Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике и лечению заболеваний, связанных с изменением психоэмоционального состояния человека.
Известен метод психотерапии - нейролингвистическое программирование (НЛП), который позволяет различными способами формировать состояние транса как состояние, максимально облегчающее доступ к ресурсам, позволяющим преодолеть внутренние ограничения, препятствующие достижению желаемого состояния (см. Бэндлер Р., Гриндер Д. "ТРАНСФОРМЭЙШН. Нейролингвистическое программирование и структура гипноза". - СПб.: Издательство "Петербург - XXI век" совместно с ИЧП "Белый кролик", 1995), путем направленного воздействия на зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные) и кинестетические каналы восприятия - модальности - и их более тонкие составные части - субмодальности (см. Макдоналд В. "Руководство по субмодальностям". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994). Кроме того, метод НЛП позволяет по вербальным (самоотчет пациента) и невербальным (физиологическим) признакам (глазодвигательные реакции, изменения позы, скорости, темпа речи, частоты дыхания, пульса и др.) точно определить основную (ведущую) модальность и в ее структуре выделить ведущую субмодальность, через которую воспринимается стимул, обусловливающий возникновение конкретного психоэмоционального состояния, взаимосвязь с субмодальностями других модальностей этого же состояния, а также взаимосвязь с ведущими субмодальностями других психоэмоциональных состояний (см. Гриндер Д. , Бэндлер Р. "Из лягушек в принцы". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994). Таким образом, метод НЛП позволяет точно оценивать направленность психотерапевтического воздействия на пациента. При этом интеграция - сочетанное и последовательное появление признаков разнохарактерных психоэмоциональных состояний, например признаков нежелательного состояния или состояния, препятствующего появлению желаемого состояния, с одновременным появлением признаков желаемого состояния и затем полностью сменяющихся признаками состояния, которого пациент хотел бы достичь, оценивается как появление у пациента нового желаемого способа условно-рефлекторного реагирования в ответ на стимулы, ранее вызывавшие нежелательную реакцию или препятствовавшие достижению желаемого состояния (см. Гриндер Д., Бэндлер Р. "Из лягушек в принцы". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994). Однако в методе НЛП не используется такой мощный способ невербального воздействия, каковым является музыка, посредством которой можно моделировать, воспроизводить и поддерживать различные психоэмоциональные состояния. Кроме того, при использовании метода НЛП возможности невербального воздействия на пациента через аудиальный канал ограничены интонационными и тембровыми характеристиками голоса терапевта и акустическими параметрами психотерапевтического кабинета. Таким образом, метод НЛП не предполагает возможности тонкого влияния на ведущие субмодальности пациента через обработку музыкального материала современными компьютерными средствами мультимедиа, позволяющими редактировать не только темп, тембр, тональность, но и объемность звучания, реверберацию, "эхо"-эффект, панораму и частотные характеристики предъявляемого аудиального материала.
В качестве прототипа предложенного способа может быть взят способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека (см. патент N 2033818, кл. A 61 M 21/00, бюл. N 12 за 1995 г.). Способ заключается в предъявлении человеку аудиовизуальных и музыкальных композиций, обеспечивающих возможность перевода человека в требуемое состояние.
Использование этого способа в клинической практике не может давать устойчивой положительной динамики по ряду следующих причин: не обеспечивает изменения реакций пациента на стимулы (пусковые механизмы), вызывающие нежелательное состояние; не предполагает трансформацию состояния, ограничивающего достижения желаемого состояния, в состояние, способствующее его достижению; не предполагает использования ресурсных состояний пациента для преодоления состояний, препятствующих достижению желаемого состояния; не предполагает формирования состояния транса как состояния, в котором пациент с максимальной легкостью получает доступ к ресурсным состояниям, способствующим достижению желаемого состояния, выбор предъявляемого пациенту аудиального материала базируется на среднестатистических экспертных оценках и поэтому не учитывает индивидуальных реакций пациента и не может гарантировать точного соответствия между предполагаемой и фактически возникающей реакцией пациента; подбор музыкальных композиций производится с использованием теста Люшера.
Известно, что традиционное использование теста Люшера и его модификаций направлено на выявление как осознанного субъективного отношения пациента к цветовым эталонам, так и неосознанных реакций на них, что позволяет считать метод глубинным, проективным (см. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - Издательство московского университета, 1987). Особенно показательно в этом плане выявленное тестом переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, в значительной степени влияющими на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей.
Известно также, что выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, связанных с конституциональным типом индивида, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией (см. Собчак Л.Н. "Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера". Методическое руководство, М., 1991). Несмотря на то, что цветоассоциативный метод лишен транскультуральных аспектов, в каждом конкретном случае выбор цветового ряда сугубо индивидуален и зависит от ряда факторов, поэтому использование авторами (патент N 2033818) экспертной оценки в качестве основы для жесткой связи цвета и соответствующего ему психоэмоционального состояния не только некорректно, но и нецелесообразно. Кроме того, такое использование цветоассоциативного метода исключает подход индивидуальности, делая подбор цветовых характеристик состояния пациента механическим актом, ориентированным на некую усредненную характеристику; не использует музыкальную композицию для формирования интегрированного состояния, позволяющего мобилизовать ресурсные состояния в ответ на стимулы, ранее вызывавшие нежелательные состояния, не использует методы закрепления достигнутых результатов; не использует материальные носители звука и изображения (аудио-видеокассеты, CD-диски для поддерживающей терапии без непосредственного участия врача.
В основу данного изобретения поставлена задача формирования интегрированного состояния, позволяющего мобилизовать ресурсные состояния и обеспечить достижение желаемого состояния в ответ на стимулы, ранее вызывавшие нежелательное состояние, или состояния, препятствовавшие достижению желаемого состояния, а также повышение эффективности воздействия на психоэмоциональное состояние человека путем индивидуального подбора визуальных и аудиальных коррелятов психоэмоциональных состояний.
Поставленная задача достигается тем, что предлагаемый способ направленной коррекции психоэмоционального состояния человека включает в себя отбор и классификацию разнохарактерных по эмоциональный окраске музыкальных и аудиовизуальных композиций и предъявление их пациенту в соответствии с требуемым психоэмоциональным состоянием с использованием психодиагностических тестов. Новыми признаками в предлагаемом методе являются то, что используют разработанные авторами банки визуальных и аудиальных паттернов, в оцифрованном виде хранящиеся на жестком диске компьютера. Банки визуальных паттернов представляют собой изображения символов, произведений искусства, узоров и видеоклипов разнохарактерного содержания. Банки аудиальных паттернов состоят из банков немузыкальных шаблонов ("шум прибоя", "скрип тормозов", "щебетание птиц" и т. д. ) и серии банков музыкальных паттернов, в каждом из которых имеются музыкальные фрагменты, согласованные по ладотоническому признаку, а также темпу, тональности и размеру. При подборе аудиовизуальных коррелятов различных психоэмоциональных состояний используются программные средства мультимедиа, позволяющие подобрать визуальные (яркость, контрастность, цвет, цветность и т.д.) и аудиальные (темп, тембр, инструмент, на котором исполняется музыкальный фрагмент, реверберация, частотные характеристики и т.д.) параметры, соответствующие конкретному психоэмоциональному состоянию; идентифицируют ведущую субмодальность нежелательного состояния, через которую осуществляется восприятие стимула, обусловливающего возникновение этого состояния, используют состояние транса для мобилизации ресурсных состояний; осуществляют индивидуальный подбор из имеющихся банков визуальных паттернов, немузыкальных шаблонов и музыкальных паттернов, заведомо совместимых по ладотональному признаку аудиовизуальных коррелятов состояния транса с использованием цветового теста отношений (ЦТО); идентифицируют ведущие субмодальности желаемого состояния, состояний, препятствующих его достижению, а также от 3 до 5 ресурсных состояний, через которые осуществляется восприятие стимулов, обусловливающих возникновение указанных состояний; подбирают из имеющегося банка немузыкальных шаблонов и музыкальных паттернов, заведомо совместимых по ладотоническому признаку, аудиальные корреляты нежелательного состояния, состояний, препятствующих достижению желаемого состояния, ресурсных состояний и желаемого состояния посредством ассоциации с цветом, соответствующим каждому из указанных состояний, и проводят условно-рефлекторное закрепление путем многократного предъявления пациенту; формируют активную позицию пациента по отношению к творческому процессу создания аудиовизуальной композиции (АВК), включающему в себя создание единой аудиовизуальной композиции продолжительностью 30 - 45 мин, содержащей визуальные корреляты вышеперечисленных состояний с использованием современных компьютерных средств мультимедиа, используют АВК для формирования нового интегрированного психоэмоционального состояния, позволяющего мобилизовать ресурсы и достичь желаемого состояния в ответ на воздействие стимулов, ранее вызывавших нежелательное состояние, или состояний, препятствовавших достижению желаемого состояния; производят редактирование АВК и синхронизацию ее характеристик с помощью современных компьютерных средств мультимедиа с невербальными (физиологическими) характеристиками нового интегрированного психоэмоционального состояния; производят материализацию отредактированной АВК посредством ее записи на материальный носитель; обеспечивают возможность редактирования АВК в случае рецидива нежелательного состояния; выдают рекомендации для самостоятельного использования материального носителя АВК с целью поддерживающей терапии по предписанной врачом схеме.
Вначале выявляют ведущую субмодальность, изменения в которой в максимальной степени влияют на возникновение нежелательного состояния (см. Макдоналд В. "Руководство по субмодальностям". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994), а также невербальные признаки (глазодвигательные реакции, изменения позы, темпа речи, частоты пульса, дыхания и т.д.) нежелательного состояния (см. Гриндер Д. , Бэндлер Р. "Из лягушек в принцы". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994). Затем производят ассоциацию нежелательного состояния с помощью теста цветовых отношений (см. Собчак Л.Н. "Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера". Методическое руководство, М., 1990). Из банков визуальных и аудиальных паттернов подбирают аудиальный и визуальный корреляты нежелательного состояния, ассоциирующиеся с выбранным цветом.
Банки визуальных паттернов представляют собой изображения символов, произведений искусства, узоров и видеоклипов разнохарактерного содержания. Банки аудиальных паттернов состоят из банка немузыкальных шаблонов ("шум прибоя", "скрип тормозов", "щебетание птиц" и т.д.) и банка музыкальных паттернов. Банк музыкальных паттернов состоит из равновеликих (то есть содержащих одинаковое количество тактов и имеющих одинаковые темп и размер) музыкальных фрагментов, согласованных по ладотональному признаку и тональности.
Закрепляют условно-рефлекторную связь между нежелательным состоянием и его аудиальным и визуальным коррелятами методом "наложения якорей", т.е. многократным предъявлением аудиального и визуального паттернов нежелательного состояния, на фоне активизации всех модальностей, через которые оно воспринимается (см. Гриндер Д., Бэндлер Р. "Из лягушек в принцы". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994). Повторяют процедуру "наложения якорей" столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на каждое предъявление паттернов у пациента систематически возникали невербальные признаки нежелательного состояния. Изменяют параметры звучания аудиального коррелята (объемность звучания, ревербирацию, "эхо"-эффект, панораму и частотные характеристики) таким образом, чтобы добиться наиболее отчетливого проявления невербальных признаков нежелательного состояния и максимальных изменений в ведущей субмодальности, обусловливающих возникновение нежелательного состояния. Изменяют параметры визуального коррелята (яркость, контрастность, цветность и т.д.) таким образом, чтобы добиться наиболее отчетливого проявления невербальных признаков нежелательного состояния и максимальных изменений в ведущей субмодальности, обуславливающих возникновение нежелательного состояния.
Выявляют ведущую субмодальность и невербальные признаки состояния транса (см. Бэндлер Р., Гриндер Д. "ТРАНСФОРМЭЙШН. Нейролингвистическое программирование и структура гипноза". - СПб.: Издательство "Петербург - XXI век" совместно с ИЧП "Белый кролик", 1995). Затем производят ассоциацию состояния транса с помощью метода цветовых ассоциаций (ЦТО). Подбирают аудиальный и визуальный корреляты состояния транса, ассоциирующиеся с выбранным цветом. Используют метод "наложения якорей" для закрепления условно-рефлекторной связи между состоянием транса и его аудиальным и визуальным коррелятами. Изменяют параметры аудиального и визуального коррелята состояния транса таким образом, чтобы добиться наиболее отчетливого проявления невербальных признаков состояния транса и максимальных изменений в ведущей субмодальности, обусловливающих возникновение состояния транса.
Выявляют ведущие субмодальности для 3 - 5 ресурсных состояний, способствующих достижению желаемого состояния. Определяют невербальные признаки каждого ресурсного состояния. Производят ассоциацию каждого ресурсного состояния с цветом по методу ЦТО. Подбирают аудиальные и визуальные корреляты каждого ресурсного состояния, ассоциирующиеся с выбранными цветами. Используют метод "наложения якорей" для закрепления условно-рефлекторной связи между состоянием транса и его аудиальным и визуальным коррелятами. Изменяют параметры аудиальных и визуальных коррелятов каждого ресурсного состояния таким образом, чтобы добиться наиболее отчетливого проявления невербальных признаков ресурсного состояния и максимальных изменений в ведущей субмодальности, обусловливающих возникновение ресурсного состояния.
Выявляют ведущую субмодальность и невербальные признаки желаемого состояния. Производят ассоциацию желаемого состояния с цветом с помощью ЦТО. Подбирают аудиальный и визуальный корреляты желаемого состояния, ассоциирующиеся с выбранным цветом. Изменяют параметры аудиального и визуального коррелятов желаемого состояния таким образом, чтобы добиться наиболее отчетливого проявления невербальных признаков желаемого состояния и максимальных изменений в ведущей субмодальности, обусловливающих возникновение желаемого состояния. Используют метод "наложения якорей" для закрепления условно-рефлекторной связи между желаемым состоянием и его аудиальным и визуальными коррелятами.
Выявляют ведущую субмодальность и невербальные признаки состояния, препятствующего достижению желаемого состояния. Производят ассоциацию состояния, препятствующего достижению желаемого состояния, с цветом с помощью ЦТО. Подбирают аудиальный и визуальный корреляты состояния, препятствующего достижению желаемого состояния, ассоциирующиеся с выбранным цветом. Используют метод "наложения якорей" для закрепления условно-рефлекторной связи между состоянием, препятствующим достижению желаемого состояния и его аудиальным и визуальным коррелятами. Изменяют параметры аудиального и визуального коррелятов состояния, препятствующего достижению желаемого состояния, таким образом, чтобы вызвать максимальные изменения в ведущей субмодальности и наиболее отчетливые проявления невербальных признаков состояния, препятствующего достижению желаемого состояния.
Аудиальные и визуальные корреляты нежелательного состояния, состояния транса, 3 - 5 ресурсных состояний, желаемого состояния и состояния, препятствующего достижению желаемого состояния, объединяют в группы. В каждую группу, предназначенную для одновременного предъявления, включают по 2 и более аудиальных и 1 визуальному корреляту. Количество групп может быть произвольным, но таким, чтобы визуальные и аудиальные корреляты каждого состояния были бы включены в одну из групп хотя бы один раз. Группы чередуют в произвольной последовательности и объединяют без пауз между ними в единую аудио-визуальную композицию (АВК) продолжительностью 30 - 45 мин.
Предъявляют АВК пациенту, и после прослушивания и просмотра композиции определяют ведущую субмодальность и невербальные признаки полученного нового интегрированного состояния.
Интегрированное состояние - это состояние, включающее в себя невербальные признаки желаемого состояния и ресурсных состояний. В процессе интеграции происходит постепенное замещение невербальных признаков нежелательного состояния признаками желаемого состояния и ресурсных состояний. Такая динамика признаков оценивается как появление у пациента новых способов условно-рефлекторного реагирования в ответ на стимулы, ранее вызывавшие нежелательную реакцию или препятствовавшие достижению желаемого состояния (см. Гриндер Д., Бэндлер Р. "Из лягушек в принцы". - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1994).
Редактируют характеристики звучания АВК (темп, тембр, тональность, объемность звучания, ревербирацию, "эхо"-эффект, панораму и частотные характеристики) таким образом, чтобы вызвать максимальные изменения в ведущей субмодальности и наиболее отчетливые проявления невербальных признаков интегрированного состояния. Отредактированный вариант АВК рекомендуют пациенту просматривать и прослушивать за 2 - 3 ч до сна ежедневно, до полной коррекции нежелательного состояния.
Пример. Больной С., 46 лет, обратился в Центр медико-социальной реабилитации г. Самара с жалобами на приступообразные состояния, сопровождающиеся неприятными ощущениями в области сердца, учащенными сердцебиениями, чувством страха, продолжительностью до 1 ч. Подобные приступы беспокоили в течение 7 лет. Их появление связывал со стрессовыми ситуациями на работе. В последние месяцы до поступления в Центр состояние ухудшилось, приступы стали практически ежедневными, 2 - 3 раза в сутки. Лечился амбулаторно, без убедительной положительной динамики. Был направлен в Городской кардиологический центр для уточнения диагноза.
После проведенного обследования был выписан с диагнозом: "Кардиофобия". В Центре медико-социальной реабилитации больному было рекомендовано пройти курс психотерапии с применением метода направленной коррекции психоэмоционального состояния.
Было выявлено, что стимулом возникновения кардиофобии явилось пристальное выслушивание собственных сердцебиений. Больному достаточно было представить звучание учащенных, свыше 110 ударов в минуту, сердцебиений, чтобы вызвать появление признаков кардиофобий. Цвет, с которым пациент ассоциировал нежелательное состояние, - коричневый. Были подобраны аудиальный коррелят, соответствующий этому цвету (немузыкальный шаблон, имитирующий звучание сердечных сокращений с частотой 110 ударов в минуту) и визуальный шаблон, ассоциирующийся с этим цветом. Было выявлено, что представление морского прибоя в звездную ночь сопровождается появлением признаков транса. Состояние транса по тесту ЦТО ассоциировалось с зеленым цветом. Из банков визуальных паттернов был выбран видеоклип ночного прибоя, а из банка аудиальных паттернов - музыкальный паттерн, ассоциировавшиеся с зеленым цветом.
В качестве ресурсных состояний были идентифицированы:
1) состояние "приятного волнения при объяснении в любви" в юношеском возрасте;
2) состояние "приятного возбуждения при преодолении препятствий";
3) состояние "волнения при соприкосновении с новизной", ассоциировавшиеся по ЦТО соответственно с синим, красным и фиолетовым цветами.
Из банков паттернов были подобраны визуальные и аудиальные паттерны, ассоциировавшиеся с синим, красным и фиолетовыми цветами.
Желаемое состояние, определенное пациентом как "чувство стабильности", было ассоциировано с желтым цветом. Были подобраны музыкальный и визуальный паттерны, ассоциирующиеся с желтым цветом.
Было выявлено, что достижению желаемого состояния препятствует убеждение в том, что в контекстах ситуаций, порождающих кардиофобию, проявление спонтанного поведения является нежелательным. Это убеждение было идентифицировано как состояние препятствующее достижению желаемого состояния, и ассоциировалось с серым цветом. Были подобраны музыкальный и визуальный паттерны, ассоциировавшиеся с серым цветом.
Параметры каждого паттерна были изменены таким образом, чтобы его предъявление в максимальной степени способствовало появлению невербальных признаков и максимальных изменений в ведущей субмодальности соответствующего состояния. Методом "наложения якорей" была закреплена условно-рефлекторная связь между предъявлением паттерна и возникновением соответствующего ему состояния.
Паттерны были объединены в 8 групп, содержащих по 2 и более аудиальные и 1 визуальному паттерну таким образом, что визуальный и аудиальный коррелят каждого состояния был включен в состав одной из групп хотя бы один раз. Полученные группы были объединены без пауз между ними в аудиовизуальную композицию (АВК) продолжительностью 40 мин. АВК была предъявлена пациенту, после чего ее характеристики были отредактированы таким образом, чтобы вызывать максимальные изменения в ведущей субмодальности и наиболее отчетливые невербальные признаки полученного интегрированного состояния. Отредактированная АВК была записана на видеокассету. Были предписаны ежедневный просмотр и прослушивание кассеты за 3 ч до сна в течение 1 мес.
Изобретение относится к области медицины, а именно психотерапии. Выявляют ведущие субмодальности и невербальные признаки нежелательного состояния, состояния транса, 3-5 ресурсных состояний, желаемого состояния и состояния, препятствующего достижению желаемого состояния. Ассоциируют каждое состояние с цветом с помощью цветового теста отношений. Подбирают аудиальные корреляты, согласованные по ладотоническому признаку в тональности, и визуальные корреляты, ассоциирующиеся с выбранными цветами. Многократно предъявляют каждый коррелят до появления у пациента невербальных признаков соответствующего корреляту состояния. Изменяют параметры аудиальных и визуальных коррелятов до возникновения отчетливого проявления невербальных признаков выявленных состояний. Затем формируют аудиовизуальную композицию (АВК) путем объединения в группы по 2 и более аудиальных и 1 визуальному корреляту, предназначенных для одновременного предъявления. Корреляты каждого состояния включают в одну из групп не менее одного раза. Группы чередуют в произвольной последовательности и объединяют без пауз. Предъявляют АВК пациенту, определяют ведущую субмодальность интегрированного состояния. Изменяют аудиальные корреляты АВК до отчетливого проявления интегрированного состояния. Полученную АВК предъявляют пациенту ежедневно за 2-3 ч до сна. Способ позволяет повысить эффективность и сократить сроки коррекции психофункционального состояния.
Способ направленной коррекции психоэмоционального состояния человека, включающий проведение психодиагностических тестов, подбор разнохарактерных по эмоциональной окраске музыкальных и визуальных композиций и представление их пациенту в соответствии с требуемым психоэмоциональным состоянием, отличающийся тем, что предварительно выявляют ведущие субмодальности и невербальные признаки нежелательного состояния, состояния транса, 3-5 ресурсных состояний, желаемого состояния и состояния, препятствующего достижению желаемого состояния, ассоциируют каждое состояние с цветом с помощью цветового теста отношений, подбирают аудиальные корреляты, содержащие одинаковое количество тактов, имеющие одинаковый темп и размер, согласованные по ладотоническому признаку и тональности, и визуальные корреляты, ассоциирующиеся с выбранными цветами, многократно предъявляют каждый коррелят до появления у пациента невербальных признаков соответствующего корреляту состояния, изменяют параметры аудиальных и визуальных коррелятов до возникновения максимальных изменений в ведущей субмодальности и отчетливого проявления невербальных признаков выявленных состояний, затем формируют аудиовизуальную композицию (АВК) продолжительностью 30-45 мин путем объединения в группы по 2 и более аудиальных и 1 визуальному корреляту, предназначенных для одновременного предъявления, при этом визуальные и аудиальные корреляты каждого состояния включают в одну из групп не менее 1 раза, группы чередуют в произвольной последовальности и объединяют без пауз, предъявляют АВК пациенту, определяют ведущую субмодальность и невербальные признаки интегрированного состояния, изменяют аудиальные корреляты АВК до отчетливого проявления интегрированного состояния и предъявляют полученную АВК пациенту ежедневно за 2-3 ч до сна до коррекции нежелательного состояния.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1993 |
|
RU2033818C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СПОСОБ КАРАЧАРОВОЙ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 1995 |
|
RU2065758C1 |
Авторы
Даты
1998-11-27—Публикация
1997-09-04—Подача