Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психологии личности и в медицинской психологии.
Использование музыки в медицинской и в психотерапевтической практике широко известно. Согласно представлению Бехтерева "музыка - это не просто отвлекающее и дающее эстетическое наслаждение средство, а истинно терапевтический агент, который можно и должно использовать в медицинской практике".
Известен способ коррекции психоэмоционального состояния с помощью музыкотерапии (Брусиловский Л.С. Музыкотерапия - ст. в Руководстве по психотерапии (ред. Рожнова). - Ташкент, 1985).
Однако указанный способ не позволяет использовать возможности музыкотерапии в полной мере. Известен также способ, описанный в книге В.И. Петрушина "Музыкальная психотерапия" (Москва "Владос" 2000), который также имеет достаточно узкое направление.
О благотворном воздействии на организм человека музыки говорили еще Пифагор и Ибн Сина. Звуки и их сочетания с ароматами сейчас снова привлекают медиков, и их синергизм изучают психологи.
Известно также использование аромотерапии в медицинской практике. Однако он не всегда является эффективным при воздействии на психоэмоциональное состояние.
В качестве прототипа рассмотрен способ, в котором использовано сочетание психотерапии и аромотерапии (Кащенко Г.Ф., Головкин В.А., Лысенко Л.К. - Эфирные масла и фитопрепараты в интимной жизни. - Симферополь: Таврида, 2000). Однако он также не ставит своей задачей коррекцию психоэмоционального состояния при сочетанном воздействии этих двух факторов.
Технический результат настоящего изобретения выражается в повышении эффективности воздействия на психоэмоциональное состояние, что достигается созданием аудиообонятельной синергии при прослушивании музыкальной композиции с одновременным воздействием на пациента ароматом, который специально подобран таким образом, что дополняет и усиливает эмоциональный характер музыкального произведения.
Так, теплая, напевная, мажорная тема валторны из II ч 5 симфонии П.И. Чайковского дополняется тонизирующим запахом шалфея, что усиливает и мягко дополняет воздействие музыки на психику.
Холодноватая минорная "Лунная соната" Л. Бетховена вызывает ассоциацию с водной поверхностью, поэтому прохладно-хвойная ностальгическая лаванда может дополнять это произведение.
Способ осуществляется следующим образом.
Предварительно автором методом экспертных оценок был создан банк музыкальных композиций, состоящий в основном из произведений классической музыки, в сочетании с определенным ароматом, который наиболее эффективно позволяет воздействовать на психоэмоциональное состояние пациента и выводить его из состояния депрессии, возбуждения или тревожности.
Способ позволяет работать как с одним пациентом, так и с группой. Однако в случае работы с группой ее подбирают по синдромальным признакам.
Сеанс проводят следующим образом. С пациентом проводят беседу и определяют тип психоэмоциональной дезадаптации, которая может проявляться в форме депрессии или тревоги (возбуждения). Для объективности оценки используют известный тест Люшера (Семикин В.В. Цветовой тест Люшера в задачах диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора. - М. 1987, с. 61-71). После этого пациенту предлагают выбрать наиболее понравившийся ему медальон, который представляет собой керамическое изделие различной формы размером не более 2•2 см гладкой поверхности, с внутренней полостью, разноокрашенные.
Обращают внимание пациента на особенности его поверхности и на ощущение в руке, которое он вызывает. Указанный прием позволяет переключить внимание пациента и концентрирует его на приятных деталях художественного оформления арома-медальона. При этом пациент расслабляется и получает определенный уровень релаксации. Затем пациента размещают удобно в кресле, вербально углубляют состояние релаксации и предъявляют музыкальное произведение, одновременно распыляют необходимый аромат. При этом если пациент или группа пациентов находится в состоянии депрессии, то необходимым является изменить его состояние в направлении психической мобилизации, т.е. последовательно перевести его в состояние, характеризующееся высокой энергичностью, активностью, уверенностью в своих силах. Для этого в качестве музыкального произведения предъявляют отрывки из оперы Д. Гершвина "Порги и Бесс", и/или Д. Джоплин "Регтайм", и/или М. Равель "Болеро" в сочетании с ароматом бергамота, и/или герани, и/или жасмина, и/или пачули.
В случае если пациент или группа пациентов находится в состоянии возбуждения или тревоги, то необходимым является перевод его в состояние приятной успокаивающей релаксации, которая характеризуется низким уровнем беспокойства и тревоги при низком уровне энергичности и низком уровне психической активности. Для этого предъявляют произведения: Л. Бетховен "Лунная" соната, и/или К. Сен-Санс "Лебедь", и/или Г. Свиридов "Романс" из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина "Метель" в сочетании с эфирным маслом нероли, и/или розы, и/или сандала, и/или лаванды. Для профилактики депрессивных состояний предъявляют музыкальные произведения венского классицизма оптимистического характера: Й. Гайдн симфония 98, 99, соната ми минор и/или В. Моцарт, симфония 40, и/или соната ля мажор, и/или "Маленькая ночная серенада" в сочетании с ароматами кипариса, и/или шалфея, и/или розмарина, и/или иланг-иланга.
В заключении сеанса соответственным ароматом наполняют медальон, что позволяет продлить действие и ассоциативно поддерживать и при необходимости вызывать достигнутое на сеансе психоэмоциональное состояние.
Каждый последующий сеанс из банка музыкальных произведений подбирают новую музыкальную композицию из вышеуказанных со своим подобранным ароматом и воздействуют на пациента. Сеансы проводят через два дня. На курс - 10-12 сеансов.
Таким образом, при симультанном предъявлении музыкальных композиций обонятельный стимул выступает как катализатор эмоциональной активности восприятия и значительно повышает суггестивное воздействие музыки.
Примеры реализации способа.
Пример 1
Пациент Б. , 27 лет, с жалобами на вялость, апатию, низкую работоспособность. В результате использования теста Люшера была получена следующая последовательность цветовых предпочтений: 11 - фиолетовый, 12 - красный, 13 - синий, 14 - коричневый, 15 - желтый, 16 - черный, 17 - зеленый, 18 - серый. Данное состояние характеризуется выраженным преобладанием депрессивного аффекта. Врач рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния в направлении мобилизации. На первом сеансе пациенту был предъявлен фрагмент (ария) из оперы Д. Гершвина "Порги и Бесс" в сочетании с ароматом бергамота. В заключении сеанса в арома-медальон было помещено 0,03 г эфирного масла бергамота, что позволяет пролонгировать полученное действие.
На следующем сеансе, который состоялся через два дня, было предъявлено произведение: М. Равель, "Болеро" в сочетании с ароматом пачули. Через 10 сеансов пациент не предъявлял никаких жалоб, его психоэмоциональное состояние показывало следующий результат: 11 - зеленый, 12 - желтый, 13 - красный, 14 - синий, 15 - фиолетовый, 16 - коричневый, 17 - серый, 18 - черный, что свидетельствовало о значительном изменении психоэмоционального состояния пациента в заданном направлении.
Пример 2
Группа пациентов, состояние которых по данным теста Люшера характеризовалось отклонением от нормы в направлении тревожного аффекта.
Врач рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния в направлении релаксации. В соответствии с этим на первом сеансе из банка музыкальных произведений было использовано произведение К. Сен-Санса, "Лебедь" в сочетании с ароматом нероли. На втором сеансе, который состоялся через два дня, была предъявлена музыка "Лунной" сонаты Л. Бетховена в сочетании с ароматом лаванды. Таким образом было проведено 10 сеансов. Диагностика эмоционального состояния после завершения коррекции свидетельствовала о нормализации состояния всех пациентов.
С помощью предлагаемого способа была проведена коррекция 58 пациентов, и во всех случаях был получен положительный результат, который выражался в полной нормализации состояния пациента или в значительной редукции предъявляемых жалоб.
Таким образом, предложенный способ позволяет эффективно производить коррекцию психоэмоционального состояния без использования лекарственных и физиотерапевтических средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ | 2013 |
|
RU2522377C2 |
СПОСОБ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2013 |
|
RU2529374C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА | 2012 |
|
RU2494771C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКОТЕРАПИИ | 2010 |
|
RU2445987C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2006 |
|
RU2315633C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2009 |
|
RU2461396C2 |
СПОСОБ ПОЗДНЯКОВА С.В. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛАКСАЦИИ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2011 |
|
RU2454251C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ГРУППОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ | 2021 |
|
RU2766049C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2011 |
|
RU2481866C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2002 |
|
RU2223795C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психологии личности, и может быть использовано в медицинской технике. Пациента вводят в состояние релаксации и при выявлении у него депрессии предъявляют произведение: Д. Гершвин "Порги и Бесс", и/или Д. Джоплин "Регтайм", и/или М. Равель "Болеро", которые сочетают с ароматами: бергамота, и/или герани, и/или жасмина, и/или пачули. При состоянии тревоги или возбуждения используют произведения: К. Сен-Санс "Лебедь", и/или "Романс" из музыки Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель", и/или "Лунной" сонаты Л. Бетховена в сочетании с ароматами нероли, и/или розы, и/или сандала, и/или лаванды. Для профилактики депрессивных состояний используют: Й. Гайдн, симфонию 98, 99, сонату ми минор; и/или В. Моцарт, симфонию 40, и/или сонату ля мажор, и/или "Маленькую ночную серенаду" в сочетании с ароматами кипариса, и/или шалфея, и/или розмарина, и/или иланг-иланга. Способ позволяет повысить эффективность воздействия на психоэмоциональное состояние за счет создания аудиообонятельной синергии. 1 з.п. ф-лы.
КАЩЕНКО Г.Ф | |||
и др | |||
Эфирные масла и фитопрепараты в интимной жизни | |||
- Симферополь: Таврида, 2000, с.12-38 | |||
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1993 |
|
RU2033818C1 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1997 |
|
RU2122442C1 |
Авторы
Даты
2002-03-10—Публикация
2001-03-26—Подача