КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2003 года по МПК B60K17/22 F16D3/26 

Описание патента на изобретение RU2212345C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств.

Известны конструкции карданных валов, в которых крестовины изготовлены из цементуемых хромоникелесодержащих сталей. Крестовины имеют конусный переход шипов в тело, который не является рабочим, а уплотнение в виде манжеты с поджимной пружиной осуществлено по вынесенной цилиндрической поверхности. Фланец-вилки имеют плоскую торцевую поверхность с центрирующим буртиком и отверстиями под крепежные болты, а шлицевое соединение выполнено без полимерного покрытия втулки с защитой в виде гофры или профильного резинового уплотнения, работающего по профилю шлицев и заключенного в специальную обойму, которая заворачивается на вилку [1], [2].

Недостатком известных конструкций является недостаточная прочность крестовин и, как следствие, низкая долговечность шарнира, быстрый износ шлицевого соединения, увеличенный дисбаланс, большая трудоемкость монтажа и демонтажа.

Задачей изобретения является повышение долговечности универсального шарнира, шлицевого соединения, снижение вибраций и трудоемкости монтажа и демонтажа.

Поставленная задача решается следующим образом. Карданный вал наземных транспортных средств содержит два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки с внутренними шлицами и цилиндрической наружной поверхностью, с уплотнением в виде телескопической защиты, причем крепление карданного вала с агрегатами транспортного средства выполнено во фланец-вилках через торцовые шлицы, при этом торцовые шлицы выполнены трапецеидальными и являются одновременно центрирующими элементами, крестовины изготовлены из стали 60ПП пониженной прокаливаемости с закалкой с нагревом токами высокой частоты и выполнены с конусным переходом шипов в тело крестовины, рабочие поверхности шлицевой втулки пркрыты антифрикционным полимерным материалом, а телескопическая защита выполнена с двухкромочным уплотнением из полиуретановой композиции, контактирующим с покрытой полимером цилиндрической поверхностью втулки.

Существенность отличий предлагаемого изобретения заключается в следующем. Крепление карданного вала к агрегатам автомобиля осуществляется через трапецеидальные торцовые шлицы на фланец-вилках, которые одновременно являются центрирующими элементами. Крутящий момент передается торцовыми шлицами, и болты крепления карданного вала оказываются полностью разгруженными от передачи крутящего момента, т.е. на срез болты не работают, что позволяет уменьшить их количество и, следовательно, значительно облегчить и ускорить монтаж и демонтаж карданного вала.

Применение крестовины из стали 60 ПП пониженной прокаливаемости с закалкой с нагревом токами высокой частоты позволяет значительно уменьшить затраты на ее изготовление и одновременно создать эффект значительного упрочнения поверхностного слоя (сопротивление износу) и вязкой сердцевины (сопротивление изгибающим нагрузкам). Кроме того, конусный переход шипов в тело крестовины позволяет при износе рабочих кромок радиального уплотнения сохранить его работоспособность за счет самоподжатия кромок по поверхности конусного перехода.

Рабочие поверхности шлицевой втулки покрыты полимерным материалом, что обеспечивает высокую износостойкость и уменьшает коэффициент трения в шлицевой паре карданного вала в 2-3 раза, требует минимального технического обслуживания шлицевой пары в процессе эксплуатации, снижает осевые нагрузки на подшипниковые узлы сопрягаемых агрегатов автомобиля примерно на 50%.

Телескопическая защита, выполненная с двухкромочным уплотнением из полиуретановой композиции, контактирующим с покрытой полимером цилиндрической поверхностью втулки, позволяет обеспечить герметичную защиту шлицевой пары на весь срок службы карданного вала.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 представлен продольный разрез карданного вала; на фиг. 2 - шарнир карданного вала в разрезе; на фиг.3 - фланец-вилка карданного вала с торцовыми трапецеидальными шлицами и элементами крепления; на фиг.4 - торцовые трапецеидальные шлицы в разрезе.

Карданный вал наземных транспортных средств содержит два шарнира с крестовинами 1, изготовленными из стали 60ПП пониженной прокаливаемости с закалкой с нагревом токами высокой частоты и выполненными с конусным переходом 2 шипов в тело крестовины, фланец-вилки 3 с торцовыми трапецеидальными шлицами 4, являющимися одновременно и центрирующими элементами, шлицевую втулку 5, рабочие поверхности 6 и 7 которой покрыты антифрикционным полимерным материалом, телескопическую защиту 8 с двухкромочным уплотнением 9 из полиуретановой композиции, контактирующим с покрытой антифрикционным полимерным материалом цилиндрической поверхностью 6 втулки 5, радиальное уплотнение подшипника 10 с рабочими кромками 12, шлицевого соединения 13.

Карданный вал наземных транспортных средств работает следующим образом.

Установка карданного вала на транспортное средство осуществляется через торцовые трапецеидальные шлицы 4 на фланец-вилках 3, которые одновременно являются и центрирующими элементами, и крепятся четырьмя болтами через отверстия 11. Крутящий момент от фланца-вилки 3 передается торцовыми трапецеидальными шлицами 4 и крестовинами 1, изготовленными из стали 60ПП пониженной прокаливаемости с закалкой с нагревом токами высокой частоты между сопрягаемыми агрегатами транспортного средства, при этом рабочие кромки 12 уплотнения 10 работают по конусному переходу 2 шипа крестовины 1.

При движении автомобиля шлицевое соединение 13 карданного вала, кроме передачи крутящего момента, совершает возвратно-поступательное движение (сжатие-отбой подвески автомобиля при движении по неровностям) по рабочим поверхностям 7 шлицевой втулки 5. Аналогичное движение совершает полиуретановое уплотнение 9 с двумя рабочими кромками 14, 15 телескопической защиты 8 по рабочей поверхности 6 шлицевой втулки 5, покрытой антифрикционным полимерным материалом, и предотвращает попадание инородных тел (пыли, влаги) в шлицевое соединение 13.

Источники информации
1. Автомобили МАЗ-6422, МАЗ-5432. Руководство по эксплуатации, издательство Минского автозавода. - Мн., 1981, с.28-30.

2. Лукин П.П., Гаспарян Г.А., Родионов В.Ф. Конструирование и расчет автомобиля. - М.: Машиностроение, 1984, с.153-162.3

Похожие патенты RU2212345C1

название год авторы номер документа
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Кузнецов А.А.
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Семеняко Михаил Михайлович
RU2234428C1
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Дроздов Виктор Алексеевич
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Тимощенко Анна Федоровна
RU2250840C1
КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кипнис Марат Ефимович
  • Водько Владимир Иванович
  • Марахович Николай Викторович
RU2268166C1
ШАРНИРНАЯ ПЕРЕДАЧА ПРИВОДА КОЛЕСА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Шепеляковский К.З.
  • Кузнецов А.А.
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Семеняко Михаил Михайлович
  • Гагасов Александр Матвеевич
  • Достанко Геннадий Александрович
RU2188134C1
ПРОХОДНАЯ ГИПОИДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2007
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2353530C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ИЗ СТАЛИ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРЕСТОВИН ИЗ СТАЛИ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ 2004
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Кузнецов А.А.
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Белый Леонид Степанович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кипнис Марат Ефимович
  • Винчо Казимир Станиславович
RU2252267C1
ПРИВОДНОЙ ВАЛ 2009
  • Аноцкий Сергей Владимирович
  • Полубанов Андрей Юрьевич
RU2416043C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Якубов Семен Семенович
  • Буртаков Борис Ефимович
  • Кабиров Фирдаус Зарипович
  • Беляев Айдар Раисович
  • Чагин Владимир Геннадьевич
  • Мардеев Ильгизар Азатович
  • Савостин Сергей Геннадьевич
  • Арсеньев Михаил Владимирович
  • Рыжиков Евгений Александрович
RU2333843C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ЗАДНЕГО МОСТА НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Лобозов В.П.
  • Никитин С.И.
  • Кузнецов А.А.
  • Крупец Леонид Николаевич
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Жук Василий Владимирович
  • Жичко Олег Иванович
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Кипнис Марат Ефимович
RU2239740C1
ВЕНТИЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА ВЕРТОЛЕТА 2002
  • Голубцов С.А.
  • Антонов А.П.
RU2236991C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 212 345 C1

Реферат патента 2003 года КАРДАННЫЙ ВАЛ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств. Карданный вал наземных транспортных средств содержит два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки с внутренними шлицами и цилиндрической наружной поверхностью, с уплотнением в виде телескопической защиты. Крепление карданного вала с агрегатами транспортного средства выполнено во фланец-вилках через торцовые шлицы. Торцовые шлицы выполнены трапецеидальными и являются одновременно центрирующими элементами. Крестовины изготовлены из стали 60ПП пониженной прокаливаемости с закалкой с нагревом токами высокой частоты и выполнены с конусным переходом шипов в тело крестовины. Рабочие поверхности шлицевой втулки покрыты антифрикционным полимерным материалом. Телескопическая защита выполнена с двухкромочным уплотнением из полиуретановой композиции, контактирующим с покрытой полимером цилиндрической поверхностью втулки. Технический результат - повышение долговечности универсального шарнира, шлицевого соединения, снижение вибраций и трудоемкости монтажа и демонтажа. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 212 345 C1

Карданный вал наземных транспортных средств, содержащий два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, выполненное в виде шлицевой втулки с внутренними шлицами и цилиндрической наружной поверхностью, с уплотнением в виде телескопической защиты, причем крепление карданного вала с агрегатами транспортного средства выполнено во фланец-вилках через торцовые шлицы, отличающийся тем, что торцовые шлицы выполнены трапецеидальными и являются одновременно центрирующими элементами, крестовины изготовлены из стали 60ПП пониженной прокаливаемости с закалкой с нагревом токами высокой частоты и выполнены с конусным переходом шипов в тело крестовины, рабочие поверхности шлицевой втулки покрыты антифрикционным полимерным материалом, а телескопическая защита выполнена с двухкромочным уплотнением из полиуретановой композиции, контактирующим с покрытой полимером цилиндрической поверхностью втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2212345C1

ЛУКИН П.П
и др
Конструирование и расчет автомобиля
- М.: Машиностроение, 1984, с.153-162
ПОДВИЖНОЕ ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ 0
  • А. С. Силкин А. Н. Клейнер
SU212071A1
Карданная передача транспортного средства 1976
  • Богаенко Владимир Прокофьевич
  • Богаенко Николай Владимирович
SU766913A1
КАРДАННЫЙ ВАЛ 1996
  • Колобов К.А.
  • Иванов А.А.
RU2144477C1
GB 995526 А, 16.06.1965
US 4476950 А, 16.10.1984
DE 3028141 А1, 12.08.1981
1971
SU412372A1
DE 4320640 А1, 05.01.1995.

RU 2 212 345 C1

Авторы

Дроздов Виктор Алексеевич

Костюкович Геннадий Александрович

Кравченко Виктор Иванович

Даты

2003-09-20Публикация

2002-04-01Подача