Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции лопасти винта вертолета с балансировочным узлом в концевой части, обеспечивающим балансировку винта для исключения вибраций винта и вертолета.
Известна конструкция лопасти (патент США N 3999888, НКИ 416-145, 1976 или патент Франции N 2315433, МКИ B 64 C 27/46, 1977), в которой в концевой части пластиковой лопасти установлены на держателях три пакета балансировочных грузов, выполненных в форме колец, а отверстия под них на поверхности лопасти закрыты тремя съемными крышками.
Известна конструкция лопасти из композиционных материалов (патент РФ N 2148532, МКИ 7 - B 64 C 27/473, 1999), в которой пакет балансировочных пластин установлен в полости лонжерона с помощью опорных шрифтов, прижимных втулок и накладок, расположенных со стороны верхней и нижней наружных поверхностей лопасти.
Известна конструкция лопасти несущего винта вертолета Ми-8 (кн. В.А. Данилин "Вертолет Ми-8", М., "Транспорт", 1988, с. 134-135, рис. 7.5, см. Приложение), наиболее близкая к предлагаемой, содержащая полный трубчатый лонжерон, хвостовую часть и балансировочный узел, под съемным обтекателем которого расположен пакет балансировочных грузов в виде профилированных пластин, установленных на шпильках на держателе, прикрепленном к лонжерону. Съемный обтекатель балансировочного узла также крепится к лонжерону.
Основными недостатками лопасти с балансировочным узлом такой конструкции являются ее сложность и ненадежность крепления обтекателя балансировочного узла. В месте крепления обтекателя на лонжероне выполняется углубление, "подсечка" - эквидистанта от криволинейного контура. Это трудоемкая и дорогая технологическая операция. Многодетальность конструкции, наличие элементов, сопрягаемых по сложному контуру, требует трудоемкой сборки.
Кроме того, консольное крепление к лонжерону тяжелого стального обтекателя балансировочного узла, являющегося также опорой для обтекателя хвостовой части, и наличие поперечной подсечки и крепежных отверстий, расположенных в ряд поперек лонжерона, являющихся концентраторами напряжений в лонжероне, снижают надежность всего узла лопасти.
Технической задачей, решаемой настоящим изобретением, является упрощение конструкции балансировочного узла лопасти и повышение надежности крепления обтекателя балансировочного узла.
Указанная техническая задача решена благодаря тому, что в лопасти винта вертолета, содержащей лонжерон, хвостовую часть и балансировочный узел в концевой части лопасти в виде держателя, прикрепленного к лонжерону, пакета балансировочных пластин, установленных на держателе, и обтекателя балансировочного узла, - концевая часть лонжерона со стороны носка выполнена с угловым вырезом с образованием консольной части, включающей заднюю стенку лонжерона, при этом обтекатель балансировочного узла закреплен на держателе.
Кроме того, держатель имеет полку, расположенную со стороны пакета балансировочных пластин, с узлом для дополнительного крепления обтекателя.
При этом полка держателя может быть прикреплена к консольной части лонжерона.
Угловой вырез концевого участка лонжерона позволяет максимально продлять лонжерон к концу лопасти, обеспечить надежное крепление концевого участка хвостовой части, высоконагруженного аэродинамическими силами, и освободить место для размещения балансировочного узла.
Закрепление обтекателя балансировочного узла на держателе позволяет обойтись без сложных "подсечек" на лонжероне и упростить крепление обтекателя: вместо ряда приклепанных к лонжерону анкерных гаек могут выполняться резьбовые гнезда под винты или отверстия под заклепки в держателе.
Таким образом упрощается конструкция и повышается надежность крепления балансировочного узла.
При выполнении держателя с полкой, расположенной со стороны балансировочных пластин вдоль консольной части лонжерона, появляется дополнительный узел крепления обтекателя, высоконагруженного полями аэродинамических и инерционных сил, его крепление становится не консольным - обтекатель закрепляется своими двумя открытыми сторонами на жестком держателе, что повышает надежность его крепления.
Крепление полки держателя к консольной части лонжерона позволяет устранить момент инерционных сил держателя с балансировочными пластинами действующих из плоскости винта, которые суммируются на держателе. Это делает более надежными крепления держателя к лонжерону.
Конструкция заявляемой лопасти винта вертолета поясняется чертежами, где изображены:
на фиг. 1 - лопасть винта вертолета, вид в плане;
на фиг. 2 - место I фиг. 1;
на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 2;
на фиг. 4 - балансировочный узел в аксонометрии.
Лопасть винта вертолета содержит лонжерон 1 в виде пустотелой балки и хвостовую часть 2 (фиг. 1). В концевой части лопасти расположен балансировочный узел 3.
Концевая часть лонжерона 1 (фиг. 2) выполнена с угловым вырезом со стороны носка лопасти с образованием консольной части 4, включающей заднюю стенку 5 лонжерона 1.
Балансировочный узел 3 включает держатель 6 пакета балансировочных пластин 7, установленных на держателе 6 с помощью шпилек 8. Держатель 6 прикреплен к верхней и нижней полкам лонжерона 1 с помощью крепежных элементов 10. Дополнительно держатель 6 крепится к консольной части 4 лонжерона 1 своей полкой 11, расположенной со стороны балансировочных пластин вдоль задней стенки 5 лонжерона 1, с помощью узла крепления 12.
Съемный обтекатель 13, закрывающий балансировочный узел 3, крепится к держателю 6 по верхней и нижней поверхностям с помощью крепежных узлов 14 и к полке 11 держателя 6 с помощью крепежного узла 15.
Для балансировки винта вертолета замеряют статистические моменты лопастей, входящих в комплект, и при помощи грузов - необходимых по массе пакетов балансировочных пластин, добиваются получения одного статистического момента для всех лопастей. Для этого снимают обтекатель 13 балансировочного узла 3, устанавливают на шпильки 8 держателя 6 подобранный пакет балансировочных пластин 7 и закрепляют его гайками. Обтекатель 13 балансировочного узла 3 закрепляют на держателе 6.
Предлагаемое крепление обтекателя балансировочного узла на держателе и крепление держателя и концевого участка хвостового отсека к лонжерону упрощает конструкцию и повышает надежность крепления элементов концевой части лопасти друг с другом, а в конечном счете повышает надежность вертолета в целом.
Предлагаемая конструкция лопасти винта может быть рекомендована в первую очередь для винтов с небольшими диаметрами - несущих винтов легких вертолетов и рулевых винтов вертолетов, характеризующихся высокими оборотами и значительными перегрузками концевых частей лопастей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1999 |
|
RU2148532C1 |
ВТУЛКА ВИНТА ВЕРТОЛЕТА (ДВА ВАРИАНТА) | 2002 |
|
RU2233231C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 2000 |
|
RU2179134C1 |
ЛОПАСТЬ РУЛЕВОГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 2002 |
|
RU2230003C1 |
ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2119876C1 |
Лопасть воздушного винта многоконтурной конструкции | 2021 |
|
RU2767574C1 |
ЛОПАСТЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2537753C1 |
ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭТОЙ ЛОПАСТИ | 2014 |
|
RU2561827C1 |
ЛОПАСТЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2444716C1 |
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1988 |
|
SU1564917A1 |
Изобретение относится к области авиации. Лопасть с балансировочным узлом в концевой части включает держатель балансировочных пластин, который закреплен на верхней и нижней полках лонжерона, и обтекатель. Концевая часть лонжерона лопасти со стороны носка выполнена с угловым вырезом с образованием консольной части, включающей заднюю стенку лонжерона. Обтекатель балансировочного узла закреплен на держателе. Держатель может иметь полку со стороны пакета балансировочных пластин с узлом для дополнительного крепления обтекателя, а также узел крепления держателя к консольной части лонжерона. Изобретение направлено на упрощение конструкции и повышение надежности крепления обтекателя. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
ДАНИЛИН В.А | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
- М.: Транспорт, 1988, с.134-135 | |||
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1988 |
|
SU1564917A1 |
US 5782607 А, 21.07.1998 | |||
US 5273398 А, 28.12.1993 | |||
КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЖИ, СОДЕРЖАЩИЕ АКТИВАТОРЫ ЦИРКАДНЫХ ГЕНОВ И СИНЕРГИЧЕСКУЮ КОМБИНАЦИЮ АКТИВАТОРОВ ГЕНА sirt1 | 2010 |
|
RU2494756C1 |
US 3999888 А, 28.12.1976 | |||
US 3103977 А, 17.09.1963. |
Авторы
Даты
2001-11-20—Публикация
2000-05-31—Подача