АМОРТИЗАТОР С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ УСИЛИЕМ РАСТЯЖЕНИЯ-СЖАТИЯ Российский патент 2002 года по МПК B60G17/08 

Описание патента на изобретение RU2178743C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к амортизирующим устройствам подвески, и может быть использовано в передних и задних гидравлических и гидропневматических амортизаторах легковых автомобилей.

Известны конструкции гидравлических амортизаторов, установленных, например, на автомобилях ВАЗ-2101. . . 2107 (см. В. В. Ершов, М. А. Юрченко. Легковые автомобили ВАЗ. Конструкция и техническое обслуживание. - К. : Высшая школа, 1984, с. 149-154). Амортизаторы состоят из рабочего цилиндра и внешнего резервуара для рабочей жидкости. В рабочем цилиндре размещается поршень, закрепленный на штоке с перепускным клапаном и клапаном отдачи. В нижней части рабочего цилиндра установлен корпус с клапаном сжатия и впускным клапаном.

К основным недостаткам этих амортизаторов следует отнести:
- наличие тряски и дискомфорта на грейдерных или покрытым гравием дорогах даже на средних скоростях;
- плохая управляемость на дорогах с высокой частотой колебаний;
- невысокая эксплуатационная надежность из-за возможных ударов буфера о корпус и ударов поршня о клапан сжатия, приводящих к разрушению и выбиванию последнего.

В качестве прототипа выбран амортизатор с дифференцированным усилием сжатия (патент России 2093370, В 60 G 17/08, Бюл. N 29, 1997 г. ), содержащий рабочий цилиндр и внешний резервуар для рабочей жидкости, рабочий поршень со штоком, перепускным клапаном и клапаном отдачи, клапан сжатия и впускной клапан. В бесштоковой полости рабочего цилиндра на пружине установлен дополнительный поршень, на наружной цилиндрической поверхности которого выполнены продольные сквозные канавки, а на его верхнем торце закреплено упругое кольцо с радиальными калиброванными канавками на поверхности.

Указанная совокупность признаков позволяет повысить эксплуатационные свойства подвески за счет увеличения сопротивления усилию сжатия при ухудшении дорожных условий, однако при обратном ходе поршня не позволяет дифференцировать сопротивление усилию растяжения в неблагоприятных дорожных условиях. В результате этого на больших ухабах и виражах возможны удары верхней части рабочего поршня, то есть пробои амортизатора. Кроме того, калиброванные канавки на торце упругого кольца в процессе его износа приводят с течением времени к снижению демпфирующих свойств.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности амортизатора, устойчивости и комфортности автомобиля при движении в сложных дорожных условиях и на виражах.

Технический результат достигается за счет того, что амортизатор содержит рабочий цилиндр и внешний резервуар для рабочей жидкости, рабочий поршень со штоком, перепускным клапаном и клапаном отдачи. В бесштоковой полости рабочего цилиндра на пружине установлен дополнительный поршень с упругим кольцом на верхнем торце. В штоковой полости рабочего цилиндра расположен с возможностью осевого перемещения поршень отдачи, верхняя часть которого взаимодействует посредством конической телескопической пружины с втулкой, установленной с возможностью перемещения относительно штока. В нижней части поршня отдачи выполнена внутренняя коническая поверхность с углом образующей, равным углу образующей обращенной к ней наружной конической поверхности втулки, закрепленной на штоке между рабочим поршнем и поршнем отдачи и имеющей сквозные калиброванные канавки вдоль указанной конической поверхности. В бесштоковой полости в дополнительном поршне выполнено сквозное осевое калиброванное отверстие.

На фиг. 1 показан общий вид предлагаемой конструкции амортизатора, на фиг. 2 и 3 - схема работы устройства при экстремальных нагрузках.

Предложенный амортизатор состоит из рабочего цилиндра 1 и внешнего резервуара 2 для рабочей жидкости. В рабочем цилиндре 1 размещается рабочий поршень 3 со штоком 4, перепускным клапаном 7 и клапаном отдачи 5. В нижней части рабочего цилиндра расположен корпус 6 с клапаном сжатия и впускным клапаном. В бесштоковой полости (в нижней части) цилиндра 1 расположен с возможностью осевого перемещения на пружине 8 дополнительный поршень 9 с упругим кольцом 10 (из капролона или резины). На наружной цилиндрической поверхности дополнительного поршня 9 выполнены продольные сквозные канавки, а в нижней части указанного поршня имеется сквозное осевое калиброванное отверстие (d0). Упругое кольцо 10 имеет в осевом сечении постоянный профиль (например, прямоугольный или трапецеидальный со скругленными краями).

В штоковой полости рабочего цилиндра 1 с возможностью осевого перемещения расположен поршень отдачи 11, на наружной цилиндрической поверхности которого установлено уплотнительное кольцо, а между осевым отверстием (d1) поршня и диаметром (d) штока 4 имеется гарантированный зазор, достаточный для прохождения рабочей жидкости (например, d1-d= 2. . . 4 мм). Верхняя часть поршня отдачи 11 взаимодействует посредством конической телескопической пружины 12 с втулкой 13, установленной с возможностью перемещения относительно штока 4. В нижней части поршня отдачи выполнена внутренняя коническая поверхность с углом α между осью и образующей (например, α= 60o). На штоке 4 между рабочим поршнем 3 и поршнем отдачи 11 закреплена втулка 14, на наружной конической поверхности (также с углом α между осью и образующей) которой продольно выполнены сквозные калиброванные канавки (r).

Предлагаемое устройство работает следующим образом. При движении автомобиля по нормальной дороге без дефектов покрытия и виражей рабочий поршень 3 со штоком 4 совершают незначительные колебательные движения в зоне L1 рабочего цилиндра 1, соответствующей "мягкому ходу" амортизатора и обеспечивающей комфортную езду (фиг. 1). Поршень отдачи 11 и дополнительный поршень 9 при этом в работе не участвуют. При изменении дорожных условий (грейдерная дорога, кочки или булыжная мостовая) при резком ходе сжатия рабочий поршень 3 входит во взаимодействие с дополнительным поршнем 9, достигая зоны L2. Упругое кольцо 10 и дополнительный поршень 9 при этом плотно взаимодействуют с нижним торцем рабочего поршня 3, продолжая опускаться вместе вниз со значительным замедлением. Так как упругое кольцо 10 прекращает доступ рабочей жидкости к перепускому клапану 7 из бесштоковой полости, рабочая жидкость при этом поступает к перепускому клапану из бесштоковой полости под дополнительным поршнем через сквозное калиброванное отверстие d0 далее - в штоковую полость (например, для ВАЗ-2108. . . 2109 целесообразно принять d0= 0,8. . . 1,5 мм). Ход штока 4 вниз замедляется до полного прекращения. Тем самым предотвращаются возможные удары поршней 3 и дополнительного 9 поршней о корпус 6.

При ходе отбоя рабочий поршень 3 выходит из взаимодействия с упругим кольцом 10 и дополнительным поршнем 9 и при колебаниях в пределах зоны L1 обеспечивает комфортную езду за счет "мягкого хода". При экстремальном растяжении штока 4 (в случае провала колеса в глубокую выбоину на дороге) втулка 14 достигает зоны L3 и, соприкасаясь своей конической поверхностью с внутренней конической поверхностью поршня отдачи 11 (фиг. 2), продолжает двигаться вверх вместе с поршнем отдачи. В этом случае рабочая жидкость из штоковой полости над поршнем отдачи 11 перетекает через калиброванные канавки втулки 14 к рабочему поршню 3 и через клапан отдачи 5 - в бесштоковую полость. Таким образом, рабочая жидкость, преодолевая сопротивление при перетекании через калиброванные канавки втулки 14, взаимодействующей с внутренней конической поверхностью поршня отдачи 11, замедляет ход штока 4 вверх до полной его остановки. Предотвращаются возможные удары поршней и подвески.

При последующем ходе сжатия и опускании рабочего поршня 3 втулка 14 выходит из взаимодействия с поршенем отдачи 11. Поршень отдачи 11 опускается в нижнее положение на величину L3, которая при резком ходе рабочего поршня 3 за счет сил инерции и скольжения втулки 13 вниз по штоку 4 может увеличиваться (фиг. 3) до величины L3+δ, тем самым расширяя зону увеличенного сопротивления растяжению рабочего поршня со штоком 4 при ухудшении дорожных условий. Чем резче будет происходить ход сжатия, тем больше будет величина δ (δ= 10. . . 20 мм). На ровной дороге при плавной работе амортизатора δ= 0. . . 5 мм.

При повороте автомобиля на виражах правый и левый амортизаторы работают по-разному. При крутом правом повороте рабочий поршень 3 левого амортизатора взаимодействует с дополнительным поршнем 9, увеличивается сопротивление его усилию сжатия (в зоне L2), а одновременно с этим рабочий поршень 3 правого амортизатора через втулку 14 взаимодействует с поршнем отдачи 11, увеличивается сопротивление его усилию растяжения (в зоне L3).

Таким образом, уменьшается крен автомобиля при вхождении в поворот на достаточно высокой скорости. Величина усилия сопротивления для экстремальных условий определяется параметрами калиброванного отверстия d0 и жесткостью пружины 8 (для сжатия), а для растяжения - размерами и количеством калиброванных канавок (r) на втулке 14 и размерами пружины 12 (чем меньше количество канавок и их радиус, тем больше усилие сопротивления).

Предложенное устройство легко встраивается в известные конструкции гидравлических и гидропневматических амортизаторов отечественных и зарубежных автомобилей, не меняя их габаритов и не требуя никаких конструктивных доработок базовых элементов.

Эксплуатационная надежность амортизаторов существенно возрастает, так как исключаются пробои рабочего поршня на дороге с неровным покрытием как при экстремальном растяжении, так и при сжатии.

Улучшается управляемость автомобиля и комфортность езды в сложных дорожных условиях и на виражах.

Независимые испытания передних амортизаторов предложенной конструкции на автомобиле ГАЗ-3102 "Волга" в условиях Дмитровского полигона (см. журнал "За рулем", N10, 1999 г. , с. 42-44) подтвердили их высокую работоспособность, надежность и хорошую управляемость автомобиля.

Похожие патенты RU2178743C2

название год авторы номер документа
АМОРТИЗАТОР С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ УСИЛИЕМ СЖАТИЯ 1996
  • Чулков Дмитрий Вячеславович[Ua]
  • Чулков Александр Дмитриевич[Ua]
  • Новоселов Юрий Константинович[Ua]
  • Харченко Александр Олегович[Ua]
RU2093370C1
АМОРТИЗАТОР С РЕГУЛИРУЕМЫМ УСИЛИЕМ СЖАТИЯ 1996
  • Чулков Дмитрий Вячеславович[Ua]
  • Новоселов Юрий Константинович[Ua]
  • Харченко Александр Олегович[Ua]
  • Чулков Александр Дмитриевич[Ua]
RU2103185C1
СТОЙКА АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 1998
  • Чулков Дмитрий Вячеславович
  • Харченко Александр Олегович
  • Новоселов Юрий Константинович
  • Прокудин Алексей Геннадиевич
  • Чулков Александр Дмитриевич
RU2140364C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГЕРМЕТИЧНЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2000
  • Хайруллин И.Х.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Исмагилов Р.Ф.
  • Хайруллин А.И.
RU2184890C2
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР С РЕГУЛИРУЕМЫМ УСИЛИЕМ 2008
  • Гильмханов Олег Савдаханович
RU2364773C1
Адаптивный амортизатор с автоматическим управлением по положению штока 2019
  • Дубровский Анатолий Федорович
  • Дубровский Сергей Анатольевич
RU2729858C1
Телескопический гидравлический амортизатор 1979
  • Драгунов Сергей Сергеевич
  • Морозов Борис Иванович
  • Румшевич Игорь Николаевич
  • Ширшонков Евгений Николаевич
SU954662A1
ГАЗОНАПОЛНЕННЫЙ ДВУХТРУБНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2002
  • Чулков Дмитрий Вячеславович
  • Богославцев Владимир Иванович
  • Солодилов Владимир Николаевич
  • Кононыхин Александр Владимирович
RU2244180C2
ПОРШНЕВОЙ АМОРТИЗАТОР ДЛЯ ДВЕРИ 2001
  • Каспирович В.И.
  • Зинкевич В.П.
RU2181826C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2001
  • Каспирович В.И.
  • Зинкевич В.П.
RU2210689C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 178 743 C2

Реферат патента 2002 года АМОРТИЗАТОР С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ УСИЛИЕМ РАСТЯЖЕНИЯ-СЖАТИЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к амортизирующим устройствам подвески, и может быть использовано в гидравлических и гидропневматических амортизаторах легковых автомобилей. Амортизатор содержит рабочий цилиндр и внешний резервуар для рабочей жидкости, рабочий поршень со штоком, перепускным клапаном и клапаном отдачи. В бесштоковой полости рабочего цилиндра на пружине установлен дополнительный поршень со сквозным осевым калиброванным отверстием и упругим кольцом на верхнем торце. В штоковой полости рабочего цилиндра расположен с возможностью осевого перемещения поршень отдачи, верхняя часть которого взаимодействует посредством конической телескопической пружины с втулкой, установленной с возможностью перемещения относительно штока. В нижней части поршня отдачи выполнена внутренняя коническая поверхность с углом образующей, равным углу образующей обращенной к ней наружной конической поверхности втулки, закрепленной на штоке между рабочим поршнем и поршнем отдачи и имеющей сквозные калиброванные канавки вдоль указанной конической поверхности. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 178 743 C2

Амортизатор с дифференцированным усилием растяжения-сжатия, содержащий рабочий цилиндр и внешний резервуар для рабочей жидкости, рабочий поршень со штоком, перепускным клапаном и клапаном отдачи, в бесштоковой полости рабочего цилиндра на пружине установлен дополнительный поршень с упругим кольцом на верхнем торце, отличающийся тем, что в штоковой полости рабочего цилиндра расположен с возможностью осевого перемещения поршень отдачи, верхняя часть которого взаимодействует посредством конической телескопической пружины с втулкой, установленной с возможностью перемещения относительно штока, а в нижней части поршня отдачи выполнена внутренняя коническая поверхность с углом образующей, равным углу образующей обращенной к ней наружной конической поверхности втулки, закрепленной на штоке между рабочим поршнем и поршнем отдачи и имеющей сквозные калиброванные канавки вдоль указанной конической поверхности, а в бесштоковой полости в дополнительном поршне выполнено сквозное осевое калиброванное отверстие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2178743C2

Гидравлический амортизатор 1978
  • Кислицын Николай Михайлович
  • Мусарский Роман Абрамович
  • Шишкин Владимир Ильич
SU934076A1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР С БУФЕРОМ ОТБОЯ 1971
  • В. А. Пол Ков, Н. Н. Рахманов П. М. Атаманюк
SU419663A1
Гидравлический амортизатор 1990
  • Рахманов Николай Николаевич
SU1762039A1
АМОРТИЗАТОР С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ УСИЛИЕМ СЖАТИЯ 1996
  • Чулков Дмитрий Вячеславович[Ua]
  • Чулков Александр Дмитриевич[Ua]
  • Новоселов Юрий Константинович[Ua]
  • Харченко Александр Олегович[Ua]
RU2093370C1
ЭЛАСТОМЕРНЫЙ АМОРТИЗАТОР 1998
  • Анджей Хмелевский
  • Юзеф Кендзер
  • Антоний Кубицкий
  • Казимеж Милчарский
  • Войцех Поплавский
  • Эугенюш Стрзиж
RU2150620C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОНСЕРВИРОВАННОГО КОМПОТА ИЗ КИЗИЛА 2010
  • Квасенков Олег Иванович
RU2417685C1
УСТРОЙСТВО СВЯЗИ И СПОСОБ ДЛЯ СЕТИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ 2010
  • Д'Амато Паоло
  • Превити Джанлука
RU2563882C2

RU 2 178 743 C2

Авторы

Чулков Дмитрий Вячеславович

Новоселов Юрий Константинович

Харченко Александр Олегович

Чулков Александр Вячеславович

Даты

2002-01-27Публикация

1999-03-02Подача