ТРИМАРАН НА МЕЖКОРПУСНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ Российский патент 2001 года по МПК B63B1/12 B63B1/24 B63B1/38 

Описание патента на изобретение RU2177426C1

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на подводных крыльях. Это могут быть транспортные, спортивные, промысловые, технические и суда специального назначения.

Известны суда (US 4348972 A, SU 1217717 A, SU 1625768 А и FR 2533192 А), включающие основной корпус, а также вспомогательные корпуса по бокам основного корпуса, служащие для увеличения устойчивости и грузоподъемности судна.

Недостатком ранее известных технических решений являются малая маневренность судна, особенно при малых скоростях, большой инерционный путь торможения.

Известны суда на подводных крыльях (патенты RU 2053156 и RU 2068790), содержащие корпус с подводной крыльевой системой.

Авторам не известны конструкции тримаранов с подводными крыльями.

Цель настоящего изобретения - ужесточить крепление между корпусами тримарана, повысить гидродинамические качества и мореходность судна, создать дополнительную подъемную силу, т.е. увеличить экономическую эффективность эксплуатации тримарана.

Поставленная цель достигается тем, что в судне, состоящем из среднего корпуса и боковых корпусов, между средним и боковыми корпусами судна установлены закрепленные к ним по крайней мере два межкорпусных подводных крыла. Угол установки η межкорпусных подводных крыльев равен 10 - 170o. Угол атаки ϕ фиксированных межкорпусных подводных крыльев больше 0,01o. Угол установки β межкорпусных креплений равен 10-90o. В носовых подводных частях корпусов судна возможно размещение устройств, обеспечивающих образование воздушной прослойки (пузырьков) между носовыми частями корпусов и водной средой. Во всех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства.

На фигуре 1 изображена схема тримарана.

На фигуре 2 изображена схема разреза межкорпусных подводных крыльев по 2-2.

На фигуре 3 изображена схема разреза тримарана по 3-3.

Конструктивно судно является тримараном. Судно 1 состоит из трех корпусов (фиг. 1): средний (основной) корпус 2 и боковые корпуса 3. Все три корпуса оснащены судовыми энергетическими установками (с гребными винтами 4) и рулевыми устройствами (не показаны). Средний корпус 2 соединен с боковыми корпусами 3 межкорпусными навесными (палубными) креплениями 6, межкорпусными креплениями-упорами 9. Межкорпусные крепления-упоры 9 могут быть выдвижными (телескопическими). Средний корпус и боковые корпуса могут иметь общую палубу 5. На судне предусмотрены надстройка 7 на основном корпусе и надстройки 8 на боковых корпусах. Между корпусами тримарана расположены по крайней мере два межкорпусных подводных крыла 10 (по одному крылу от среднего корпуса к каждому из боковых корпусов), которые наряду с выполнением функции собственно подводных крыльев (получение подъемной силы) выполняют роль межкорпусных креплений. Возможен вариант выполнения судна с размещением судовых двигателей только в боковых корпусах.

Применение подводных крыльев в тримаране, а главное их расположение между корпусами с дополнительной функцией межкорпусных креплений, значительным образом отличается от нынешних представлений о конструкции подводных крыльев и их расположения в современных судах. Установка подводных крыльев между корпусами в тримаране преследует две цели - это усиление жесткости конструкции тримарана и образование подъемной силы, позволяющей уменьшить осадку судна.

Для снижения гидродинамического сопротивления корпусов 2 и 3 тримарана в носовых подводных частях их могут быть размещены уже известные технические устройства, обеспечивающие образование воздушной прослойки (пузырьков) между носовыми частями корпусов и водной средой (не показаны). Такие же устройства можно расположить вдоль бортов корпусов тримарана.

Значение угла установки β межкорпусных креплений-упоров 9 находится в диапазоне от 10o до 90o. Угол установки η межкорпусных подводных крыльев 10 находится в диапазоне от 10o до 170o. В зависимости от данных конкретного судна угол атаки ϕ подводного крыла 10 будет индивидуален и имеет любое значение от 0o до 30o.

Подъемная сила, создаваемая подводными крыльями, компенсирует снижение выталкивающей силы воды, вызываемое потоками воздушных пузырьков, обтекающих носовую часть судна. А поскольку гидродинамическое сопротивление в носовой части намного больше гидродинамического сопротивления подводного крыла, то применение вышеуказанного способа снижения гидродинамического сопротивления носовой части судна путем создания воздушной прослойки позволяет снизить расходы топлива и моторесурса судовых двигателей, в итоге увеличить экономическую эффективность эксплуатации тримарана. При соответствующих конструкциях и габаритах подводных крыльев, обеспечивающих достаточную величину подъемной силы, можно рассчитать применение эффекта создания воздушной прослойки (пузырьков) вдоль бортов корпусов тримарана.

Похожие патенты RU2177426C1

название год авторы номер документа
ТРИМАРАН НА РЕГУЛИРУЕМЫХ МЕЖКОРПУСНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 2000
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2177424C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ МЕЖКОРПУСНЫМИ ПОДВОДНЫМИ КРЫЛЬЯМИ ТРИМАРАНА 2000
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2177427C1
СПОСОБ ПРОВОДКИ ЛЕДОКОЛА-ТРИМАРАНА ВО ЛЬДАХ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171203C1
ЛЕДОКОЛ-ТРИМАРАН 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171196C1
ТРИМАРАН НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 2000
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2177423C1
ТРИМАРАН НА ОБЩЕКОРПУСНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 2000
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2177425C1
СПОСОБ МАНЕВРИРОВАНИЯ И СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ТРИМАРАНА 2001
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2227104C2
РЕЧНОЙ ТРАНСТРИМ (ВАРИАНТЫ), ТРАНСТРИМ "РЕКА-МОРЕ" (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ПЛАВАНИЯ ТРАНСТРИМА "РЕКА-МОРЕ", СПОСОБ ПОГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И РАЗГРУЗКИ ГРУЗОВ ТРАНСПОРТНЫМ ТРИМАРАНОМ КЛАССА "РЕКА-МОРЕ", СПОСОБ ПРОВОДКИ ТРАНСПОРТНОГО ТРИМАРАНА КЛАССА "РЕКА-МОРЕ" ЧЕРЕЗ ШЛЮЗ, КАНАЛ, УЗКИЙ ФАРВАТЕР 2001
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2237592C2
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ 2000
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2177433C2
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2177431C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 177 426 C1

Реферат патента 2001 года ТРИМАРАН НА МЕЖКОРПУСНЫХ ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

Изобретение относится к судостроению и касается создания трехкорпусных судов на межкорпусных подводных крыльях транспортного и других назначений. Судно имеет средний и боковые корпуса. Во всех корпусах установлены судовые энергетические установки и размещены рулевые устройства. Тримаран содержит, по крайней мере, два подводных крыла и устройства, обеспечивающие образование воздушной прослойки между носовой частью судна и водной средой. Эти устройства размещены в носовых частях и вдоль бортов трех корпусов судна. Подводные крылья выполнены межкорпусными с углом установки от 10o до 170o. У такого тримарана угол установки межкорпусных креплений может быть равен 10 - 90o. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении жесткости крепления корпусов судна между собой, в повышении гидродинамического качества и мореходности тримарана, а также в создании дополнительной подъемной силы, что увеличит экономическую эффективность эксплуатации катамарана. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 177 426 C1

1. Судно, состоящее из среднего корпуса и боковых корпусов, где во всех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства, содержащее, по крайней мере, два подводных крыла, и устройство, обеспечивающее образование воздушной прослойки между носовой частью судна и водной средой, отличающееся тем, что устройства, обеспечивающие образование воздушной прослойки между носовой частью судна и водной средой, размещены в носовых частях и вдоль бортов трех корпусов судна, подводные крылья выполнены межкорпусными в виде межкорпусных креплений с углом установки η от 10 до 170o. 2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что угол установки β межкорпусных креплений равен 10-90o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2177426C1

WO 00/07874 A1, 17.02.2000
УСТРОЙСТВО для ОТДЕЛЕНИЯ ОТ ПАКЕТА И ПОДАЧИ В ЗОНУ ОБРАБОТКИ ШТУЧНЫХ ЗАГОТОВОК 0
  • Автор Изобретени
SU367941A1
US 2887981 А, 25.05.1959
Составное транспортное судно 1980
  • Соколов Лев Георгиевич
SU874461A1

RU 2 177 426 C1

Авторы

Халидов Г.Ю.

Халидов У.Г.

Даты

2001-12-27Публикация

2000-04-28Подача