БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ Российский патент 2001 года по МПК C08L95/00 C08L57/02 

Описание патента на изобретение RU2176652C2

Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в создании дорожных, кровельных и защитных покрытий.

Известна битумная эмульсия для дорожных работ, включающая битум, катионную адгезионную присадку, соляную кислоту и воду [Методические рекомендации по приготовлению и применению в дорожном строительстве катионных эмульсий. М, СоюздорНИИ, 1973, с. 3-24].

Недостатком этой эмульсии является недостаточная стабильность, сцепляемость с минеральным наполнителем и сложность регулирования скорости ее распада при одном и том же содержании эмульгатора
Наиболее близкой предлагаемому изобретению является эмульсия битумная дорожная [Эмульсии битумные дорожные. Технические условия. ГОСТ 18659-81. М. ] , содержащая битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь и воду. В качестве анионоактивного эмульгатора применяют поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа высших органических кислот или их солей; в качестве катионоактивного эмульгатора - ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных аммониевых солей. В качестве основного компонента применяют едкий натр, или жидкое стекло, или триполифосфот натрия, а в качестве кислого компонента - соляную, или уксусную, или ортофосфорную кислоту. Массовая доля битума с эмульгатором в эмульсиях составляет 45-55%.

Недостатком такой эмульсии является сложность регулирования скорости ее распада при одном и том же содержании эмульгатора: с одной стороны, быстрый распад при введении их в минеральный материал методом пропитки, с другой стороны, сравнительно медленный распад при введении их в минеральный материал методом поверхностной обработки. Кроме того, эмульсии характеризуются недостаточными стабильностью и сцепляемостью с минеральным наполнителем (адгезией).

Задачей изобретения является разработка эмульсии, позволяющей регулировать скорость ее распада при одном и том же содержании эмульгатора, повышение ее стабильности и сцепляемости с минеральным наполнителем, экономия битума, утилизация тяжелой пиролизной смолы, являющейся многотоннажным отходом процесса пиролиза.

Поставленная задача решается разработкой битумной эмульсии, включающей битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь и воду. Причем она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу плотностью 1060-1080 кг/м3 содержанием серы 4,5- 5,5 мас.%, содержании тяжелых ароматических соединений 54-55 мас. %, при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Битум - 20-70
Катионный или анионный эмульгатор - 0,1-5
Кислота или щелочь - 0,5-3
Тяжелая пиролизная смола - 0,4-8
Вода - Остальное
Для приготовления эмульсии используют нефтяные дорожные битумы по ГОСТ 22245-90, строительные битумы по ГОСТ 6617-76, кровельные битумы по ГОСТ 9548-74, изоляционные битумы по ГОСТ 9812-74.

Тяжелую пиролизную смолу используют как в обводненном виде (на некоторых установках пиролиза она вырабатывается именно в таком виде, например на KОAO "Оргсинтез", г. Казань содержание воды колеблется в пределах 5-65 мас.%), т. е. без предварительного обезвоживания, так и в безводном виде (например продукт АО "Нижнекамскнефтехим" - ТУ-38.1021256-89). Физико-химические показатели безводной ТПС приведены в табл 1.

В качестве анионоактивного эмульгатора применяют поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа высших органических кислот или их солей; в качестве катионоактивного эмульгатора - ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных аммониевых солей.

Битумную эмульсию готовят по известной технологии смешением компонентов в одной из следующих последовательностей.

1. В разогретый в отдельной емкости до 110-130oC дорожный битум вводят при перемешивании расчетное количество эмульгатора. В смесь воды, кислоты, в случае катионоактивного эмульгатора, или щелочи, в случае анионоактивного эмульгатора, и ТПС, нагретую при перемешивании до 70-90oC, вводят также при перемешивании приготовленную смесь расчетного количества битума с эмульгатором.

2. В смесь расчетного количества битума, эмульгатора и ТПС с температурой 110-130oC при перемешивании добавляют приготовленную в отдельной емкости смесь воды, кислоты, в случае катионоактивного эмульгатора, или щелочи, в случае анионоактивного эмульгатора, с температурой 70-90oC.

Образцы битумных эмульсий были приготовлены в соответствии со следующими примерами.

Пример 1. В 49,7 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,3 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 48,5 г воды добавляют при перемешивании 0,5 г безводной ТПС и 1 г соляной кислоты, затем нагревают при перемешивании до 85oC, затем добавляют смесь битума с эмульгатором, имеющую температуру 110oC, и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49,7, эмульгатор - 0,3, кислота - 1, ТПС - 0,5, вода - 48,5.

Пример 2. В 49,7 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,3 г катионоактивного эмульгатора и 2 г безводной ТПС. Водную фазу готовят следующим образом: в 47 г воды добавляют 1 г соляной кислоты, тщательно перемешивают, нагревают этот раствор до температуры 85oC, затем добавляют нагретую до 110oC смесь битума, эмульгатора и ТПС. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49,7, эмульгатор - 0,3, кислота - 1, ТПС - 2, вода - 47.

Пример 3. В 20 г строительного битума (по ГОСТ 6617-76), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 0,1 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 78,4 г воды добавляют 0,5 г обводненной ТПС (содержание воды 20%), тщательно перемешивают, добавляют 1 г соляной кислоты и нагревают этот раствор до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,1, кислота - 1, ТПС - 0,4, вода - 78,5.

Пример 4. В 20 г кровельного битума (по ГОСТ 9548-74), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 0,1 г катионоактивного эмульгатора и 2 г обводненной ТПС (содержание воды 5%). Водную фазу готовят следующим образом: в 76,9 г воды добавляют 1 г соляной кислоты, тщательно перемешивают и нагревают этот раствор до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума, эмульгатора. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,1, кислота - 1, ТПС - 1,9, вода - 77.

Пример 5. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 120oC, добавляют при перемешивании 2 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 22 г воды добавляют 4 г обводненной ТПС (содержание воды 30%), тщательно перемешивают, добавляют 2 г соляной кислоты и нагревают этот раствор до температуры 80oC, затем добавляют нагретую до 120oС смесь битума с эмульгатором. Промешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, кислота - 2, ТПС - 2,8, вода - 23,2.

Пример 6. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 120oC, добавляют при перемешивании 2 г катионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 6 г воды добавляют 20 г обводненной ТПС (содержание воды 60%), тщательно перемешивают, добавляют 2 г соляной кислоты и нагревают этот раствор до температуры 80oC, затем добавляют нагретую до 120oC смесь битума с эмульгатором. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, кислота - 2, ТПС - 8, вода - 18.

Пример 7. В 20 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,5 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 77,5 г воды добавляют 1 г обводненной ТПС (содержание воды 30%), тщательно перемешивают, добавляют 1 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 90oC, затем добавляют нагретую до 110oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,5, щелочь - 1, ТПС - 0,7, вода - 77,8.

Пример 8. В 20 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,5 г анионоактивного эмульгатора, разогревают до 110oC, перемешивают до однородного состояния. Водная фаза готовится следующим образом: в 75,5 г воды добавляют 3 г обводненной ТПС (содержание воды 40%), тщательно перемешивают, добавляют 1 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 90oС, затем добавляют нагретую до 110oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,5, щелочь - 1, ТПС - 1,8, вода - 76,7.

Пример 9. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 2 г анионоактивного эмульгатора Водная фаза готовится следующим образом: в 24 г воды добавляют 2 г обводненной ТПС (содержание воды 50%), тщательно перемешивают, добавляют 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, щелочь - 2, ТПС - 1, вода - 25.

Пример 10. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 2 г анионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 20 г воды добавляют при перемешивании 6 г обводненной ТПС (содержание воды 50%) и 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума и эмульгатора. Полученную композицию перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, щелочь - 2, ТПС - 3, вода - 23.

Пример 11. В 49 г строительного битума (по ГОСТ 6617-76), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 3 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 40 г воды добавляют 5 г обводненной ТПС (содержание воды 60%), тщательно перемешивают, добавляют 3 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oС, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC и перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49, эмульгатор - 3, щелочь - 3, ТПС - 2, вода - 43.

Пример 12. В 49 г изоляционного битума (по ГОСТ 9812-74), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 2 г анионоактивного эмульгатора и 6 г обводненной ТПС (содержание воды 50%). Водная фаза готовится следующим образом: в 40 г воды добавляют 3 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49, эмульгатор - 2, щелочь - 3, ТПС - 3, вода - 43.

Эксплуатационные характеристики образцов N 1-12 представлены в табл 2.

Для сравнения этих характеристик с аналогичными для прототипа были приготовлены 4 образца (N 13-16) по ГОСТ 18659-81.

Пример 13. В 44 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 1 г катионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 54 г воды добавляют 1 г соляной кислоты и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 80oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 110oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 44, эмульгатор - 1, кислота - 1, вода - 54.

Пример 14. В 54 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 120oC, добавляют при перемешивании 1 г катионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 44 г воды добавляют 1 г соляной кислоты и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 80oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 120oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 54, эмульгатор - 1, кислота - 1, вода - 44.

Пример 15. В 42 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 130oС, добавляют при перемешивании 3 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 53 г воды добавляют 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 42, эмульгатор - 3, щелочь - 2, вода - 53.

Пример 16. В 52 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 3 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 43 г воды добавляют 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности.

Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 52, эмульгатор - 3, щелочь - 2, вода - 43.

Эксплуатационные характеристики предлагаемых образцов битумных эмульсий приведены в табл. 2
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что при возрастании содержания ТПС до 3% при одном и том же содержании эмульгатора скорость распада эмульсии замедляется в 1,1-2,5 раза, дальнейшее увеличение содержания ТПС ведет к увеличению скорости распада более чем в 8 раз. Предлагаемая эмульсия более устойчива при хранении и обладает лучшей сцепляемостью с минеральным материалом. Кроме того, предлагаемая битумная эмульсия содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья, что снижает стоимость эмульсии и повышает рентабельность процесса пиролиза.

Похожие патенты RU2176652C2

название год авторы номер документа
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ ОБРАТНОГО ТИПА 1999
  • Кемалов А.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Чекашов А.А.
  • Степин С.Н.
  • Кудряшев В.Н.
  • Черевин В.Ф.
  • Пирогов А.П.
  • Еремин А.А.
  • Файзрахманов Н.Н.
  • Трифонов С.В.
  • Гильманов Х.Х.
  • Бикмурзин А.Ш.
  • Кемалов Р.А.
RU2194062C2
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2003
  • Кемалов А.Ф.
  • Абдуллин А.И.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Дияров И.Н.
  • Кемалов Р.А.
  • Солдатова Л.Б.
  • Нуриев И.М.
RU2244725C1
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2007
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Гладий Евгений Александрович
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Ганиева Тамилла Фатхиевна
  • Петров Сергей Михайлович
  • Борисов Сергей Владимирович
RU2361894C1
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2008
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Гладий Евгений Александрович
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Ганиева Тамилла Фахтиевна
  • Саяхов Марат Дамирович
  • Кемалова Гульсина Ханафовна
  • Петрова Татьяна Николаевна
  • Фаттахов Дамир Фаридович
RU2407764C2
КВАНТОВО-АКТИВИРОВАННАЯ БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2013
  • Лапшин Игорь Геннадиевич
RU2525547C1
БИТУМНО-РЕЗИНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 1997
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Кемалов А.Ф.
  • Дияров И.Н.
  • Ибрагимов Р.А.
  • Шарифуллин А.А.
  • Лутфуллин Р.А.
  • Солодова Н.Л.
RU2137792C1
КАТИОНОАКТИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2001
  • Степин С.Н.
  • Михеев В.В.
  • Кемалов А.Ф.
  • Сороков В.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Бечвертная И.В.
  • Кудряшов В.Н.
  • Шамгунов Р.Р.
  • Абдуллин А.И.
RU2184753C1
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1998
  • Плаксунов Т.К.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Кемалов А.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Дияров И.Н.
  • Ермаков Р.Д.
  • Ибрагимов Р.А.
  • Чекашов А.А.
RU2137794C1
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 1997
  • Кемалов А.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Дияров И.Н.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Ибрагимов Р.А.
  • Минхайров М.Ф.
  • Шафиков Р.Х.
  • Газизов К.К.
  • Лутфуллин Р.А.
RU2140947C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 1997
  • Кемалов А.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Дияров И.Н.
  • Ибрагимов Р.А.
  • Шафиков Р.Х.
  • Лутфуллин Р.А.
  • Дубкова Ф.Г.
  • Абзалин З.А.
  • Курочкин Л.М.
  • Гильмутдинов Н.Р.
RU2131896C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 176 652 C2

Реферат патента 2001 года БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ

Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в создании дорожных, кровельных и защитных покрытий. Задачей изобретения является разработка рецептуры эмульсии, позволяющей регулировать скорость распада битумной эмульсии при одном и том же содержании эмульгатора, повышение ее стабильности и сцепляемости с минеральным наполнителем, экономия битума. Поставленная задача решается разработкой битумной эмульсии, включающей битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь, воду. Причем она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу плотностью 1060-1080 кг/м3, содержанием серы 4,5-5,5 мас.%, содержанием тяжелых ароматических соединений 54-55 мас.% при следующих соотношениях компонентов, мас.%: битум 20-70, катионный или анионный эмульгатор 0,1-5, кислота или щелочь 0,5-3, тяжелая пиролизная смола 0,4-8, вода остальное. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 176 652 C2

Битумная эмульсия, включающая битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь и воду, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу плотностью 1060-1080 кг/м3, содержанием серы 4,5-5,5 мас.%, содержанием тяжелых ароматических соединений 54-55 мас.%, при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Битум - 20-70
Катионный или анионный эмульгатор - 0,1-5
Кислота или щелочь - 0,5-3
Тяжелая пиролизная смола - 0,4-8
Вода - Остальноее

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2176652C2

Устройство для выгрузки из вагонеток и передачи форм с сахаром 1929
  • Хохловский С.И.
SU18659A1
Эмульсии битумные дорожные
Технические условия
Способ приготовления асфальтобетонной смеси 1984
  • Мухина Галина Николаевна
  • Акимова Мария Петровна
  • Кудряшов Владимир Александрович
  • Тетерук Владимир Григорьевич
  • Чернов Анатолий Степанович
SU1293147A1
US 4282037 A, 04.08.1981
US 4298397 A, 03.11.1981
US 4211575 A, 08.07.1980.

RU 2 176 652 C2

Авторы

Кемалов А.Ф.

Ганиева Т.Ф.

Фахрутдинов Р.З.

Чекашов А.А.

Степин С.Н.

Сатаева Ю.Р.

Лутфуллин Р.А.

Шафиков Р.Х.

Кудряшов В.Н.

Черевин В.Ф.

Пирогов А.П.

Еремин А.А.

Файзрахманов Н.Н.

Трифонов С.В.

Гильманов Х.Х.

Бикмурзин А.Ш.

Кемалов Р.А.

Даты

2001-12-10Публикация

1999-10-05Подача