Изобретение относится к области очистки воздуха, поступающего в двигатели летательных аппаратов, в частности, вертолетов и может быть также использовано в воздухоочистителях силовых установок наземных транспортных средств с поршневыми и газотурбинными двигателями, в системах кондиционирования, в стационарных энергетических установках.
Преимущественное использование предлагаемого изобретения - для двигателей вертолетов.
К пылезащитным устройствам (ПЗУ) вертолетов предъявляются высокие требования в части удельных габаритных объемов, потерь давления (гидравлического сопротивления) и эффективности очистки. Так, например, у лучших конструкций ПЗУ гидравлическое сопротивление находится в пределах 100...150 кгс/кв.м, а эффективность очистки - 90...95%.
Известны пылезащитные устройства, предназначенные для очистки воздуха, поступающего в двигатели вертолета. Так, на вертолетах США установлены ПЗУ с прямоточными циклонами фирмы Donaldson. В ФРГ фирма Pall разрабатывает и поставляет вертолетные ПЗУ с прямоточными циклонами с диаметром корпуса до 16 мм [1].
Наиболее широкое применение в качестве базовых элементов в ПЗУ вертолетов получили прямоточные циклоны, конструкция которых известна [2-7]. Они состоят, как правило, из цилиндрического или конического корпуса, лопаточного закручивающего аппарата - завихрителя, трубки отвода очищенного воздуха, установленной по оси корпуса и канала отвода сепарированной пыли.
В целях достижения минимальных габаритов устройства внутренний диаметр циклона выполняется в пределах 15...30 мм при обшей его длине, равной 3...4 диаметрам. Это позволяет обеспечить уменьшенные размеры устройства в направлении по потоку воздуха.
Прототипом циклона предлагаемого ПЗУ является сепаратор по заявке Франции N 2632215, 1989 г. Однако данный сепаратор имеет иную форму корпуса - диффузорная часть его снова переходит в цилиндр, а вместо кольцевого канала отвода пыли имеется специальное окно в корпусе. При малых диаметрах циклона, характерных для вертолетных ПЗУ, это увеличивает вероятность засорения данного окна крупными частицами и снижает этим эффективность очистки. В заявленной конструкции сепаратора не регламентированы соотношения размеров элементов, что, как правило, приводит к повышенному гидравлическому сопротивлению.
Задачей предлагаемого изобретения является снижение гидравлического сопротивления при сохранении эффективности очистки циклона, а также упрощение конструкции. При этом может быть решена и другая задача - повышение эффективности очистки при сохранении гидравлического сопротивления.
Поставленная задача решается тем, что в известном пылезащитном устройстве вертолета, содержащем прямоточные циклоны, закрепленные между наружной и внутренней трубными досками, образующими полость пылесборника с трактом пылеудаления, цилиндрический корпус каждого циклона, снабженный лопаточным закручивающим аппаратом-завихрителем, в его выходном сечении переходит в конический диффузор, внутри которого соосно корпусу циклона на внутренней трубной доске установлена трубка отвода очищенного воздуха, образуя вместе с корпусом кольцевой канал для отвода сепарированной пыли в пылесборник, а геометрические параметры циклона связаны между собой следующими соотношениями:
dт/D=0,60-0,75; Dд/D=1,10-1,20;
lc/D=0,50-1,50; lo=0,10-0,30;
dвых/D=0,85...1,00,
где D - внутренний диаметр цилиндрической части корпуса циклона;
dт и dвых - входной и выходной диаметры трубки отвода очищенного воздуха;
Dд - выходной диаметр диффузора корпуса;
lc - расстояние между завихрителем и трубкой очищенного воздуха;
lo - длина кольцевого канала отвода сепарированной пыли.
Причем наружная трубная доска может совпадать с наружной обшивкой корпуса вертолета и повторять контуры его профиля, а диаметр лопаточного закручивающего аппарата связан с выходным диаметром трубки отвода очищенного воздуха следующим соотношением:
где R - радиус поверхности наружной трубной доски;
L - расстояние между трубными досками.
На фиг.1 показан вариант размещения ПЗУ 1 в мотогондоле вертолета 2.
На фиг. 2 и 3 изображена схема конструкции предлагаемого пылезащитного устройства.
Устройство содержит корпус 1 с наружной и внутренней трубными досками 2 и 3. Корпус крепится к капоту вертолета 4. Наружная трубная доска изогнута по профилю капота. В качестве очистительного элемента в устройстве применяются прямоточные циклоны 5, герметично закрепленные в трубных досках 2 и 3. Пространство внутри корпуса 1 образует сборник сепарированной пыли, которая удаляется по каналу 6 с частью воздуха. Очищенный воздух из циклонов 5 попадает в воздухосборник 7.
На фиг.3 изображена конструктивная схема циклона - составной части предлагаемого ПЗУ. Циклон состоит из корпуса 8, в передней части которого расположен завихритель 9, трубки 10 для отвода очищенного воздуха. Сепарированная пыль удаляется из циклона через кольцевой канал 11, образованный корпусом 8 и трубкой 10. Корпус 8 и трубка 10 консольно закреплены в трубных досках 2 и 3 соответственно с обеспечением их соосности и герметичности соединений.
Устройство работает следующим образом.
Под действием разрежения, создаваемого компрессором двигателя, запыленный воздух получает вращательное движение в завихрителе 9 циклона 5. Частицы пыли, взвешенные во вращающемся потоке воздуха, движутся поступательно в направлении потока. В то же время под действием центробежных сил они отбрасываются к внутренней поверхности корпуса 8, в конечном счете попадая преимущественно в кольцевой канал 11 и далее с частью воздуха в канал 6 пылесборника ПЗУ. Очищенный воздух поступает в трубку 10 и далее в воздухосборник 7.
Эффективность очистки и гидравлическое сопротивление циклона определяются рядом факторов, основными из которых являются геометрические размеры и форма элементов, а также соотношение размеров элементов.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что корпус циклона выполняется в виде цилиндра, переходящего в конический диффузор.
Это позволяет увеличить зазор в кольцевом сечении между трубкой и корпусом циклона Δr и этим обеспечить более эффективную сепарацию частиц пыли без изменения гидравлического сопротивления. Наибольший эффект проявляется при изменении формы корпуса с малым внутренним диаметром (15...30 мм), характерным для циклонов, применяемых в ПЗУ двигателей вертолетов.
По данным экспериментов в циклоне с диаметром корпуса 20 мм применение корпуса комбинированной формы взамен цилиндрического приводит к уменьшению пропуска пыли в трассу очищенного воздуха в два раза. При этом зазор Δr в кольцевом сечении увеличивается в два раза и более, что снижает вероятность его засорения.
Известно влияние величины диаметра трубки dт: чем меньше ее диаметр, т. е. больше зазор Δr, тем меньше пропуск пыли в зону очищенного воздуха и выше эффективность очистки. Но в то же время уменьшение диаметра dт приводит к заметному увеличению гидравлического сопротивления циклона.
Применение конического диффузора на участке сепарации пыли в циклоне позволяет увеличить зазор Δr, что способствует улучшению сепарации пыли при сохранении диаметра трубки, а следовательно, и величины гидравлического сопротивления.
Увеличение диаметра корпуса за счет применения диффузора предусмотрено в пределах, не превышающих размеры и межцентровые расстояния, необходимые для крепления корпусов и трубок циклонов в трубных досках корпуса ПЗУ, поэтому в целом это не приводит к увеличению габаритов устройства, выполняемого как комплект циклонов, объединенных в батарею.
Наиболее рациональные соотношения геометрических параметров циклона предлагаемого ПЗУ находятся в следующих пределах:
dт/D=0,60...0,75; Dд/D=1,10...1,20;
lс/D=0,50...1,50; lo/D=0,10...0,30;
dвых/D=0,85...1,00.
При использовании циклона в ПЗУ, имеющих цилиндрическую форму корпуса - по форме поверхности капота мотогондолы (фиг.1 и 2), предлагается с целью снижения гидравлического сопротивления диаметр завихрителя выполнять увеличенным относительно размеров циклона на выходе. Это допустимо за счет большего межцентрового расстояния между циклонами на наружной трубной доске 3 корпуса ПЗУ (фиг.3) как поверхности с большим радиусом. При этом диаметр D завихрителя находится с выходным диаметром трубки отвода очищенного воздуха dвых в соотношении
где R - радиус поверхности наружной трубной доски ПЗУ;
L - расстояние между трубными досками.
Перечень использованных источников информации
1. Проспект фирмы Pall, ФРГ.
2. Заявка N 0344748, кл. В 04 С-3/00, 1989, ЕПВ (ЕР).
3. Заявка N 0344749, кл. В 04 С-3/00, 1989, ЕПВ (ЕР).
4. Заявка N 0344750, кл. В 04 С-3/00, 1989, ЕПВ (ЕР).
5. Заявка N 2632214, кл. В 04 С-3/06, 1989, Франция.
6. Заявка N 263216, кл. В 04 С-3/06, 1989, Франция.
7. Заявка N 2632215, кл. В 04 С-3/06, 1989, Франция (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2487059C1 |
Циклон | 2015 |
|
RU2621923C9 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ОЧИСТИТЕЛЬ ГАЗА | 1996 |
|
RU2116843C1 |
ЦИКЛОН ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА | 1999 |
|
RU2175577C2 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ОЧИСТИТЕЛЬ ГАЗА | 1996 |
|
RU2116116C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ОЧИСТИТЕЛЬ ГАЗА | 2003 |
|
RU2226121C1 |
БАТАРЕЙНЫЙ ЦИКЛОН | 1997 |
|
RU2115485C1 |
ПРЯМОТОЧНЫЙ ЦИКЛОН И МУЛЬТИЦИКЛОННЫЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2179072C1 |
БАТАРЕЙНЫЙ ЦИКЛОН | 1996 |
|
RU2112602C1 |
Пылезащитное устройство двигателя (варианты) | 2016 |
|
RU2638692C2 |
Изоберетение предназначено для двигателя летательного аппарата. Устройство содержит прямоточные циклоны, закрепленные между наружной и внутренней трубными досками, образующими полость пылесборника с трактом пылеудаления. Цилиндрический корпус каждого циклона, снабженный лопаточным закручивающим аппаратом-завихрителем, в его выходном сечении снабжен коническим диффузором. Внутри диффузора соосно корпусу циклона, на внутренней трубной доске установлена трубка отвода очищенного воздуха, образуя кольцевой канал для отвода сепарированной пыли в пылесборник. Далее идут соотношения, связывающие геометрические параметры циклона. Такое выполнение устройства позволит снизить гидравлическое сопротивление при сохранении эффективности очистки циклона, а также упростить конструкцию. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
dт/D= 0,60-0,75; Dд/D= 1,10-1,20;
lс/D= 0,50-1,50; lо/D= 0,10-0,30;
dвых/D= 0,85-1,00,
где D - внутренний диаметр цилиндрической части корпуса циклона;
dт и dвых - входной и выходной диаметры трубки отвода очищенного воздуха;
Dд - выходной диаметр диффузора;
lс - расстояние между завихрителем и трубкой очищенного воздуха;
lо - длина кольцевого канала отвода пыли.
где R - радиус поверхности наружной трубной доски пылезащитного устройства;
L - расстояние между трубными досками.
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ И ЦЕНТРИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2632215C2 |
СИСТЕМЫ, СПОСОБЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ И ВЫДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ СВЯЗИ "УСТРОЙСТВО-УСТРОЙСТВО" | 2015 |
|
RU2632214C1 |
ВАТЕРКЛОЗЕТ | 2012 |
|
RU2632216C2 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ | 0 |
|
SU312059A1 |
Устройство для очистки воздуха | 1971 |
|
SU398136A1 |
Инерционный воздухоочиститель | 1978 |
|
SU683785A1 |
Устройство для измерения разности потенциалов "сооружение-земля" в зонах блуждающих токов | 1970 |
|
SU344748A1 |
Способ получения полуцеллюлозы | 1969 |
|
SU344749A1 |
EP 0344750 A, 06.12.1989. |
Авторы
Даты
2002-04-20—Публикация
1999-11-22—Подача