Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к задвижкам, имеющим поворотный запорный элемент, и может быть использовано в различных отраслях промышленности.
Известна задвижка, содержащая полый корпус, в котором расположены седла с упругими уплотнительными элементами, плоский поворотный шибер, закрепленный на валу привода, и механизм дополнительного поджатия седла к шиберу, причем ось вала привода расположена коаксиально оси проходного отверстия в центральной части корпуса [1].
Недостатком данной конструкции является гидравлическая неуравновешенность вала привода, что вызывает повышенные механические сопротивления при его вращении и требует дополнительного крутящего момента для поворота шибера. Кроме этого, изменение направления потока в корпусе задвижки является причиной дополнительных гидравлических сопротивлений и повышенной материалоемкости конструкции. Последнее связано с увеличением осевого размера корпуса и с размещением в корпусе массивного направляющего устройства (обтекателя).
Меньшие материалоемкость и величины гидравлического сопротивления и усилия, необходимого для поворота шибера, обеспечиваются в прямоточной задвижке, содержащей полый разъемный корпус с соосно расположенными присоединительными патрубками, седла с уплотнениями, имеющие проходные отверстия, совпадающие с отверстиями присоединительных патрубков, размещенный в корпусе между седлами плоский круглый шибер с проходным отверстием и сплошным участком для перекрытия проходных отверстий седел, установленный с возможностью поворота на оси, расположенной в его средней части, и привод поворота шибера, связанный с его периферийной частью [2].
Однако в этой задвижке из-за круглой формы шибера и расположения плоскости разъема корпуса перпендикулярно продольной оси задвижки возможность снижения необходимого для поворота шибера усилия, достигаемого путем увеличения отношения радиуса шибера к радиусу расположения его проходного отверстия, ограничивается опережающим ростом наружного диаметра задвижки и материалоемкости. Это объясняется тем, что при увеличении указанного отношения, обеспечиваемом в основном путем увеличения радиуса шибера, значительно возрастает площадь, определяющая величину усилий, действующих на элементы соединения частей корпуса (ее величина определяется расположением кругового уплотнительного кольца между сопрягаемыми поверхностями частей корпуса), а это требует соответствующего усиления элементов соединения (фланцев и болтов). Поэтому выполнение такой задвижки на достаточно высокое внутреннее давление, когда снижение усилия, требуемого для поворота шибера, становится необходимостью, связано со значительным увеличением ее наружного диаметра и материалоемкости.
Изобретение решает задачу создания задвижки, которая при сохранении преимуществ известной прямоточной задвижки обладала бы лучшими массо-габаритными показателями, в особенности при выполнении ее на высокое внутреннее давление.
Поставленная задача решается тем, что в прямоточной задвижке, содержащей полый корпус с соосно расположенными присоединительными патрубками и расточками внутри, в которых размещены снабженные уплотнениями подпружиненные седла, имеющие проходные отверстия, совпадающие с отверстиями присоединительных патрубков, размещенный в корпусе между седлами плоский шибер, установленный с возможностью поворота вокруг центральной оси и имеющий проходное отверстие и сплошной участок для перекрытия проходных отверстий седел, и привод поворота шибера, кинематически связанный с его периферийной частью, корпус выполнен в виде цельной отливки, со стороны расположения привода поворота шибера снабженной овальным окном, кромка которого имеет внутреннюю седловую поверхность, при этом окно закрыто съемной крышкой, имеющей ответную седловую поверхность и прижатой этой седловой поверхностью к внутренней седловой поверхности корпуса посредством траверсы, своей средней частью связанной с крышкой посредством винта, а концами опирающейся снаружи на корпус. Кроме того, шибер задвижки выполнен в виде фигурной пластины, имеющей по одну сторону от оси поворота расширенную часть, на которой расположены упомянутые проходное отверстие шибера и сплошной участок для перекрытия проходных отверстий седел, а по другую сторону хвостовик, снабженный вилкой, концы которой снабжены прорезями, при этом привод поворота шибера выполнен в виде расположенного в плоскости шибера и снабженного приводной рукояткой ходового винта с зафиксированной от поворота гайкой, имеющей по бокам пальцы, входящие в прорези вилки хвостовика с возможностью продольного перемещения. В предпочтительном варианте исполнения задвижки в целях повышения жесткости корпуса седловая поверхность кромки окна корпуса выполнена в виде треугольной канавки, а ответная седловая поверхность крышки - в виде треугольного выступа, при этом треугольный выступ крышки входит в треугольную канавку корпуса с натягом. Для лучшей герметизации корпуса между крышкой и корпусом по периметру окна образована замкнутая полость, в которой размещен уплотнитель. Для фиксации гайки ходового винта от поворота крышка окна корпуса с внутренней стороны имеет направляющий паз, а гайка со стороны, обращенной к крышке, имеет выступ, входящий в этот направляющий паз.
Указанные особенности выполнения корпуса и шибера позволяют исключить из конструкции задвижки массивные фланцы для соединения частей корпуса и крепежные болты с гайками, а также уменьшить габариты задвижки в поперечном и вертикальном направлениях, т. е. улучшить массо-габаритные показатели задвижки, в особенности при выполнении ее на высокое внутреннее давление.
На фиг. 1 представлена предлагаемая задвижка, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - узел I, на фиг. 1, на фиг. 5 - вид А на фиг. 3.
Задвижка включает выполненный в виде цельной отливки полый корпус 1 с соосно расположенными присоединительными патрубками 2 и 3 и расточками внутри, в которых размещены снабженные уплотнениями подпружиненные седла 4 и 5 с проходными отверстиями, совпадающими с отверстиями присоединительных патрубков. Внутри корпуса 1 между седлами 4 и 5 размещен плоский шибер 6, установленный с возможностью поворота вокруг центральной оси 7. Шибер 6 выполнен в виде фигурной пластины, имеющей по одну сторону от оси поворота 7 расширенную часть (фиг. 2), на которой расположены проходное отверстие 8 шибера и сплошной участок 9 для перекрытия проходных отверстий седел 4 и 5, а по другую сторону - хвостовик, снабженный вилкой 10, концы которой имеют прорези 11 и 12. С периферийной частью шибера вилкой 10 кинематически связан привод поворота шибера, выполненный в виде расположенного в плоскости шибера 6 и снабженного приводной рукояткой 13 ходового винта 14 с зафиксированной от поворота гайкой 15, имеющей по бокам пальцы 16 и 17, входящие соответственно в прорези 11 и 12 вилки 10 хвостовика с возможностью продольного перемещения. Со стороны расположения привода поворота шибера корпус 1 имеет овальное окно 18 (фиг. 3), кромка которого имеет внутреннюю седловую поверхность 19, при этом окно 18 закрыто съемной крышкой 20, имеющей ответную седловую поверхность 21, которой она прижата к упомянутой внутренней седловой поверхности корпуса 1. Для этого крышка 20 снабжена траверсой 22, которая своей средней частью связана с ней посредством винта 23, а концами опирается снаружи на корпус 1 (фиг. 3).
В предпочтительном варианте исполнения задвижки, представленном на чертеже, седловая поверхность 19 кромки окна корпуса выполнена в виде треугольной канавки, а ответная седловая поверхность 21 крышки - в виде треугольного выступа, при этом для повышения жесткости корпуса и плотности соединения с ним крышки треугольный выступ последней входит в треугольную канавку корпуса с натягом, первоначально обеспечиваемым затяжкой винта 23 крышки 20, а в процессе работы дополнительно за счет действия на крышку давления перекачиваемой жидкости. Для лучшей герметизации корпуса задвижки между крышкой 20 и корпусом 1 по периметру окна 18 образована замкнутая полость, в которой размещен уплотнитель 24. Фиксацию гайки 15 ходового винта 14 от поворота обеспечивает выступ 25, входящий в направляющий паз 26, выполненный на крышке 20 с внутренней стороны.
На чертеже задвижка показана в закрытом положении, когда проходные отверстия седел 4 и 5 перекрыты сплошным участком 9 шибера 6 и циркуляция жидкости отсутствует.
Для открытия задвижки шибер 6 посредством приводной рукоятки 13 через ходовой винт 14 и гайку 15, связанную с хвостовиком шибера, поворачивается на оси 7 в положение, в котором его проходное отверстие 8 совпадает с проходными отверстиями седел 4 и 5 (против часовой стрелки на фиг. 2). Угол поворота шибера может определяться по счету числа оборотов приводной рукоятки 13, с помощью установленных в корпусе упоров (на чертеже не показаны) или использования других известных средств. Предварительная герметичность затвора обеспечивается за счет поджатия к шиберу 6 подпружиненных седел 4 и 5, снабженных уплотнениями, герметизирующими зазор между седлами и расточками корпуса. При действии давления перекачиваемой среды седла 4 и 5 дополнительно поджимаются к шиберу 6 за счет гидравлического усилия, равного произведению величины давления на площадь поперечного сечения седла.
Для закрытия задвижки приводная рукоятка 13, а вместе с ней и шибер 6 поворачиваются в обратном направлении.
В сравнении с прототипом предлагаемая задвижка обладает лучшими массо-габаритными показателями, т. к. благодаря выполнению корпуса неразъемным у нее отсутствуют массивные соединительные фланцы и крепежные болты, а удлиненная форма шибера позволяет дополнительно уменьшить поперечный размер корпуса. При этом с увеличением давления, на которое рассчитана задвижка, указанный эффект проявляется в большей степени, поскольку благодаря удлиненной форме шибера увеличение вертикального внутреннего размера корпуса, обусловленное требуемым в этом случае изменением соотношения плеч шибера в целях снижения усилия, необходимого для его поворота, не влечет за собой такого же увеличения внутреннего размера корпуса в поперечном направлении (как это имеет место в прототипе), а значит обеспечивается снижение зависимости габаритов и соответственно массы задвижки от величины внутреннего давления.
Источники информации
1. Авторское свидетельство ЧССР N 263988, кл. F 16 K 3/08, 1988.
2. Патент США N 4432387, кл. 137 - 329.02, 1984 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ | 2020 |
|
RU2761889C1 |
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2141596C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2022 |
|
RU2822725C2 |
ЗАДВИЖКА | 2001 |
|
RU2209355C2 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 2010 |
|
RU2467235C2 |
ЗАДВИЖКА ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ | 2003 |
|
RU2260153C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2014 |
|
RU2578548C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2019 |
|
RU2730895C1 |
КРАН С ПОВОРОТНОЙ ПРОБКОЙ | 2000 |
|
RU2177573C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2007 |
|
RU2350814C1 |
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в различных отраслях промышленности при перекрытии перекачиваемой по трубопроводам среды. Задвижка содержит полый корпус с соосно расположенными присоединительными патрубками и расточками внутри. В расточках размещены снабженные уплотнениями подпружиненные седла с проходными отверстиями. Проходные отверстия седел совпадают с отверстиями присоединительных патрубков. В корпусе между седлами расположен плоский шибер. Шибер установлен с возможностью поворота вокруг центральной оси и имеет проходное отверстие и сплошной участок для перекрытия проходных отверстий седел. Привод поворота шибера кинематически связан с периферийной частью шибера. Корпус выполнен в виде цельной отливки с овальным окном, расположенным со стороны установки привода поворота шибера. Кромка овального окна выполнена с внутренней седловой поверхностью. Окно закрыто съемной крышкой, имеющей ответную седловую поверхность. Последняя прижата к внутренней седловой поверхности корпуса посредством траверсы. Средняя часть траверсы связана с крышкой посредством винта. Концы траверсы опираются снаружи на корпус. Изобретение позволяет улучшить массо-габаритные показатели задвижки в особенности при выполнении ее на высокое внутреннее давление. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
US 4432387 А, 21.02.1984 | |||
ЗАДВИЖКА ЗАПОРНАЯ | 1996 |
|
RU2128307C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1996 |
|
RU2127940C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНСЕРВОВ "КОТЛЕТЫ ОБЖАРЕННЫЕ В ЧИЛИЙСКОМ СОУСЕ" | 2012 |
|
RU2512513C1 |
DE 4313633 A1, 27.10.1994 | |||
ЕР 0671577 A1, 13.09.1995 | |||
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Авторы
Даты
2001-11-27—Публикация
1999-12-15—Подача