Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, в частности к способам, вызывающим изменение в состоянии сознания, и направлено на достижение состояния психоэмоциональной релаксации и повышение позитивной самооценки у лиц, осуществляющих свою деятельность в условиях продолжительного стресса, испытывающих значительные нервные напряжения или повышенные психоэмоциональные нагрузки в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Изобретение может быть использовано в качестве средства профилактики стресса и его последствий, а также для закрепления позитивного психоэмоционального состояния человека.
В современном мире сталкиваться с воздействием стресса приходится практически каждому человеку. Особенно актуальна проблема продолжительного стресса для жителей крупных городов. Ускорение общего ритма жизни, перемещение основных видов деятельности человека из сферы интенсивных физических нагрузок в сферу интенсивных интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок имеет как прямые, так и опосредованные негативные последствия. К прямым последствиям продолжительного стресса следует отнести снижение работоспособности, падение уровня внимания, рост количества допускаемых ошибок, раздражительность, притупление остроты реакции и т.п. К опосредованным последствиям относятся снижение общего уровня здоровья организма, развитие хронических заболеваний и сокращение общего продуктивно работоспособного периода жизни человека. Пагубное воздействие искусственно созданной техногенной среды и стрессов проявляется, прежде всего, в росте сердечно-сосудистых заболеваний, нервных и психических расстройств. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, нарушения сна, тревога, депрессии и вегето-сосудистые нарушения наблюдаются у 64% населения планеты.
Известно, что идея исцелять различными звуками родилась задолго до возникновения современной цивилизации. Об этом упоминается еще в Ветхом Завете. В библейской притче рассказывается о том, как Давид излечил израильского царя Саула от черной меланхолии своей игрой на гуслях. Практика применения звуков различной природы (в том числе и музыки) в лечебных и профилактических целях восходит к эпохе Древнего Египта и Античной Греции, а также древних культур Китая, Индии и арабского мира. В Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы. В Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Известный древнегреческий философ и математик Пифагор, создавший теорию о музыкально-числовом строении космоса, с успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения "болезней души", считая, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. Гиппократ использовал в своей практике воздействие музыки на больных. Вообще в Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании молодых людей и формировании у них положительного мироощущения. Аристотель обращал внимание не только на педагогическое значение музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка и умиротворяющие звуки способны благотворно влиять на человека, облегчая его психические переживания. Выдающийся арабский философ Авиценна 1000 лет назад музыкой лечил от нервных и психических заболеваний. Выдающиеся русские врачи и естествоиспытатели И.Сеченов, С.Боткин, И.Павлов в своих трудах неоднократно говорили о необыкновенной способности мелодичных звуков вызывать приятные эмоции, повышать активность коры головного мозга, улучшать обмен веществ, стимулировать дыхание и кровообращение.
Известно, что на сегодняшний день практические применение различных звуков природы и музыки в лечебных целях имеет самое широкое распространение. Кроме многочисленных клиник и оздоровительных центров, относящихся к сфере нетрадиционной (или натуральной, как ее именуют на Западе) медицины, использование терапевтических свойств звуков различной природы, музыкальных произведений в сочетании с различными изображениями или видеорядом расширяется в традиционных медицинских учреждениях.
Известно, что в 2010 году в клинике Медицинского университета им Джона Хопкинса в Балтиморе (США) было получено экспериментальное подтверждение положительного воздействия изображения природного пейзажа (размещенного на шторе, ограждающей процедурный кабинет) и одновременно транслируемых звуков природы на пациентов, подвергавшихся болезненным процедурам. Субъективное ощущение боли у таких пациентов оказывалось существенно ниже аналогичного показателя в контрольных группах при прочих равных условиях. Полученные результаты стали основанием для принятия решения администрацией клиники о расширении подобной практики как весьма эффективной и не требующей существенных материальных затрат (см. The Journal of Alternative and Complementary Medicine: September 14, 2010, Volume: 16 Issue 9, Noah Lechtzin, Anne M. Busse, Michael T. Smith, Stuart Grossman, Suzanne Nesbit, Gregory B. Diette. A Randomized Trial of Nature Scenery and Sounds Versus Urban Scenery and Sounds to Reduce Pain in Adults Undergoing Bone Marrow Aspirate and Biopsy.)
Известна методика использования природных звуков для реабилитации горожан, разработанная в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова Российской Академии Наук (см. Силаева О.Л., Ильичев В.Д. Методика использования природных звуков для реабилитации горожан: / First International Scientific Teleconference "New Technology in Medicine" Saint-Petersburg, Russia, March 2004. © О.Л.Силаева, В.Д.Ильичев, 2004. УДК 591.5.48; 591.58). Были созданы аудиокомпозиции, которые включали естественные шумы, голоса животных и птиц, классическую и современную музыку, церковную музыку и пение, голос человека. В Центральной клинической больнице Академии наук (ЦКБ РАН) с 05.10.1999 по 03.12.2002 проводились сеансы экологической реабилитации для пациентов ЦКБ РАН. После посещения серии сеансов (7-10) наблюдалось улучшение самочувствия, восстанавливался нормальный сон, существенно снижались депрессивные настроения, фиксировалась нормализация артериального давления и пульса, снижалось субъективное ощущение локальных болей. У пациентов после сеансов преобладал положительный эмоциональный тонус. Уже после посещения одного-двух сеансов уменьшалось количество невротических реакций у вспыльчивых пациентов. Все это позволило уменьшить количество принимаемых пациентами лекарственных препаратов и улучшить их самочувствие.
Известен способ оздоровления организма человека путем конструктивного выхода из стресса (см. патент 2150101, кл. А61М 21/00, опубл. 10.06.2000), направленный на повышение эффективности оздоровительного лечения. Данный способ оздоровления организма человека осуществляется путем воздействия на пациента специально подобранными аудиопрограммами нескольких уровней, включающими различные звуки и музыку. При этом у пациента формируют мотивационную компоненту на достижение оздоровительного результата на каждом уровне. Всего используется четыре аудиопрограммы, соответствующие четырем уровням, продолжительностью 40 мин каждая, с частотным диапазоном композиций 20-20000 Гц на всех программах. Программы содержат все возможные ритмы и различные их последовательности. При этом плотность звука изменяют дискретно и последовательно воздействуют на первом уровне с плотностью 2-6, на втором 7-8, на третьем 8-10, на четвертом 6-7 дБ/см2.
Известен способ направленной коррекции психоэмоционального состояния человека (см. патент 2122442, кл. А61М 21/00, опубл. 27.11.1998 г.), который построен на выявлении ведущих субмодальностей пациента, невербальных признаков его желательных и нежелательных состояний, а также 3-5 ресурсных состояний и направлен на повышение эффективности и сокращение сроков коррекции психофункционального состояния. Ассоциируют каждое состояние пациента с цветом с помощью цветового теста отношений. Подбирают аудиальные корреляты, согласованные по ладотоническому признаку в тональности, и визуальные корреляты, ассоциирующиеся с выбранными цветами. Многократно предъявляют каждый коррелят до появления у пациента невербальных признаков соответствующего корреляту состояния. Изменяют параметры аудиальных и визуальных коррелятов до возникновения отчетливого проявления невербальных признаков выявленных состояний. Затем формируют аудиовизуальную композицию (АВК) путем объединения в группы по 2 и более аудиальных и 1 визуальному корреляту, предназначенных для одновременного предъявления. Корреляты каждого состояния включают в одну из групп не менее одного раза. Группы чередуют в произвольной последовательности и объединяют без пауз. Предъявляют АВК пациенту, определяют ведущую субмодальность интегрированного состояния. Изменяют аудиальные корреляты АВК до отчетливого проявления интегрированного состояния. Полученную АВК предъявляют пациенту ежедневно за 2-3 ч до сна.
В качестве прототипа настоящего изобретения был избран известный способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека (см. патент N 2033818, кл. А61М 21/00, бюл.№N 12 за 1995 г.), который относится к профилактике и лечению заболеваний, связанных с изменениями психоэмоционального состояния человека (психоэмоциональной дезадаптацией), в частности депрессии, стресса и т.д., а также для повышения работоспособности. Способ заключается в предъявлении человеку аудиовизуальных и музыкальных композиций, обеспечивающих возможность перевода человека в требуемое психоэмоциональное состояние. Для этого отбирают музыкальные композиции, содержащие не менее одного периода и обладающие относительно неизменными в рамках данной композиции темпом, метроритмом и ладотональностью, классификацию музыкальных композиций производят методом экспертных оценок эмоциональных переживаний, возникающих в результате прослушивания, для чего используют психодиагностические тесты, предназначенные для оценки параметров психоэмоционального состояния, а требуемое психоэмоциональное состояние пациента и соответствующую ему музыкальную композицию выбирают по значениям их параметров, оцениваемых с помощью тех же тестов.
Было обнаружено, что как прототип, так и другие известные способы психоэмоциональной релаксации человека не могут применяться в качестве массовых, общедоступных процедур в условиях крупных городов и непосредственно вблизи рабочих мест, поскольку они, в большинстве случаев, связаны с предварительной диагностикой пациента, применением подчас весьма сложных диагностических методов и способов терапии, наличием соответствующих медицинских центров с высоким уровнем подготовки персонала. В известных до настоящего времени способах недостаточно учитывалось то обстоятельство, что одним из постоянных стресс-факторов для человека, живущего в городских условиях, является высокий фоновый уровень механических шумов, который сопровождает его жизнь. Этот фоновый внешний шум ощущается человеком не только органами слуха, но и всем телом. Без существенного снижения существующего в городских условиях уровня механического фонового шума терапевтический результат от воздействия звуками природы или музыки сильно снижается. Игнорирование данного факта обуславливает невысокую психотерапевтическую эффективность многочисленных аудиозаписей со звуками природы, предлагаемых к прослушиванию в обычных условиях или в наушниках. Кроме того, в большинстве случаев известные способы релаксации на основе аудиовизуального воздействия рассматривают человека в значительной степени как организм, имеющий различные органы чувств, а не как конкретную личность в ее целостности.
В основу настоящего изобретения положена задача сделать психоэмоциональную релаксацию общедоступной психотерапевтической процедурой, применимой в качестве эффективного средства снятия эмоциональных и нервных напряжений, а также для профилактики стресса и его последствии; процедурой, где человек рассматривается не как организм, а как конкретная личность в ее целостности. Вышеуказанная задача решается тем, что предлагаемая процедура психоэмоциональной релаксации проводится в специальных, акустически изолированных помещениях (с уровнем внешнего шума не более 35 дБ), где создана театрализованная обстановка, в условиях которой пациент видит и слышит заранее подготовленные аудиовизуальные программы, процедура не требует специальной диагностики пациента, может проводиться самостоятельно и позволяет получать терапевтический эффект при относительно коротких сеансах.
Предлагаемый способ психоэмоциональной релаксации осуществляется с помощью воздействия на человека природных звуков и изображений видов природы в сочетании с атмосферой театральной условности, создаваемой внутри акустически изолированного помещения. Пациент сам выбирает какую-либо из заранее подготовленных специалистами аудиовизуальных программ и входит в помещение (кабину), где и получает сеанс психоэмоциональной релаксации. При использовании небольших (разборных) акустически изолированных кабин сеансы психоэмоциональной релаксации могут проводится в непосредственной близости от рабочего места лиц, нуждающихся в данной психотерапевтической процедуре (например, в фойе, холлах или вспомогательных помещениях компаний, организаций, учреждений и т.д.).
Психоэмоциональная релаксация на основе аудиовизуального воздействия проводится следующим образом. Подготавливается акустически изолированное помещение (кабина) снабженное вентиляцией, в котором уровень внешнего шума не превышает 35 дБ. Стены или обивка помещения (кабины) - темного цвета. На стене расположен темный экран с диагональю не более 50 см. Экран по периметру обрамлен багетной рамкой (в этом случае экран напоминает темный холст, обрамленный в багет) или задрапирован тканью (в этом случае экран напоминает темный задник театральной сцены, обрамленный тканевыми кулисами по бокам и тканевыми полосами снизу и сверху). Если в качестве экрана используют монитор, то все части корпуса монитора, кроме экрана, полностью скрыты под багетной рамкой (или драпировочной тканью). Вошедший в помещение (кабину) видит перед собой только темный экран, напоминающий или темный холст в багетном обрамлении, или темный задник театральной сцены в обрамлении тканевых кулис или полос. Организация театрализованного пространства внутри помещения (кабины) является необходимым условием получения значимого психотерапевтического эффекта. Здесь пациент рассматривается как личность, а не как организм, на который необходимо воздействовать. В помещении (кабине) создается полумрак. В качестве подсветки используются только маленькие лампочки дежурного освещения мощностью от 3 до 15 ватт (в зависимости от размера помещения). Искусство театра символично, оно не требует буквальности. Внутри оформленного подобным образом помещения (кабины), у пациента создаются соответствующие театру ожидания. Снаружи кабины располагается пульт управления аудиовизуальными программами (технологичнее всего использовать программы, записанные в виде слайд-шоу со звуком в памяти компьютера, расположенного снаружи). Выбрав до входа в помещение (кабину) одну из имеющихся аудиовизуальных программ, пациент проходит внутрь помещения (кабины) и располагается в удобной для него позе в деревянном кресле. Перед ним на расстоянии не менее одного метра, на уровне глаз, на стене расположен темный экран, театрализованно оформленный одним из вышеуказанных способов. Из двух акустических колонок раздаются звуки природы на уровне своей естественной громкости (качество звука должно быть не ниже Audio CD). Одновременно на темном экране начинают по очереди возникать изображения (слайды) природных пейзажей, соответствующих раздающимся звукам. Т.е. если демонстрируются лесные пейзажи, то раздается щебетание птиц, шелест листвы, журчание ручья, шум ветра и т.д., если демонстрируются морские пейзажи, то пациент слышит шум прибоя, крики чаек, плеск воды из-под весел и т.д. Возникающие перед пациентом природные пейзажи являются фотокопиями картин известных художников, хранящимися в памяти компьютера, или фотографиями. Громкость звуков природы при показе изображений (слайдов) остается неизменной и естественной (нефорсированной). Каждое изображение (слайд) возникает из темноты медленно, его яркость постепенно увеличивается, пока не достигнет нормального уровня. На уровне нормальной яркости изображение (слайд) находится 5-10 сек. После этого изображение (слайд) на экране так же медленно уменьшает свою яркость до тех пор, пока не исчезнет (угаснет) совсем. Таким же образом возникает и исчезает следующее изображение (слайд), за ним следующее, и т.д. Громкость звука при изменении яркости и исчезновении изображений (слайдов) также не меняется. Отрезок времени, начинающийся возникновением изображения (слайда) и заканчивающийся его исчезновением (угасанием), составляет одно видеособытие и длится 45-60 сек. Медленная и постепенная смена изображений (слайдов) замедляет ощущение стремительного бега времени для пациента и создает дополнительный эффект, способствующий психоэмоциональной релаксации. В театральном пространстве, созданном внутри кабины (помещения), создается атмосфера красоты и гармонии в сочетании со звуками природы. Действующим лицом этого своеобразного спектакля становится сам пациент, получающий право на индивидуальное, свободное и осознанное восприятие происходящего во время сеанса.
Общее количество видеособытий в одном сеансе психоэмоциональной релаксации на основе аудиовизуального воздействия, необходимое для получения ощутимого терапевтического эффекта, составляет не менее семи. Видеособытия в одном сеансе всегда состоят, как правило, из изображений (слайдов) одного типа природного пейзажа и одного времени года. Т.е., например, возможны сеансы «Осенний лес», «Весенние луга», «Зима в горах», «Шум летнего прибоя», «Ранняя весна» и т.д. Общее время сеанса может колебаться в пределах от 5 до 15 мин.
Степень психоэмоциональной релаксации, ощущаемой пациентом после сеанса, зависит от исходного уровня эмоционального или нервного стресса пациента, его индивидуальных особенностей и продолжительности сеанса. Но во всех случаях психоэмоциональная релаксация ощутима. Повышается позитивная самооценка, улучшается эмоциональный фон, снижается уровень тревожности.
Литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди: пер. с англ. / под общ. ред. М.С.Мацковсого. - М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997 г. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии: / под ред. В.С.Ротнова. - Ташкент, 1985 г.
Карпенко Л.А. Психология: словарь/ под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990 г.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: - М.: Владос, 2000 г.
Полякова В.Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: автореферат дисс.на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. - Пермь, 1968 г.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / под общ. ред. и предисл. Исениной - М.: Прогресс, 1994 г.
Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная психотерапия: - М.: Рефл-бук. 1993 г.
Роджерс К.Р. О групповой психотерапии: пер. с англ. - М.: Гиль-Эстель, 1993 г.
Рудестам К. Групповая психотерапия: - СПб.: Питер, 1999 г.
Рябиков В.В., Куй-Беда В.Ю. Метод интерактивного резонанса: новый подход в музыкотерапии. // Вестник постдипломного медицинского образования. Материалы 1 Международной конференции « Психотерапия на рубеже тысячелетий: опыт прошлого, взгляд в будущее». М., 1998.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
Силаева О.Л., Ильичев В.Д. Методика использования природных звуков для реабилитации горожан: / First International Scientific Teleconference "New Technology in Medicine" Saint-Petersburg, Russia, March 2004. © О.Л.Силаева, В.Д.Ильичев, 2004. УДК 591.5.48; 591.58.
Слуцкий А.С, Цаппин В.Н. Эмоционально-стрессовая психотерапия: - Ташкент, 1997 г.
Торопова А.В. МПГУ. Восприятие музыки как процесс активизации бессознательного. Материалы второй конференции 1994 г.: - М.: изд-во МПГУ, 1994 г.
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.
Юнг К. Психологические типы. М., 1995.
Noah Lechtzin, Anne M. Busse, Michael T. Smith, Stuart Grossman, Suzanne Nesbit, Gregory B. Diette. A Randomized Trial of Nature Scenery and Sounds Versus Urban Scenery and Sounds to Reduce Pain in Adults Undergoing Bone Marrow Aspirate and Biopsy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine: September 14, 2010, Volume: 16 Issue 9.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ информационного, психоэмоционального и ассоциативного воздействия на состояние человека | 2018 |
|
RU2715190C2 |
УСТРОЙСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА | 2015 |
|
RU2620143C2 |
СПОСОБ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ КОМПЛЕКСНОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ | 2009 |
|
RU2407432C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА | 2019 |
|
RU2727754C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ | 1997 |
|
RU2099096C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА | 2018 |
|
RU2698363C2 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВОВ ПСОРИАЗА МЕТОДОМ СИНХРОННОЙ СТИМУЛЯЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ И СЛУХОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ АУДИОСУГГЕСТИИ | 2009 |
|
RU2438724C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2011 |
|
RU2481866C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИИ | 2004 |
|
RU2276612C2 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2022 |
|
RU2798720C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, в частности к способам, вызывающим изменения в состоянии сознания, и может быть использовано для достижения состояния психоэмоциональной релаксации и повышения позитивной самооценки пациента и профилактики стресса и его последствий. На пациента оказывают воздействие звуками природы, записанными предварительно на материальном носителе, в сочетании с демонстрацией на экране изображений. Изолированное, слабоосвещенное, снабженное вентиляцией помещение имеет акустическую изоляцию, обеспечивающую существенное снижение уровня внешнего шума - не более 35 дБ. В помещении создается театрализованная атмосфера за счет звукоизоляции темного цвета стен или обивки, удобного кресла, полумрака и декоративного оформления экрана с размером не более 50 см по диагонали: экран по всему своему периметру обрамлен багетной рамкой или задрапирован тканевыми полосами, напоминающими кулисы и занавес сцены театра. Звуки природы звучат со своей естественной громкостью и соответствуют по своему содержанию изображениям природных пейзажей - картин известных художников, демонстрируемым поочередно на экране в виде слайд-фильма. Каждое изображение медленно возникает на темном экране, постепенно увеличивая яркость до нормального уровня, а затем, задержавшись на нормальном уровне яркости 5-10 сек, так же постепенно и медленно угасает до полной темноты. Отрезок времени от возникновения до угасания каждого изображения составляет одно видеособытие и длится 45-60 сек, общее количество видеособытий в одном сеансе составляет не менее семи. Способ позволяет снять эмоциональные и нервные напряжения, а также служит для профилактики стресса и его последствий.
Способ психоэмоциональной релаксации на основе аудиовизуального воздействия, включающий в себя воздействие звуками природы, записанными предварительно на материальном носителе, в сочетании с демонстрацией на экране изображений, отличающийся тем, что изолированное, слабоосвещенное, снабженное вентиляцией помещение имеет акустическую изоляцию, обеспечивающую существенное снижение уровня внешнего шума - не более 35 дБ, в помещении создается театрализованная атмосфера за счет звукоизоляции, темного цвета стен или обивки, удобного кресла, полумрака и декоративного оформления экрана с размером не более 50 см по диагонали: экран по всему своему периметру обрамлен багетной рамкой или задрапирован тканевыми полосами, напоминающими кулисы и занавес сцены театра, звуки природы звучат со своей естественной громкостью и соответствуют, по своему содержанию, изображениям природных пейзажей - картин известных художников, демонстрируемым поочередно на экране в виде слайд-фильма, каждое изображение медленно возникает на темном экране, постепенно увеличивая яркость до нормального уровня, а затем, задержавшись на нормальном уровне яркости 5-10 с, так же постепенно и медленно угасает до полной темноты, отрезок времени от возникновения до угасания каждого изображения составляет одно видеособытие и длится 45-60 с, общее количество видеособытий в одном сеансе составляет не менее семи.
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1993 |
|
RU2033818C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО, НЕЙРОГОРМОНАЛЬНОГО И ИММУННОГО СТАТУСОВ ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2314132C1 |
СПОСОБ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ КОМПЛЕКСНОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ | 2009 |
|
RU2407432C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ | 2006 |
|
RU2313282C1 |
ВОДИНЧАР Е.А | |||
Лекции по дисциплине «Введение в специальность», Камчатский ГПУ, 1999, найдено из Интернета, http://olga-kamchatka.narod.ru/psy/komnata.doc | |||
ШАРОВ Р.А | |||
и др | |||
Влияние курсового применения аудиовизуальной стимуляции на |
Авторы
Даты
2012-06-27—Публикация
2011-03-17—Подача