СПОСОБ ПРЕДОХРАНЕНИЯ АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРУБОПРОВОДОВ Российский патент 2001 года по МПК F16L58/10 

Описание патента на изобретение RU2174641C2

Изобретение относится к строительству магистральных трубопроводов из стальных труб с заводским антикоррозионным покрытием.

При соединении труб кольцевым сварным швом тепловое воздействие на покрытие приводит к временному размягчению покрытия и клеевого слоя, снижающему предварительное обжатие и адгезию покрытия, что в конечном итоге на прикромочной области приводит к сдвигу покрытия с возможностью дальнейшего отслоения.

Известно применение металлических хомутов с затяжными болтами, которые устанавливают для устранения неисправностей. Использование таких одиночных несвязанных между собой хомутов [Клюк Б.А., Столяров В.М., Тимербулатов Г.М. Применение хомутов для устранения утечек газа на газопроводах / Экспресс-информация. Газовая промышленность: Серия транспорт и подземное хранение газа. - М.: ВНИИЭГазпром, 1988. Вып. 12. С. 5-7] для временного подкрепления покрытия на период сварочных работ не позволяет в полной мере устранить отрицательные последствия теплового воздействия.

Недостатком способа на основе спаренных хомутов, реализованного в приспособлении для сборки и стяжки [Глухенький Т.Е. Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж. - М.: Энергия, 1977. - 414 с.] и взятого нами в качестве прототипа, является следующее:
взаимное перемещение хомутов исключается только в одном направлении, что снижает подкрепляющий эффект хомутов;
отсутствие возможности контроля степени и равномерности обжатия покрытия;
состоит из двух половин, что при затяжке не обеспечивает равномерное прилегание хомута к покрытию и, соответственно, создает неравномерное сцепление покрытия с телом трубы;
отсутствие эластичной прокладки при затяжке приводит к появлению механических дефектов в покрытии.

Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности трубопровода, построенного из труб с заводской изоляцией, на стадии строительно-монтажных работ.

Поставленная задача решается тем, что в способе предохранения антикоррозионного покрытия при строительстве трубопроводов путем установки на трубопроводе парных хомутов, отличающихся тем, что один из хомутов устанавливают на краю покрытия вблизи сварного шва, а другой хомут устанавливают на расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубопровода, закрепляют на покрытии трубы с усилием, не приводящим к разрушению покрытия, после чего осуществляют оценку степени и равномерности обжатия покрытия.

Существенными отличительными признаками заявленного изобретения являются:
один из хомутов устанавливают на краю покрытия вблизи сварного шва;
другой хомут устанавливают на расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубопровода;
хомуты закрепляют на покрытии трубы с усилием, не приводящим к разрушению покрытия;
после затяжки хомутов и их фиксации от взаимного перемещения осуществляют оценку степени равномерности обжатия покрытия.

Сущность способа представлена на фиг. 1, 2. Здесь изображен край покрытия трубы 1 с установленным на нем парным хомутом. Способ осуществляют в следующем порядке. Перед сваркой кольцевого шва на краю покрытия устанавливают правый (ближний) хомут 2, состоящий из трех частей. Сборку начинают сверху, где болтовыми соединениями 3 две части 4 и 5 крепят друг к другу, затем присоединяют третью (нижнюю) часть 6 хомута. После сборки затяжку производят ключом до обеспечения нужного обжатия антикоррозионного покрытия. Степень и равномерность обжатия покрытия оценивают по изменению толщины эластичной прокладки 7 между хомутом и покрытием трубы. На расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубы аналогично устанавливают левый (дальний) хомут 8. После установки хомутов вставляют шпильки 9 в прорези бобышек 10 и затягивают внутренними 11 и внешними 12 гайками.

После сборки, затяжки и фиксации хомутов относительно друг друга обжатие покрытия на краю трубы 1 хомутом 2 исключает отрыв покрытия от трубы, а хомут 8 препятствует сдвигу покрытия вдоль образующей трубы в процессе проведения сварочных работ.

Эффект изобретения проявляется в том, что при обжатии покрытия парным хомутом не нарушается монолитность соединения покрытия с трубой, то есть остается в сохранности клеевой слой, который не восстанавливается, если нарушена монолитность, что позволяет исключить отслоение и усадку покрытия при проведении сварочных работ; это в конечном итоге повышает эксплуатационную надежность трубопровода.

Пример. Временное усиление заводского антикоррозионного покрытия в процессе сварки труб диаметром 1420 мм. После подготовки труб для соединения кольцевым сварным швом вначале устанавливают хомут 2, ближний к краю покрытия одной из труб 1. Хомут 2 состоит из трех частей 4, 5 и 6, каждая из которых представляет собой стальную криволинейную пластину с радиусом внутренней поверхности, равным 730 мм, шириной 80 мм, толщиной 5 мм с отогнутыми концами. Внутренняя поверхность пластины имеет мягкую резиновую прокладку 7 толщиной 8 мм. Сборку хомута начинают у верхней образующей трубы 1, где болтовыми соединениями 3 две части хомута 4 и 5 присоединяют друг к другу, а затем к этим двум частям болтовыми соединениями крепят третью часть 6. Заканчивают сборку хомута 2 затяжкой, обеспечивающей необходимое обжатие покрытия трубы. Для более равномерного обжатия сначала осуществляют предварительную затяжку всех болтовых соединений 3, затем промежуточную и, наконец, окончательную с увеличением момента на ключе на каждом этапе. Степень и равномерность обжатия контролируют по уменьшению толщины резиновой прокладки в процессе затяжки частей хомута. На расстоянии 400 мм в такой же последовательности устанавливают дальний хомут 8. Для взаимной фиксации ближнего 2 и дальнего 8 хомутов используют шпильки 9 диаметром 24 мм и длиной 550 мм. Шпильки вставляют в прорези бобышек 10 и крепят внутренними 11 и внешними 12 гайками к бобышкам, которые, в свою очередь, сваркой прикреплены к пластинам хомутов. Затягивают гайки попеременно: сначала внешние, затем внутренние с постепенным увеличением момента на ключе до окончательной затяжки. Аналогично осуществляют сборку системы хомутов на второй трубе. После проведения сварочных работ и выдержки в течение нескольких часов демонтаж хомутов 2 и 8 производят в обратной последовательности.

Заявленное изобретение в сравнении с прототипом позволяет повысить эксплуатационную надежность трубопровода, построенного из труб с заводской изоляцией, на стадии строительно-монтажных работ.

Источники информации
1. Клюк Б. А., Столяров В.М., Тимербулатов Г.М. Применение хомутов для устранения утечек газа на газопроводах / Экспресс-информация. Газовая промышленность: Серия транспорт и подземное хранение газа. - М.: ВНИИЭГазпром, 1988. Вып.12. С. 5-7 (аналог).

2. Глухенький Т.Е. Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж. - М.: Энергия, 1977. - 414 с. (прототип).

Похожие патенты RU2174641C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА 1999
  • Шарыгин В.М.
  • Теплинский Ю.А.
  • Колотовский А.Н.
  • Салюков В.В.
RU2180718C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛИЭТИЛЕНОВОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ ЗАВОДСКОГО НАНЕСЕНИЯ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ТРУБАМИ 1999
  • Кузьбожев А.С.
  • Теплинский Ю.А.
  • Алексашин А.В.
  • Попов В.А.
  • Будзуляк Б.В.
  • Яковлев А.Я.
  • Илатовский Ю.В.
RU2188414C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УМЕНЬШЕННЫМ ТЕПЛООТВОДОМ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1996
  • Бакиров Ю.А.
RU2168039C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ПОКРЫТИЯ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ТРУБАМИ 2008
  • Кузьбожев Александр Сергеевич
  • Агиней Руслан Викторович
RU2380699C1
Лифтовая теплоизолированная труба 2002
  • Федосеев А.В.
  • Марченко Г.М.
  • Александров А.Р.
  • Бойко Т.А.
RU2222685C2
УСТРОЙСТВО СВЯЗИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ПО ТРУБОПРОВОДНОМУ КАНАЛУ 1997
  • Бойко С.И.
  • Петров Н.А.
  • Щелкунов Ю.Н.
RU2170952C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЗАГЛУБЛЕННОГО ИЗОЛИРОВАННОГО СООРУЖЕНИЯ 1997
  • Петров Н.А.
RU2151820C1
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА 1997
  • Жабин В.М.
RU2150138C1
СИСТЕМА КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 1999
  • Павлов Д.И.
  • Петров Н.А.
RU2202001C2
АНОДНЫЙ ЗАЗЕМЛИТЕЛЬ 1998
  • Карасевич А.М.
  • Сулимин В.Д.
  • Хмельницкий Б.И.
  • Сурова В.А.
  • Кашинцов В.И.
RU2149920C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 174 641 C2

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ПРЕДОХРАНЕНИЯ АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРУБОПРОВОДОВ

Изобретение относится к строительству магистральных трубопроводов из стальных труб с заводским антикоррозионным покрытием. Перед сваркой кольцевого шва на краю покрытия устанавливают состоящий из трех частей хомут. После сборки хомута осуществляют затяжку резьбовых соединений до обеспечения необходимого обжатия антикоррозионного покрытия. На расстоянии 0,25 - 0,30 диаметров трубы аналогично устанавливают второй хомут, который шпильками соединяют с первым хомутом, что предотвращает осевое смещение хомутов. Повышается надежность антикоррозионного покрытия. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 174 641 C2

Способ предохранения антикоррозионного покрытия при строительстве трубопроводов путем установки на трубопроводе парных хомутов, отличающийся тем, что один из хомутов устанавливают на краю покрытия вблизи сварного шва, а другой хомут устанавливают на расстоянии 0,25-0,30 диаметра трубопровода, закрепляют на покрытии трубы с усилием, не приводящим к разрушению покрытия, после чего осуществляют оценку степени и равномерности обжатия покрытия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2174641C2

ГЛУХЕНЬКИЙ Т.В
Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж
- М.: Энергия, 1977, с.158, рис.5-17а
КЛЮК Б.А
и др
Применение хомутов для устранения утечек газа на газопроводах
ЭИ "Транспорт и хранение газа"
- М.: ВНИИОЭНГ, 1988, вып.12, с.5-7
US 4776613 A, 11.10.1988
Способ защиты наружной поверхности труб и оболочек полимерами 1979
  • Сухов Сергей Иванович
  • Фокин Михаил Николаевич
  • Кабаев Владимир Павлович
  • Сухов Александр Сергеевич
SU1006852A1

RU 2 174 641 C2

Авторы

Шарыгин Ю.М.

Теплинский Ю.А.

Алиев Т.Т.

Даты

2001-10-10Публикация

1999-12-08Подача