УКОРОЧЕННЫЙ РАЗДВИЖНОЙ КАРДАННЫЙ ВАЛ Российский патент 2002 года по МПК B60K17/22 

Описание патента на изобретение RU2180291C2

Предлагаемое устройство "Раздвижной карданный вал" относится к приводам транспортных машин и стационарных установок, где между ведущими и ведомыми агрегатами возможны относительные перемещения.

Известны конструкции карданных раздвижных валов, имеющих один или два шарнира, позволяющие передавать крутящий момент между валами агрегатов, расположенными под углом друг к другу; шлицевое соединение, позволяющее передавать крутящий момент от ведущего к ведомому агрегату при изменении расстояния между ними.

Основным недостатком названных карданных валов являются их большие осевые размеры, обусловленные последовательным расположением шарниров и шлицевого соединения. Такие валы не позволяют располагать ведущие и ведомые агрегаты друг к другу на относительно небольшие расстояния (см. фиг.3 издания фирмы Gelenkwellenbau, Германия, Essen, октябрь 1986 г., стр. 14).

Известны также конструкции карданных валов, выбранных в качестве прототипа, с двумя шарнирами с неизменяемой длиной (см. фиг.4, изд. то же, с. 16).

Основным недостатком таких валов является невозможность перемещения ведущего и ведомого агрегатов относительно друг друга в осевом направлении.

Задачей, решаемой заявляемым техническим решением, является создание конструкции карданного вала с изменяемой длиной и имеющего осевые габариты, позволяющие располагать ведущие и ведомые агрегаты на небольшом расстоянии друг от друга, что часто является актуальным, особенно на транспортных машинах, и положительно влияющих на их функциональные параметры.

Решение поставленной задачи достигается тем, что шлицы карданного вала разнесены в радиальном направлении и по размерам превосходят радиальные габариты шарниров. Это дает возможность сближения шарниров.

Заявленное техническое решение соответствует критерию "новизна", предъявляемому к изобретению, так как в науке и технике не известны конструкции с заявляемой совокупностью оптимальных критериев, приводящих к решению поставленной задачи. Такое выполнение шлицевого соединения позволяет сблизить шарниры, а значит и фланцы соединяемых агрегатов на минимально возможное расстояние.

Заявляемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень", предъявляемому к изобретениям, так как разрешает казалось бы неразрешимую проблему, а именно: создание конструкций с малыми расстояниями между агрегатами, соединяемыми карданными валами. При этом конструкция валов должна обеспечить осевое перемещение агрегатов относительно друг друга и передавать крутящий момент от одного агрегата к другому. Известные ранее конструкции карданных валов не могли обеспечить поставленной задачи, так как имели большую длину в осевом направлении.

Заявляемое изобретение разрешило эту задачу за счет того, что вынесение шлицев за радиальные габариты шарниров обеспечило возможность их сближения до минимальных осевых размеров, при этом шлицевое соединение обеспечивает передачу большего крутящего момента по сравнению с известными конструкциями.

На фиг.1 изображен общий вид раздвижного карданного вала с расположением шлиц над одним шарниром.

На фиг.2 изображен карданный вал с расположением шлиц над обоими шарнирами.

Раздвижной карданный вал состоит из двух фланцев 1 и 2, двух шарниров 3, подшипников крестовин 4, стопорных колец крепления подшипников 5, вилки-вала 6, имеющего наружные шлицы 7, вилки-втулки 8, имеющей внутренние шлицы 9, при этом шлицы 7 и 9 разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров 3, кольцо 10 уплотнения, соединенное неподвижно с вилкой-валом, уплотнение 11.

Фланцы 1 и 2 прикреплены соответственно к ведущему и ведомому агрегатам.

Карданный вал работает следующим образом: крутящий момент от ведущего вала агрегата через фланец 1, крестовину 3 с подшипником 4, шлицевое соединение 7 и 9, вторую крестовину с подшипником, фланец 2 передается на ведомый вал ведомого агрегата.

Два шарнирных соединения и подвижное шлицевое соединение позволяют ведущему и ведомому агрегатам перемещаться друг относительно друга как в осевом, так и в радиальном направлениях.

Похожие патенты RU2180291C2

название год авторы номер документа
Упругий вал 1990
  • Хотеева Александра Михайловна
  • Лускатов Валерий Владимирович
  • Хотеенкова Лариса Павловна
SU1788357A1
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2002
  • Дроздов Виктор Алексеевич
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кравченко Виктор Иванович
RU2212345C1
Стенд для испытания резино-металлического шарнира 1976
  • Кузьменко Андрей Иванович
  • Ярославцев Геннадий Михайлович
SU657302A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР 2022
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2808854C1
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кипнис Марат Ефимович
  • Водько Владимир Иванович
  • Марахович Николай Викторович
RU2268166C1
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Дроздов Виктор Алексеевич
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Тимощенко Анна Федоровна
RU2250840C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ШУМА КАРДАННОГО ВАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Баженов Сергей Александрович
  • Кунцендорф Вадим Вячеславович
RU2347689C1
Устройство для снижения динамической нагруженности трансмиссии мобильных агрегатов 2017
  • Карсаков Анатолий Андреевич
  • Рогачев Алексей Фруминович
RU2651387C1
ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2007
  • Муромцев Владимир Иванович
RU2347120C1
ВАЛ ЭЛАСТИЧНЫЙ 1998
  • Баширов Д.М.
  • Комиссаров А.В.
  • Кузнецов В.П.
RU2127375C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 180 291 C2

Реферат патента 2002 года УКОРОЧЕННЫЙ РАЗДВИЖНОЙ КАРДАННЫЙ ВАЛ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам транспортных машин и стационарных установок, где между ведущими и ведомыми агрегатами возможны относительные перемещения. Раздвижной карданный вал имеет шарниры, соединенные подвижным шлицевым соединением, и передает крутящий момент между ведущим и ведомым валами под углом друг к другу. Подвижное шлицевое соединение обеспечивает перемещение соединяемых валов друг относительно друга в осевом направлении. Сущность изобретения в том, что шлицы подвижного шлицевого соединения разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров, и охватывают шарниры полностью или частично. Техническим результатом является значительное уменьшение осевого размера карданного вала и возможность максимального сближения соединяемых агрегатов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 180 291 C2

Раздвижной карданный вал с двумя шарнирными соединениями и подвижным шлицевым соединением, который передает крутящий момент между ведущим и ведомым валами под углом друг к другу, при этом подвижное шлицевое соединение обеспечивает перемещение валов друг относительно друга в осевом направлении, отличающийся тем, что шлицы разнесены в радиальном направлении до размеров, превышающих радиальные размеры шарниров, обеспечивая возможность сближения шарниров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180291C2

Н.В.РОДЗЕВИЧ, М.И.САХАРОВ
Карданные валы современных локомотивов
- М.: Транспортное машиностроение, 1973, с.14-17
ПОДВИЖНОЕ ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ 0
  • А. С. Силкин А. Н. Клейнер
SU212071A1
1971
SU412372A1
DE 4320640 A1, 05.01.1995
DE 3828018 A1, 09.03.1989.

RU 2 180 291 C2

Авторы

Кузнецов В.Я.

Козадаев А.И.

Даты

2002-03-10Публикация

1999-12-14Подача