Изобретение относится к битумно-резиновым композициям и может быть использовано в дорожном, промышленном, гражданском и гидротехническом строительстве.
Известен способ приготовления резинобитумного вяжущего, содержащего битум, резиновую крошку и пластификатор, путем смешения битума с термообработанной (в течение 1,0-5,0 ч при 190-260oC) смесью резиновой крошки с пластификатором в соотношении 1,0 : (0,7 - 1,8) при 150-180oC (АС СССР N 1289872, кл. C 08 L 95/00, C 04 B 26/26, 1987). В качестве пластификатора используют сланцевое масло или антраценовое масло, или экстракт селективной очистки масел, а в качестве структурообразователя - полиэтиленовый воск или элементарную серу, или нитрат аммония.
Способ позволяет снизить температуру хрупкости композиции. Однако при этом пятая часть резины остается в нерастворенном виде с размером частиц более или равном 1,25 мм, что приводит к снижению прочности вяжущего.
Наиболее близким предлагаемому изобретению является способ получения битумно-резиновой композиции (АС СССР N 1705322, кл. C 08 L 95/00, 1992) путем нагревания битума, резиновой крошки и мягчителя - сульфатного мыла или омыленного таллового пека, при этом смесь битума и резиновой крошки выдерживают в течение 1,5-3,5 ч при 220-250oC, затем вводят мягчитель, после чего смесь при постоянном перемешивании охлаждают до 40-70oC и дополнительно вводят при перемешивании в течение 0,5-1,0 ч щелочной сток производства капролактама при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум - 30 - 89
Резиновая крошка - 10 - 60
Сульфатное мыло или омыленный талловый пек - 0,5 - 5,0
Указанный щелочной сток производства капролактама - 0,5-5,0
Способ позволяет повысить адгезию, эластичность, теплоустойчивость и прочность на разрыв битумно-резиновой композиции.
Недостатком известного способа является длительное выдерживание при высокой температуре (до 250oC) смеси битума с резиновой крошкой, поскольку известно, что при температурах выше 230oC в резиновой крошке преобладают деструктивные процессы по свободно-радикальному механизму, что вызывает также и деструкцию углеводородных компонентов битума, приводящую к ухудшению качества композиций.
Задачей изобретения является разработка битумно-резиновой композиции с улучшенными эластичными и адгезионными свойствами при упрощении процесса получения за счет более мягкого температурного режима.
Поставленная задача решается получением битумно-резиновой композиции, содержащей битум, резиновую крошку и мягчитель. Причем в качестве резиновой крошки берут крошку невулканизированной резины, а в качестве мягчителя и дополнительно пластификатора - отходы нефтехимической и лесной промышленности: тяжелую смолу пиролиза или полиалкилбензольную смолу, или смолу древесную лиственных пород при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Невулканизированная резина - 1,5-25
Вышеуказанный мягчитель-пластификатор - 2,5-45
Битум - 30 - 96
Задача решается также способом получения битумно-резиновой композиции путем нагревания при перемешивании битума, резиновой крошки и мягчителя. Причем предварительно приготовленную смесь 1,5-25,0 мас.% резиновой крошки с 2,5-45,0 мас.% вышеуказанного мягчителя-пластификатора выдерживают в течение суток, перемешивают при 100-130oC до получения однородной массы и вводят при перемешивании в нагретый до 100-130oC битум.
Смола древесная лиственных пород (СДЛП) получается при пиролизе древесины лиственных пород и поставляется по ТУ-13-0281078-81-89 (плотность - 1080-1200 кг/м3; массовая доля воды - не более 25%; конечная температура разгонки - 260-300oC, состоит в основном из смоляных кислот общей формулы C20H30O2).
Полиалкилбензольная смола (ПАБС) - побочный продукт производства алкилбензолов, поставляется по ТУ-38-10296-83 (плотность - 900-1000 кг/м3, выкипает в интервале 238-300oC - 20,6 мас.%, в интервале 300-370oC - 54,35 мас. %, в интервале 370-440oC - 12 мас.%, содержание ароматических углеводородов - 65-70 мас.%).
Тяжелая смола пиролиза (ТСП) образуется как побочный продукт при производстве этилена методом пиролиза низкооктанового бензина. Характеристики: плотность - 1160 кг/м3 состав, мас.%: парафино-нафтеновые углеводороды 5-5,5, ароматические углеводороды 62-64, смолы 16-18, асфальтены 12,5-17.
Для приготовления композиции используют битумы марок БНД по ГОСТ 22245-76, а также битум БНК 45/180 по ГОСТ 9548-74.
Невулканизированная резиновая крошка (НВРК) - отход при транспортировке сырой резины на процесс вулканизации (фр. 0-1,25 мм). Для осуществления изобретения подходит резиновая крошка каучуков, способных набухать в углеводородной части битума, а именно этиленпропиленового, дивинильного, изопренового, бутадиенметилстирольного, а также их смесей.
В табл. 1 приведены составы приготовленных образцов битумно-резиновых композиций и температурные режимы их приготовления, а в табл. 2 - их физико-механические свойства. Как видно из приведенных экспериментальных данных, предлагаемая битумно-резиновая композиция превосходит известную по эластичности - 77-86% против 65-79%, а по адгезии - 12,0-13,5 кгс/см2 против 6-11,7 кгс/см2, и не уступает по прочности на разрыв. При этом снижение температуры процесса не только способствует улучшению эксплуатационных характеристик композиции, но и позволяет снизить энергозатраты на ее производство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1991 |
|
RU2031914C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1997 |
|
RU2124038C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ И РЕМОНТА ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2001 |
|
RU2202583C2 |
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 1997 |
|
RU2140947C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 1998 |
|
RU2148562C1 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 1997 |
|
RU2131896C1 |
МАСТИКА МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2001 |
|
RU2220170C2 |
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ | 1999 |
|
RU2176652C2 |
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНАЯ МАСТИКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2580130C2 |
Резино-полимерно-битумное вяжущее и способ его получения | 2020 |
|
RU2752619C1 |
Изобретение относится к битумно-резиновым композициям и может быть использовано в дорожном, промышленном, гражданском и гидротехническом строительстве. Задачей изобретения является разработка битумно-резиновой композиции с улучшенными эластичными и адгезионными свойствами при упрощении процесса получения за счет более мягкого температурного режима. Поставленная задача решается созданием битумно-резиновой композиции, содержащей битум, резиновую крошку и мягчитель. Причем в качестве резиновой крошки она содержит невулканизированную резиновую крошку, а в качестве мягчителя и дополнительно пластификатора содержит тяжелую смолу пиролиза или полиалкилбензольную смолу, или смолу древесную лиственных пород. Задача решается также способом получения битумно-резиновой композиции, включающим нагревание битума, резиновой крошки и мягчителя, причем предварительно приготовленную смесь 1,5-25 мас.% невулканизированной резиновой крошки с 2,5-45 мас.% вышеуказанного мягчителя-пластификатора выдерживают в течение суток, перемешивают при 100-130oC до получения однородной массы и вводят при перемешивании в нагретый до 100-130°С битум. 2 с.п.ф-лы, 2 табл.
Невулканизированная резиновая крошка - 1,5 - 25
Вышеуказанный мягчитель-пластификатор - 2,5 - 45
Битум - 30 - 96
2. Способ получения битумно-резиновой композиции, включающий нагревание битума, резиновой крошки и мягчителя, отличающийся тем, что в качестве резиновой крошки используют невулканизированную резиновую крошку, а в качестве мягчителя и дополнительно пластификатора - тяжелую смолу пиролиза, или полиалкилбензольную смолу, или смолу древесную лиственных пород при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Невулканизированная резиновая крошка - 1,5 - 25
Вышеуказанный мягчитель-пластификатор - 2,5 - 45
Битум - 30 - 96
при этом предварительно приготовленную смесь из невулканизированной резиновой крошки, мягчителя-пластификатора выдерживают в течение суток, перемешивают при 100 - 130oС до получения однородной массы и вводят при перемешивании в нагретый до 100 - 130oС битум.
SU, 1705322, A1, 1991 | |||
SU, 1289872, A1, 1987. |
Авторы
Даты
1999-09-20—Публикация
1997-10-07—Подача