Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.
Известны задвижки (RU, 2117842, кл. F 16 K 3/02, 1997 г.; RU, 2153113, кл. F 16 К 3/02, 2000 г.), содержащие корпус и запорный орган, причем корпус выполнен разъемным по вертикальной оси для обеспечения удобства сборки-разборки устройства при изготовлении, ремонтных и регламентных работах. Особое внимание при проведении регламентных работ должно быть уделено очистке от твердого осадка нижней полости корпуса, что в данной конструкции сопряжено с полной разборкой задвижки. Наиболее близкой к заявляемой является задвижка (GB, 2056021 А, кл. F 16 К 27/04, 1981г.), содержащая корпус и шибер, причем нижняя часть корпуса выполнена с возможностью снятия без полной разборки задвижки. Однако при снятии нижней части корпуса обеспечивается доступ только к нижней полости корпуса под шибером, седловая же часть корпуса остается недоступной.
Настоящее изобретение решает задачу обеспечения доступа к максимально возможному числу узлов задвижки при ее обслуживании в процессе эксплуатации без полной разборки задвижки.
Задача решается тем, что в задвижке, содержащей разъемный по оси проходного канала корпус, седла и запорный орган, части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены между собой с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и к седлам. Упомянутое соединение выполнено в виде, например, петель. При разъеме корпуса по указанной линии становятся доступными седла задвижки.
Наиболее удобно при этом выполнять седла в виде втулок, связанных с корпусом, поджимающих уплотнение к запорному органу. Они могут быть связаны, например, путем плотной посадки. Для надежности фиксации седел в рабочем положении на поверхности внешней поверхности втулки выполнен кольцевой выступ, а на ответной ей поверхности корпуса - кольцевой паз, сопряженный с выступом. Возможен вариант, когда кольцевой выступ выполнен на внутренней стороне корпуса, а на поверхности втулки - ответный ему паз. В месте контакта паза и выступа для надежной герметизации соединения может быть помещена уплотнительная прокладка. Форма паза и выступа может быть выбрана любой при условии плотного соприкосновения по меньшей мере по одной кольцевой линии. Как один из возможных вариантов, паз и выступ могут быть выполнены остроугольными в поперечном сечении, при этом угол паза выполнен меньшим угла выступа. В этом случае обеспечивается плотный контакт втулки и корпуса по двум кольцевым линиям поверхностей. В заявленной конструкции легко обеспечивается доступ как к седловой части корпуса, так и к нижней полости при сохранении герметичности конструкции в рабочем состоянии задвижки.
На фиг. 1 изображен продольный разрез задвижки; на фиг.2 - вид задвижки по А фиг.1.
Задвижка содержит корпус 1, разъемный по оси проходного канала в горизонтальной плоскости, перпендикулярной вертикальной оси задвижки. С одной стороны части корпуса скреплены посредством петель 2, обеспечивающих откидывание нижней части корпуса для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам при проведении регламентных работ. С другой стороны части корпуса соединены болтами 3. Запорный орган (шибер) 4 взаимодействует с седлами, выполненными в виде втулок 5, поджимающих к запорному органу уплотнительные элементы 6. На внешней поверхности каждой из втулок выполнен кольцевой выступ 7, остроугольный в поперечном сечении, а на внутренней поверхности корпуса - ответный выступу кольцевой паз 8, причем угол паза выполнен меньшим угла выступа. Соединение паз - выступ уплотнено упругой прокладкой 9, а соединение частей корпуса - упругой прокладкой 10.
Задвижка работает следующим образом. В закрытом состоянии проходной канал задвижки перекрыт шибером, а седла предотвращают протечку рабочей среды на выход задвижки и за пределы корпуса. В открытом состоянии запорный орган находится в положении, при котором путь рабочей среде через задвижку открыт. При проведении регламентных работ на задвижке нижняя часть корпуса снимается либо откидывается, открывая доступ как к нижней полости корпуса для ее очистки от осадка, так и к седлам для их замены или ремонта.
Изобретение используется в составе магистральных трубопроводов перекрытия потока рабочей среды, преимущественно сильно загрязненной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2141596C1 |
ТЕРМОЗАТВОР | 2002 |
|
RU2228476C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2479774C1 |
ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2141593C1 |
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ | 2020 |
|
RU2761889C1 |
ЗАДВИЖКА | 1999 |
|
RU2176346C2 |
СКВАЖИННЫЙ КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2516708C2 |
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА | 2013 |
|
RU2529960C1 |
Запорно-регулирующая задвижка со съёмным блоком дросселирующих решёток | 2021 |
|
RU2755285C1 |
КРАН С ПОВОРОТНОЙ ПРОБКОЙ | 2000 |
|
RU2177573C1 |
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус, разъемный по оси проходного канала, запорный орган и седла. Части корпуса, расположенные по обе стороны от линии разъема, уплотнены прокладкой и соединены с возможностью откидывания нижней части для обеспечения доступа к нижней полости корпуса и седлам. Изобретение позволяет обеспечить доступ к максимально возможному числу узлов задвижки при ее обслуживании в процессе эксплуатации без полной разборки задвижки. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
GB 2056021 А, 11.03.1981 | |||
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 1998 |
|
RU2153113C2 |
0 |
|
SU308266A1 | |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНОЙ РЕФЛЮКСНОЙ БОЛЕЗНЬЮ | 2001 |
|
RU2197936C1 |
US 5464035 А, 07.11.1995 | |||
DE 4325192 А1, 17.02.1994 | |||
ЛОПАСТНЫЙ ПАРАШЮТ | 1972 |
|
SU426915A1 |
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Авторы
Даты
2003-07-27—Публикация
2001-09-24—Подача