Изобретение относится к области эксплуатации транспортных средств, приспособленных для транспортировки специальных грузов, а именно сжатых газов, например, метана, и может быть применено для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива.
Известно устройство, а именно передвижной автогазозаправщик, предназначенный для транспортировки метана и заправки метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива (см. Васильев Ю. Н. , Гриценко А. И. , Чириков К. Ю. , Газозаправка транспорта. - М. : Недра, 1995, стр. 229, рис. 3.7, стр. 231, рис. 3.8).
Это устройство состоит из автомобиля - седельного тягача и полуприцепа, причем на полуприцепе смонтированы сосуды высокого давления, предназначенные для транспортировки метана и разделенные на несколько секций различного внутреннего геометрического объема, технологические трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, органы управления запорно-регулирующей арматурой, приборы контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления, приспособления для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива. При этом органы управления запорно-регулирующей арматурой, приборы контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления размещены непосредственно на полуприцепе. Данное устройство осуществляет заправку транспортных средств метаном в любых условиях, например в полевых условиях в сельской местности, где отсутствуют линии электропередачи. Автомобиль-седельный тягач, установив полуприцеп, на котором смонтированы сосуды высокого давления, предназначенные для транспортировки метана и разделенные на несколько секций различного внутреннего геометрического объема, технологические трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, органы управления запорно-регулирующей арматурой, приборы контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления, приспособления для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, отсоединяется от этого полуприцепа и осуществляет транспортировку другого полуприцепа. Вследствие этого электрическая цепь установленного полуприцепа отсоединяется от электрической цепи автомобиля - седельного тягача и остается полностью обесточенной или электрическая цепь полуприцепа питается от временного источника электрического тока, а именно, аккумуляторной батареи с ограниченным ресурсом работы.
Недостатком данного устройства является то, что оператор, обслуживающий данное устройство, постоянно находится на открытом воздухе, под воздействием как атмосферных осадков, так и низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года. Кроме того, оператор, обслуживающий данное устройство, вынужден прекращать работы по заправке транспортных средств метаном и обслуживанию самого устройства в темное время суток из-за отсутствия освещения вследствие отсоединения электрической цепи установленного полуприцепа от электрической цепи автомобиля - седельного тягача, либо из-за ограниченного ресурса работы аккумуляторной батареи.
В качестве прототипа выбрано устройство, а именно транспортная ресиверная батарея для сжатого газа (Зарембо К. С. , Справочник по транспорту горючих газов. - М. : Гостоптехиздат, 1962, с. 814, рис. 14.13).
Данное устройство состоит из автомобиля-седельного тягача и полуприцепа, причем на полуприцепе смонтированы не только сосуды высокого давления, предназначенные для транспортировки метана и разделенные на несколько секций различного внутреннего геометрического объема, технологические трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, органы управления запорно-регулирующей арматурой, приборы контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления, приспособления для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, но и будка управления. В эту будку заведены органы управления запорно-регулирующей арматурой. Аналогично приведенному раннее передвижному автогазозаправщику данное устройство осуществляет заправку транспортных средств метаном в любых условиях. В процессе заправки оператор, обслуживающий данное устройство, находится в будке управления и управляет запорно-регулирующей арматурой посредством органов управления, заведенных в эту будку. Как и в раннее приведенном устройстве, а именно в передвижном автогазозаправщике, автомобиль - седельный тягач, установив полуприцеп, на котором смонтированы не только сосуды высокого давления, предназначенные для транспортировки метана и разделенные на несколько секций различного внутреннего геометрического объема, запорно-регулирующая арматура, органы управления запорно-регулирующей арматурой, приборы контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления, приспособления для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, но и будка управления, отсоединяется от этого полуприцепа и осуществляет транспортировку другого полуприцепа. Вследствие этого электрическая цепь установленного полуприцепа также отсоединяется от электрической цепи автомобиля - седельного тягача и остается полностью обесточенной или электрическая цепь полуприцепа питается от временного источника электрического тока, а именно аккумуляторной батареи с ограниченным ресурсом работы.
Недостатками данного устройства является то, что оператор, обслуживающий данное устройство, находится под воздействием низкой температуры окружающего воздуха в холодное время года из-за отсутствия обогрева будки управления и то, что оператор, обслуживающий данное устройство, вынужден прекращать работы по заправке транспортных средств метаном и обслуживанию самого устройства в темное время суток из-за отсутствия освещения вследствие отсоединения электрической цепи установленного полуприцепа от электрической цепи автомобиля-седельного тягача, либо из-за ограниченного ресурса работы аккумуляторной батареи.
Технический эффект предложенного изобретения заключается в создании комфортных условий работы оператора, обслуживающего данное устройство, в обеспечении круглосуточной работы передвижного автогазозаправщика при любых климатических условиях и в различных полевых условиях.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для транспортировки метана и заправки метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, а именно передвижной автогазозаправщик, со смонтированными на нем сосудами высокого давления, предназначенными для транспортировки метана и разделенными на несколько секций различного внутреннего геометрического объема, технологическими трубопроводами, запорно-регулирующей арматурой, органами управления запорно-регулирующей арматурой, приборами контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления, приспособлениями для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, согласно изобретению состоит из грузового автомобиля, имеющего удлиненную раму и оборудованного сдвоенной кабиной, состоящей из кабины управления грузовым автомобилем и кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, причем кабина управления грузовым автомобилем отделена от кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика перегородкой, а задняя стенка сдвоенной кабины является задней стенкой кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, причем перегородка, отделяющая кабину управления грузовым автомобилем от кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, и задняя стенка сдвоенной кабины оборудованы смотровыми окнами, а в нижней части задней стенки сдвоенной кабины подготовлены отверстия, оборудованные втулками, причем отверстия, оборудованные втулками, разделены на две группы, а именно на группу, расположенную с левой стороны от продольной оси грузового автомобиля, и на группу, расположенную с правой стороны от продольной оси грузового автомобиля, при этом органы управления запорно-регулирующей арматурой заведены в кабину управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика через отверстия, оборудованные втулками, и, следовательно, органы управления запорно-регулирующей арматурой разделены на две группы органов управления запорно-регулирующей арматурой в зависимости от расположения отверстий, подготовленных на задней стенке сдвоенной кабины и оборудованных втулками, через которые заведены органы управления запорно-регулирующей арматурой, а сосуды высокого давления, смонтированные на удлиненной раме грузового автомобиля, посредством запорно-регулирующей арматуры разделены на два блока сосудов высокого давления, равных по внутреннему геометрическому объему, причем каждый из этих блоков сосудов высокого давления состоит из нескольких секций сосудов высокого давления различного внутреннего геометрического объема, при этом управление запорно-регулирующей арматурой одного блока сосудов высокого давления осуществляется только одной группой органов управления запорно-регулирующей арматурой, заведенной в кабину управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, при этом подача метана к приспособлениям для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, смонтированным как с левой так и с правой сторон удлиненной рамы грузового автомобиля передвижного автогазозаправщика, осуществляется из любого блока сосудов высокого давления, при этом устройство производит заправку как одного транспортного средства, использующего метан в качестве моторного топлива, так и одновременную заправку двух транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, причем заправка одного, любого транспортного средства, использующего метан в качестве моторного топлива, производится от одного, любого блока сосудов высокого давления, при этом приспособления для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, находятся в пределах видимости из смотрового окна, оборудованного на задней стенке сдвоенной кабины, а приборы контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления размещены на одной или нескольких панелях приборов контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления, причем одна или несколько панелей приборов контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления размещены между задней стенкой сдвоенной кабины и сосудами высокого давления, смонтированными на удлиненной раме грузового автомобиля таким образом, что считывание показаний приборов контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления осуществляется через смотровое окно, оборудованное на задней стенке сдвоенной кабины, из любой точки кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, в которой находится оператор, обслуживающий данное устройство, при выполнении обслуживания данного устройства, кроме того, устройство, а именно передвижной автогазозаправщик, снабжено подключенными к электрической цепи грузового автомобиля приборами освещения для освещения органов управления запорно-регулирующей арматурой, одной или нескольких панелей приборов контроля за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления и приспособлений для заправки транспортных средств, использующего метан в качестве моторного топлива, при этом кабина управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика оборудована сидением или креслом, кроме того, устройство, а именно передвижной автогазозаправщик, оборудовано системой отопления кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика, причем система отопления кабины управления запорно-регулирующей арматурой объединена с системой отопления кабины управления грузовым автомобилем, и, кроме того, кабина управления запорно-регулирующей арматурой заявляемого устройства, а именно передвижного автогазозаправщика, оборудована дверями, расположенными с правой и с левой сторон.
Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенное отличие".
Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 представлена принципиальная схема компоновки оборудования передвижного автогазозаправщика, а на фиг. 2 - вид задней стенки сдвоенной кабины из кабины управления запорно-регулирующей арматурой передвижного автогазозаправщика.
Передвижной автогазозаправщик состоит из грузового автомобиля (1), имеющего удлиненную раму (2) и оборудованного сдвоенной кабиной (3). Сдвоенная кабина (3) состоит из кабины (4) управления грузовым автомобилем (1) и кабины (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6). Кабина (4) управления грузовым автомобилем (1) отделена от кабины (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) перегородкой (7). Перегородка (7) и задняя стенка (8) сдвоенной кабины (3) оборудованы смотровыми окнами (9), а в нижней части задней стенки (8) сдвоенной кабины (3) подготовлены отверстия (10), оборудованные втулками (11). В кабину (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) передвижного автогазозаправщика через отверстия (10), оборудованные втулками (11), заведены органы управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6). На удлиненной раме (2) грузового автомобиля (1) смонтированы сосуды высокого давления (13) и приспособления (14) для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива. Приборы контроля (15) за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления (13) размещены на одной или нескольких панелях (16). Кабина (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) оборудована сидением или креслом (17) и дверями (18), расположенными с правой и с левой сторон. Сосуды высокого давления (13) объединены между собой технологическими трубопроводами (19).
Кроме того, передвижной автогазозаправщик снабжен подключенными к электрической цепи грузового автомобиля приборами освещения (не показаны) для освещения органов управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6), одной или нескольких панелей (16) приборов контроля (15) за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления (13) и приспособлений (14) для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, и системой отопления (не показана) кабины (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) передвижного автогазозаправщика, объединенной с системой отопления кабины управления грузовым автомобилем.
Ниже приводится порядок работы заявляемого устройства.
Это устройство, а именно передвижной автогазозаправщик, предназначено для транспортировки метана и заправки метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива. Устройство обслуживается экипажем, состоящим из водителя грузового автомобиля (1) и оператора, обслуживающего передвижной автогазозаправщик.
Передвижной автогазозаправщик, сосуды высокого давления (13) которого наполнены метаном до установленного давления, направляется к месту заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива. При этом управление грузовым автомобилем (1) осуществляет водитель, который совместно с оператором, обслуживающим передвижной автогазозаправщик, находятся в кабине (4) управления грузовым автомобилем (1).
По прибытии передвижного автогазозаправщика к месту заправки метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, экипаж проводит подготовительные работы, например заземление передвижного автогазозаправщика, обозначение его габаритных размеров и т. д. После этого оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, приступает к заправке метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива.
Для этого оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, через одну из дверей (18) заходит в кабину (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6), устанавливает в удобное положение сидение или кресло (17), располагается на сидении или кресле (17) и проводит контроль исходного состояния как органов управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6), так и значений давления и температуры метана в сосудах высокого давления (13). Контроль исходных значений давления и температуры метана в сосудах высокого давления (13) передвижного автогазозаправщика оператор осуществляет через смотровое окно (9) задней стенки (8) сдвоенной кабины (3) по приборам контроля (15) за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления (13). Эти приборы контроля (15) размещены на одной или нескольких панелях (16). Сами панели (16) приборов контроля (15) размещены между задней стенкой (8) сдвоенной кабины (3) и сосудами высокого давления (13), смонтированными на удлиненной раме (2) грузового автомобиля (1).
Транспортное средство, использующее метан в качестве моторного топлива, подъезжает к передвижному автогазозаправщику и останавливается у одного из двух приспособлений (14) для заправки. Одно из двух приспособлений (14) для заправки расположено с левой стороны передвижного автогазозаправщика, а другое - с правой стороны передвижного автогазозаправщика.
После этого оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, через ближайшую дверь (18) выходит к транспортному средству, остановившемуся у одного из двух приспособлений (14) для заправки, и подсоединяет приспособление (14) для заправки к заправочному устройству транспортного средства.
Затем оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, через ближайшую дверь (18) заходит в кабину (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) и, воздействуя на органы управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6), заведенные в кабину (5) через отверстия (10), оборудованные втулками (11), производит подачу метана из сосудов высокого давления (13) передвижного автогазозаправщика в баллоны заправляемого транспортного средства, использующего метан в качестве моторного топлива.
При этом оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, контролирует величины давления и температуры метана, подаваемого в баллоны транспортного средства, использующего метан в качестве моторного топлива. Контроль осуществляется при помощи приборов контроля (15) за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления (13).
После наполнения метаном баллонов транспортного средства до установленного давления оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, через одну из дверей (18) выходит из кабины (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) и отсоединяет приспособление (14) для заправки транспортных средств от заправочного устройства транспортного средства. Транспортное средство убывает с места заправки. На заправку прибывает следующее транспортное средство.
При одновременном прибытии на заправку нескольких транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, их заправка производится одновременно с двух сторон передвижного автогазозаправщика, причем в этом случае заправка транспортного средства, находящегося с левой стороны передвижного автогазозаправщика, осуществляется при помощи органов управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6), расположенных с левой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика и соединенных с блоком сосудов высокого давления (13), расположенным с левой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика, а заправка транспортного средства, находящегося с правой стороны передвижного автогазозаправщика, осуществляется при помощи органов управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6), расположенных с правой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика и соединенных с блоком сосудов высокого давления (13), распложенным с правой стороны от продольной оси передвижного автогазозаправщика.
При заправке в темное время суток транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, освещение органов управления (12) запорно-регулирующей арматурой (6), приборов контроля (15) за давлением и за температурой метана в сосудах высокого давления (13), расположенных на одной или нескольких панелях (16), приспособлений (14) для заправки транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, осуществляется подключенными к электрической цепи грузового автомобиля приборами освещения.
При заправке в холодное время года транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, комфортные условия для оператора, обслуживающего передвижной автогазозаправщик, обеспечиваются за счет обогрева кабины (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) системой отопления, объединенной с системой отопления кабины (4) управления грузовым автомобилем (1). Для исключения выстуживания кабины (4) управления грузовым автомобилем (1) при низкой температуре окружающего воздуха в холодное время года при выходе оператора, обслуживающего передвижной автогазозаправщик, из кабины (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) для подключения приспособлений (14) для заправки к заправочным устройствам транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, и для обслуживания технологических трубопроводов (19), расположенных на удлиненной раме (2) грузового автомобиля (1), между кабиной (4) управления грузовым автомобилем (1) и кабиной (5) управления запорно-регулирующей арматурой (6) выполнена перегородка (7), оборудованная смотровым окном (9).
После реализации метана, находящегося в сосудах высокого давления (13), или окончания работы по заправке транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, экипаж проводит работы по подготовке передвижного автогазозаправщика к движению, например снимает заземление передвижного автогазозаправщика, закрепляет на штатные места приспособления (14) для заправки транспортных средств и т. д. После этого оператор, обслуживающий передвижной автогазозаправщик, входит в кабину (4) управления грузовым автомобилем (1), в которой уже находится водитель грузового автомобиля (1), и передвижной автогазозаправщик начинает движение либо на газонаполнительную станцию для наполнения сосудов высокого давления (13) метаном, либо на новое место заправки метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива.
Использование предлагаемого устройства, а именно передвижного автогазозаправщика, предназначенного для транспортировки метана и заправки метаном транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, позволяет обеспечить устойчивое снабжение этих транспортных средств метаном. А это, в свою очередь, способствует улучшению экологической обстановки, поскольку при работе транспортных средств на метане снижается выброс вредных веществ в атмосферу, и приводит к удешевлению перевозок, осуществляемых транспортными средствами, использующими метан в качестве моторного топлива, поскольку стоимость метана ниже стоимости жидкого моторного топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СЖАТЫМ ГОРЮЧИМ ГАЗОМ | 2001 |
|
RU2189914C1 |
АВТОГАЗОЗАПРАВЩИК | 2001 |
|
RU2185976C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СЖАТЫМ ГОРЮЧИМ ГАЗОМ | 2001 |
|
RU2185977C1 |
Передвижной пункт по техническому обслуживанию криогенных топливных баков | 2023 |
|
RU2810818C1 |
МОБИЛЬНЫЙ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПРЕССОРНЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2185975C1 |
ПЕРЕДВИЖНОЙ ГАЗОЗАПРАВЩИК | 2018 |
|
RU2709163C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СЖАТЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ | 2001 |
|
RU2185974C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПРАВКИ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ | 2013 |
|
RU2528479C1 |
Способ осуществления мобильной топливной заправки автотранспортных средств и мобильный топливозаправщик | 2017 |
|
RU2666887C1 |
БАК КРИОГЕННЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩЕГО НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ | 2019 |
|
RU2737831C1 |
Изобретение относится к средствам для обслуживания транспортных средств, а именно топливозаправщикам. Устройство для транспортировки метана и заправки метаном транспортных средств содержит грузовой автомобиль 1 с удлиненной рамой 2, сдвоенной кабиной 3 и сосудами высокого давления для метана, разделенными на несколько секций различного объема, органами управления 12 запорно-регулирующей арматурой, приборами контроля за давлением и за температурой метана в сосудах, размещенными на одной или нескольких панелях между задней стенкой кабины и приспособлениями для заправки транспортных средств. Сдвоенная кабина состоит из кабины 4 управления грузовым автомобилем и кабины 5 управления запорно-регулирующей арматурой, отделенных друг от друга перегородкой. Перегородка и задняя стенка сдвоенной кабины, являющаяся задней стенкой кабины управления запорно-регулирующей арматурой, оборудованы смотровыми окнами. В нижней части задней стенки подготовлены отверстия с втулками, разделенные на две группы, одна из которых расположена с левой стороны от продольной оси грузового автомобиля, другая - с правой стороны для ввода органов управления запорно-регулирующей арматурой. Изобретение расширяет эксплуатационные возможности и обеспечивает создание комфортных условий. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Прицепная заправочная установка | 1990 |
|
SU1717440A1 |
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
US 4272089 A, 09.06.1981 | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНЫХ ТРУБ С ПРОДОЛЬНЫМ ШВОМ | 1993 |
|
RU2049570C1 |
Авторы
Даты
2002-01-10—Публикация
2001-02-15—Подача