Система питания двигателя внутреннего сгорания водородным топливом на основе аммиака Российский патент 2022 года по МПК F02B43/10 F02M21/02 F02M27/02 C01B3/04 

Описание патента на изобретение RU2778415C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам питания двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием газообразным топливом.

В результате анализа уровня техники изобретения выявлены следующие аналоги и прототип.

Известна система питания водородом двигателя внутреннего сгорания, описанная в патенте (Патент RU ПМ №92913 Система питания водородным топливом двигателя внутреннего сгорания комбинированной энергоустановки опубл.: 10.04.2010 г., МПК F02B 43/10) и содержащая топливный бак со спиртом, первый топливный контур, содержащий форсунки для подачи спирта топливным насосом в патрубки впускного трубопровода двигателя, второй топливный контур, содержащий другой топливный насос, теплообменник для нагрева спирта до газообразного состояния, соединенный с обратным клапаном, подключенным в термохимический реактор, расположенный в выпускном трубопроводе для получения из газообразного спирта синтез-газа, состоящего из водорода и оксида углерода, теплообменник для охлаждения синтез-газа, регулятор подачи охлажденного синтез-газа, электромагнитные клапаны, топливные трубки, расположенные во впускных каналах в головке цилиндров двигателя для подачи синтез-газа при открытии впускных клапанов в щели между ними и их седлами.

Также известна система питания водородом двигателя внутреннего сгорания, описанная в патенте (Патент RU ПМ №179096 Система питания двигателя внутреннего сгорания водородсодержащим топливом Опубл.: 26.04.2018 г., МПК F02B 43/08, F02M 25/10, F02M 25/12) содержащая топливный бак, топливоподкачивающий насос, топливный насос высокого давления, топливные форсунки, впускной коллектор, теплообменник, клапан-дозатор, впускной клапан, каталитический конвертор, испаритель, воздушный компрессор, блок управления подачей конвертированного топлива, датчик положения рейки топливного насоса высокого давления, датчик положения органа управления подачей топлива, датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя и датчик температуры каталитического элемента.

Недостатком приведенных аналогов является низкая экологичность процесса преобразования исходного топлива в водородное, так как получаемый в результате синтез-газ содержит значительные количества оксида углерода.

Наиболее близкой по технической сущности является выбранная в качестве прототипа система питания, использующая аммиак в качестве исходного материала для генерации водорода (Патент US №8,561,578 В2, Hydrogengenerator and internal combuston engine provided with hydrogen generator (Генератор водорода и двигатель внутреннего сгорания с генератором водорода) опубл. 22.10.2013 г., МПК F02B 43/08, G05D 7/00) содержащая бак с аммиаком, соединенный с испарителем, соединенный с крекинг-установкой, включающей катализатор, крекинг-установка соединена с охладителем, подключенным в патрубок подвода воздуха, соединенный с электромагнитной форсункой.

В такой системе питания жидкий аммиак хранящийся в резервуаре подается через испаритель в теплообменник и нагревается до требуемых для процесса крекинга температур за счет тепла отработавших газов или вспомогательного электрического нагревателя в зависимости от режима работы двигателя. В результате газообразный аммиак, подаваемый в теплообменник частично расщепляется на водород и азот в процессе эндотермической реакции. Полученная газовая смесь аммиака азота и водорода подается через охладитель и электромагнитную форсунку во впускной трубопровод двигателя.

Недостатком данной системы является то, что в получаемой газовой смеси часть объема занимает неразложившийся аммиак, имеющий низкую теплотворную способность и негорючий компонент - азот. В следствии чего в камеру сгорания заведомо поступает меньшее количество водорода, чем теоретически возможное, что приводит к снижению энергоэффективности, уменьшению диапазона регулировки мощности.

Задача изобретения - повышение энергоэффективности двигателя и обеспечение высоких экологических показателей его работы.

Техническим результатом является увеличение доли горючего компонента в составе топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя.

Указанный технический результат достигается за счет того, что система питания двигателя внутреннего сгорания, включает систему питания ДВС воздухом, содержащую воздушный фильтр, соединенный с впускным трубопроводом, в который вмонтированы датчик массового расхода воздуха, дроссельная заслонка и управляемый привод заслонки, а также систему питания ДВС водородом содержащую топливный бак с жидким аммиаком, соединенный с испарителем обеспечивающим подачу газообразного аммиака в устройство каталитического разложения, установленное в выпускной трубопровод ДВС, состоящее из датчиков температуры, установленных в секцию с подводом тепла от отработавших газов ДВС и секцию с подводом тепла от встроенного электронагревателя, последовательно соединенных с охладителем азотно-водородной смеси и электромагнитной форсункой, установленной во впускной трубопровод системы питания ДВС воздухом и соединенной с блоком управления, обеспечивающим контроль параметров и управление работой ДВС, причем, между испарителем и устройством каталитического разложения первичный управляемый редуктор, между охладителем азотно-водородной смеси и электромагнитной форсункой вторичный управляемый редуктор, соединенный трубопроводом с устройством повышения концентрации водорода в топливе, содержащим мембранный фильтр разделяющий исходное топливо на горючие и негорючие компоненты и сбросной клапан обеспечивающий отведение негорючих компонентов.

На фигуре показана система питания двигателя внутреннего сгорания синтезирующая водородное топливо из аммиака.

Система питания двигателя внутреннего сгорания, включает систему питания ДВС воздухом, содержащую воздушный фильтр 1, соединенный с впускным трубопроводом 2, в который вмонтированы датчик массового расхода воздуха 3, дроссельная заслонка 4 и управляемый привод заслонки 5, а также систему питания ДВС водородом содержащую топливный бак 6 с жидким аммиаком, соединенный с испарителем 7 обеспечивающим подачу газообразного аммиака через первичный управляемый редуктор 8 в устройство каталитического разложения 9, установленное в выпускной трубопровод ДВС 10, состоящее из датчиков температуры 11, установленных в секцию 12 с подводом тепла от отработавших газов ДВС и секцию 13 с подводом тепла от встроенного электронагревателя 14, последовательно соединенных с охладителем азотно-водородной смеси 15, после которого установлен вторичный управляемый редуктор 16, соединенный трубопроводом с устройством повышения концентрации водорода в топливе 17, содержащим мембранный фильтр 18 разделяющий исходное топливо на горючие и негорючие компоненты и сбросной клапан 19 обеспечивающий отведение негорючих компонентов, в то время как горючие подаются трубопроводом к электромагнитной форсунке 20, установленной во впускной трубопровод системы питания ДВС воздухом. Управляемые элементы соединены с блоком управления 21, обеспечивающим контроль параметров и управление работой двигателя внутреннего сгорания 22.

Порядок работы системы питания следующий: жидкий аммиак из топливного бака 6 поступает в испаритель 7. Там он переходит в газообразное состояние. Подвод теплоты к испарителю может быть реализован как от электронагревателя, так и от системы охлаждения двигателя (в прогретом состоянии). Испарившийся аммиак попадает в управляемый редуктор 8, обеспечивающий оптимальное давление в устройстве каталитического разложения 9, а именно в секцию 12 с подводом тепла от отработавших газов и секцию 13 с подводом тепла от встроенного электронагревателя 14. Используя тепло отработавших газов двигателя или подогрев от электрического нагревателя 14, в присутствии катализатора, в устройстве каталитического разложения 9 происходит разложение аммиака на водород Н2 и азот N2. Для снижения температуры газовой смеси H2+N2 служит охладитель азотно-водородной смеси 15. После него газовая смесь поступает в управляемый редуктор 16, который обеспечивает оптимальное давление в устройстве повышения концентрации водорода в топливе 17, содержащее мембранный фильтр 18 на котором происходит отделение азота N2 от водорода Н2 и сбросной клапан 19, обеспечивающий отвод азота N2 в атмосферу. Очищенный водород Н2 направляется по трубопроводу к форсунке 20, впрыскивающей его во впускной трубопровод 2, что обеспечивает увеличение доли горючего компонента в составе топливно-воздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, приводящее к повышению энергоэффективности двигателя и обеспечение высоких экологических показателей его работы. Управление подачей водорода через форсунки и управление составом смеси на различных режимах работы осуществляется электронным блоком управления 21 двигателем внутреннего сгорания 22.

Похожие патенты RU2778415C1

название год авторы номер документа
Энергетическая установка 2023
  • Новиков Виктор Александрович
  • Ощепков Петр Платонович
RU2803548C1
Способ организации рабочего процесса газодизельного двигателя 2018
  • Савельев Геннадий Степанович
  • Кочетков Максим Николаевич
  • Овчинников Евгений Валентинович
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Трубицын Андрей Владимирович
  • Уютов Сергей Юрьевич
RU2700866C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДВОЙНЫМ НАДДУВОМ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 2020
  • Вдовичев Антон Андреевич
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Вакуненков Вячеслав Александрович
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
RU2769914C2
Способ подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и система с парогенератором для его осуществления 2016
  • Мусин Ильшат Гайсеевич
  • Шарапов Нурислям Нуруллович
  • Габдрахманов Фарид Абдулхамедович
RU2681873C2
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЕЙ 1996
  • Захаров Александр Иванович
  • Иванков Виктор Владимирович
RU2117178C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДВУХСЕКЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ 2021
  • Тюфяков Андрей Семенович
  • Туктакиев Геннадий Саитянович
  • Гринев Вадим Николаевич
  • Милов Константин Владимирович
  • Колесников Владислав Альбертович
RU2755012C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2010
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Борсук Владимир Владимирович
RU2446294C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ВОДОРОДСОДЕРЖАЩЕГО СИНТЕЗ-ГАЗА ВО ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР ДВС 2023
  • Зинченко Евгений Сергеевич
  • Коларж Сергей Александрович
  • Кочергин Виктор Иванович
RU2803151C1
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗАКРЫТОГО ЦИКЛА С ДОЖИГАНИЕМ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРНЫХ ГАЗОВ БЕЗ ПОЛНОЙ ГАЗИФИКАЦИИ И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Губанов Давид Анатольевич
  • Востров Никита Владимирович
RU2801019C1
ДВУХТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Тарасов Анатолий Владимирович
RU2119083C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 415 C1

Реферат патента 2022 года Система питания двигателя внутреннего сгорания водородным топливом на основе аммиака

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Система питания ДВС включает систему питания воздухом. Система питания ДВС водородом содержит топливный бак (6) с жидким аммиаком, соединенный с испарителем (7). Устройство (9) каталитического разложения, установленное в выпускной трубопровод (10) ДВС, состоит из датчиков (11) температуры, установленных в секцию (12) с подводом тепла от отработавших газов и секцию (13) с подводом тепла от встроенного электронагревателя, последовательно соединенных с охладителем (15) азотно-водородной смеси и электромагнитной форсункой (20), установленной во впускной трубопровод (2) и соединенной с блоком (21) управления. Между испарителем (7) и устройством (9) каталитического разложения установлен первичный управляемый редуктор (8). Между охладителем (15) азотно-водородной смеси и электромагнитной форсункой (20) установлен вторичный управляемый редуктор (16), соединенный трубопроводом с устройством (17) повышения концентрации водорода в топливе, содержащим мембранный фильтр (18), разделяющий исходное топливо на горючий компонент водород и негорючий азот, и сбросной клапан (19), обеспечивающий отведение негорючих компонентов. Технический результат заключается в увеличении доли горючего компонента в составе топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 778 415 C1

Система питания двигателя внутреннего сгорания, включающая систему питания ДВС воздухом, содержащую воздушный фильтр, соединенный с впускным трубопроводом, в который вмонтированы датчик массового расхода воздуха, дроссельная заслонка и управляемый привод заслонки, а также систему питания ДВС водородом, содержащую топливный бак с жидким аммиаком, соединенный с испарителем, обеспечивающим подачу газообразного аммиака в устройство каталитического разложения, установленное в выпускной трубопровод ДВС, состоящее из датчиков температуры, установленных в секцию с подводом тепла от отработавших газов ДВС и секцию с подводом тепла от встроенного электронагревателя, последовательно соединенных с охладителем азотно-водородной смеси и электромагнитной форсункой, установленной во впускной трубопровод системы питания ДВС воздухом и соединенной с блоком управления, обеспечивающим контроль параметров и управление работой ДВС, отличающаяся тем, что между испарителем и устройством каталитического разложения установлен первичный управляемый редуктор, между охладителем азотно-водородной смеси и электромагнитной форсункой установлен вторичный управляемый редуктор, соединенный трубопроводом с устройством повышения концентрации водорода в топливе, содержащим мембранный фильтр, разделяющий исходное топливо на горючий компонент водород и негорючий азот, и сбросной клапан, обеспечивающий отведение негорючих компонентов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778415C1

JP 2020159211 A, 01.10.2020
US 2012167840 A1, 05.07.2012
KR 20180124365 A, 21.11.2018
Устройство для питания двигателей внутреннего горения аммиано-азотно-водородной смесью 1936
  • Марио Цавка
SU53410A1

RU 2 778 415 C1

Авторы

Сиротин Павел Владимирович

Азаренков Андрей Александрович

Волик Андрей Владимирович

Даты

2022-08-18Публикация

2021-06-15Подача