЛИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2149920C1 |
Изобретение относится к строительству магистральных трубопроводов из стальных труб с заводским антикоррозионным покрытием. Перед сваркой кольцевого шва на краю покрытия устанавливают состоящий из трех частей хомут. После сборки хомута осуществляют затяжку резьбовых соединений до обеспечения необходимого обжатия антикоррозионного покрытия. На расстоянии 0,25 - 0,30 диаметров трубы аналогично устанавливают второй хомут, который шпильками соединяют с первым хомутом, что предотвращает осевое смещение хомутов. Повышается надежность антикоррозионного покрытия. 2 ил.
Способ предохранения антикоррозионного покрытия при строительстве трубопроводов путем установки на трубопроводе парных хомутов, отличающийся тем, что один из хомутов устанавливают на краю покрытия вблизи сварного шва, а другой хомут устанавливают на расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубопровода, закрепляют на покрытии трубы с усилием, не приводящим к разрушению покрытия, после чего осуществляют оценку степени и равномерности обжатия покрытия.
ГЛУХЕНЬКИЙ Т.В | |||
Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж | |||
- М.: Энергия, 1977, с.158, рис.5-17а | |||
КЛЮК Б.А | |||
и др | |||
Применение хомутов для устранения утечек газа на газопроводах | |||
ЭИ "Транспорт и хранение газа" | |||
- М.: ВНИИОЭНГ, 1988, вып.12, с.5-7 | |||
US 4776613 A, 11.10.1988 | |||
Способ защиты наружной поверхности труб и оболочек полимерами | 1979 |
|
SU1006852A1 |
Авторы
Даты
2001-10-10—Публикация
1999-12-08—Подача