СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВОДОРОДА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2002 года по МПК F02B43/12 

Описание патента на изобретение RU2179251C2

Изобретение относится к способам получения технического водорода и его использования в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания.

Известны способы получения водорода путем взаимодействия воды с амальгамой алюминия или металла, выбранного из группы - бериллий, цирконий, марганец, титан, хром при повышенной температуре [1]; а также алюминий и добавки галлия, индия, олова [2]; и сплавы, содержащие литий, натрий или калий [3].

Основными недостатками этих способов является большой расход дорогостоящих сплавов и редких металлов, хранение их в герметичных сосудах или под слоем инертного газа.

Известен термохимический процесс производства водорода из воды с подводом теплоты извне при температуре 800-1000oC [4].

Основными недостатками этого способа являются наличие автономного источника теплоты, необходимость переработки и хранения водорода, что значительно удорожает его стоимость.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ получения технического водорода и его использования в двигателях внутреннего сгорания, содержащий термохимический цикл разложения воды, причем источником теплоты для термохимической реакции и потребителем водорода является двигатель внутреннего сгорания [5]. Однако известное техническое решение не обеспечивает эффективной работы двигателя внутреннего сгорания.

Задачей изобретения является получить дешевое и экологически чистое топливо для автомобильного транспорта; сократить выбросы в атмосферу вредных веществ от выхлопных газов автомобилей; сократить на 50-70% расход углеводородного топлива на каждом автомобиле; удешевить автотранспортные перевозки.

Поставленная задача решается тем, что способ получения технического водорода и его использования в двигателях внутреннего сгорания содержит термохимический цикл разложения воды, причем источником теплоты для термохимической реакции и потребителем водорода является двигатель внутреннего сгорания, согласно изобретению отработанные газы двигателя нагревают реактор до температуры 900-950oC, сокращают подачу углеводородного топлива и включают подачу воды из бака, а выделенный водород охлаждается до температуры 450-480oC и поступает во впускной трубопровод двигателя, где смешивается с обедненной горючей смесью.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства для реализации способа получения и использования водорода.

Принципиальная схема устройства содержит двигатель внутреннего сгорания 1; впускной трубопровод горючей смеси 2; воздушный фильтр 3; впускной трубопровод водорода 4; термохимический реактор 5; трубопровод подачи воды 6; бак для воды 7; выпускной трубопровод отработанных газов 8.

При запуске и прогреве двигателя 1 отработанные газы, имеющие температуру около 1200oC, из цилиндров двигателя по выпускному трубопроводу 8 поступают в рубашку термохимического реактора 5, нагревают его до температуры 900-950oC и поступают далее в выпускной трубопровод.

При нагреве реактора до 900-950oC сокращают подачу углеводородного топлива и включают подачу воды из бака для воды 7 по трубопроводу 6. Вода, подогретая до 450-500oC, поступает в камеру термохимического реактора.

При прохождении пара через слой реагента выделяется технический водород с температурой выхода около 900oC. Технический водород охлаждается до температуры 450-480oC и по трубопроводу 4 поступает во впускной трубопровод двигателя 2, где смешивается с обедненной горючей смесью, поступающей в трубопровод 2.

Горючая смесь с содержанием от 4 до 18% водорода в зависимости от требуемой нагрузки поступает в цилиндры двигателя.

Применение данного способа получения и использования технического водорода обеспечено доступным и надежным источником теплоты, получаемой от двигателя внутреннего сгорания, при минимальных затратах.

Оптимальные размеры реактора обеспечивают достаточный выход водорода для того, чтобы сократить расход углеводородного топлива на 50-70%. Имеется доступный выбор дешевых реагентов с высокой степенью регенерации. Восстановление реагента осуществляется отработанными при работе двигателя газами, содержащими 1-2% CO и 1-1,5% CO2, которые поступают в реактор.

Предлагаемый способ является достаточно простым в технологическом отношении, легко управляемым и безопасным, так как регулировка объема выхода водорода регулируется объемом подачи воды в реактор, а для выключения реактора достаточно выключить двигатель или отключить подачу воды.

Применение данного способа получения и использования водорода позволяет получить дешевое и экологически чистое топливо для автомобильного транспорта; сократить выбросы в атмосферу вредных веществ от выхлопных газов автомобилей; сократить на 50-70% расход углеводородного топлива на каждом автомобиле; удешевить автотранспортные перевозки.

Источники информации
1. Патент США N 3540854, НКИ 23-282, 17.11.1970.

2. Авторское свидетельство СССР N 535364, МПК С 22 С 21/00, 22.06.1976.

3. Авторское свидетельство СССР N 681674, МПК С 01 В 3/08 от 23.12.1981.

4. Шпильрайн Э.Э. Введение в водородную энергетику (стр. 113-123). М.: Энергоиздат, 1984.

5. Патент Российской Федерации N 2070978, МПК F 02 В 43/10, 27.12.1996.

Похожие патенты RU2179251C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Фарафонов В.А.
RU2230915C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Савицкий Анатолий Иванович
  • Петров Петр Петрович
  • Савенков Анатолий Митрофанович
  • Лапушкин Николай Александрович
RU2488013C2
СПОСОБ РАБОТЫ МНОГОТОПЛИВНОГО ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И КОМПРЕССОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2386825C2
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2010
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Борсук Владимир Владимирович
RU2446294C2
СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Русаков М.М.
  • Шайкин А.П.
  • Пелипенко В.Н.
  • Бортников Л.Н.
  • Ахремочкин О.А.
RU2167317C2
Система питания двигателя внутреннего сгорания водородным топливом на основе аммиака 2021
  • Сиротин Павел Владимирович
  • Азаренков Андрей Александрович
  • Волик Андрей Владимирович
RU2778415C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ВОДЫ В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1988
  • Бутыленко А.Ю.
  • Джой Ф.Е.
  • Бутыленко С.А.
  • Джой А.Ф.
  • Лямцева М.А.
RU2015397C1
СПОСОБ ПИТАНИЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ И СИСТЕМА ПИТАНИЯ ЭТОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Каменев Владимир Федорович
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Хрипач Николай Анатольевич
RU2465484C2
СПОСОБ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Сайданов Виктор Олегович
  • Яковлев Сергей Анатольевич
RU2086796C1
СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Звонов Василий Алексеевич[Ua]
  • Черных Виктор Иванович[Ua]
  • Баранов Виталий Юрьевич[Ua]
  • Муза Игорь Анатольевич[Ua]
  • Ушакова Наталия Николаевна[Ua]
RU2046979C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВОДОРОДА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ получения технического водорода и его использования в двигателях внутреннего сгорания содержит термохимический цикл разложения воды, причем источником теплоты для термохимической реакции и потребителем водорода является двигатель внутреннего сгорания. Отработанные газы двигателя нагревают реактор до 900-950oС, сокращают подачу углеводородного топлива и включают подачу воды из бака. Выделенный водород охлаждается до 450-480oС и поступает во впускной трубопровод двигателя, где смешивается с обедненной горючей смесью. Технический результат заключается в получении дешевого и экологически чистого топлива для автомобильного транспорта и в увеличении мощности автомобиля и удешевлении автотранспортных перевозок. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 179 251 C2

Способ получения технического водорода и его использования в двигателях внутреннего сгорания, содержащий термохимический цикл разложения воды, причем источником теплоты для термохимической реакции и потребителем водорода является двигатель внутреннего сгорания, отличающийся тем, что отработанные газы двигателя нагревают реактор до 900-950oС, сокращают подачу углеводородного топлива и включают подачу воды из бака, а выделенный водород охлаждается до 450-480oС и поступает во впускной трубопровод двигателя, где смешивается с обедненной горючей смесью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179251C2

RU 2070978 C1, 27.12.1996
RU 2059845 C1, 10.05.1996
Силовая установка 1988
  • Дементьев Владимир Валерьевич
  • Перфильев Николай Павлович
SU1802187A1
Силовая установка 1991
  • Егин Николай Леонидович
SU1821555A1
ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ 2003
  • Мавроди В.П.
  • Заславский А.С.
RU2258012C2
ВОДНЫЕ СОСТАВЫ, ИХ ПОЛУЧЕНИЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2014
  • Эберт София
  • Лудольф Бьерн
  • Мюллер Кристоф
  • Хюффер Штефан
  • Гарсиа Маркос Алехандра
RU2653364C2
DE 4140650 A1, 17.06.1993.

RU 2 179 251 C2

Авторы

Полуянов В.Н.

Полуянов М.В.

Аристова О.В.

Даты

2002-02-10Публикация

2000-05-11Подача