ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2002 года по МПК B60R25/04 

Описание патента на изобретение RU2180293C2

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с использованием радиоканалов.

Известны противоугонные устройства для транспортных средств с использованием радиоканалов (например, патенты РФ 2.006.394, 2.011.574, 2.011.575, 2.021.927, 2.033.352, 2.033.353, 2.033.354, 2.042.548, 2.058.906, 2.061.320, 2.061.321, 2.061.323 и другие).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является "Противоугонное устройство для транспортного средства" (патент РФ 2.058.906, В 60 R 25/04, 1992), которое и выбрано в качестве базового устройства.

Указанное устройство обеспечивает дистанционный поиск и обнаружение угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, и его задержание, т.е. когда средство находится в движении.

Однако данное устройство не снабжено системой тревожной сигнализации при попытке его угона или краж в статическом состоянии при нахождении в гараже, на стоянке или просто на улице, когда водитель временно или надолго покидает транспортное средство. Также весьма распространены случаи кражи отдельных элементов и блоков транспортных средств. В ряде случаев злоумышленники, не пытаясь вскрыть капот или багажник и не включая двигателя, прибегают к буксировке транспортного средства различными способами для его кражи.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей устройства путем передачи тревожной информации по радиоканалу на приемный пункт оповещения при нахождении транспортного средства в статическом состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице, когда водитель временно покидает транспортное средство.

Технический результат достигается тем, что устройство, содержащее установленные на последнем первое и второе реле, выполненные первое с первым и вторым замыкающими и размыкающими, а второе с замыкающим контактами, и обмотка первого из которых подключена к аккумуляторной батарее транспортного средства через выключатель зажигания, а один из контактов включен в цепь питания катушки зажигания, узел временной задержки, тиристор, включенный в цепь питания звукового сигнализатора и соединенный управляющим электродом с выходом узла временной задержки, первый ключ, соединенный последовательно с обмоткой первого реле, управляющий выключатель, включенный между первым ключом и корпусом транспортного средства, передатчик, установленный на посту контроля и состоящий из последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности и передающей антенны, приемник, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно включенных приемной антенны, усилителя высокой частоты, удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом усилителя высокой частоты, фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные делитель частоты на два и узкополосный фильтр соединен с выходом удвоителя частоты, однополярного вентиля, накопителя и второго порогового блока, и сигнальные лампы, при этом второй замыкающий контакт первого реле включен в цепь управления узла временной задержки, а первый замыкающий контакт включен между звуковым сигнализатором и выключателем зажигания, а обмотка второго реле и последовательно соединенные между собой замыкающий контакт второго реле и включенные параллельно сигнальные лампы подключены к аккумуляторной батарее через первый замыкающий контакт первого реле, снабжено передатчиком, установленным на транспортном средстве и состоящим из последовательно включенных задающего генератора, телеграфного ключа, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности и дуплексера, включенного между антенной и усилителем высокой частоты приемника, третьим, четвертым и пятым реле, мультивибратором и приемником, установленным на пункте оповещения и состоящим из последовательно включенных приемной антенны, усилителя высокой частоты, смесителя, второй вход которого через гетеродин соединен с выходом блока поиска, усилителя промежуточной частоты, удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом усилителя промежуточной частоты, порогового блока, второй вход которого соединен с выходом линии задержки, первого ключа, второй вход которого соединен с выходом усилителя промежуточной частоты, фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные делитель частоты на два и узкополосный фильтр соединен с выходом удвоителя частоты, и блока регистрации, последовательно подключенные к выходу гетеродина второй ключ, второй вход которого соединен с выходом порогового блока, и измеритель частоты, причем к выходу порогового блока подключены входы блока поиска, линии задержки и звукового сигнализатора, к аккумуляторной батарее подключены обмотка первого реле через маятниковый выключатель, обмотка четвертого реле через параллельно включенные охранные выключатели дверей, окон, капота и багажника транспортного средства, обмотка пятого реле через выключатель зажигания, передатчик и мультивибратор через параллельно включенные замыкающие контакты третьего и четвертого реле, выход мультивибратора подключен к передатчику, замыкающие контакты реле мультивибратора и пятого реле подключены параллельно телеграфному ключу передатчика, второй замыкающий контакт четвертого реле включен последовательно с резистором в одно из плеч мультивибратора.

На фиг.1 изображена схема передатчика, установленного на посту контроля, на фиг. 2 - схемы приемника, исполнительного блока и передатчика, установленных на транспортном средстве, на фиг.3 - схемы приемника, установленного на пункте оповещения, на фиг.4 - временные диаграммы, поясняющие работу устройства.

Устройство содержит передатчик 1, установленный на посту контроля и состоящий из последовательно включенных задающего генератора 2, фазового манипулятора 4, второй вход которого соединен с выходом генератора 3 модулирующего кода, усилителя 5 мощности и передающей антенны 6; приемник 7, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно включенных приемно-передающей антенны 8, дуплексера 8.1, усилителя 9 высокой частоты, удвоителя 12 частоты, измерителя 13 ширины спектра, блока 14 сравнения, второй вход которого соединен через измеритель 11 ширины спектра с выходом усилителя 9 высокой частоты, первого порогового блока 15, ключа 16, второй вход которого соединен с выходом усилителя 9 высокой частоты, фазового детектора 19, второй вход которого через последовательно включенные делитель 17 частоты на два и узкополосный фильтр 18 соединен с выходом удвоителя 12 частоты, однополярный вентиль 20, накопитель 21 и второй пороговый блок 22; исполнительный блок 27, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно подключенных к плюсовой шине аккумулятора 29 выключатель 28 зажигания, контакт 25.1 и первичная обмотка катушки 24 зажигания; параллельно аккумулятору 29 включены последовательно соединенные выключатель 28 зажигания, обмотка 25 первого реле, ключ 23, второй вход которого соединен с выходом порогового блока 22, и выключатель 26, последовательно соединенные контакты 25.2, 30.1 и сигнальные лампы 31-34, включенные параллельно, и обмотка 30 реле; к плюсовой шине аккумулятора 29 последовательно подключены контакты 25.2, звуковой сигнализатор 35 и узел 40 временной задержки; к выходу звукового сигнализатора 35 последовательно подключены транзистор 41, зашунтированный тиристором 38, и конденсатор 39; в базовую цепь транзистора 41 включен стабилитрон 44; к звуковому сигнализатору 35 последовательно подключены резистор 42, резистор 43, контакты 25.3 и конденсатор 45; передатчик 46.1, установленный на транспортном средстве и содержащий последовательно включенные задающий генератор 47, телеграфный ключ 48, фазовый манипулятор 49, второй вход которого соединен с выходом генератора 46 модулирующего кода, и усилитель 50 мощности, выход которого соединен с вторым входом дуплексера 8.1; мультивибратора 51, состоящего из транзисторов 52 и 53, конденсаторов 54 и 55, резисторов 56-59, обмотки 60 реле, причем контакты 62.2 включены последовательно с резистором 59 в одно из плеч мультивибратора; обмотки 61, 62 и 63 третьего, четвертого и пятого реле, причем к аккумулятору 29 подключены обмотка 61 третьего реле через маятниковый выключатель 64, обмотка 62 четвертого реле через параллельно включенные охранные выключатели дверей 65, окон 66, капота 67 и багажника 68 транспортного средства; обмотки 63 пятого реле через выключатель 28 зажигания, передатчик 46.1 и мультивибратор 51 через параллельно включенные замыкающие контакты третьего 61.1 и четвертого 62.1 реле, выход мультивибратора 51 подключен к передатчику 46.1, замыкающие контакты реле 60.1 мультивибратора 51 и пятого реле 63.1 подключены параллельно телеграфному ключу 48 передатчика 46.1; приемник 69, установленный на пункте оповещения и содержащий последовательно включенные приемную антенну 70, усилитель 71 высокой частоты, смеситель 74, второй вход которого через гетеродин 73 соединен с выходом блока 72 поиска, усилитель 75 промежуточной частоты, удвоитель 76.1 частоты, измеритель 78 ширины спектра, блок 79 сравнения, второй вход которого соединен через измеритель 77 ширины спектра с выходом усилителя 75 промежуточной частоты, пороговый блок 80, второй вход которого соединен с выходом линии задержки 81, ключ 83, второй вход которого соединен с выходом усилителя 75 промежуточной частоты, фазовый детектор 88, второй вход которого через последовательно включенные делитель 86 частоты на два и узкополосный фильтр 87 соединен с выходом удвоителя 76 частоты, и блок 89 регистрации; последовательно подключенные к выходу гетеродина 73 ключ 84, второй вход которого соединен с выходом порогового блока 80, измеритель 85 частоты, выход порогового блока подключен к выходам блока 72 поиска, линии задержки 81 и звукового сигнализатора 82; в состав приемников 7 и 69 входят обнаружители 10 и 76 соответственно.

Принцип защиты от угона и краж транспортного средства, находящегося в движении или статическом состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице, основан на том факте, что при несанкционированном включении зажигания, а также при открывании дверей, капота и багажника с целью хищения отдельных его элементов, включается радиоканал, по которому обеспечивается передача на пункт оповещения не только звуковых сигналов, по характеру которых судят о виде несанкционированного воздействия на транспортное средство, но и данных о транспортном средстве (например, цвет и т.д.). Это достигается использованием сложного фазоманипулированного (ФМН) сигнала, который излучается передатчиком, принимаются и селектируются приемником, детектируются и используются для определения транспортного средства и вида несанкционированного воздействия на него. При этом передатчики устанавливаются на транспортных средствах, а приемник устанавливается на пункте оповещения.

Использование сложного ФМн-сигнала позволяет применять новый вид селекции - структурную селекцию, которая обеспечивает более высокую помехоустойчивость и надежность выделения указанного сигнала среди других сигналов и помех, действующих в той же полосе частот и в те же промежутки времени.

Признаками определения транспортных средств, на которые направлено несанкционированное воздействие, служат частота и цифровой код, передаваемый с помощью ФМн-сигнала.

Принцип дистанционного поиска и обнаружения в общем транспортном потоке угнанного транспортного средства также основан на использовании сложного ФМн-сигнала, который излучается передатчиком, принимается и селектируется приемником, детектируется, накапливается и используется для включения габаритных ламп, звукового сигнализатора и выключения двигателя. Причем включенные лампы и звуковой сигнализатор являются признаками обнаружения угнанного транспортного средства, а выключенный двигатель обеспечивает задержание транспортного средства и угонщика. При этом передатчики устанавливаются на постах контроля или машинах ГИБДД, а приемники и исполнительные блоки - на транспортных средствах.

Устройство работает следующим образом.

При раскачивании транспортного средства или приведении его в движение каким-либо способом, баз включения двигателя осуществляется подключение обмотки 61 третьего реле к аккумулятору 29 через маятниковый выключатель 64, срабатывающий при изменении статического состояния автомобиля. Третье реле срабатывает и замыкает контакты 61.1, через которые аккумулятор 29 подключается к мультивибратору 51 и передатчику 46.1. При этом мультивибратор 51 работает в несимметричном режиме. Контакты 60.1 обмотки 60 реле мультивибратора 51 периодически через равные промежутки времени, например, 10 с замыкают цепь телеграфного ключа 48 передатчика 46.1, который и посылает в пространство радиосигналы через тот же интервал времени.

После включения передатчика 46.1 высокочастотное колебание
u1(t) = U1•cos(ω1t+ϕ1), 0≤t≤T1,
где U111,T1 - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность высокочастотного колебания;
с выхода задающего генератора 47 через телеграфный ключ 48 поступает на первый вход фазового манипулятора 49, на второй вход которого подается модулирующий код M(t) с выхода генератора 46 модулирующего кода. В результате фазовой манипуляции на выходе фазового манипулятора 49 образуется ФМн-сигнал
u2(t) = U2•cos[ω1t+ϕк1(t)+ϕ1], 0≤t≤T1,
где ϕк1(t) = {0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t), причем ϕк(t)= const при Kτэ<t<(K+1)τэ и может изменяться скачком при t = Kτэ, т.е. на границах между элементарными посылками (К=1, 2,..., N-1);
τэ,N - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью T1(T1= N•τэ).
Этот сигнал после усиления в усилителе 50 мощности через дуплексер 8.1 излучается автомобильной антенной 8 в эфир.

Фазоманипулированный сигнал u2(t) улавливается приемной антенной 70 и через усилитель 71 высокой частоты поступает на первый вход смесителя 74, на второй вход которого подается напряжение линейно-изменяющейся частоты гетеродина 73
ur(t) = Ur•cos(ωrt+πγt2r), 0≤t≤Тп,
где Ur, ωrr - амплитуда, начальная частота и начальная фаза напряжения гетеродина;
γ = Df/Tп - скорость изменения частоты гетеродина (скорость перестройки);
Df - диапазон просматриваемых частот;
Тп - период перестройки.

На выходе смесителя 74 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 75 выделяется напряжение промежуточной (разностной) частоты
uпр1(t) = UПР•cos[ωпрt+ϕк1(t)-πγt2пр], 0≤t≤T1,
где Uпp=1/2K1•U1•Ur,
K1 - коэффициент передачи смесителя;
ωпр= ω1r - промежуточная частота;
ϕпр= ϕ1r,
которое поступает на вход обнаружителя 76, состоящего из измерителей 77 и 78 ширины спектра, удвоителя 76.1 частоты, блока 79 сравнения, порогового блока 80 и ключа 83.

На выходе удвоителя 76.1 частоты образуется напряжение
u3(t) = UПР•cos(2ωпрt-2πγt2+2ϕпр),0≤t≤T1.

Так как 2ϕк(t) = {0,2π}, то в указанном напряжении манипуляция фазы уже отсутствует.

Ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала определяется его длительностью T1 Δf2= 1/T1, тогда как ширина спектра Δf1 ФМн-сигнала определяется длительностью τэ его элементарных посылок Δf1= 1/τэ, т.е. ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала в N раз меньше ширины спектра Δf1 входного сигнала Δf1/Δf2= N.
Следовательно, при удвоении частоты ФМн-сигнала его спектр сворачивается в N раз. Это и позволяет обнаружить ФМн-сигнал среди шумов и помех даже тогда, когда его мощность на входе приемника 69 меньше мощности шумов и помех.

Ширина спектра Δf1 входного ФМн-сигнала измерения с помощью измерителя 77, а ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала измеряется с помощью измерителя 78. Напряжения U1 и U2, пропорциональные Δf1 и Δf2 соответственно, с выходов измерителей 77 и 78 ширины спектра поступают на два входа блока 79 сравнения. Так как U1>>U2, то на входе блока 79 сравнения образуется положительное напряжение, которое превышает пороговый уровень Uпop1 в пороговом блоке 80. Пороговое напряжение Uпор1 выбирается таким, чтобы его не превышали случайные помехи. При превышении порогового уровня Uпор1 в пороговом блоке 80 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход блока 72 поиска, выключая его, на вход линии задержки 81, на вход звукового сигнализатора 82 и на управляющие входы ключей 83 и 84, открывая их. Ключи 83 и 84 в исходном состоянии всегда закрыты.

С этого момента времени процесс поиска ФМн-сигналов в заданном диапазоне частот Дf прекращается на время анализа и регистрации обнаруженного ФМн-сигнала, которое определяется временем задержки τз линии задержки 81. При этом звуковой сигнализатор 82 подает звуковые сигналы с интервалом в 10 с (Ти=10 с), что свидетельствует о нарушении статического состояния транспортного средства.

Блок 72 поиска служит для просмотра заданного диапазона частот Дf и поиска в нем ФМн-сигналов, соответствующих транспортным средствам, подвергающимся несанкционированному воздействию. В качестве блока 72 поиска может быть использован генератор пилообразного напряжения.

При прекращении перестройки гетеродина 73 усилителем 75 промежуточной частоты выделяется следующее напряжение
uпр2(t) = UПР•cos[ωпрt+ϕк(t)+ϕпр], 0≤t≤T1,
которое через открытый ключ 83 поступает на первый вход фазового детектора 88.

На выходе удвоителя 76 частоты в этом случае образуется гармоническое напряжение
u4(t) = UПР•cos(2ωпрt+2ϕпр), 0≤t≤T1,
которое поступает на вход делителя 86 частоты на два, на выходе которого образуется гармоническое напряжение
u5(t) = UПР•cos(ωпрt+ϕпр), 0≤t≤T1.

Это напряжение выделяется узкополосным фильтром 87, используется в качестве опорного и поступает на второй вход фазового детектора 88, на выходе которого образуется низкочастотное напряжение (фиг.4ж)
uH1(t) = UH1•cosϕк(t), 0≤t≤T1,
где UH1=1/2К2•UПР2;
К2 - коэффициент передачи фазового детектора,
соответствующее по форме модулирующему коду M1(t). Указанное напряжение регистрируется блоком 89 регистрации. Данное напряжение содержит в цифровой форме данные о транспортном средстве (например, цвет, гараж, стоянка и т.д. ).

Одновременно напряжение гетеродина 73 через открытый ключ 84 поступает на вход измерителя 85 частоты, где измеряется частота передатчика, установленного на транспортном средстве.

Для повышения достоверности приема сложного ФМн-сигнала последний дублируется несколько раз с интервалом 10 с (Ти=10 с). Это обеспечивается соответствующим режимом мультивибратором 51.

Время задержки τ3 линии задержки 81 выбирается таким, чтобы можно было зафиксировать низкочастотное напряжение UH2(t) в блоке 89 регистрации. По истечении этого времени напряжение с выхода линии задержки 81 поступает на вход сброса порогового блока 80 и сбрасывает его содержимое на нулевое значение. При этом звуковой сигнализатор 82 прекращает свою работу, а ключи 83 и 84 закрываются, т.е. переводятся в свои исходные состояния. С этого момента времени процесс просмотра заданного диапазона частот Df и поиск ФМн-сигналов продолжается. При попадании очередного ФМн-сигнала в полосу пропускания Δfп приемника 69 работа устройства происходит аналогичным образом.

При несанкционированном открытии дверей, багажника, капота и съема стекол автомобиля осуществляется подключение обмотки 62 четвертого реле к аккумулятору 29. Его контакты 62.1 и 62.2 замыкаются. Замкнутые контакты 62.1 обеспечивают подключение аккумулятора 29 к передатчику 46.1 и мультивибратору 51. Замкнутые контакты 62.2 включают в схему мультивибратора 51 резистор 59 и переводят его работу в симметричный режим, обмотка 60 реле мультивибратора 51 срабатывает через равные интервалы времени, например, в 1 с и его контакты 60.1 замыкают цепь телеграфного ключа 48 передатчика 46.1 через тот же интервал времени (Ти=1 с).

При проникновении злоумышленника в салон транспортного средства и замыкании выключателя 28 зажигания включается двигатель, автомобиль имеет возможность передвигаться, а обмотка 63 пятого реле подключается к аккумулятору 29. Его контактная пара 63.1 замыкает цепь телеграфного ключа 48 накоротко. При этом передатчик 46.1 посылает в пространство непрерывный ФМн-сигнал, а звуковой сигнализатор 82 воспроизводит непрерывный звуковой сигнал, который оповещает об угоне транспортного средства.

На пункте оповещения полученная информация используется для обнаружения и задержания злоумышленников и угнанных транспортных средств.

Для дистанционного поиска и обнаружения угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, и его задержания используются передатчик 1, устанавливаемый на посту контроля, приемник 46.1 и исполнительный орган 27, устанавливаемые на транспортном средстве.

После включения передатчика 1 высокочастотное колебание
u1(t) = U2•cos(ω2t+ϕ2), 0≤t≤T2,
с выхода задающего генератора 2 поступает на первый вход фазового манипулятора 4, на второй вход которого подается модулирующий код M2(t) c выхода генератора 3 модулирующего кода. B результате фазовой манипуляции на выходе фазового манипулятора 4 образуется ФМн-сигнал
u2(t) = UПР•cos[ω2t+ϕк2(t)+ϕ2], 0≤t≤T2,
который после усиления в усилителе 5 мощности излучается передающей антенной 6 в эфир. При этом передающая антенна 6 может быть направленной, например параболической, что обеспечивает облучение только транспортного потока, проходящего мимо пункта контроля. Фазоманипулированный сигнал U2'(t) улавливается антенной 8 транспортного средства и через усилитель 9 высокой частоты поступает на вход обнаружителя 10, состоящего из измерителей 11 и 13 ширины спектра, удвоителя 12 частоты, блока 14 сравнения, порогового блока 15 и ключа 16. На входе удвоителя 12 частоты образуется гармоническое напряжение
u6(t) = U2•cos(2ω2t+2ϕ2), 0≤t≤Т2.

Далее обнаружитель 10 работает таким же образом, как это описано для обнаружителя 76. При этом на выходе фазового детектора 19 выделяется низкочастотное напряжение
uH2(t) = UH2•cosϕк2(t), 0≤t≤Т2,
где UH2=1/2K2•U22.

Указанное напряжение поступает на вход однополярного вентиля 20, на выходе которого образуются только положительные импульсы. Эти импульсы после накопления в накопителе 21 превышают пороговый уровень Uпop2 в пороговом блоке 22. При превышении указанного уровня в пороговом блоке 22 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 23, открывая его. При этом постоянное напряжение аккумулятора 29 через замкнутый выключатель 28 зажигания, открытый ключ 23 и замкнутый выключатель 26 устройства подается на обмотку 25 реле. Выключатель 26 устройства устанавливается на транспортном средстве в месте, известном только владельцу. При срабатывании реле размыкаются контакты 25.1 и замыкаются контакты 25.2 и 25.3. Разомкнутые контакты 25.1 выключают двигатель, что приводит к остановке транспортного средства.

Постоянное напряжение аккумулятора 29 через замкнутые контакты 25.2 подается на обмотку 30 реле, которое срабатывает и замыкает контакты 30.1. При этом включаются лампы 31-34, установленные на передней и задней панелях кузова транспортного средства. Одновременно напряжение аккумулятора 29 через замкнутые контакты 25.2 подается на звуковой сигнализатор 35. Работа ламп 31-34 и звукового сигнализатора 35 является признаком обнаружения угнанного транспортного средства.

В схеме противоугонного устройства могут использоваться уже имеющиеся на транспортном средстве звуковой сигнализатор и габаритные лампы.

При замыкании контактов 25.2 и 25.3 напряжение питания подается также на узел 40 временной задержки, состоящей из транзистора 41, резисторов 42 и 43, стабилитрона 44 и конденсатора 45. Конденсатор 45 начинает заряжаться и через определенный интервал времени (5-7 с), который регулируется переменным резистором 43, напряжение на конденсаторе 45 достигает напряжения открывания стабилитрона 44, отпирается тиристор 38 и срабатывает звуковой сигнализатор 35. Для поддержки тиристора 38 в открытом состоянии используется заряд конденсатора 37 и лампы 31-34 продолжают работать до задержания транспортного средства и угонщика. Если звуковой сигнализатор 35 срабатывает, то его невозможно выключить только отключив выключатель 28 зажигания. Для выключения звукового сигнализатора 35 необходимо выключить зажигание и кратковременно нажать на выключатель 36. Этим достигается замирание тиристора 38 и исключается его повторное открытие.

Так обеспечивается дистанционный поиск и обнаружение угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, и его задержание. Это достигается использованием сложного ФМн-сигнала, который излучается передатчиком 1, принимается и селектируется приемником 7, детектируется, накапливается и используется для включения габаритных ламп 31-34 и звукового сигнализатора 35 и выключения двигателя. Причем включенные лампы 31-34 и звуковой сигнализатор 35 являются признаком обнаружения угнанного транспортного средства, а выключенный двигатель обеспечивает задержание транспортного средства и угонщика. При этом передатчики 1 устанавливаются на пунктах контроля или машинах ГИБДД, а приемник 7 и исполнительные блоки 27 - на транспортных средствах. Причем пункты контроля могут быть размещены как на магистральных дорогах, так и на выездах из города и других населенных пунктов, блокируя тем самым угон транспортных средств за пределы города и населенных пунктов.

Указанное устройство может быть также использовано и при погоне машин ГИБДД за угнанным транспортным средством или транспортным средством, грубо нарушившим правила дорожного движения, или совершившим дорожно-транспортное происшествие, что предотвращает возникновение последующих возможных транспортных происшествий.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает повышение надежности и расширение функциональных возможностей путем передачи тревожной информации по радиоканалу на приемный пункт оповещения при нахождении транспортного средства в статическом состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице, когда водитель временно или надолго покинул транспортное средство, а также обеспечивает дистанционный поиск и обнаружение угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, его задержание. Это достигается использованием сложных ФМн-сигналов, которые позволяют применять новый вид селекции - структурную селекцию, обеспечивающую более высокую помехоустойчивость и надежность выделения указанных сигналов среди других сигналов и помех, действующих в той же полосе частот и в те же промежутки времени. Это обстоятельство имеет важное значение в условиях высокой насыщенности любого диапазона частот помехами и шумами различного характера и происхождения.

Похожие патенты RU2180293C2

название год авторы номер документа
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Журкович Виталий Владимирович
  • Сергеева Валентина Георгиевна
  • Рыбкин Леонид Всеволодович
RU2302953C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Дикарев В.И.
  • Журкович В.В.
  • Сергеева В.Г.
  • Рыбкин Л.В.
RU2254245C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Журкович Виталий Владимирович
  • Сергеева Валентина Георгиевна
  • Рыбкин Леонид Всеволодович
  • Гянджаева Севда Исмаил Кызы
RU2388629C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Журкович Виталий Владимирович
  • Сергеева Валентина Георгиевна
  • Рыбкин Леонид Всеволодович
  • Гянджаева Севда Исмаил Кызы
RU2373082C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Журкович Виталий Владимирович
  • Сергеева Валентина Георгиевна
  • Рыбкин Леонид Всеволодович
  • Гянджаева Севда Исмаил Кызы
RU2360809C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ УГОНА И КРАЖ 2000
  • Журкович В.В.
  • Ильин А.В.
  • Дикарев В.И.
  • Рыбкин Л.В.
  • Сергеева В.Г.
RU2185298C2
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Дикарев В.И.
  • Журкович В.В.
  • Рыбкин Л.В.
  • Сергеева В.Г.
RU2186698C1
ПРОТИВОУГОННОЕ КОДОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Дикарев В.И.
  • Журкович В.В.
  • Рыбкин Л.В.
  • Сергеева В.Г.
RU2196060C2
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Дикарев В.И.
  • Журкович В.В.
  • Сергеева В.Г.
  • Рыбкин Л.В.
RU2243912C1
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Дикарев В.И.
  • Журкович В.В.
  • Сергеева В.Г.
  • Рыбкин Л.В.
RU2248896C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 180 293 C2

Реферат патента 2002 года ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с применением радиоканалов. Устройство содержит, в частности, рассредоточенные на посту контроля, транспортном средстве и пункте оповещения два передатчика, два задающих генератора, два генератора модулирующего кода, два фазовых манипулятора, два усилителя мощности, передающую, приемную и приемно-передающую антенны, два приемника, дуплексер, два усилителя высокой частоты, четыре измерителя ширины спектра, два удвоителя частоты, два блока сравнения, три пороговых блока, четыре ключа, два фазовых детектора, однополярный вентиль, накопитель, пять реле, два выключателя, исполнительный блок, выключатель зажигания, аккумулятор, четыре габаритные лампы, два звуковых сигнализатора, узел временной задержки, телеграфный ключ, мультивибратор, маятниковый выключатель, охранные выключатели дверей, окон, капота, багажника, блок поиска, гетеродин, смеситель, усилитель промежуточной частоты и измеритель частоты. Тревожная информация передается по радиоканалу на приемный пункт оповещения при нахождении транспортного средства в статическом состоянии на стоянке, в гараже или на улице, когда водитель временно покидает транспортное средство. Устройство характеризуется расширенными функциональными возможностями и повышенной надежностью работы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 180 293 C2

Противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее установленные на последнем первое и второе реле, выполненные первое с первым и вторым замыкающими и размыкающим, а второе - с замыкающим контактами, обмотка первого из которых подключена к аккумуляторной батарее транспортного средства через выключатель зажигания, а один из контактов включен в цепь питания катушки зажигания, узел временной задержки, тиристор, включенный в цепь питания звукового сигнализатора и соединенный управляющим электродом с выходом узла временной задержки, первый ключ, соединенный последовательно с обмоткой первого реле, управляющий выключатель, включенный между первым ключом и корпусом транспортного средства, передатчик, установленный на посту контроля и состоящий из последовательно включенных задающего генератора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности и передающей антенны, приемник, установленный на транспортном средстве и состоящий из антенны и последовательно включенных усилителя высокой частоты, удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом усилителя высокой частоты, первого порогового блока, второго ключа, второй вход которого соединен с выходом усилителя высокой частоты, фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные делитель частоты на два и узкополосный фильтр соединен с выходом удвоителя частоты, однополярного вентиля, накопителя и второго порогового блока, выход которого соединен со вторым входом первого ключа, и сигнальные лампы, при этом замыкающий контакт первого реле включен в цепь управления узла временной задержки между звуковым сигнализатором и выключателем зажигания, а обмотка второго реле и последовательно соединенные между собой замыкающий контакт второго реле и включенные параллельно сигнальные лампы подключены к аккумуляторной батарее через замыкающий контакт первого реле, отличающееся тем, что оно снабжено передатчиком, установленным на транспортном средстве и состоящим из последовательно включенных задающего генератора, телеграфного ключа, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности и дуплексера, соединенного с антенной и усилителем высокой частоты приемника, третьим, четвертым и пятым реле, мультивибратором и приемником, установленным на пункте оповещения и состоящим из последовательно включенных приемной антенны, усилителя высокой частоты, смесителя, второй вход которого через гетеродин соединен с выходом блока поиска, усилителя промежуточной частоты, удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом усилителя промежуточной частоты, порогового блока, второй вход которого соединен с выходом линии задержки, первого ключа, второй вход которого соединен с выходом усилителя промежуточной частоты, фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные делитель частоты на два и узкополосный фильтр соединен с выходом удвоителя частоты, и блока регистрации, из последовательно подключенных к выходу гетеродина второго ключа, второй вход которого соединен с выходом порогового блока, и измерителя частоты, причем к выходу порогового блока подключены входы блока поиска, линии задержки и звукового сигнализатора, к аккумуляторной батарее подключены обмотка третьего реле через маятниковый выключатель, обмотка четвертого реле через параллельно включенные охранные выключатели дверей, окон, капота и багажника транспортного средства, обмотка пятого реле через выключатель зажигания, передатчик и мультивибратор через параллельно включенные замыкающие контакты третьего и четвертого реле, выход мультивибратора подключен к передатчику, замыкающие контакты реле мультивибратора и пятого реле подключены параллельно телеграфному ключу передатчика, второй замыкающий контакт четвертого реле включен последовательно с резистором в одно из плеч мультивибратора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180293C2

RU 2058906 C1, 27.04.1996
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Шилим Иван Тимофеевич
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2061323C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Завьялов Александр Васильевич
  • Замарин Александр Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
  • Уразбахтин Ильдус Гарифович
  • Шилим Иван Тимофеевич
RU2061320C1
DE 19544722 C1, 17.04.1997.

RU 2 180 293 C2

Авторы

Журкович В.В.

Ильин А.В.

Дикарев В.И.

Рыбкин Л.В.

Сергеева В.Г.

Даты

2002-03-10Публикация

2000-03-14Подача