ЗАДВИЖКА Российский патент 2003 года по МПК F16K27/04 F16K3/02 

Описание патента на изобретение RU2209355C2

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.

Известны задвижки (RU, 2117842, кл. F 16 K 3/02, 1997 г.; RU, 2153113, кл. F 16 К 3/02, 2000 г.), содержащие корпус и запорный орган, причем корпус выполнен разъемным по вертикальной оси для обеспечения удобства сборки-разборки устройства при изготовлении, ремонтных и регламентных работах. Особое внимание при проведении регламентных работ должно быть уделено очистке от твердого осадка нижней полости корпуса, что в данной конструкции сопряжено с полной разборкой задвижки. Наиболее близкой к заявляемой является задвижка (GB, 2056021 А, кл. F 16 К 27/04, 1981г.), содержащая корпус и шибер, причем нижняя часть корпуса выполнена с возможностью снятия без полной разборки задвижки. Однако при снятии нижней части корпуса обеспечивается доступ только к нижней полости корпуса под шибером, седловая же часть корпуса остается недоступной.

Настоящее изобретение решает задачу обеспечения доступа к максимально возможному числу узлов задвижки при ее обслуживании в процессе эксплуатации без полной разборки задвижки.

Задача решается тем, что в задвижке, содержащей разъемный по оси проходного канала корпус, седла и запорный орган, части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены между собой с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и к седлам. Упомянутое соединение выполнено в виде, например, петель. При разъеме корпуса по указанной линии становятся доступными седла задвижки.

Наиболее удобно при этом выполнять седла в виде втулок, связанных с корпусом, поджимающих уплотнение к запорному органу. Они могут быть связаны, например, путем плотной посадки. Для надежности фиксации седел в рабочем положении на поверхности внешней поверхности втулки выполнен кольцевой выступ, а на ответной ей поверхности корпуса - кольцевой паз, сопряженный с выступом. Возможен вариант, когда кольцевой выступ выполнен на внутренней стороне корпуса, а на поверхности втулки - ответный ему паз. В месте контакта паза и выступа для надежной герметизации соединения может быть помещена уплотнительная прокладка. Форма паза и выступа может быть выбрана любой при условии плотного соприкосновения по меньшей мере по одной кольцевой линии. Как один из возможных вариантов, паз и выступ могут быть выполнены остроугольными в поперечном сечении, при этом угол паза выполнен меньшим угла выступа. В этом случае обеспечивается плотный контакт втулки и корпуса по двум кольцевым линиям поверхностей. В заявленной конструкции легко обеспечивается доступ как к седловой части корпуса, так и к нижней полости при сохранении герметичности конструкции в рабочем состоянии задвижки.

На фиг. 1 изображен продольный разрез задвижки; на фиг.2 - вид задвижки по А фиг.1.

Задвижка содержит корпус 1, разъемный по оси проходного канала в горизонтальной плоскости, перпендикулярной вертикальной оси задвижки. С одной стороны части корпуса скреплены посредством петель 2, обеспечивающих откидывание нижней части корпуса для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам при проведении регламентных работ. С другой стороны части корпуса соединены болтами 3. Запорный орган (шибер) 4 взаимодействует с седлами, выполненными в виде втулок 5, поджимающих к запорному органу уплотнительные элементы 6. На внешней поверхности каждой из втулок выполнен кольцевой выступ 7, остроугольный в поперечном сечении, а на внутренней поверхности корпуса - ответный выступу кольцевой паз 8, причем угол паза выполнен меньшим угла выступа. Соединение паз - выступ уплотнено упругой прокладкой 9, а соединение частей корпуса - упругой прокладкой 10.

Задвижка работает следующим образом. В закрытом состоянии проходной канал задвижки перекрыт шибером, а седла предотвращают протечку рабочей среды на выход задвижки и за пределы корпуса. В открытом состоянии запорный орган находится в положении, при котором путь рабочей среде через задвижку открыт. При проведении регламентных работ на задвижке нижняя часть корпуса снимается либо откидывается, открывая доступ как к нижней полости корпуса для ее очистки от осадка, так и к седлам для их замены или ремонта.

Изобретение используется в составе магистральных трубопроводов перекрытия потока рабочей среды, преимущественно сильно загрязненной.

Похожие патенты RU2209355C2

название год авторы номер документа
ЗАДВИЖКА 1998
  • Галаганов В.Н.
  • Крылов А.И.
  • Наумов В.С.
  • Кривчиков В.И.
  • Ирошников А.С.
RU2141596C1
ТЕРМОЗАТВОР 2002
  • Крыжановский О.Г.
RU2228476C2
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Никитин Анатолий Юрьевич
  • Шинкоренко Станислав Федорович
RU2479774C1
ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Галаганов В.Н.
  • Крылов А.И.
  • Наумов В.С.
RU2141593C1
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ 2020
  • Сюмак Денис Леонидович
  • Степанов Андрей Иванович
RU2761889C1
ЗАДВИЖКА 1999
  • Абакумов В.Л.
  • Бугаков А.М.
  • Галиченко В.П.
  • Камочкина Г.А.
  • Кротов Б.А.
  • Польшаков И.С.
  • Юрков Ю.Н.
  • Грошихин Г.С.
RU2176346C2
СКВАЖИННЫЙ КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ 2012
  • Бекетов Сергей Борисович
  • Машков Виктор Алексеевич
RU2516708C2
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА 2013
  • Коренякин Андрей Федорович
  • Пономаренко Дмитрий Владимирович
  • Филиппов Андрей Геннадьевич
  • Тищенко Виталий Валерьевич
  • Зилевич Наталья Борисовна
RU2529960C1
Запорно-регулирующая задвижка со съёмным блоком дросселирующих решёток 2021
  • Мышонков Александр Николаевич
RU2755285C1
КРАН С ПОВОРОТНОЙ ПРОБКОЙ 2000
  • Мартынов В.Н.
  • Пешков Л.П.
RU2177573C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 209 355 C2

Реферат патента 2003 года ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус, разъемный по оси проходного канала, запорный орган и седла. Части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам. Изобретение позволяет обеспечить доступ к максимально возможному числу узлов задвижки при ее обслуживании в процессе эксплуатации без полной разборки задвижки. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 209 355 C2

1. Задвижка, содержащая корпус, разъемный по оси проходного канала, запорный орган и седла, отличающаяся тем, что части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам. 2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки, связанной с корпусом. 3. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что на внешней поверхности втулки выполнены кольцевой выступ, а на ответной ей поверхности корпуса выполнен сопряженный с выступом кольцевой паз. 4. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что на внешней поверхности втулки выполнен кольцевой паз, а на ответной ей поверхности корпуса выполнен сопряженный с пазом кольцевой выступ. 5. Задвижка по п.3 или 4, отличающаяся тем, что упомянутые паз и выступ выполнены остроугольными в поперечном сечении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209355C2

GB 2056021 А, 11.03.1981
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ 1998
  • Глускин М.С.
  • Грешняев В.А.
  • Кульмухаметов Т.Я.
  • Нефедцев В.П.
RU2153113C2
0
SU308266A1
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНОЙ РЕФЛЮКСНОЙ БОЛЕЗНЬЮ 2001
  • Эфендиева Метанет Талат Кызы
  • Разумов А.Н.
  • Курбанов Фазиль Самед Оглы
RU2197936C1
US 5464035 А, 07.11.1995
DE 4325192 А1, 17.02.1994
ЛОПАСТНЫЙ ПАРАШЮТ 1972
  • Дремач А.И.
  • Едемская Е.И.
  • Елисеев Б.И.
  • Шмаков В.Т.
SU426915A1
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1

RU 2 209 355 C2

Авторы

Галаганов В.Н.

Даты

2003-07-27Публикация

2001-09-24Подача